ШНОР. ПРОГРАММА РАБОТЫ С ОБУЧАЮЩИМИСЯ С ОВЗ
Оценка 4.9

ШНОР. ПРОГРАММА РАБОТЫ С ОБУЧАЮЩИМИСЯ С ОВЗ

Оценка 4.9
Педсоветы
pdf
администрации
17.04.2021
ШНОР. ПРОГРАММА РАБОТЫ С ОБУЧАЮЩИМИСЯ С ОВЗ
Подпрограмма перехода школы в эффективный режим работы в рамках проекта 500+. Наша школа участвует в апробации проекта 500+ с осени 2020 года. Мы были первые в Усть-Лабинском районе и единственные в регионе, прошедшими первый этап без замечаний.
ШНОР. ПРОГРАММА РАБОТЫ С ОБУЧАЮЩИМИСЯ С ОВЗ.pdf

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

 СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №4 им. Я. И. Куницына

 МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 

УСТЬ-ЛАБИНСКИЙ РАЙОН

 

 

                                                                                                                        Утверждаю

И. о. директора МКОУ СОШ № 4   им. Я. И. Куницына

___________ И. В. Карева 05.11.2020г.

 

 

 

ПРОГРАММА РАБОТЫ С

ОБУЧАЮЩИМИСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ.

МУНИЦИПАЛЬНОГО КАЗЕННОГО

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ СРЕДНЕЙ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ №4

им. Я. И. Куницына

 

На 2020-2022 годы

 

Приоритет: «Совершенствование кадровой политики.

Повышение уровня квалификации педагогов в работе с обучающимися с ОВЗ»

 

 

 

 

 

 

 

 

2020 год

1.      ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ

Наименование Программы

Программа работы с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.

Нормативноправовые

основания для разработки

Программы

-                     Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ; 

-                     Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373; 

-                     Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «17» декабря 2010 г. № 1897; 

-                     Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования (утв. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.05.2012 г.,

№413);

-                     Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (утв. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 г.,

№1598);

-                     Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) образования (утв. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 г., №1599);

-                     Методические рекомендации по организации и проведению органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими  переданные полномочия Российской Федерации в сфере образования, проверок организаций, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам начального общего, основного общего и

среднего общего образования, в рамках федерального государственного         надзора      в        сфере          образования,       направленные письмом Рособрнадзора от 04.08.2017 № 05375

-                     Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29 декабря 2010 г. N 189 "Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях" (с изменениями и дополнениями) от 29 июня 2011 г., 25 декабря 2013 г.;  - Устав МКОУ СОШ № 4.

Цель Программы

Преодоление недостаточной предметной и методической компетентности педагогических работников в работе с обучающимися с ОВЗ. Обеспечение эффективного и устойчивого развития культурного и образовательного пространства детей с ОВЗ.

Задачи Программы

1.               Оптимизация системы профессионального и личностного роста педагогических работников, непосредственно работающих с детьми с ОВЗ.

2.               Организация обучения педагогов основным приемам индивидуализации образовательного процесса в работе с обучающимися с ОВЗ.

3.               Осуществление индивидуальной психолого-педагогической помощи детям с ОВЗ.

Основные разработчики

В. А. Дорофеев, заместитель директора по УВР, И. П. Джураева, заместитель директора по ВР, Т. В. Романенко, педагогпсихолог.

Сроки реализации

Программы

10.2020 – 12.2022 гг.

Ожидаемые конечные

результаты реализации

Программы

1.               Повышены предметная и методическая компетентность педагогических работников в работе с обучающимися с ОВЗ, приобретены новые знания и опыт.

2.               Внедряется индивидуализация учебного процесса обучения учащихся с ОВЗ.

3.               Создана благоприятная образовательная среда, способствующая сохранению здоровья, воспитанию и развитию личности.

Этапы реализации

Программы

I          этап – аналитико-проектировочный: 10.2020 – 12.2020 гг.

II      этап – реализующий: 01.2021 -12.2022 гг.

III  этап – аналитико-обобщающий: 05.2022-08.2022 гг.

Ответственные лица

 

Л. И. Хархарова, директор школы, В. А. Дорофеев, заместитель директора по УВР, И. П. Джураева, заместитель директора по ВР, Т. В. Романенко, педагог-психолог, заведующие учебными кабинетами, Управляющий совет школы, родители, учащиеся

Порядок  управления

реализацией

Программы  

Корректировка программы осуществляется Педагогическим советом школы; Управляющим советом школы.

Управление реализацией программы осуществляется директором школы. 

