МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №4 им. Я. И. Куницына
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
УСТЬ-ЛАБИНСКИЙ РАЙОН
Утверждаю
И. о. директора МКОУ СОШ № 4 им. Я. И. Куницына
___________ И. В. Карева 05.11.2020г.
ПРОГРАММА РАБОТЫ С
ОБУЧАЮЩИМИСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ.
МУНИЦИПАЛЬНОГО КАЗЕННОГО
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ СРЕДНЕЙ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ №4
им. Я. И. Куницына
На 2020-2022 годы
Приоритет: «Совершенствование кадровой политики.
Повышение уровня квалификации педагогов в работе с обучающимися с ОВЗ»
2020 год
1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
Наименование Программы |
Программа работы с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья. |
Нормативноправовые основания для разработки Программы |
- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ; - Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373; - Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «17» декабря 2010 г. № 1897; - Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования (утв. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.05.2012 г., №413); - Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (утв. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 г., №1598); - Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) образования (утв. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 г., №1599); - Методические рекомендации по организации и проведению органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими переданные полномочия Российской Федерации в сфере образования, проверок организаций, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, в рамках федерального государственного надзора в сфере образования, направленные письмом Рособрнадзора от 04.08.2017 № 05375 - Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29 декабря 2010 г. N 189 "Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях" (с изменениями и дополнениями) от 29 июня 2011 г., 25 декабря 2013 г.; - Устав МКОУ СОШ № 4. |
Цель Программы |
Преодоление недостаточной предметной и методической компетентности педагогических работников в работе с обучающимися с ОВЗ. Обеспечение эффективного и устойчивого развития культурного и образовательного пространства детей с ОВЗ. |
Задачи Программы |
1. Оптимизация системы профессионального и личностного роста педагогических работников, непосредственно работающих с детьми с ОВЗ. 2. Организация обучения педагогов основным приемам индивидуализации образовательного процесса в работе с обучающимися с ОВЗ. 3. Осуществление индивидуальной психолого-педагогической помощи детям с ОВЗ. |
Основные разработчики |
В. А. Дорофеев, заместитель директора по УВР, И. П. Джураева, заместитель директора по ВР, Т. В. Романенко, педагогпсихолог. |
Сроки реализации Программы |
10.2020 – 12.2022 гг. |
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы |
1. Повышены предметная и методическая компетентность педагогических работников в работе с обучающимися с ОВЗ, приобретены новые знания и опыт. 2. Внедряется индивидуализация учебного процесса обучения учащихся с ОВЗ. 3. Создана благоприятная образовательная среда, способствующая сохранению здоровья, воспитанию и развитию личности. |
Этапы реализации Программы |
I этап – аналитико-проектировочный: 10.2020 – 12.2020 гг. II этап – реализующий: 01.2021 -12.2022 гг. III этап – аналитико-обобщающий: 05.2022-08.2022 гг. |
Ответственные лица
|
Л. И. Хархарова, директор школы, В. А. Дорофеев, заместитель директора по УВР, И. П. Джураева, заместитель директора по ВР, Т. В. Романенко, педагог-психолог, заведующие учебными кабинетами, Управляющий совет школы, родители, учащиеся |
Порядок управления реализацией Программы |
Корректировка программы осуществляется Педагогическим советом школы; Управляющим советом школы. Управление реализацией программы осуществляется директором школы. |
2. АНАЛИТИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ
2.1. Анализ внешних факторов, влияющих на работу с обучающимися с ОВЗ.
Администрация и педагогический коллектив школы провели анализ, который помогает выявить политические, экономические, социальные и технологические факторы внешней среды. Положительные и отрицательные факторы внешней среды, влияющие на работу с обучающимися с ОВЗ.
Таблица 1.
