МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №4 им. Я. И. Куницына
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
УСТЬ-ЛАБИНСКИЙ РАЙОН
Утверждаю
И. о. директора МКОУ СОШ № 4 им. Я. И. Куницына
___________ И. В. Карева 07.11.2020г.
ПРОГРАММА СОТРУДНИЧЕСТВА
С РОДИТЕЛЯМИ И ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ.
МУНИЦИПАЛЬНОГО КАЗЕННОГО ОБЩЕОБРАЗОВА-
ТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ СРЕДНЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВА-
ТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ №4 им. Я. И. Куницына
Приоритет: «Сотрудничество с родителями и общественностью»
2020 год
1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
Наименование Программы |
Программа сотрудничества с родителями и общественностью |
Нормативноправовые основания для разработки Программы |
- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ; - Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373; - Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «17» декабря 2010 г. № 1897; - Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования (утв. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.05.2012 г., №413); - Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (утв. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 г., №1598); - Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) образования (утв. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 г., №1599); - Методические рекомендации по организации и проведению органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими переданные полномочия Российской Федерации в сфере образования, проверок организаций, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, в рамках федерального государственного надзора в сфере образования, направленные письмом Рособрнадзора от 04.08.2017 № 05375 - Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 22 октября 2015 г. № 08-1729 «О направлении методических рекомендаций» - Распоряжение Министерства Просвещения Российской Федерации от 27 декабря 2019 г. N Р-154 «ОБ УТВЕРЖДЕНИИ МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО МЕХАНИЗМАМ ВОВЛЕЧЕНИЯ ОБЩЕСТВЕННО-ДЕЛОВЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ И УЧАСТИЯ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ РАБОТОДАТЕЛЕЙ |
|
В ПРИНЯТИИ РЕШЕНИЙ ПО ВОПРОСАМ УПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЕМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ, В ТОМ ЧИСЛЕ В ОБНОВЛЕНИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРО- ГРАММ» - Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29 декабря 2010 г. N 189 "Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях" (с изменениями и дополнениями) от 29 июня 2011 г., 25 декабря 2013 г.; - Устав МКОУ СОШ № 4. |
Цель Программы |
Уменьшение числа родителей, не участвующих в образовательном и воспитательном процессе. Привлечение родителей к управлению школой. Расширение сетевого взаимодействия с организациями и предприятиями города и района.
|
Задачи Программы |
1. Разработка комплекса мер по привлечению родителей к управлению школой и к организации учебно-воспитательного процесса. 2. Создание эффективно функционирующего Управляющего совета школы. 3. Привлечение родителей к организации, проведению и участию в различных мероприятиях школы и отдельных классов. 4. Заключение договоров, организация профориентационной деятельности, привлечение специалистов для проведения мероприятий. |
Основные разработчики |
В. А. Дорофеев, заместитель директора по УВР, И. П. Джураева, заместитель директора по ВР, Т. В. Романенко, педагогпсихолог, И. В. Карева, Заведующая хозяйством. |
Сроки реализации Программы |
10.2020 – 12.2022 гг. |
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы |
1. Создана вертикаль Родительских комитетов, взаимодействующих между собой и подотчетных Общешкольному родительскому комитету. 2. Управляющий совет принимает активное участие в разработке нормативно-правовых актов образовательной организации, устанавливает дополнительные критерии оценки качества работы организации. 3. Составлены графики дежурств родителей на общешкольных мероприятиях, посещения уроков. Родители в роли организаторов принимают участие в мероприятиях различного уровня. 4. Родители и представители общественности принимают активное участие в жизни школы. |
Этапы реализации Программы |
I этап – аналитико-проектировочный: 10.2020 – 12.2020 гг. II этап – реализующий: 01.2021 -12.2022 гг. III этап – аналитико-обобщающий: 05.2022-08.2022 гг. |
Ответственные лица
|
Л. И. Хархарова, директор школы, В. А. Дорофеев, заместитель директора по УВР, И. П. Джураева, заместитель директора по ВР, Т. В. Романенко, педагог-психолог, И. В. Карева, Заведующая хозяйством, заведующие учебными кабинетами, Управляющий совет школы, родители, учащиеся |
Порядок управления реализацией Программы |
Корректировка программы осуществляется Педагогическим советом школы; Управляющим советом школы. Управление реализацией программы осуществляется директором школы. |
.
2. АНАЛИТИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ
2.1. Анализ факторов сотрудничества школы, родителей и представителей общественности.
Под «родительской вовлеченностью» понимается участие родителей в академическом развитии и образовании детей, родительские образовательные практики, убеждения относительно образовательных возможностей ребенка и мотивационные установки относительно образования.
Результаты многочисленных зарубежных исследований практик взаимодействия семьи и школы показывают, что налаженная коммуникация со школой является важным условием вовлеченности родителей в школьную жизнь, которая, в свою очередь, благоприятно влияет на весь образовательный процесс. В нашей стране фактические данные о коммуникации школы и родителей весьма малочисленны. Интерес к теме «родительской вовлеченности» вызван не только направлением образовательной политики в стране, но и объективными процессами изменения взаимоотношений школы и семьи. В средний советский период в России существовала экспертная модель взаимодействия семьи и школы, «родительские университеты»: школа выступала абсолютным авторитетом, просвещала родителей. На позднем этапе СССР школа признала необходимость работы с родителями, но без признания их компетентности. Во время перестройки и в ранний постсоветский период родители рассматривались в качестве финансовых ресурсов. Наконец, стала очевидной необходимость сдвига к партнерским отношениям с родителями, привлечению их к управлению школой.
Различают три уровня родительской активности.
1. Базовый – уровень активности включает воспитание и коммуникацию. До 90% всех родителей обращают внимание на оценки, интересуются событиями школьной жизни, контактируют с учителями.
2. Средний – уровень характеризуется участием родителей в выполнении домашних заданий, а также в «волонтерской» помощи в организации учебного процесса и проведении школьных мероприятий. Этим занимается около половины российских родителей.
3. Высший – уровень связан с участием родителей в принятии решений по вопросам жизнедеятельности школы и сотрудничестве с местным сообществом, и реализуется он немногими. Высший уровень активности во взаимодействии со школой родители демонстрируют редко: участие в управлении принимают 13,1% родителей, а с местным сообществом в интересах школы взаимодействует 3,4%. В такое социальное партнерство вовлечены преимущественно родители с наибольшим уровнем ресурсов – высоким уровнем образования и доходов, часто это собственники бизнеса, обладающие лидерскими и другими качествами, необходимыми для участия в процессе управления и развития образовательной организации.
Происходящее в последние годы реформирование системы образования обусловливает потребность в создании новых форм коммуникации школы с социумом, основанных на принципах равноправия, диалога и совместного принятия решений.
В условиях информационной «закрытости» у школы отсутствует возможность обсуждать свои насущные проблемы с родителями. Практиками обеспечения информационной открытости являются публичный доклад руководителя школы, сайты образовательных организаций и управленческих структур, управляющие советы, попечительские советы, базы данных, электронные журналы и дневники, информационные порталы региональных органов управления образованием, рейтинги школ и муниципалитетов. Однако информации о том, насколько перечисленные практики способствуют построению эффективной коммуникации с родителями, у школ нет. Родителям небезразличны отношения с учителями и администрацией учебных заведений, в которых учатся их дети: они отмечают недостаток возможностей для обсуждения со школой важных для них тем, обращают внимание на «закрытость» школы.
Новые тенденции обусловили стремление части родителей активно участвовать в школьной жизни своего ребенка. Особенно заметен этот процесс в школах больших городов, в среде образованных родителей. В то же время значительное число педагогов считает, что семья самоустраняется от воспитания детей. Данное противоречие объясняется высокой дифференциацией родителей с точки зрения их вовлеченности в образовательный процесс, однако сложившаяся на сегодня практика работы образовательных организаций не способствует эффективному выявлению и обеспечению дифференцированных запросов разных групп родителей. В таких условиях настоятельной необходимостью становится поиск и построение новых способов и каналов коммуникации семьи и школы, которые будут способствовать росту вовлеченности родителей в образовательный процесс.
