ШНОР. ПРОГРАММА РАБОТЫ С ОБУЧАЮЩИМИСЯ С РИСКАМИ УЧЕБНОЙ НЕУСПЕШНОСТИ
Оценка 4.9

ШНОР. ПРОГРАММА РАБОТЫ С ОБУЧАЮЩИМИСЯ С РИСКАМИ УЧЕБНОЙ НЕУСПЕШНОСТИ

Оценка 4.9
Педсоветы
pdf
администрации
17.04.2021
ШНОР. ПРОГРАММА РАБОТЫ С ОБУЧАЮЩИМИСЯ С РИСКАМИ УЧЕБНОЙ НЕУСПЕШНОСТИ
Подпрограмма перехода школы в эффективный режим работы в рамках проекта 500+. Наша школа участвует в апробации проекта 500+ с осени 2020 года. Мы были первые в Усть-Лабинском районе и единственные в регионе, прошедшими первый этап без замечаний.
ШНОР. ПРОГРАММА РАБОТЫ С ОБУЧАЮЩИМИСЯ С РИСКАМИ УЧЕБНОЙ НЕУСПЕШНОСТИ.pdf

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

 СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №4 им. Я. И. Куницына

 МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 

УСТЬ-ЛАБИНСКИЙ РАЙОН

 

 

                                                                                                                                 Утверждаю

И. О. директора МКОУ СОШ № 4   им. Я. И. Куницына

___________ И. В. Карева 07.11.2020г.

 

 

 

ПРОГРАММА РАБОТЫ С

ОБУЧАЮЩИМИСЯ С РИСКАМИ УЧЕБНОЙ НЕУСПЕШНОСТИ.

МУНИЦИПАЛЬНОГО КАЗЕННОГО

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ СРЕДНЕЙ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ №4

им. Я. И. Куницына

 

На 2020-2022 годы

 

Приоритет: «Повышение качества знаний обучающихся»

 

 

 

 

 

 

 

 

2020 год

1.      ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ  

 

Наименование Программы

Программа работы с обучающимися с рисками учебной неуспешности.

Нормативноправовые

основания для разработки

Программы

-                     Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ; 

-                     Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373; 

-                     Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «17» декабря 2010 г. № 1897; 

-                     Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования (утв. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.05.2012 г.,

№413);

-                     Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (утв. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 г.,

№1598);

-                     Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) образования (утв. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 г., №1599);

-                     Методические рекомендации по организации и проведению органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими  переданные полномочия Российской Федерации в сфере образования, проверок организаций, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, в рамках федерального государственного надзора в сфере образования, направленные письмом Рособрнадзора от 04.08.2017 № 05375

-                     Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29 декабря 2010 г. N 189 "Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях" (с изменениями и дополнениями) от 29 июня 2011 г., 25 декабря 2013 г.;  - Устав МКОУ СОШ № 4.

Цель Программы

 Организовать деятельность участников образовательных отношений по обеспечению усвоения основной образовательной программы общего образования учащимися, с рисками учебной неуспешности.

Задачи Программы

1.                 Проведение комплекса мероприятий по выявлению причин неуспешности у обучающихся среди учителей, обучающихся и родителей.

2.                 Организация консультативной помощи приглашенных специалистов педагогам с целью научения применению рефлексивно-деятельностного подхода.

3.                 Внедрение технологии тьюторства.

Основные разработчики

В. А. Дорофеев, заместитель директора по УВР, И. П. Джураева, заместитель директора по ВР, Т. В. Романенко, педагогпсихолог.

Сроки реализации

Программы

10.2020 – 12.2022 гг.

Ожидаемые конечные

результаты реализации

Программы

1.                 Педагог создает условия для обучаемого с трудностями в обучении. Помогает обретать способность действовать самостоятельно, конструировать способы собственной деятельности, осуществлять рефлексию.

2.                 педагогами примененяется рефлексивно-деятельностный подход в работе с отстающими обучающимися.

Этапы реализации

Программы

I          этап – аналитико-проектировочный: 10.2020 – 12.2020 гг.

II      этап – реализующий: 01.2021 -12.2022 гг.

III   этап – аналитико-обобщающий: 05.2022-08.2022 гг.

Ответственные лица

 

Л. И. Хархарова, директор школы, В. А. Дорофеев, заместитель директора по УВР, И. П. Джураева, заместитель директора по ВР, Т. В. Романенко, педагог-психолог, заведующие учебными кабинетами, Управляющий совет школы, родители, учащиеся

Порядок  управления

реализацией

Программы  

Корректировка программы осуществляется Педагогическим советом школы; Управляющим советом школы.