Факторы |
Положительные |
Отрицательные |
Политические |
Личностный результат образовательной деятельности определяют ФГОС. |
Повышение спектра индивидуальных образовательных возможностей обучающегося ограничено материальными возможностями школы и родителей. |
Экономические |
Наличие высококвалифицированных педагогов, эффективная система финансирования школы. |
Низкий уровень жизни семей обучающихся. Большое количество родителей, не имеющих постоянной работы. |
Социальные |
Развитие олимпиадного и конкурсного движения, системы дополнительного образования. |
Низкий ИСБШ обучающихся. |
Технологические |
Закрепление в законодательстве необходимых трудовых умений учителя: применять современные психолого-педагогические технологии, основанные на знании законов развития личности и поведения в реальной и виртуальной среде. |
Ориентация обучающихся и педагогов на успешную сдачу государственной итоговой аттестации (ГИА) может привести к недостаточному освоению и использованию других технологий и методик, что приведет к снижению учебной мотивации. |
2.2. SWOT - анализ потенциала Программы.
Администрация и педагогический коллектив провели анализ, чтобы выявить сильные стороны, слабые стороны, возможности реализации программы. Результаты анализа описаны в таблице 2.
Таблица 2..
Факторы развития |
Внутренние факторы |
Внешние факторы |
||
Сильные стороны |
Слабые стороны |
Сильные стороны |
Слабые стороны |
|
Стабильность кадрового состава. Опыт участия в инновационной деятельности. Наличие и работа методической службы в школе (педсоветы, методические семинары). Содействие прохождению аттестации учителей работающих с детьми с ОВЗ для повышения качества и результативности педагогической деятельности. |
Недостаточное количество учителей, имеющих высшую категорию. Недостаточное включение педагогов в реализацию образовательных проектов с использованием современных инновационных технологий.
|
Спрос на грамотного современного учителя. Проведение предметных недель, взаимообмен опытом. Публикация положительного опыта. Адресное повышение квалификации учителя. Внедрение современных педагогических технологий, форм и методов работы. |
Инертность, пассивное отношение некоторых учителей к проблеме. Загруженность работой. Проблемы здоровья. Профессиональное выгорание. |
|
Создание и реализация плана мероприятий по развитию предметно-развивающей среды. Создание автоматизированных рабочих мест учителей работающих с ОВЗ. |
Недостаточное материальнотехническое оснащение образовательной деятельности современным оборудованием. |
Эффективное использование ресурсов. |
Изменение социально-экономической ситуации. |
|
Успешное участие в олимпиадном движении, активное развитие дополнительного образования. |
Возрастающая нагрузка и ответственность обучающихся влечёт за собой возникновение |
Целенаправленная организация подготовки обучающихся с ОВЗ к ГИА. Целенаправленная работа педагога- |
Недостаточная мотивация обучающихся для повышения индивидуальных результатов. |
|
Совершенствование воспитательной системы школы, направленной на духовно-нравственное развитие школьников. Инклюзивное образование.
|
стрессовых ситуаций. Отсутствуют комнаты и рекреации для отдыха детей, оборудованные кабинеты для организации внеурочной деятельности
|
психолога. Мотивация учителей для подготовки обучающихся с ОВЗ к участию в различных конкурсах творческого характера. Ведение кружков инициативными и творчески работающими педагогами. Привлечение в качестве руководителей кружка специалистов профессионалов. |
|
Достаточно высокая результативность участия учащихся школы в спортивных соревнованиях и состязаниях |
Повышение % учащихся, имеющих отклонения в физическом здоровье, относящиеся к подготовительной группе здоровья; Не развита система общего и дополнительного образования в части поддержки научно- технического творчества, изобретательской деятельности |
Повышение мотивации к занятиям физической культурой, привитие навыков ЗОЖ; Развитие инновационной экономики России ориентирует образование на развитие талантливой молодежи. |
Снижение занятости обучающихся с ОВЗ в спортивных клубах, секциях |
|
Эффективное управление ресурсами. Достаточный уровень оснащенности компьютерной техникой |
Недостаточная готовность педагогов к организации работы с использованием современных |
Стабильное финансирование на реализацию подпрограммы |
Стремительное «морального старение» компьютерной техники |
|
|
|
информационных технологий |
|
|
Поворот общества к здоровому образу жизни.
