ШНОР ПРОГРАММА СОТРУДНИЧЕСТВА С РОДИТЕЛЯМИ И ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ
Оценка 4.6

ШНОР ПРОГРАММА СОТРУДНИЧЕСТВА С РОДИТЕЛЯМИ И ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ

Оценка 4.6
Педсоветы
pdf
администрации
17.04.2021
ШНОР ПРОГРАММА СОТРУДНИЧЕСТВА С РОДИТЕЛЯМИ И ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ
Подпрограмма перехода школы в эффективный режим работы в рамках проекта 500+. Наша школа участвует в апробации проекта 500+ с осени 2020 года. Мы были первые в Усть-Лабинском районе и единственные в регионе, прошедшими первый этап без замечаний.
ШНОР ПРОГРАММА СОТРУДНИЧЕСТВА С РОДИТЕЛЯМИ И ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ.pdf

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

 СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №4 им. Я. И. Куницына

 МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 

УСТЬ-ЛАБИНСКИЙ РАЙОН

 

 

                                                                                                                         Утверждаю

И. о. директора МКОУ СОШ № 4   им. Я. И. Куницына

___________ И. В. Карева 07.11.2020г.

 

 

 

ПРОГРАММА СОТРУДНИЧЕСТВА

 С РОДИТЕЛЯМИ И ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ.

МУНИЦИПАЛЬНОГО КАЗЕННОГО ОБЩЕОБРАЗОВА-

ТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ СРЕДНЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВА-

ТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ №4 им. Я. И. Куницына

 

На 2020-2022 годы

 

Приоритет: «Сотрудничество с родителями и общественностью»

 

 

 

 

 

 

 

 

2020 год

1.  ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ  

 

Наименование Программы

Программа сотрудничества с родителями и общественностью

Нормативноправовые

основания для разработки

Программы

-                     Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ; 

-                     Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373; 

-                     Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «17» декабря 2010 г. № 1897; 

-                     Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования (утв. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.05.2012 г.,

№413);

-                     Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (утв. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 г.,

№1598);

-                     Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) образования (утв. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 г., №1599);

-                     Методические рекомендации по организации и проведению органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими  переданные полномочия Российской Федерации в сфере образования, проверок организаций, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, в рамках федерального государственного надзора в сфере образования, направленные письмом Рособрнадзора от 04.08.2017 № 05375

-                     Письмо Министерства образования и науки  Российской Федерации от 22 октября 2015 г. № 08-1729 «О направлении методических рекомендаций»

-                     Распоряжение Министерства Просвещения Российской Федерации от 27 декабря 2019 г. N Р-154 «ОБ УТВЕРЖДЕНИИ

МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО МЕХАНИЗМАМ

ВОВЛЕЧЕНИЯ ОБЩЕСТВЕННО-ДЕЛОВЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ И УЧАСТИЯ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ РАБОТОДАТЕЛЕЙ

 

 

В ПРИНЯТИИ РЕШЕНИЙ ПО ВОПРОСАМ УПРАВЛЕНИЯ

РАЗВИТИЕМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ, В

ТОМ ЧИСЛЕ В ОБНОВЛЕНИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРО-

ГРАММ»

- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29 декабря 2010 г. N 189 "Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях" (с изменениями и дополнениями) от 29 июня 2011 г., 25 декабря 2013 г.;  - Устав МКОУ СОШ № 4.

Цель Программы

Уменьшение числа родителей, не участвующих в образовательном и воспитательном процессе. Привлечение родителей к управлению школой. Расширение сетевого взаимодействия с организациями и предприятиями города и района.

 

Задачи Программы

1.                 Разработка комплекса мер по привлечению родителей к управлению школой и к организации учебно-воспитательного процесса.

2.                 Создание эффективно функционирующего Управляющего совета школы.

3.                 Привлечение родителей к организации, проведению и участию в различных мероприятиях школы и отдельных классов. 4. Заключение договоров, организация профориентационной деятельности, привлечение специалистов для проведения мероприятий.