Управление реализацией программы осуществляется директором школы. 

 

 

2.      АНАЛИТИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ

2.1. Анализ факторов, влияющих на учебную неуспешность школьников.

      Игнорирование психофизиологических причин возникновения школьных проблем (школьных трудностей) обязательно приводит к формированию такого психолого-педагогического явления как школьная неуспешность. Проблема школьной неуспешности гораздо шире проблемы школьной (учебной, академической) неуспеваемости. Если школьная неуспеваемость отражает неэффективность учебной деятельности школьника и понимается как низкий уровень (степень, показатель) усвоения знаний, то школьная неуспешность отражает определенное свойство личности, содержащее немало компонентов, имеющее свои характеристики.

Неуспеваемость связана с индивидуальными особенностями детей, с условиями протекания их развития, с наследственными факторами. Именно поэтому необходима систематизация различных подходов к проблеме возникновения неуспеваемости, к выявлению вызывающих ее причин.

 

Типы неуспеваемости:

      Абсолютная неуспеваемость выражена оценкой «неудовлетворительно» и соотносится с минимальными требованиями школьной программы.

      Относительная неуспеваемость характеризуется недостаточной познавательной нагрузкой тех учащихся, которые могли бы превысить обязательные требования, и соотносится с минимальными требованиями школьной программы и возможностями отдельных учащихся.

Под неуспешностью понимается любая деятельность, которая не сопровождается достижением желаемого результата (успеха).

 Одним из элементов по преодолению неуспешности обучения является создание системы мониторинга (психологического, здоровья, социологического, уровня обученности).

Факторы, усиливающие неуспешность:

      Генетическое неблагополучие;

      Физиологические недостатки;

      Социальная среда.

 

Принципы построения занятий с неуспешными обучающимися выглядят следующим образом: 

      отчетливая целенаправленность урока;

      оптимальный психологический режим;

      оптимальный темп и ритм работы;

      систематическая последовательность и преемственность учебных операций;

      завершенность операций;

      достаточное организационное  и материальное обеспечение;

      непрерывный контроль и самоконтроль;

      восстановление делового равновесия при его нарушении (коррекция);

      закрепление и усовершенствование знаний  и умений;

      экономия времени на уроке.

 

Исходя из этих требований, строится работа, создавая для каждой группы учащихся свою индивидуальную траекторию развития на каждый конкретный урок.

2.2. Анализ перспектив улучшения результатов неуспешных учеников.

 

Формирование положительного отношения к учению у неуспевающих школьников.

Таблица 1

Формируемые отношения

Этапы работы

 

1 этап

2 этап

3 этап

4 этап

Отношение к содержанию учебного материала.

Наиболее легкий занимательный материал независимо от его важности, значимости.

Занимательный материал, касающийся сущности изучаемого.

Существенный, важный, но непривлекательный материал.

 

Отношение к процессу учения (усвоение знаний).

Действует учитель, ученик только воспринимает.

Ведущим

остается учитель, ученик участвует в отдельных звеньях процесса.

Ведущим становится ученик, учитель участвует в отдельных звеньях процесса.

Ученик действует самостоятельно.

Отношение к себе, своим силам.

Поощрение успехов в

учебе, работе, не требующей усилий.

Поощрение успеха к работе, требующей некоторых усилий.

Поощрение успеха в работе, требующей значимых усилий.

 

Отношение к учителю (коллективу).

Подчеркнутая объективность, нейтралитет.

Доброжелательность, внимание, личное расположение, помощь, сочувствие.

Использование суждения наряду с доброжелательностью, помощью и др.

 

 

Оказание помощи неуспевающему ученику на уроке.

Таблица 2

Этапы урока

Виды помощи в учении

В процессе контроля за подготовленностью учащихся.

Создание атмосферы особой доброжелательности при опросе.

Снижение темпа опроса, разрешение дольше готовиться у доски.

Предложения учащимся примерного плана ответа.

Разрешение пользоваться наглядными пособиями, помогающими излагать суть явления.

 

Стимулирование оценкой, подбадриванием, похвалой.

При изложении нового материала.

Применение мер поддержания интереса к усвоению темы.

Более частое обращение к слабоуспевающим с вопросами, выясняющими степень понимания ими учебного материала.

Привлечение их в качестве помощников при подготовке приборов, опытов и т.д.

Привлечение к высказыванию предложений при проблемном обучении, к выводам и обобщениям или объяснению сути проблемы, высказанной сильным учеником.

В ходе самостоятельной работы на уроке.