|
Некомпетентность родителей в вопросах культуры здоровья. |
Повышение качества просветительской работы |
Дефицит времени Нежелание родителей приобщаться к ЗОЖ |
|
В непосредственной близости расположены Дом Культуры «Кубань», центральный стадион, ЦТТ «Импульс».
|
Школа расположена вблизи железнодорожной станции и различных производственных предприятий. |
Разработка механизмов, поиск возможностей совместной деятельности. |
Незаинтересованность партнеров, отсутствие должной мотивации. |
2.3. Оценка благоприятных возможностей программы работы с обучающимися с ОВЗ.
1. Высокая вероятность. Улучшение материально-технического оснащения образовательной деятельности создаст условия для выполнения требований к реализации основной образовательной программы; индивидуальные образовательные траектории повысят учебные результаты школьников с ОВЗ.
2. Средняя вероятность. Расширение возможностей диалогового взаимодействия учителей и родителей учащихся; создание культурно-образовательных центров расширит возможности для самореализации учащихся в различных направлениях образовательной деятельности.
3. Низкая вероятность. Существенное усиление влияния школы как общественной организации на социум в районе и городе.
2.4. Оценка рисков программы.
1. Средняя вероятность. Отток молодых педагогов из-за низкой профессиональной мотивации; увеличение количества учеников с низким интеллектуальным уровнем.
2. Низкая вероятность. Изменение социально-экономической ситуации; препятствия незапланированного стихийного характера.
Вывод: основными направлениями деятельности школы по работе с обучающимися с ОВЗ являются следующие:
- повышение уровня профессиональной компетенции учителя;
- материально-техническое обеспечение образовательной деятельности;
- разработка индивидуальных образовательных траекторий для школьников с
ОВЗ;
- вовлечение учащихся в систему дополнительного образования; - развитие взаимодействия с родителями.
3. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ.
Результатом входного внешнего и внутреннего мониторинга основных школьных процессов стало выявление следующих проблем:
1. Недостаточные предметные и методические компетентности педагогических работников в работе с обучающимися с ОВЗ.
2. Отсутствие эффективного и устойчивого культурного и образовательного пространства детей с ОВЗ.
Перед школой поставлена следующие цели:
1. Повысить недостаточные предметные и методические компетентности педагогических работников в работе с обучающимися с ОВЗ.
2. Обеспечить создание эффективного и устойчивого культурного и образовательного пространства детей с ОВЗ.
Для их достижения необходимо решить следующие задачи:
1. Оптимизировать систему профессионального и личностного роста педагогических работников, непосредственно работающих с детьми с ОВЗ.
2. Организовать обучение педагогов основным приемам индивидуализации образовательного процесса в работе с обучающимися с ОВЗ.
3. Осуществлять индивидуальную психолого-педагогическую помощь детям с ОВЗ.
Решение этих задач должно привести к следующим планируемым результатам:
• Повышены предметная и методическая компетентность педагогических работников в работе с обучающимися с ОВЗ, приобретены новые знания и опыт.
• Внедряется индивидуализация учебного процесса обучения учащихся с ОВЗ.
• Создана благоприятная образовательная среда, способствующая сохранению здоровья, воспитанию и развитию личности.
Все выше изложенное должно повлиять на качество образования в школе в лучшую сторону.