 

 

 

 

 

2.      АНАЛИТИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ

2.1.   Анализ внешних факторов, влияющих на работу с обучающимися с ОВЗ.  

         Администрация и педагогический коллектив школы провели анализ, который помогает выявить политические, экономические, социальные и технологические факторы внешней среды. Положительные и отрицательные факторы внешней среды, влияющие на работу с обучающимися с ОВЗ.

 

Таблица 1. 

Факторы

Положительные

Отрицательные

Политические

Личностный результат образовательной деятельности определяют ФГОС.

Повышение спектра индивидуальных образовательных возможностей обучающегося ограничено материальными возможностями школы и родителей.

Экономические

Наличие высококвалифицированных педагогов, эффективная система финансирования школы. 

Низкий уровень жизни семей обучающихся. Большое количество родителей, не имеющих постоянной работы.

Социальные

Развитие олимпиадного и конкурсного движения, системы дополнительного образования.

Низкий ИСБШ обучающихся.

Технологические

Закрепление в законодательстве необходимых трудовых умений учителя: применять современные психолого-педагогические технологии, основанные на знании  законов развития личности и  поведения в реальной и  виртуальной среде.

Ориентация обучающихся и педагогов на успешную сдачу государственной итоговой аттестации (ГИА) может привести к недостаточному освоению и использованию других технологий и методик, что приведет к снижению учебной мотивации.

 

2.2.   SWOT - анализ потенциала Программы.

Администрация и педагогический коллектив провели анализ, чтобы выявить сильные стороны, слабые стороны, возможности реализации программы. Результаты анализа описаны в таблице 2.

Таблица 2..

Факторы развития

Внутренние факторы

Внешние факторы

Сильные стороны

Слабые стороны

Сильные стороны

Слабые стороны

Стабильность кадрового состава. Опыт участия в инновационной деятельности. Наличие и работа методической службы в школе (педсоветы, методические семинары). Содействие прохождению аттестации учителей работающих с детьми с ОВЗ для повышения качества и результативности педагогической деятельности.

Недостаточное количество учителей, имеющих высшую категорию. Недостаточное включение педагогов в реализацию образовательных проектов с использованием современных инновационных технологий.

 

Спрос на грамотного современного учителя. Проведение предметных недель, взаимообмен опытом. Публикация положительного опыта. Адресное повышение квалификации учителя. Внедрение современных педагогических технологий, форм и методов работы.

Инертность, пассивное отношение некоторых учителей к проблеме. Загруженность работой. Проблемы здоровья.

Профессиональное выгорание.

Создание и реализация плана мероприятий по развитию предметно-развивающей среды. Создание автоматизированных рабочих мест учителей работающих с ОВЗ.

Недостаточное материальнотехническое оснащение образовательной деятельности современным оборудованием.

Эффективное использование ресурсов. 

Изменение социально-экономической ситуации.

Успешное участие в олимпиадном движении, активное развитие дополнительного образования.

Возрастающая нагрузка и ответственность обучающихся влечёт за собой возникновение

Целенаправленная организация подготовки обучающихся с ОВЗ к ГИА. Целенаправленная работа педагога-

Недостаточная мотивация обучающихся для повышения индивидуальных результатов.

 

 

Совершенствование воспитательной системы школы, направленной на духовно-нравственное развитие школьников. Инклюзивное образование.

 

стрессовых ситуаций. Отсутствуют комнаты и рекреации для отдыха детей, оборудованные кабинеты для организации внеурочной деятельности 

 

психолога. Мотивация учителей для подготовки обучающихся с ОВЗ к участию в различных конкурсах творческого характера. Ведение кружков инициативными и творчески работающими педагогами. Привлечение    в качестве руководителей кружка специалистов профессионалов.

 

Достаточно высокая результативность участия учащихся школы в спортивных соревнованиях и состязаниях  

Повышение % учащихся, имеющих отклонения в физическом здоровье, относящиеся к подготовительной группе здоровья;

Не развита система общего и дополнительного образования в части поддержки научно- технического творчества, изобретательской деятельности

Повышение мотивации к занятиям физической культурой, привитие навыков

ЗОЖ;

Развитие инновационной экономики России ориентирует образование на развитие талантливой молодежи.

Снижение занятости обучающихся с ОВЗ в спортивных клубах, секциях

Эффективное управление ресурсами. Достаточный уровень оснащенности компьютерной техникой

Недостаточная готовность педагогов к организации работы с использованием современных

Стабильное финансирование на реализацию подпрограммы

Стремительное «морального старение» компьютерной техники

 

 

информационных технологий

 

 

Поворот общества к здоровому образу жизни.