Разбивка заданий на дозы. Этапы, выделение в сложных заданиях ряда простых.

Ссылка на аналогичное задание, выполненное ранее.

Напоминание приема и способа выполнения задания.

Указание на необходимость актуализировать то или иное правило.

Ссылка на правила и свойства, которые необходимы для решения задач, упражнений.

Инструктирование о рациональных путях выполнения заданий, требованиях к их оформлению.

Стимулирование самостоятельных действий слабоуспевающих.

Более тщательный контроль за их деятельностью, указание на ошибки, проверка, исправления.

При организации самостоятельной работы.

Выбор для групп слабоуспевающих наиболее рациональной системы упражнений, а не механическое увеличение их числа.

Более подробное объяснение последовательности выполнения задания.

Предупреждение о возможных затруднениях, использование карточек-консультаций, карточек с направляющим планом действий.

 

Факторы преодоления неуспешности в обучении

Успешное обучение является не только искомым результатом всей деятельности школы, но и является необходимым условием для введения расширенного и углубленного обучения отдельным предметам, основой для профессиональной ориентации обучающихся, важным фактором формирования личности ребенка, а также его социализации в общество. 

Достижение успешности обусловлено следующими факторами, определяющими жизнедеятельность ребенка:

       Социальное благополучие (неблагополучие) семьи;

       Готовность ребенка к получению образования;

       Готовность школы предоставить необходимые образовательные услуги;

       Наличие социального запроса на образование.  

В связи с наличием учащихся, имеющими трудности в усвоении программы, МО учителей начальных классов рассмотрело на заседании вопрос об оказании помощи детям. Была спланирована работа психолога, логопеда и учителей по преодолению неуспешности.

 

Построение образовательной деятельности в соответствии с факторами, формирующими неуспешность ученика.

       Готовность ребенка к получению образования диагностируется во время его обучения в школе. Различают психологическую, специальную учебную, физическую и социальную готовность к обучению. Недостижение ребенком какого-либо параметра готовности влечет за собой проблемы в обучении, которые школа должна не только констатировать, но и решать в ходе образовательного процесса.  

       Фактор социального благополучия семьи проявляется в наличии материальной базы семьи, достаточной для предоставления ребенка запрашиваемого образования, образовательным уровнем родителей, достаточным для формирования потребностей в образовании и для оказания помощи ребенку в обучении, благоприятном психологическом климате семье как формирующей основе формирования личности ребенка.  

 

Вывод: Деятельностный подход к решению проблем обучения ребенка состоит в выстраивании системы оказания помощи ребенку при наличии у него различных трудностей в обучении. Совместно с педагогом психологом и медицинской службой формируется индивидуальная программа преодоления неуспешности в обучении. Другое направление оказания помощи обучающимся - реализация программы ликвидации пробелов в обучении. В этом случае очень важную роль может сыграть наличие тьюторской службы в школе.

 

2.3. Оценка благоприятных возможностей программы работы с обучающимися, имеющими высокий уровень неуспешности.

1.     Высокая вероятность. Улучшение материально-технического оснащения образовательной деятельности создаст условия для выполнения требований к реализации основной образовательной программы; индивидуальные образовательные траектории повысят учебные результаты школьников с низкой мотивацией.

2.     Средняя вероятность. Расширение возможностей диалогового взаимодействия учителей и родителей учащихся; создание культурно-образовательных центров расширит возможности для самореализации учащихся в различных направлениях образовательной деятельности.

3.     Низкая вероятность. Существенное усиление влияния школы как общественной организации на социум в районе и городе.

 

2.4. Оценка рисков программы.

1.     Средняя вероятность. Отток молодых педагогов из-за низкой профессиональной мотивации; увеличение количества учеников с низким интеллектуальным уровнем.

2.     Низкая вероятность. Изменение социально-экономической ситуации; препятствия незапланированного стихийного характера.

Вывод: основными направлениями деятельности школы по повышению учебной мотивации учащихся являются:

-   повышение уровня профессиональной компетенции учителя;

-   материально-техническое обеспечение образовательной деятельности; - разработка индивидуальных образовательных траекторий для школьников с низкой учебной мотивацией;

-   вовлечение учащихся в систему дополнительного образования; - развитие взаимодействия с родителями.

 

2. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ.

Результатом анализа основных школьных процессов стало выявление следующей проблемы:

Школа работает в условиях большого количества обучающихся с рисками учебной неуспешности.

 Перед школой поставлена следующая цель

Организовать деятельность участников образовательных отношений по обеспечению усвоения основной образовательной программы общего образования учащимися, с рисками учебной неуспешности.