План реализации приоритета
«Совершенствование кадровой политики»
Таблица 4
Ресурс |
10.2020-12.2021 |
01.2022-12.2022 |
|||
Первое полугодие |
Второе полугодие |
Первое полугодие |
Второе полугодие |
||
Приоритет: Совершенствование кадровой политики |
|||||
Цель: Преодоление недостаточной предметной и методической |
|||||
компетентности педагогических работников в работе с обучающимися с ОВЗ, обеспечение создания эффективного и устойчивого культурного и образовательного пространства детей с ОВЗ. |
|||||
1 |
Сбор статистических данных по наличию и количеству в классах обучающихся с ОВЗ. Корректировка учебных программ по работе с обучающимися с ОВЗ. |
Организация круглых столов внутри ШМО. Участие педагогов в семинарах, конференциях различного уровня по работе с обучающимися с ОВЗ |
Организация круглых столов с привлечением приглашенных специалистов на базе школы. Участие педагогов в семинарах, конференциях и конкурсах различных уровней. |
Продолжается повышение предметной и методической компетентно- сти педагогических работников в работе с обучающимися с ОВЗ, приобретаются новые знания и опыт. |
|
2 |
Анализ предметной и методической компетентности педагогических работников в работе с обучающимися с ОВЗ при помощи различных методик. |
Организация обучения педагогов основным прие- мам индивидуализации образовательного процесса, в том числе, с обучающимися с ОВЗ. |
Внедрение индивидуализации учебного процесса обучения учащихся с ОВЗ.
|
Индивидуализация учебного процесса обучения учащихся с ОВЗ. |
|
3 |
Сбор и анализ информации о прохождении педагогами курсов повышения квалификации и переподготовки по работе с обучающимися с ОВЗ. Составление графика прохождения курсов. |
Организация обучения педагогов на курсах повышения квалификации по работе с обучающимися с ОВЗ. |
Повышены пред метная и методическая компетентность педагогических работников в работе с обучающимися с ОВЗ, приобретены новые знания и опыт. |
Продолжается повышение предметной и методической компетентности педагогических работников в работе с обучающи- мися с ОВЗ, приобретаются новые знания и опыт. |
|
4 |
Сбор и анализ информации по осуществлении индивидуальной психолого-педагогической помощи детям с ОВЗ. |
Организация обучения педагогов основным приемам индивидуальной психолого-пе- дагогической помощи обучающимися с ОВЗ. |
Осуществление индивидуальной психолого-педагогической и иной помощи детям с ОВЗ. |
Создание благоприятной образовательной среды, способствующей сохранению здоровья, воспитанию и развитию личности. |
Основные мероприятия по реализации программы подробно рассмотрены в следующей таблице:
Мероприятия необходимые для реализации Программы.
Таблица 4
Мероприятия |
Сроки выполнения |
Ответственные |
Формирование безбарьерной образовательной среды. |
01.2021- 12.2022 гг. |
Директор, Заведующий хозяйством. |
Паспортизация кабинетов, оснащение кабинетов необходимым материально-техническим оборудованием. |
01.2021- 12.2022 гг. |
Директор, Заведующий хозяйством. |
Разработка дифференцированных учебных планов, индивидуальных учебных программ, планов. |
09.2020- 12.2020 гг. |
Заместитель директора по УВР, педагоги-предметники |
Реализация УМК и авторских программ, рекомендованных Минобрнауки РФ для обучения детей с ОВЗ. |
Регулярно |
Заместитель директора по УВР |
Выявление отклонений в развитии обучающихся. Организация коррекционной работы с детьми, имеющими нарушения в развитии. |
Регулярно |
Заместитель директора по ВР педагог – психолог, социальный педагог |
Совершенствование профессиональных компетенций специалистов социально-психологической службы |
Регулярно |
Заместитель директора по УВР, Заместитель директора по ВР педагог – психолог, социальный педагог |
Формирование кадрового ресурса психолого-педагогического сопровождения. |
01.2021- 12.2022 гг. |
Заместитель директора по УВР, Заместитель директора по ВР педагог – психолог, социальный педагог |
Просветительская и методическая работа с педагогами, специалистами |
01.2021- 12.2022 гг. |
Заместитель директора по УВР, Заместитель директора по ВР педагог – психолог, социальный педагог |
Организация работ по созданию комнаты психологической разгрузки. |
01.2021- 12.2022 гг. |
Директор, педагог – психолог |
Анализ потребностей в инклюзивном образовании. Повышение эффективности индивидуальных образовательных программ. |
11.2020- 05.2021 гг. |
Заместитель директора по УВР, Заместитель директора по ВР педагог – психолог, социальный педагог |
Приобретение специальных учебников и учебных пособий для обучающихся с ОВЗ |
|
|
Корректировка программы индивидуального развития ребенка. |
1 раз в четверть |
Классный руководитель, учителя-предметники |
Формирование толерантного отношения в детской и родительской среде к проблемам детей с ОВЗ. Проведение тренингов. |
Регулярно |
Заместитель директора по ВР педагог – психолог, социальный педагог, классные руководители. |
Введение тьюторского сопровождения обучающихся с ОВЗ. |
Регулярно |
Заместитель директора по УВР |
Организация обмена опытом педагогов, обеспечивающих инклюзивное образование (открытые мероприятия, семинары, мастерклассы для педагогов). |
Регулярно |
Заместитель директора по УВР, Заместитель директора по ВР педагог – психолог, социальный педагог |
Создание методического банка данных для размещения материалов касающихся методического сопровождения по обучению детей с ОВЗ.