Основные разработчики

В. А. Дорофеев, заместитель директора по УВР, И. П. Джураева, заместитель директора по ВР, Т. В. Романенко, педагогпсихолог, И. В. Карева, Заведующая хозяйством.

Сроки реализации

Программы

10.2020 – 12.2022 гг.

Ожидаемые конечные

результаты реализации

Программы

1.                 Создана вертикаль Родительских комитетов, взаимодействующих между собой и подотчетных Общешкольному родительскому комитету.

2.                 Управляющий совет принимает активное участие в разработке нормативно-правовых актов образовательной организации, устанавливает дополнительные критерии оценки качества работы организации.

3.                 Составлены графики дежурств родителей на общешкольных мероприятиях, посещения уроков. Родители в роли организаторов принимают участие в мероприятиях различного уровня.

4.                 Родители и представители общественности принимают активное участие в жизни школы.

Этапы реализации

Программы

I          этап – аналитико-проектировочный: 10.2020 – 12.2020 гг.

II      этап – реализующий: 01.2021 -12.2022 гг.

III   этап – аналитико-обобщающий: 05.2022-08.2022 гг.

Ответственные лица

 

Л. И. Хархарова, директор школы, В. А. Дорофеев, заместитель директора по УВР, И. П. Джураева, заместитель директора по ВР, Т. В. Романенко, педагог-психолог, И. В. Карева, Заведующая хозяйством, заведующие учебными кабинетами, Управляющий совет школы, родители, учащиеся

Порядок  управления

реализацией

Программы  

Корректировка программы осуществляется Педагогическим советом школы; Управляющим советом школы.

Управление реализацией программы осуществляется директором школы. 

.  

2.  АНАЛИТИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ

2.1. Анализ факторов сотрудничества школы, родителей и представителей общественности.

Под «родительской вовлеченностью» понимается участие родителей в академическом развитии и образовании детей, родительские образовательные практики, убеждения относительно образовательных возможностей ребенка и мотивационные установки относительно образования.

Результаты многочисленных зарубежных исследований практик взаимодействия семьи и школы показывают, что налаженная коммуникация со школой является важным условием вовлеченности родителей в школьную жизнь, которая, в свою очередь, благоприятно влияет на весь образовательный процесс. В нашей стране фактические данные о коммуникации школы и родителей весьма малочисленны. Интерес к теме «родительской вовлеченности» вызван не только направлением образовательной политики в стране, но и объективными процессами изменения взаимоотношений школы и семьи. В средний советский период в России существовала экспертная модель взаимодействия семьи и школы, «родительские университеты»: школа выступала абсолютным авторитетом, просвещала родителей. На позднем этапе СССР школа признала необходимость работы с родителями, но без признания их компетентности. Во время перестройки и в ранний постсоветский период родители рассматривались в качестве финансовых ресурсов. Наконец, стала очевидной необходимость сдвига к партнерским отношениям с родителями, привлечению их к управлению школой.

Различают три уровня родительской активности.

1.             Базовый – уровень активности включает воспитание и коммуникацию. До 90% всех родителей обращают внимание на оценки, интересуются событиями школьной жизни, контактируют с учителями.

2.             Средний – уровень характеризуется участием родителей в выполнении домашних заданий, а также в «волонтерской» помощи в организации учебного процесса и проведении школьных мероприятий. Этим занимается около половины российских родителей.

3.             Высший – уровень связан с участием родителей в принятии решений по вопросам жизнедеятельности школы и сотрудничестве с местным сообществом, и реализуется он немногими. Высший уровень активности во взаимодействии со школой родители демонстрируют редко: участие в управлении принимают 13,1% родителей, а с местным сообществом в интересах школы взаимодействует 3,4%. В такое социальное партнерство вовлечены преимущественно родители с наибольшим уровнем ресурсов – высоким уровнем образования и доходов, часто это собственники бизнеса, обладающие лидерскими и другими качествами, необходимыми для участия в процессе управления и развития образовательной организации.