 

 

 

 

 

Некомпетентность родителей в вопросах культуры здоровья.

Повышение качества просветительской работы

Дефицит времени Нежелание родителей приобщаться к ЗОЖ

В непосредственной близости расположены Дом Культуры «Кубань», центральный стадион,

ЦТТ «Импульс».

 

Школа расположена вблизи железнодорожной станции и различных производственных предприятий.

Разработка механизмов, поиск возможностей совместной деятельности.

Незаинтересованность партнеров, отсутствие должной мотивации.

 

 

2.3.   Оценка благоприятных возможностей программы работы с обучающимися с ОВЗ.

1.               Высокая вероятность. Улучшение материально-технического оснащения образовательной деятельности создаст условия для выполнения требований к реализации основной образовательной программы; индивидуальные образовательные траектории повысят учебные результаты школьников с ОВЗ.

2.               Средняя вероятность. Расширение возможностей диалогового взаимодействия учителей и родителей учащихся; создание культурно-образовательных центров расширит возможности для самореализации учащихся в различных направлениях образовательной деятельности.

3.               Низкая вероятность. Существенное усиление влияния школы как общественной организации на социум в районе и городе.

2.4. Оценка рисков программы.

1.               Средняя вероятность. Отток молодых педагогов из-за низкой профессиональной мотивации; увеличение количества учеников с низким интеллектуальным уровнем.

2.               Низкая вероятность. Изменение социально-экономической ситуации; препятствия незапланированного стихийного характера.

Вывод: основными направлениями деятельности школы по работе с обучающимися с ОВЗ являются следующие:

-   повышение уровня профессиональной компетенции учителя;

-   материально-техническое обеспечение образовательной деятельности;

-   разработка индивидуальных образовательных траекторий для школьников с

ОВЗ;

-   вовлечение учащихся в систему дополнительного образования; - развитие взаимодействия с родителями.

 

3. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ.

Результатом входного внешнего и внутреннего мониторинга основных школьных процессов стало выявление следующих проблем:

1.               Недостаточные предметные и методические компетентности педагогических работников в работе с обучающимися с ОВЗ.

2.               Отсутствие эффективного и устойчивого культурного и образовательного пространства детей с ОВЗ.

Перед школой поставлена следующие цели

1.               Повысить недостаточные предметные и методические компетентности педагогических работников в работе с обучающимися с ОВЗ.

2.               Обеспечить создание эффективного и устойчивого культурного и образовательного пространства детей с ОВЗ.

Для их достижения необходимо решить следующие задачи:

1.               Оптимизировать систему профессионального и личностного роста педагогических работников, непосредственно работающих с детьми с ОВЗ.

2.               Организовать обучение педагогов основным приемам индивидуализации образовательного процесса в работе с обучающимися с ОВЗ.

3.               Осуществлять индивидуальную психолого-педагогическую помощь детям с ОВЗ.

Решение этих задач должно привести к следующим планируемым результатам:

      Повышены предметная и методическая компетентность педагогических работников в работе с обучающимися с ОВЗ, приобретены новые знания и опыт.

      Внедряется индивидуализация учебного процесса обучения учащихся с ОВЗ.

      Создана благоприятная образовательная среда, способствующая сохранению здоровья, воспитанию и развитию личности.

Все выше изложенное должно повлиять на качество образования в школе в лучшую сторону.

 

План реализации приоритета

«Совершенствование кадровой политики» 

Таблица 4

Ресурс

10.2020-12.2021

01.2022-12.2022

Первое полугодие

Второе полугодие

Первое полугодие

Второе полугодие

Приоритет: Совершенствование кадровой политики

Цель: Преодоление недостаточной предметной и методической

компетентности педагогических работников в работе с обучающимися с ОВЗ, обеспечение создания эффективного и устойчивого культурного и образовательного пространства детей с ОВЗ.

1

Сбор статистических данных по наличию и количеству в классах обучающихся с ОВЗ. Корректировка учебных программ по работе с обучающимися с ОВЗ. 

Организация круглых столов внутри ШМО. Участие педагогов в семинарах, конференциях различного уровня по работе с обучающимися с

ОВЗ

Организация круглых столов с привлечением приглашенных специалистов на базе школы. Участие педагогов в семинарах, конференциях и конкурсах различных уровней.

Продолжается повышение предметной и методической компетентно-

 сти педагогических

работников в работе с обучающимися с ОВЗ, приобретаются новые знания и опыт.

2

Анализ предметной и методической компетентности педагогических работников в работе с обучающимися с ОВЗ при помощи различных методик.

Организация обучения педагогов основным прие-

 мам индивидуализации образовательного процесса, в том числе, с обучающимися с ОВЗ.