Для ее достижения необходимо решить следующие ЗАДАЧИ:

1.   Провести комплекс мероприятий по выявлению причин неуспешности у обучающихся среди учителей, обучающихся и родителей.

2.   Организовать консультативную помощь приглашенных специалистов педагогам с целью научения применению рефлексивно-деятельностного подхода.

3.   Внедрить технологию тьюторства в школе.

Решение этих задач должно привести к следующим планируемым результатам:

      Педагог создает условия для обучаемого с трудностями в обучении

      Помогает обретать способность действовать самостоятельно, конструировать способы собственной деятельности, осуществлять рефлексию.

      Педагогами примененяется рефлексивно-деятельностный подход в работе с отстающими обучающимися.

      Тьютором проводятся дополнительные занятия с во внеучебное время с обучающимися с рисками учебной неуспешности.

Все выше изложенное должно повлиять на качество образования в школе в лучшую сторону.

 

 

План реализации приоритета

«Повышение качества знаний обучающихся»

Таблица 3

Ресурс

10.2020-12.2021

01.2022-12.2022

Первое полугодие

 Второе полугодие

Первое полугодие

Второе полугодие

Приоритет: Повышение качества знаний обучающихся.

Цель: Организовать деятельность участников образовательных отношений по обес печению усвоения основной образовательной программы общего образования учащимися, с рисками учебной неуспешности..

1

Проведение комплекса мероприятий по выявлению причин неуспешности у обучающихся среди учителей, обучающихся и родителей.

Разработан и внедрен комплекс мер

 по снижению доли неуспешности у обучающихся.

Педагог создает условия для обучаемого с трудностями в обучении. Помогает обретать способность действовать самостоятельно, конструировать способы собственной деятельно сти, осуществлять рефлексию.

Педагог создает условия для обучае-

 мого с трудностями

в обучении. Помогает обретать способность действовать самостоятельно, конструировать способы соб-

-ственной деятельности, осуществлять рефлексию.

2

Составление графика консультативной помощи приглашенных специалистов педагогам по применению рефлексивно-деятельностного подхода в обучении.

Оказание консультативной помощи приглашенными специалистами педагогам по применению рефлексивно-деятельностного подхода.

Педагогами применяется рефлексивно-деятельностный подход в работе с отстающими обучающимися.

Педагогами применяется рефлексивно-деятельностный подход в работе с отстающими обучающимися.

3

Изыскание возможности внедрения технологии тьюторства в школе.

Внедрение технологии тьюторства в школе.

Тьютором проводятся дополнительные занятия с во внеучебное время с обучающимися с рисками учебной неуспешности. 

Тьютором проводятся дополнительные занятия с во внеучебное время с обучающимися с рисками учебной неуспешности. 

-

 

 

 

 

 

 

Технологическая карта педагогической программы работы со слабоуспевающими и неуспевающими учащимися

Таблица 4

Вид работы

Когда?

Зачем?

Что?

Как?

Работа на уроке

При   выявлении стадии развития, на которой находится ученик, определении зоны его ближайшего развития посредством регулярного мониторинга, диагностики

Для предотвращения отставания,  своевременного усвоения предмета.

Создание микроклимата в классе.

Вести карту наблюдения.

Алгоритмизация действий.

Работа в группах,  парах.

Удержание интереса.

Индивидуальные консультации.

Формирование мотивации к обучению.

Уроки коррекции знаний.

Стимулирование оценкой, похвалой.

Опорные конспекты, памятки.

Дидактические игры.

Внеурочная деятельность

При возникновении затруднений:

Для:                   предупреждения неуспеваемости;

 Индивидуальный подход в работе со слабоуспевающими и неуспевающими учащимися

Индивидуальные и групповые консультации.

в изучении нового материала;

ликвидации выявленных пробелов в знаниях;

Оказание помощи при выполнении домашнего задания (карточки инструкции, помощь сильных учеников).

выявлении пробелов в знаниях.

формирования мотивации, интереса к учебе

Творческие задания.

Воспитательная работа

Регулярно, опираясь на контроль со стороны учителей-предметников.

Для формирования личности школьника, мотивации, интереса к учебе

Индивидуальный подход, создание комфортной среды.

Опора на хобби.

Проведение тематических классных часов, предметных недель.

Вовлечение в кружки, КТД.

Работа с родителями

При отставании в учебе, пропусках занятий, невыполнении домашних заданий, несоответствующей обстановке в классе, семье.