Происходящее в последние годы реформирование системы образования обусловливает потребность в создании новых форм коммуникации школы с социумом, основанных на принципах равноправия, диалога и совместного принятия решений.

В условиях информационной «закрытости» у школы отсутствует возможность обсуждать свои насущные проблемы с родителями. Практиками обеспечения информационной открытости являются публичный доклад руководителя школы, сайты образовательных организаций и управленческих структур, управляющие советы, попечительские советы, базы данных, электронные журналы и дневники, информационные порталы региональных органов управления образованием, рейтинги школ и муниципалитетов. Однако информации о том, насколько перечисленные практики способствуют построению эффективной коммуникации с родителями, у школ нет. Родителям небезразличны отношения с учителями и администрацией учебных заведений, в которых учатся их дети: они отмечают недостаток возможностей для обсуждения со школой важных для них тем, обращают внимание на «закрытость» школы.

Новые тенденции обусловили стремление части родителей активно участвовать в школьной жизни своего ребенка. Особенно заметен этот процесс в школах больших городов, в среде образованных родителей. В то же время значительное число педагогов считает, что семья самоустраняется от воспитания детей. Данное противоречие объясняется высокой дифференциацией родителей с точки зрения их вовлеченности в образовательный процесс, однако сложившаяся на сегодня практика работы образовательных организаций не способствует эффективному выявлению и обеспечению дифференцированных запросов разных групп родителей. В таких условиях настоятельной необходимостью становится поиск и построение новых способов и каналов коммуникации семьи и школы, которые будут способствовать росту вовлеченности родителей в образовательный процесс.

2.2. Анализ трудностей коммуникации «учитель, школа» - «родитель» Основные трудности, по мнению родителей:

      закрытость» педагога,

      педагог не учитывает личностные особенности ребенка,

      педагог требует от родителей участвовать в подготовке домашних заданий и контроле успеваемости, а родители не хотят или не готовы включаться в процесс обучения. (Или наоборот, когда родители хотят принимать участие в обучении своего ребенка, и им не хватает «открытости» педагога).

      Отсутствует должная поддержка и квалифицированная помощь от школьного психолога,

      наличие контрольно-пропускных пунктов в школах,

      специфика территории, на которой школа находится,

      специфика администрациии,

      специфика контингента родителей.

 

Наиболее распространенные формы и способы работы с семьей:

      непосредственное общение классного руководителя с родителями учащихся;

      деятельность управляющих советов;

      родительские собрания.(наиболее продуктивной формой являются общешкольные собрания, во время которых у родителей есть возможность помимо обсуждения общих вопросов индивидуально подойти к тому или иному педагогу);

      рубрика «вопрос — ответ» на сайте школы;

      электронный журнал и дневник;

      внутренняя информационно-образовательная среда школы, позволяющая объединить сотрудников, учеников и родителей в едином интерактивном пространстве;

      различные школьные мероприятия, привлекающие к совместной деятельности детей и родителей.

 

2.3. Факторы, влияющие на частоту общения «семьи» и «школы». По результатам проведенных в МКОУ СОШ №4 исследованиям, интерес родителей к учебной деятельности детей наиболее высок в начальной школе. После 4-го класса родители меньше интересуются учебными достижениями детей. К директору школы и его заместителям родители чаще приходят с вопросами, касающимися условий обучения: питание, безопасность, материально-техническое оснащение класса и т. д. Популярным запросом также являются отношения между детьми в классе, в которые часто привносятся неразрешенные конфликты родителей друг с другом, из-за них родители нередко просят перевести ребенка в другой класс.

Наш опыт позволяет сделать вывод, что коммуникация с родителями не вызывает сложностей, если если она регулярна. Проблемы возникают у тех школ, которые это правило не соблюдают.