2.2. Анализ трудностей коммуникации «учитель, школа» - «родитель» Основные трудности, по мнению родителей:
• закрытость» педагога,
• педагог не учитывает личностные особенности ребенка,
• педагог требует от родителей участвовать в подготовке домашних заданий и контроле успеваемости, а родители не хотят или не готовы включаться в процесс обучения. (Или наоборот, когда родители хотят принимать участие в обучении своего ребенка, и им не хватает «открытости» педагога).
• Отсутствует должная поддержка и квалифицированная помощь от школьного психолога,
• наличие контрольно-пропускных пунктов в школах,
• специфика территории, на которой школа находится,
• специфика администрациии,
• специфика контингента родителей.
Наиболее распространенные формы и способы работы с семьей:
• непосредственное общение классного руководителя с родителями учащихся;
• деятельность управляющих советов;
• родительские собрания.(наиболее продуктивной формой являются общешкольные собрания, во время которых у родителей есть возможность помимо обсуждения общих вопросов индивидуально подойти к тому или иному педагогу);
• рубрика «вопрос — ответ» на сайте школы;
• электронный журнал и дневник;
• внутренняя информационно-образовательная среда школы, позволяющая объединить сотрудников, учеников и родителей в едином интерактивном пространстве;
• различные школьные мероприятия, привлекающие к совместной деятельности детей и родителей.
2.3. Факторы, влияющие на частоту общения «семьи» и «школы». По результатам проведенных в МКОУ СОШ №4 исследованиям, интерес родителей к учебной деятельности детей наиболее высок в начальной школе. После 4-го класса родители меньше интересуются учебными достижениями детей. К директору школы и его заместителям родители чаще приходят с вопросами, касающимися условий обучения: питание, безопасность, материально-техническое оснащение класса и т. д. Популярным запросом также являются отношения между детьми в классе, в которые часто привносятся неразрешенные конфликты родителей друг с другом, из-за них родители нередко просят перевести ребенка в другой класс.
Наш опыт позволяет сделать вывод, что коммуникация с родителями не вызывает сложностей, если если она регулярна. Проблемы возникают у тех школ, которые это правило не соблюдают.
Такие факторы, как структура семьи, наличие автомобиля, чтение иностранной литературы родителями ребенка, наличие отдельной комнаты у ребенка, статистически не связаны с частотой общения семьи и школы. При этом наличие высшего образования, пол ребенка, социально-экономический статус семьи связаны с частотой общения со школой и вовлеченностью родителей в дела школы. Чем больше в семье доля взрослых, имеющих высшее образование, тем чаще семья оказывает безвозмездную добровольную помощь школе.
По мере взросления ребенка семья постепенно «уходит» из школы: меньше контактирует с учителями, меньше участвует в школьных мероприятиях, большинство родителей старшеклассников ни разу не оказывали добровольную помощь школе. В начальной школе 27% родителей или других членов семьи один-два раза в неделю общаются с кем-либо из учителей школы, чаще всего с классным руководителем, а в старшей школе (8-10-е классы) таких только 8%, в средней — 12%. Только 14% родителей учащихся начальной школы ответили, что общаются с учителями реже, чем раз в полгода или один-два раза за полугодие, тогда как в группах «5-7-е классы» и «8-10-е классы» таких соответственно 25 и 30%.
Наиболее распространенными и эффективными каналами общения со школой для родителей являются личные контакты с педагогом и коммуникация посредством телефонного звонка и электронной почты. Остальные — дневник, электронный журнал, сайт организации, родительские собрания — больше подходят для передачи и получения формальной информации. Открытость школы в представлении родителей — это прежде всего доступность для общения конкретного педагога. Таким образом, многочисленные формы открытости и каналы коммуникации школы оказались менее привлекательными для родителей, чем традиционный разговор один на один. Такой разговор нужен родителям прежде всего при возникновении какой-то проблемы или затруднения, в такой ситуации инициатива исходит от родителей, они ищут самого быстрого и привычного способа установить контакт и обычно выбирают телефонный звонок.
