Силуэтный поиск формы архитектурного объекта как метод обучения
Оценка 5

Силуэтный поиск формы архитектурного объекта как метод обучения

Оценка 5
doc
28.11.2020
Силуэтный поиск формы архитектурного объекта  как метод обучения
Статья Голубева А.Н.doc

Силуэтный поиск формы архитектурного объекта

как метод обучения

Голубева А.Н.

В процессе обучения строительному черчению одним из наиболее эффективных методов развития творческого мышления является метод силуэтного поиска формы архитектурного объекта.

Известно, что многие архитекторы работали в жанре архитектурной фантазии. Этот жанр возник как одна из разновидностей архитектурной графики, в частности таких видов как архитектурный рисунок и эскиз. Применение жанра архитектурной фантазии в процессе обучения студентов строительных специальностей позволяет стимулировать творческое воображение, развивает пространственное и творческое мышление.

Одним из видов архитектурной фантазии является силуэтный поиск здания. Если представить силуэт здания, как плоскую фронтальную проекцию архи­тектурной формы, то по этой проекции можно воссоздать структуру элемен­тов архитектурной формы, показать своё видение гипотети­ческого объекта, его архитектурное решение.(Рис.1)

 

Рис. 1. Силуэт и фасад, созданный по этому силуэту

Отсюда возникла идея приме­нения такого учебного метода, как силуэтный поиск, при котором студентам  удается:

-               сочинять графические сюжеты, которые можно представить как силуэты неких архитектурных форм;

-               восстанавливать, то есть воспроизводить вероятную структуру элементов формы, превращая её в композиционную и пластическую организацию гипотетического объекта;

-               трансформировать результаты подобных манипуляций в аксонометрическую или перспективную проекцию, привычную для студента на стадии эскизного поиска.

Главная методическая проблема данной имитационной модели состоит в том, чтобы деятельностные составляющие силуэтного поиска представить операционально, то есть в виде системы конкретных технологических процедур, доступных студентам и позволяющих достичь поставленной цели. Разумнее всего проводить работу в режиме импровизации.

Принципиально важной является технология рисования, то есть технический метод получения изображения, и сочинения того, что  называется силуэтом будущей формы. Работа должна вестись широким рисовальным или пишущим инструментом. Например, углем. (Рис. 2)

Рисунок 2. Силуэты выполненные углем.

 

Широкий инструмент, делая по необходимости плоскостные изображения, представляет руке полную свободу действий, позволяющую ослабить, а в идеале, и совсем исключить контроль за создаваемыми изображениями со стороны сознания. Силуэты должны рисоваться свободно и размашисто, а рука должна подчиняться исключительно внутренним, инстинктивно подсознательным  импульсам, быть предельно бесконтрольной от рациональной составляющей интеллекта. Обычно студенты быстро улавливают суть этой технологии и её возможности. (Рис.3).

Рис. 3. Силуэты выполненные мягким карандашом.

 

Первый этап работы, в рамках которого широкими мазками набрасываются силуэты архитектурной формы, сочиненной по заданной исходной схеме объекта. (Рис. 4) Когда придумано достаточное количество вариантов формы, надо выбрать один или два удачных варианта, которые наиболее точно отражают форму реального объекта.

 

Рис.4. Первый этап.

 

Второй этап работы – выявление композиционных и пластических характеристик гипотетического объекта по выбранному после первого этапа варианту.(Рис.5)

Рис.5. Второй этап

Третий этап работы – создание вариантов конфигураций плана гипотетического объекта по выбранному на втором этапе варианту. (Рис. 6)

Рис.6. Третий этап

Четвертый этап – восстановление по фасаду и плану трехмерного изображения объекта. (Рис. 7)

Рис.7.  Четвертый этап.

Как видно из представленных выше рисунков, последовательность дей­ствий студентов по выполнению проекта при силуэтном поиске будет такова:

1.     Наброски силуэтов архитектурной формы.

2.     Уточнение плана, воссоздание структуры объекта.

3.     Создание объекта по плану.

4.     Построение технического рисунка архитектурного объекта или перспективы, аксонометрической проекции архитектурного объекта (по выбору студента).

Таким образом, метод силуэтного поиска организует процесс обучения, делает его более упорядоченным и осмысленным. Он вовлекает студентов в процесс реального проектирования, устраняя визуальные штампы и зажатость мышления. Стимулирует поиск проектной идеи, делает его увлекательным. Применение силуэтного поиска как метода обучения позволяет  повысить эффективность учебной графической и проектной деятельности студентов, оптимизировать и интенсифицировать их.

 

Литература

 

1.     Барчугова Е.В., Рочегова Н.А., Композиционная подготовка студента архитектора. Компьютерное моделирование.// Архитектура и строительство Москвы. №2-3, 2002 , С. 54-62.

2.     Богомолов И.И. Силуэтный поиск или подсознание на службе образования// Архитектура и строительство России.-№5-6.- 2000.-С. 4-9.

3.     Кудряшев К.В. Архитектурная графика. Учебное пособие.- М.: Архитектура-С, 2006. – 312с.

4.     Новиков А.М. Методология учебной деятельности. – М.: Издательство «Эгвес», 2005. -176с.


Силуэтный поиск формы архитектурного объекта как метод обучения

Силуэтный поиск формы архитектурного объекта как метод обучения

Главная методическая проблема данной имитационной модели состоит в том, чтобы деятельностные составляющие силуэтного поиска представить операционально, то есть в виде системы конкретных технологических процедур, доступных…

Главная методическая проблема данной имитационной модели состоит в том, чтобы деятельностные составляющие силуэтного поиска представить операционально, то есть в виде системы конкретных технологических процедур, доступных…

Силуэты должны рисоваться свободно и размашисто, а рука должна подчиняться исключительно внутренним, инстинктивно подсознательным импульсам, быть предельно бесконтрольной от рациональной составляющей интеллекта

Силуэты должны рисоваться свободно и размашисто, а рука должна подчиняться исключительно внутренним, инстинктивно подсознательным импульсам, быть предельно бесконтрольной от рациональной составляющей интеллекта

Второй этап работы – выявление композиционных и пластических характеристик гипотетического объекта по выбранному после первого этапа варианту

Второй этап работы – выявление композиционных и пластических характеристик гипотетического объекта по выбранному после первого этапа варианту

Рис.7. Четвертый этап. Как видно из представленных выше рисунков, последовательность дей­ствий студентов по выполнению проекта при силуэтном поиске будет такова: 1

Рис.7. Четвертый этап. Как видно из представленных выше рисунков, последовательность дей­ствий студентов по выполнению проекта при силуэтном поиске будет такова: 1
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
28.11.2020