Такие факторы, как структура семьи, наличие автомобиля, чтение иностранной литературы родителями ребенка, наличие отдельной комнаты у ребенка, статистически не связаны с частотой общения семьи и школы. При этом наличие высшего образования, пол ребенка, социально-экономический статус семьи связаны с частотой общения со школой и вовлеченностью родителей в дела школы. Чем больше в семье доля взрослых, имеющих высшее образование, тем чаще семья оказывает безвозмездную добровольную помощь школе.

По мере взросления ребенка семья постепенно «уходит» из школы: меньше контактирует с учителями, меньше участвует в школьных мероприятиях, большинство родителей старшеклассников ни разу не оказывали добровольную помощь школе. В начальной школе 27% родителей или других членов семьи один-два раза в неделю общаются с кем-либо из учителей школы, чаще всего с классным руководителем, а в старшей школе (8-10-е классы) таких только 8%, в средней — 12%. Только 14% родителей учащихся начальной школы ответили, что общаются с учителями реже, чем раз в полгода или один-два раза за полугодие, тогда как в группах «5-7-е классы» и «8-10-е классы» таких соответственно 25 и 30%. 

Наиболее распространенными и эффективными каналами общения со школой для родителей являются личные контакты с педагогом и коммуникация посредством телефонного звонка и электронной почты. Остальные — дневник, электронный журнал, сайт организации, родительские собрания — больше подходят для передачи и получения формальной информации. Открытость школы в представлении родителей — это прежде всего доступность для общения конкретного педагога. Таким образом, многочисленные формы открытости и каналы коммуникации школы оказались менее привлекательными для родителей, чем традиционный разговор один на один. Такой разговор нужен родителям прежде всего при возникновении какой-то проблемы или затруднения, в такой ситуации инициатива исходит от родителей, они ищут самого быстрого и привычного способа установить контакт и обычно выбирают телефонный звонок.

В процессе коммуникации школы и родителей возникают трудности, вызванные столкновением мнений и позиций родителей и педагогов. Если раньше школа была экспертом по всем вопросам, связанным с обучением и воспитанием детей, то сегодня уровень образованности родителей растет, они знакомы с литературой по воспитанию, благодаря Интернету у современных родителей есть возможность находить референтную группу (модель) в вопросах воспитания и обучения своих детей. На основании полученной информации формируются ожидания родителей в отношении организации процесса обучения, и они отмечают, что школа не всегда учитывает особенности их детей.

Показатели вовлеченности родителей в образовательный процесс оказываются довольно низкими. О слабой заинтересованности родителей свидетельствует низкая посещаемость ими родительских собраний и различных мероприятий, организуемых школой. Родители не всегда удовлетворены тем, как школа организует и проводит родительские собрания, конференции, праздники, экскурсии и прочее. Используя традиционные формы коммуникации с семьями учащихся, школе сегодня необходимо выяснять круг тем и вопросов, которые действительно волнуют родителей, и искать наиболее оптимальные формы проведения родительских собраний, конференций, общешкольных праздников и конкурсов. Назрела необходимость учитывать большую вариативность в предпочтениях родителей: их уже не устраивает универсальный подход школы как к детям, так и к общению с их семьями.

Требовательность к школе со стороны родителей повышается. Такие традиционные площадки коммуникации, как родительские собрания, в средней и старшей школе не являются средством вовлечения родителей в школьную жизнь детей. Поэтому перед школой стоит задача: сохранить вовлеченность семьи в образование детей до средней и старшей школы, найти такие средства коммуникации с родителями, которые будут способствовать повышению уровня вовлеченности семьи в школьную жизнь своих детей. Для школы эта ситуация нова, фактически сегодня встает вопрос об организации новых форм не только коммуникации, но и просвещения родителей относительно особенностей современного школьного образования.

 

3. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ.