В процессе коммуникации школы и родителей возникают трудности, вызванные столкновением мнений и позиций родителей и педагогов. Если раньше школа была экспертом по всем вопросам, связанным с обучением и воспитанием детей, то сегодня уровень образованности родителей растет, они знакомы с литературой по воспитанию, благодаря Интернету у современных родителей есть возможность находить референтную группу (модель) в вопросах воспитания и обучения своих детей. На основании полученной информации формируются ожидания родителей в отношении организации процесса обучения, и они отмечают, что школа не всегда учитывает особенности их детей.
Показатели вовлеченности родителей в образовательный процесс оказываются довольно низкими. О слабой заинтересованности родителей свидетельствует низкая посещаемость ими родительских собраний и различных мероприятий, организуемых школой. Родители не всегда удовлетворены тем, как школа организует и проводит родительские собрания, конференции, праздники, экскурсии и прочее. Используя традиционные формы коммуникации с семьями учащихся, школе сегодня необходимо выяснять круг тем и вопросов, которые действительно волнуют родителей, и искать наиболее оптимальные формы проведения родительских собраний, конференций, общешкольных праздников и конкурсов. Назрела необходимость учитывать большую вариативность в предпочтениях родителей: их уже не устраивает универсальный подход школы как к детям, так и к общению с их семьями.
Требовательность к школе со стороны родителей повышается. Такие традиционные площадки коммуникации, как родительские собрания, в средней и старшей школе не являются средством вовлечения родителей в школьную жизнь детей. Поэтому перед школой стоит задача: сохранить вовлеченность семьи в образование детей до средней и старшей школы, найти такие средства коммуникации с родителями, которые будут способствовать повышению уровня вовлеченности семьи в школьную жизнь своих детей. Для школы эта ситуация нова, фактически сегодня встает вопрос об организации новых форм не только коммуникации, но и просвещения родителей относительно особенностей современного школьного образования.
3. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ.
Результатом анализа основных школьных процессов стало выявление следующей проблемы:
Низкий уровень вовлеченности родителей в учебно-воспитательный процесс. Перед школой поставлена следующие цели:
1. Уменьшение числа родителей, не участвующих в образовательном и воспитательном процессе.
2. Привлечение родителей к управлению школой.
3.Расширение сетевого взаимодействия с организациями и предприятиями города и района.
Для их достижения необходимо решить следующие задачи:
1. Разработать комплекс мер по привлечению родителей к управлению школой и к организации учебно-воспитательного процесса.
2. Создать эффективно функционирующий Управляющий совет школы.
3. Организовать привлечение родителей к организации, проведению и участию в различных мероприятиях школы и отдельных классов.
4. Заключить договора по организации профориентационной деятельности, привлекать специалистов для проведения школьных мероприятий. Решение этих задач должно привести к следующим планируемым результатам:
• Создана вертикаль Родительских комитетов, взаимодействующих между собой и подотчетных Общешкольному родительскому комитету.
• Управляющий совет принимает активное участие в разработке нормативно-правовых актов образовательной организации, устанавливает дополнительные критерии оценки качества работы организации.
• Составлены графики дежурств родителей на общешкольных мероприятиях, посещения уроков.
• Родители в роли организаторов принимают участие в мероприятиях различного уровня.
Все выше изложенное должно повлиять на качество образования в школе в лучшую сторону.