Для оказания профессионально-педагогической помощи родителям; выяснения причин

неуспеваемости;

Определение типа ученика и причин неуспеваемости. Формирование как внутренних, так и внешних  мотивов.

Тематические родительские собрания. Индивидуальная и коррекционная работа с родителями

Работа ведется регулярно.

установления единых требований

Помощь родителям в коррекции успеваемости ребенка.

Совет профилактики.

 

4.   МЕТОДИКА ВНЕДРЕНИЯ ПРОГРАММЫ

Классному руководителю:

Определить причину неуспеваемости учащегося через: 

анкетирование (анкета: анализ причин неуспеваемости обучающихся);

беседу с психологом;

беседу с социальным педагогом, для выяснения социальных условий;

беседу с преподавателем, у которого учащийся имеет «неудовлетворительную» оценку.

Вести контроль за: 

посещением неуспевающего учащегося у психолога (если такая помощь необходима);

успеваемостью при сдаче дополнительных или индивидуальных заданий учителю предметнику.

Уведомлять еженедельно родителей и курирующего завуча о результатах успеваемости учащегося.

Разработать вместе с ребенком индивидуальный план его учебной деятельности и подводить итоги по окончанию четверти. Учителю-предметнику:

Выстроить систему взаимодействия с классным руководителем, СПС, родителями учащихся, завучем в решении задач по успешности обучения детей.

Планировать и осуществлять на уроке работу со слабоуспевающими и неуспевающими учащимися.

Социально-психологической службе:

Составить индивидуальный план по оказанию социально-психологической помощи неуспевающему ребенку.

Довести до сведения родителей и классного руководителя график проводимых занятий, бесед.

 

 

Заместителю директора по УВР:

Регулировать вопросы взаимодействия учителя-предметника с классным руководителем, СПС школы, родителями учащихся в решении задач повышения успешности обучения детей.

Оценивать теоретическую подготовленность учителя и методику преподавания по вопросу преодоления неуспеваемости учащегося через посещение уроков и собеседования.

Проводить собеседования с классными руководителями по результатам работы с неуспевающими учащимися не менее 1 раза в месяц.

Проводить собеседования с учащимися для выявления причин неуспеваемости и затруднений в обучении.

 

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

Наименование Программы Программа работы с обучающимися с рисками учебной неуспешности

Наименование Программы Программа работы с обучающимися с рисками учебной неуспешности

Устав МКОУ СОШ № 4.

Устав МКОУ СОШ № 4.

Цель Программы Организовать деятельность участников образовательных отношений по обеспечению усвоения основной образовательной программы общего образования учащимися, с рисками учебной неуспешности

Цель Программы Организовать деятельность участников образовательных отношений по обеспечению усвоения основной образовательной программы общего образования учащимися, с рисками учебной неуспешности

Анализ факторов, влияющих на учебную неуспешность школьников

Анализ факторов, влияющих на учебную неуспешность школьников

Исходя из этих требований, строится работа, создавая для каждой группы учащихся свою индивидуальную траекторию развития на каждый конкретный урок

Исходя из этих требований, строится работа, создавая для каждой группы учащихся свою индивидуальную траекторию развития на каждый конкретный урок

Отношение к учителю (коллективу)

Отношение к учителю (коллективу)

В ходе самостоятельной работы на уроке

В ходе самостоятельной работы на уроке

Готовность ребенка к получению образования диагностируется во время его обучения в школе

Готовность ребенка к получению образования диагностируется во время его обучения в школе

Вывод: основными направлениями деятельности школы по повышению учебной мотивации учащихся являются: - повышение уровня профессиональной компетенции учителя; - материально-техническое обеспечение образовательной деятельности; - разработка индивидуальных…

Вывод: основными направлениями деятельности школы по повышению учебной мотивации учащихся являются: - повышение уровня профессиональной компетенции учителя; - материально-техническое обеспечение образовательной деятельности; - разработка индивидуальных…

Ресурс 10.2020-12.2021 01

Ресурс 10.2020-12.2021 01

Технологическая карта педагогической программы работы со слабоуспевающими и неуспевающими учащимися

Технологическая карта педагогической программы работы со слабоуспевающими и неуспевающими учащимися

Технологическая карта педагогической программы работы со слабоуспевающими и неуспевающими учащимися

Технологическая карта педагогической программы работы со слабоуспевающими и неуспевающими учащимися

Уведомлять еженедельно родителей и курирующего завуча о результатах успеваемости учащегося

Уведомлять еженедельно родителей и курирующего завуча о результатах успеваемости учащегося
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
17.04.2021