Результатом анализа основных школьных процессов стало выявление следующей проблемы:

Низкий уровень вовлеченности родителей в учебно-воспитательный процесс.  Перед школой поставлена следующие цели

1.   Уменьшение числа родителей, не участвующих в образовательном и воспитательном процессе.

2.   Привлечение родителей к управлению школой.

3.Расширение сетевого взаимодействия с организациями и предприятиями города и района.

Для их достижения необходимо решить следующие задачи:

1.   Разработать комплекс мер по привлечению родителей к управлению школой и к организации учебно-воспитательного процесса.

2.   Создать эффективно функционирующий Управляющий совет школы.

3.   Организовать привлечение родителей к организации, проведению и участию в различных мероприятиях школы и отдельных классов.

4.   Заключить договора по организации профориентационной деятельности, привлекать специалистов для проведения школьных мероприятий. Решение этих задач должно привести к следующим планируемым результатам:

      Создана вертикаль Родительских комитетов, взаимодействующих между собой и подотчетных Общешкольному родительскому комитету.

      Управляющий совет принимает активное участие в разработке нормативно-правовых актов образовательной организации, устанавливает дополнительные критерии оценки качества работы организации.

      Составлены графики дежурств родителей на общешкольных мероприятиях, посещения уроков.

      Родители в роли организаторов принимают участие в мероприятиях различного уровня.

Все выше изложенное должно повлиять на качество образования в школе в лучшую сторону.

План реализации приоритета

«Сотрудничество с родителями и общественностью»

 

Ресурс

10.2020-12.2021

01.2022-12.2022

Первое полугодие

Второе полугодие

Первое полугодие

Второе полугодие

Приоритет: Сотрудничество с родителями и общественностью.

Цели: Уменьшение числа родителей, не участвующих в образовательном и воспитательном процессе. Привлечение родителей к управлению школой. Расширение сетевого взаимодействия с организациями и предприятиями города и района.

1

Разработка комплекса мер по при влечению родителей к управлению школой и к организации учебновоспитательного процесса.

Ввод в действие

-комплекса мер по привлечению родителей к управлению школой и к организации учебно-воспитательного процесса.

Создана вертикаль Родительских комитетов, взаимодействующих между собой и подотчетных Общешкольному ро-

 дительскому комитету.

Создана вертикаль Родительских комитетов, взаимодействующих между собой и подотчетных Общешкольному родительскому комитету.

2

Разработка положений по реорганизации и созданию эффективно функционирующего Управляющего совета школы.

Создание эффективно функционирующего Управляющего совета школы.

Управляющий совет принимает активное участие в разработке нормативно-правовых актов образовательной организации, устанавливает дополнительные критерии оценки качества работы организации.

Управляющий совет принимает активное участие в разработке нормативно-правовых актов образовательной организации, устанавливает дополнительные критерии оценки качества работы организации.

3

Заключение договоров, организация профориентационной деятельности, привлечение специалистов для проведения мероприятий.

Заключение договоров, организация профориентационной деятельности, привлечение специалистов для проведения мероприятий.

Родители и представители общественности принимают активное участие в жизни школы.

Родители и представители общественности принимают активное участие в жизни школы.

4

Привлечение ро-

Составлены гра-

Родители в роли

Родители в роли

 

 

дителей к организации, проведению и участию в различных мероприятиях школы и отдельных классов.

фики дежурств родителей на общешкольных мероприятиях, посе щения уроков.

организаторов принимают участие в мероприятиях различного уровня.

организаторов принимают участие в мероприятиях различного уровня.

 

 

4. ПРИНЦИПЫ ОБЩЕСТВЕННОГО УЧАСТИЯ

В УПРАВЛЕНИИ ОБРАЗОВАНИЕМ

Государственно-общественное управление образованием основывается на следующих принципах:

1)   законность, защита прав и реализация законных интересов участников образовательной деятельности; 

2)   приоритетность качества образования и качества жизни обучающихся; 

3)   добровольность участия и самодеятельность общественности в государственно-общественном управлении; 

4)   сохранение разумного баланса государственной и общественной составляющих в системе государственно-общественного управления, их обязанностей, прав, полномочий и ответственности. 

5. ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ УЧАСТИЯ ОБЩЕСТВЕННОСТИ

В УПРАВЛЕНИИ ОБРАЗОВАНИЕМ

1)                развитие образования в интересах как общества, так и государства, наиболее полная реализация государственных гарантий и соблюдение прав граждан в сфере образования; 

2)                вовлечение общественности в формирование и реализацию образовательной политики, в оценку качества условий образовательной деятельности и качества образования; 

3)                регулирование отношений, возникающих между органами управления образованием в части их полномочий по реализации государственной политики и обеспечения государственных гарантий в сфере образования, подведомственными им образовательными организациями и обществом - участниками образовательных отношений (представителями педагогической, родительской, ученической общественности), представителями населения по поводу качества условий, процесса и результатов предоставления и получения гражданами общего, дошкольного и профессионального образования, иных образовательных услуг; 

4)                организационное развитие и повышение эффективности государственно-общественного взаимодействия в сфере образования, основными формами которого являются: 

       взаимодействие с целью информирования общественности о ситуации в образовании или конкретной образовательной организации и получения информации об общественном мнении по вопросам образования; 

       взаимодействие по организации общественных обсуждений, публичных дискуссий по проблемам образования; 

       взаимодействие в процессах участия общественности в решении вопросов ресурсного обеспечения образования, включая взаимодействие в области благотворительности и попечительства; 

       управленческое взаимодействие по вопросам подготовки, принятия, согласования и реализации управленческих решений в сфере образования.

 

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

Наименование Программы Программа сотрудничества с родителями и общественностью

Наименование Программы Программа сотрудничества с родителями и общественностью

Нормативноправовые основания для разработки

Нормативноправовые основания для разработки

В ПРИНЯТИИ РЕШЕНИЙ ПО ВОПРОСАМ

В ПРИНЯТИИ РЕШЕНИЙ ПО ВОПРОСАМ

Ожидаемые конечные результаты реализации

Ожидаемые конечные результаты реализации

На позднем этапе СССР школа признала необходимость работы с родителями, но без признания их компетентности

На позднем этапе СССР школа признала необходимость работы с родителями, но без признания их компетентности

Новые тенденции обусловили стремление части родителей активно участвовать в школьной жизни своего ребенка

Новые тенденции обусловили стремление части родителей активно участвовать в школьной жизни своего ребенка

Факторы, влияющие на частоту общения «семьи» и «школы»

Факторы, влияющие на частоту общения «семьи» и «школы»

Такой разговор нужен родителям прежде всего при возникновении какой-то проблемы или затруднения, в такой ситуации инициатива исходит от родителей, они ищут самого быстрого и привычного…

Такой разговор нужен родителям прежде всего при возникновении какой-то проблемы или затруднения, в такой ситуации инициатива исходит от родителей, они ищут самого быстрого и привычного…

Низкий уровень вовлеченности родителей в учебно-воспитательный процесс

Низкий уровень вовлеченности родителей в учебно-воспитательный процесс

Разработка комплекса мер по при влечению родителей к управлению школой и к организации учебновоспитательного процесса

Разработка комплекса мер по при влечению родителей к управлению школой и к организации учебновоспитательного процесса

ПРИНЦИПЫ ОБЩЕСТВЕННОГО УЧАСТИЯ

ПРИНЦИПЫ ОБЩЕСТВЕННОГО УЧАСТИЯ

ШНОР ПРОГРАММА СОТРУДНИЧЕСТВА С РОДИТЕЛЯМИ И ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ

ШНОР ПРОГРАММА СОТРУДНИЧЕСТВА С РОДИТЕЛЯМИ И ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
17.04.2021