План реализации приоритета
«Сотрудничество с родителями и общественностью»
Ресурс |
10.2020-12.2021 |
01.2022-12.2022 |
|||
Первое полугодие |
Второе полугодие |
Первое полугодие |
Второе полугодие |
||
Приоритет: Сотрудничество с родителями и общественностью. |
|||||
Цели: Уменьшение числа родителей, не участвующих в образовательном и воспитательном процессе. Привлечение родителей к управлению школой. Расширение сетевого взаимодействия с организациями и предприятиями города и района. |
|||||
|
1 |
Разработка комплекса мер по при влечению родителей к управлению школой и к организации учебновоспитательного процесса. |
Ввод в действие -комплекса мер по привлечению родителей к управлению школой и к организации учебно-воспитательного процесса. |
Создана вертикаль Родительских комитетов, взаимодействующих между собой и подотчетных Общешкольному ро- дительскому комитету. |
Создана вертикаль Родительских комитетов, взаимодействующих между собой и подотчетных Общешкольному родительскому комитету. |
2 |
Разработка положений по реорганизации и созданию эффективно функционирующего Управляющего совета школы. |
Создание эффективно функционирующего Управляющего совета школы. |
Управляющий совет принимает активное участие в разработке нормативно-правовых актов образовательной организации, устанавливает дополнительные критерии оценки качества работы организации. |
Управляющий совет принимает активное участие в разработке нормативно-правовых актов образовательной организации, устанавливает дополнительные критерии оценки качества работы организации. |
|
3 |
Заключение договоров, организация профориентационной деятельности, привлечение специалистов для проведения мероприятий. |
Заключение договоров, организация профориентационной деятельности, привлечение специалистов для проведения мероприятий. |
Родители и представители общественности принимают активное участие в жизни школы. |
Родители и представители общественности принимают активное участие в жизни школы. |
|
4 |
Привлечение ро- |
Составлены гра- |
Родители в роли |
Родители в роли |
|
|
|
дителей к организации, проведению и участию в различных мероприятиях школы и отдельных классов. |
фики дежурств родителей на общешкольных мероприятиях, посе щения уроков. |
организаторов принимают участие в мероприятиях различного уровня. |
организаторов принимают участие в мероприятиях различного уровня. |
4. ПРИНЦИПЫ ОБЩЕСТВЕННОГО УЧАСТИЯ
В УПРАВЛЕНИИ ОБРАЗОВАНИЕМ
Государственно-общественное управление образованием основывается на следующих принципах:
1) законность, защита прав и реализация законных интересов участников образовательной деятельности;
2) приоритетность качества образования и качества жизни обучающихся;
3) добровольность участия и самодеятельность общественности в государственно-общественном управлении;
4) сохранение разумного баланса государственной и общественной составляющих в системе государственно-общественного управления, их обязанностей, прав, полномочий и ответственности.
5. ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ УЧАСТИЯ ОБЩЕСТВЕННОСТИ
В УПРАВЛЕНИИ ОБРАЗОВАНИЕМ
1) развитие образования в интересах как общества, так и государства, наиболее полная реализация государственных гарантий и соблюдение прав граждан в сфере образования;
2) вовлечение общественности в формирование и реализацию образовательной политики, в оценку качества условий образовательной деятельности и качества образования;
3) регулирование отношений, возникающих между органами управления образованием в части их полномочий по реализации государственной политики и обеспечения государственных гарантий в сфере образования, подведомственными им образовательными организациями и обществом - участниками образовательных отношений (представителями педагогической, родительской, ученической общественности), представителями населения по поводу качества условий, процесса и результатов предоставления и получения гражданами общего, дошкольного и профессионального образования, иных образовательных услуг;
4) организационное развитие и повышение эффективности государственно-общественного взаимодействия в сфере образования, основными формами которого являются:
• взаимодействие с целью информирования общественности о ситуации в образовании или конкретной образовательной организации и получения информации об общественном мнении по вопросам образования;
• взаимодействие по организации общественных обсуждений, публичных дискуссий по проблемам образования;
• взаимодействие в процессах участия общественности в решении вопросов ресурсного обеспечения образования, включая взаимодействие в области благотворительности и попечительства;
• управленческое взаимодействие по вопросам подготовки, принятия, согласования и реализации управленческих решений в сфере образования.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.