Внедрение индивидуализации учебного процесса обучения учащихся с ОВЗ.

 

 

Индивидуализация учебного процесса обучения учащихся с ОВЗ.

3

Сбор и анализ информации о прохождении педагогами курсов повышения квалификации и переподготовки по работе с обучающимися с ОВЗ. Составление графика прохождения курсов.

Организация обучения педагогов на курсах повышения квалификации по работе с обучающимися с ОВЗ.

Повышены пред метная и методическая компетентность педагогических работников в работе с обучающимися с ОВЗ, приобретены новые знания и опыт.

Продолжается повышение предметной и методической компетентности педагогических работников в работе с обучающи-

 мися с ОВЗ, приобретаются новые знания и опыт.

4

Сбор и анализ информации по осуществлении индивидуальной психолого-педагогической помощи детям с ОВЗ.

Организация обучения педагогов основным приемам индивидуальной психолого-пе-

 дагогической помощи обучающимися с ОВЗ.

Осуществление индивидуальной психолого-педагогической и иной помощи детям с ОВЗ.

Создание благоприятной образовательной среды, способствующей сохранению здоровья, воспитанию и развитию личности.

 

Основные мероприятия по реализации программы подробно рассмотрены в следующей таблице:

Мероприятия необходимые для реализации Программы.

Таблица 4

Мероприятия

Сроки выполнения

Ответственные

Формирование безбарьерной образовательной среды.

01.2021-

12.2022 гг.

Директор,

Заведующий хозяйством.

Паспортизация кабинетов, оснащение кабинетов необходимым материально-техническим оборудованием.

01.2021-

12.2022 гг.

Директор,

Заведующий хозяйством.

Разработка дифференцированных учебных планов, индивидуальных учебных программ, планов.

09.2020-

12.2020 гг.

Заместитель директора по УВР, педагоги-предметники

Реализация УМК и авторских программ, рекомендованных Минобрнауки РФ для обучения детей с ОВЗ.

Регулярно

Заместитель директора по УВР

Выявление отклонений в развитии обучающихся. Организация коррекционной работы с детьми, имеющими нарушения в развитии.

Регулярно

Заместитель директора по ВР педагог – психолог, социальный педагог

Совершенствование                профессиональных компетенций специалистов социально-психологической службы

Регулярно

Заместитель директора по УВР, Заместитель директора по ВР

педагог – психолог, социальный педагог

Формирование кадрового ресурса психолого-педагогического сопровождения.

01.2021-

12.2022 гг.

Заместитель директора по УВР, Заместитель директора по ВР

педагог – психолог, социальный педагог

Просветительская и методическая работа с педагогами, специалистами

01.2021-

12.2022 гг.

Заместитель директора по УВР, Заместитель директора по ВР

педагог – психолог, социальный педагог

Организация работ по созданию комнаты психологической разгрузки.

01.2021-

12.2022 гг.

Директор, педагог – психолог

Анализ потребностей в инклюзивном образовании.

Повышение эффективности индивидуальных образовательных программ.

11.2020-

05.2021 гг.

Заместитель директора по УВР, Заместитель директора по ВР

педагог – психолог, социальный педагог

Приобретение специальных учебников и учебных пособий для обучающихся с ОВЗ

 

 

Корректировка программы индивидуального развития ребенка.

1 раз в четверть

Классный  руководитель,

учителя-предметники

Формирование толерантного отношения в детской и родительской среде к проблемам детей с ОВЗ. Проведение тренингов.

Регулярно

Заместитель директора по ВР педагог – психолог,

социальный педагог, классные руководители.

Введение тьюторского сопровождения обучающихся с ОВЗ.

Регулярно

Заместитель директора по УВР

Организация обмена опытом педагогов, обеспечивающих инклюзивное образование (открытые мероприятия, семинары, мастерклассы для педагогов).

Регулярно

Заместитель директора по УВР, Заместитель директора по ВР

педагог – психолог, социальный педагог

Создание методического банка данных для размещения материалов касающихся методического сопровождения по обучению детей с ОВЗ.

 

Регулярно

Заместитель директора по УВР, Заместитель директора по ВР

педагог – психолог, социальный педагог

Развитие творческих, проектно-исследовательских умений педагогов по обучению детей с ОВЗ.

Регулярно

Заместитель директора по УВР

Систематическое повышение квалификации педагогов, прошедших специальную подготовку и обладающих необходимой квалификацией для организации работы с обучающимися с ОВЗ. 