|
Регулярно |
Заместитель директора по УВР, Заместитель директора по ВР педагог – психолог, социальный педагог |
Развитие творческих, проектно-исследовательских умений педагогов по обучению детей с ОВЗ. |
Регулярно |
Заместитель директора по УВР |
Систематическое повышение квалификации педагогов, прошедших специальную подготовку и обладающих необходимой квалификацией для организации работы с обучающимися с ОВЗ. |
Регулярно |
Заместитель директора по УВР |
Подготовка детей с ОВЗ к ГИА (ОГЭ и ЕГЭ).
|
Ежегодно |
Заместитель директора по УВР, учителя-предметники, родители |
Просветительская и консультационная работа с родителями (законными представителями) обучающихся |
Регулярно |
Заместитель директора по ВР, педагог – психолог, социальный педа- гог, классные руководители. |
Создание условий, отвечающих психофизическим особенностям и состоянием здоровья выпускников в соответствии с федеральным законодательством. |
Регулярно |
Заместитель директора по ВР, педагог – психолог, социальный педагог, классные руководители. |
4. ПРИНЦИПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Принцип толерантности.
Данный принцип направлен на развитие терпения, толерантности, уважительного отношения к людям и обществу в целом. Обучающиеся должны знать свои права, уметь отстаивать собственные взгляды, принципы, свои культурно-национальные воззрения. Принцип системного подхода.
Данный принцип, следует рассматривать не только как самостоятельную систему, применительно к ЦО, все элементы системы находятся во взаимодействии.
Принцип дифференциации.
В обучении и воспитании ребенка предполагается создать условия для освоения знаний наиболее оптимальным способом, темпом, объемом. Отбором содержания, форм и методов воспитания, учет специфических позиций детей и взрослых в воспитательном процессе. Принцип гуманизации.
Данный принцип предполагает реализацию личностно-ориентированного подхода к организации учебно-воспитательного процесса. Принцип педагогического сотрудничества и поддержки.
Сотрудничество распространяется на образовательное пространство школы и подразумевает под собой совместное взаимодействие участников учебно-воспитательного процесса. В данный процесс входит совместное определение с ребенком его интересов, целей, возможностей и путей преодоления препятствий, которые будут мешать ему, самостоятельно достигать желаемых результатов в обучении, самовоспитании, общении, образе жизни. Принцип воспитания успехом.
Сущность данного принципа заключается в том, что, работая с ребенком, педагог ставит перед собой цель как можно глубже понять его, выявить особенности ученика, а также выделить его цели, стремления, умения, ценности, социально-значимые отношения, мечты, потребности. Используя психолого-педагогические методы, развивать самые малые способности ребенка. Педагогам необходимо не только изучать детей, но и создавать среду для развития успешности, где каждый обучающийся почувствовать и испытать вкус успеха, вкус победы.
Принцип личностного подхода.
Данный принцип предполагает нахождение реальных проблем данного ребенка, в зависимости от ситуации способность организовать деятельность коллектива и так включить в эту деятельность обучающегося, чтобы это могло способствовать положительному решению проблемы.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.