Симметрия вокруг нас
Оценка 4.6

Симметрия вокруг нас

Оценка 4.6
Исследовательские работы
docx
искусство
5 кл—7 кл
14.06.2023
Симметрия вокруг нас
статья (1).docx

«Симметрия как бы широко или узко мы не понимали это слово, есть идея, с помощью которой человек пытался объяснить и создать порядок, красоту и совершенство".

  Герман Вейль

Задумывались ли вы откуда произошло понятие симметрии? В разные исторические эпохи ее понимали по-разному. Зарождение этого тезиса уходит корнями в глубокое прошлое, а именно в историю Древней Греции, сам термин «симметрия» изобрел скульптор Пифагор Регийский. Слово «симметрия» было синонимом слову «красота» и «гармония». Так симметрия, окружающая нас, начала считаться прекрасной и легкой для восприятия. С древних времен человечество уделяло особое внимание правильности формы, красоте и гармоничности природных объектов через понятие симметрии. Она окружает нас, находя своё проявление, как в живой, так и в неживой природе. Многогранность, многоликость и разнообразие симметрия всегда привлекло людей, поэтому ее можно встретить во многих сферах нашей жизни.

     Каждый человек сталкивался с этим термином и впервые узнает о его существовании из курса школьной программы на уроке геометрии. Симметрия – это соразмерность, пропорциональность в расположении частей по обе стороны от середины, центра. Симметрия бывает разных видов: зеркальная, осевая, центральная, вращательная, скользящая, радиальная, билатеральная. Со всеми видами симметрии мы сталкиваемся каждый день, не замечая этого. Но принципы симметрии встречаются далеко не только в геометрии. Симметрия является одним из важных средств достижения единства и художественной выразительности композиции в художественном проектировании.

      Симметрия присутствует также в искусстве, в музыке, литературе, художественных произведениях и в дизайне.  Симметрию можно назвать – царицей архитектурного совершенства. Так как она прямо связана со словом гармония, к которой так стремится любой человек, естественно, что архитекторы в своих проектах не редко используют метод симметрии. Известный французский архитектор А. Н. Воронихин, который стал создателем великолепного Казанского собора в Санкт – Петербурге использовал метод осевой симметрии. Если мы мысленно проведем вертикальную линию через шпиль на куполе и вершину фронтона, то увидим, что с двух сторон от нее абсолютно одинаковые части сооружения, а именно колоннады и здания собора. На таком принципе строится множество зданий, не только Казанский собор. Симметричность в архитектуре имела особую популярность в античной культуре, в отличие от готической и средневековой, где использовались более разнообразные формы. В настоящее время мы можем увидеть, как симметричные строения, так и ассиметричные, то есть объекты полностью не симметричные, например, в стиле модерн, который максимально направлен на отказ от симметричных форм, хотя уже несколько устарел, но имеет место быть. Также симметрия встречается в интерьере в таком известном стиле, как ар-деко. Этот стиль полностью построен на симметрии, он зародился еще в восемнадцатом веке и в современном мире получил широкое распространение и известность, симметрия есть в природе человека, поэтому если в дизайне интерьера присутствует симметрия скорее всего жителю будет в нем комфортно.

      В музыке, в любой мелодии можно обнаружить повторение отдельных частей и актов, или же она зеркально повторяется. Есть еще один интересный момент, когда нотный лист можно перевернуть на 180 градусов, при этом мелодия не изменится, примером является отрывок из «Сонаты №9» Моцарта.

      Симметрия прослеживается даже в балете. Вспомним хотя бы знаменитые фуэте, когда балерина на одной ноге вращается вокруг себя, нога выступает в качестве оси вращения. Эти движения однотипны, и именно их повторяемость порождает эстетический эффект, которым красиво завершается танец. В хореографии часто встречается симметрия, движения танцоров точным образом вымерены и просчитаны, создавая уравновешенный в пространстве алгоритм движений. Симметрия – это спокойный, невозмутимый, логичный и простой элемент хореографии, понятный для восприятия. Также симметрией называется ситуация, при которой все танцоры одновременно исполняют одно и то же движение или строятся в одну линию в одинаковом положении, симметрия присуща немалому числу балетных позиций.

      Симметрия достигла и техники. Характерной разновидностью является винтовая симметрия, которая получается в результате винтового движения точки или линии вокруг неподвижной оси. Винтовая симметрия обычно применяется в элементах различного рода машин, станков, пароходов. От самолетов, автомобилей и других машин до молотков и гаек. Все они обладают той или иной симметрией, в технике соразмерность механизмов часто связана с целью добиться максимальной надежности, не забывая о красоте и лаконичности конструкции.

     Также симметричность строения тела человека помогает достижению равновесия в композиционном решении костюма Закон симметрии обусловливает расположение частей целого. Этот закон применяется в дизайне костюма. Задачей модельера является достижение выразительной формы его одежды, его произведения, и эту элегантность формы можно достичь, прибегнув к принципам симметричности. Симметричным произведение будет считаться если оно состоит из геометрически равных частей и элементов, расположенных в определенном порядке относительно вертикальной оси симметрии. Симметрия в костюме присутствует на различных уровнях от силуэта, то есть  проектирования формы, до цветовых пятен на костюме. Симметричная композиция создает впечатление устойчивости, равновесия, величия, значимости, торжественности и часто используется дизайнерами для решения костюма.

     Особое внимание к симметрии уделяется в живописном искусстве, а именно декоративной живописи. Правильная композиция строится на равновесии частей и форм, то есть стремится к гармонии и симметричности. Симметрию можно проследить в древних мозаиках, орнаментах. К этому приему нередко прибегали известные живописцы эпохи Возрождения, такое строение композиции впечатляет своим спокойствием и статичностью. Такой вид декоративно-прикладного искусства, как орнамент полностью строится на принципе переносной симметрии, то есть трансляция одного элемента «паспорту» множество раз. Орнамент служит для украшения, его используют в интерьере, в костюме, обрамляются картины.

     В заключении я могу сказать, что симметрия очень важна. Она развивается во многих сферах нашей жизни, даже в музыке и литературе, в дизайне костюма и интерьера. Если же брать в более глобальном смысле, симметрия окружает нас повсюду, буквально вся живая природа строится на принципе симметричности, включая и человеческое тело, и растения, и животных. Симметрия, это синоним слова гармония, именно поэтому человеку приятно и комфортно смотреть на нее. Баланс композиции во всем, что нас окружает, дает ощущение некого спокойствия и уравновешенности, поэтому принципы симметрии часто используют в дизайне и в общем в искусстве, потому что она природой заложена в человека и привычна нам.

 


 

Симметрия как бы широко или узко мы не понимали это слово, есть идея, с помощью которой человек пытался объяснить и создать порядок, красоту и совершенство"

Симметрия как бы широко или узко мы не понимали это слово, есть идея, с помощью которой человек пытался объяснить и создать порядок, красоту и совершенство"

Также симметрия встречается в интерьере в таком известном стиле, как ар-деко

Также симметрия встречается в интерьере в таком известном стиле, как ар-деко

Симметрия в костюме присутствует на различных уровнях от силуэта, то есть проектирования формы, до цветовых пятен на костюме

Симметрия в костюме присутствует на различных уровнях от силуэта, то есть проектирования формы, до цветовых пятен на костюме
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
14.06.2023