Регулярно

Заместитель директора по УВР

Подготовка детей с ОВЗ к ГИА (ОГЭ и ЕГЭ).

 

Ежегодно

Заместитель директора по УВР, учителя-предметники, родители

Просветительская и консультационная работа с родителями (законными представителями) обучающихся

Регулярно

Заместитель директора по ВР, педагог – психолог, социальный педа-

гог, классные руководители.

Создание условий, отвечающих психофизическим особенностям и состоянием здоровья выпускников в соответствии с федеральным законодательством.

Регулярно

Заместитель директора по ВР, педагог – психолог,

социальный педагог,  классные руководители.

 

 

4. ПРИНЦИПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

 

Принцип толерантности.

Данный принцип направлен на развитие терпения, толерантности, уважительного отношения к людям и обществу в целом. Обучающиеся должны знать свои права, уметь отстаивать собственные взгляды, принципы, свои культурно-национальные воззрения. Принцип системного подхода.

Данный принцип, следует рассматривать не только как самостоятельную систему, применительно к ЦО, все элементы системы находятся во взаимодействии.

Принцип дифференциации.

В обучении и воспитании ребенка предполагается создать условия для освоения знаний наиболее оптимальным способом, темпом, объемом.  Отбором содержания, форм и методов воспитания, учет специфических позиций детей и взрослых в воспитательном процессе. Принцип гуманизации.

Данный принцип предполагает реализацию личностно-ориентированного подхода к организации учебно-воспитательного процесса. Принцип педагогического сотрудничества и поддержки.

Сотрудничество распространяется на образовательное пространство школы и подразумевает под собой совместное взаимодействие участников учебно-воспитательного процесса. В данный процесс входит совместное определение с ребенком его интересов, целей, возможностей и путей преодоления препятствий, которые будут мешать ему, самостоятельно достигать желаемых результатов в обучении, самовоспитании, общении, образе жизни. Принцип воспитания успехом.

Сущность данного принципа заключается в том, что, работая с ребенком, педагог ставит перед собой цель как можно глубже понять его, выявить особенности ученика, а также выделить его цели, стремления, умения, ценности, социально-значимые отношения, мечты, потребности. Используя психолого-педагогические методы, развивать самые малые способности ребенка. Педагогам необходимо не только изучать детей, но и создавать среду для развития успешности, где каждый обучающийся почувствовать и испытать вкус успеха, вкус победы.

Принцип личностного подхода.

Данный принцип предполагает нахождение реальных проблем данного ребенка, в зависимости от ситуации способность организовать деятельность коллектива и так включить в эту деятельность обучающегося, чтобы это могло способствовать положительному решению проблемы.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

Нормативноправовые основания для разработки

Нормативноправовые основания для разработки

- июня 2011 г., 25 декабря 2013 г.; - Устав МКОУ СОШ № 4.

- июня 2011 г., 25 декабря 2013 г.; - Устав МКОУ СОШ № 4.

Цель Программы Преодоление недостаточной предметной и методической компетентности педагогических работников в работе с обучающимися с

Цель Программы Преодоление недостаточной предметной и методической компетентности педагогических работников в работе с обучающимися с

АНАЛИТИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ 1.1.

АНАЛИТИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ 1.1.

SWOT - анализ потенциала Программы

SWOT - анализ потенциала Программы

Успешное участие в олимпиадном движении, активное развитие дополнительного образования

Успешное участие в олимпиадном движении, активное развитие дополнительного образования

Достаточно высокая результативность участия учащихся школы в спортивных соревнованиях и состязаниях

Достаточно высокая результативность участия учащихся школы в спортивных соревнованиях и состязаниях

В непосредственной близости расположены

В непосредственной близости расположены

Недостаточные предметные и методические компетентности педагогических работников в работе с обучающимися с

Недостаточные предметные и методические компетентности педагогических работников в работе с обучающимися с

Сбор статистических данных по наличию и количеству в классах обучающихся с

Сбор статистических данных по наличию и количеству в классах обучающихся с

Сбор статистических данных по наличию и количеству в классах обучающихся с

Сбор статистических данных по наличию и количеству в классах обучающихся с

Формирование кадрового ресурса психолого-педагогического сопровождения

Формирование кадрового ресурса психолого-педагогического сопровождения

Развитие творческих, проектно-исследовательских умений педагогов по обучению детей с

Развитие творческих, проектно-исследовательских умений педагогов по обучению детей с

Данный принцип предполагает реализацию личностно-ориентированного подхода к организации учебно-воспитательного процесса

Данный принцип предполагает реализацию личностно-ориентированного подхода к организации учебно-воспитательного процесса
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
17.04.2021