Символизм, акмеизм, футуризм в литературе
Оценка 4.7

Символизм, акмеизм, футуризм в литературе

Оценка 4.7
docx
25.11.2021
Символизм, акмеизм, футуризм в литературе
1.docx

Задания для дистанционного обучения.

Профессия:

№ группы:

Педагог:

Учебная дисциплина: Литература

Дата:

Количество часов:

Тема: Символизм, акмеизм, футуризм в литературе

1.       В тетради запишите число, тему урока,  прочитайте следующий материал и напишите конспект.

Серебряный век – период в истории русской художественной культуры конца 19 – начала 20 в.в. Понятие «серебряного века» восходит к античным писателям Гесиоду и Овидию, у которых оно фигурирует как обозначение эпохи древней истории, занимающей промежуточное положение между «золотым веком» и «железным веком».

В 1900-е годы термин «серебряный век» первым употребил Н.А.Бердяев в отношении поэзии В.Я.Брюсова, К.Д.Бальмонта, А.А.Блока, Вяч. И.Иванова, Андрея Белого, эпоха которых, по его мнению, сменила «золотой век» А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, Е.А.Баратынского, К.Н.Батюшкова, Ф.И.Тютчева, А.А.Фета

Культурная жизнь России Серебряного века отличалась богатством и изобилием художественных событий. В искусстве этого периода широко использовалась стилизация, заимствование приёмов и форм фонда мировой художественной литературы. Мастера Серебряного века выдвинули идею «жизнестроения». По их убеждению, искусство, преображающее человека, должно было преобразовать жизнь.

.Центральными литературными явлениями Серебряного века стали поэзия символизма, акмеизма и футуризма, а культурными символами эпохи – собрания на «башне» Вяч. Иванова («ивановские среды»), артистические и литературные кабаре, «Привал комедиантов», «Бродячая собака», пародийные представления «Летучей мыши» и «Кривого зеркала» и др.

Символизм – литературно-художественное направление, считающее целью искусства интуитивное постижение мирового единства через символы. Объединяющим началом такого единства виделось искусство, «земное подобие творчества божественного». Ключевым понятием символизма является символ – многозначное иносказание в отличие от аллегории – однозначного иносказания. Символ содержит в себе перспективу безграничного развёртывания смыслов. Символ в сжатом виде отражает постижение единства жизни, её истинной, скрытой сущности. Символисты стремились к туманности, неопределённости смысловой стороны слова, всячески выдвигая на первый план его музыкальные возможности.

Они пользовались особым ритмико-интонационным построением строфы, что вызвало широкий приток новых ритмов в русской поэзии. Целым рядом приёмов символисты добивались того, чтобы «оторвать» внешнюю звуковую оболочку слова от его смыслового содержания. Один из приёмов состоял в том, чтобы как-то нейтрализовать элементы языка, несущие наибольшую смысловую нагрузку и, напротив, всячески усилить наименее нагруженные в смысловом отношении элементы. Например, у Блока: «Запевающий сон, зацветающий цвет, Исчезающий день, погасающий свет…» или у Брюсова: «Ты белых лебедей кормила, Откинув тяжесть чёрных кос, Я рядом плыл; сошлись кормила; Закатный луч был странно кос…».

Символизм возник во Франции, термин ввёл Жан Мореас в «Манифесте символизма» (1886 г.).

Первое поколение русских символистов вошло в литературную жизнь в 1890-е: Д.С.Мережковский, З.Н.Гиппиус, В.Я.Брюсов, К.Д.Бальмонт, Ф.К.Сологуб, Н.М.Минский, А.Л.Волынский. ранний символизм в России, как и в Западной Европе, развивался под знаком декадентства, декларировал «чистое искусство», культ красоты и характеризовался ярко выраженным эстетизмом.

В 1900-е сложилось второе поколение символистов – Вя. И.Иванов, Андрей Белый, А.А.Блок, М.А.Волошин, Г.И.Чулков, С.М.Городецкий, Эллис, с которыми связан поворот в направлении богоискательства и религиозного искусства.

Отличительные черты поэзии символизма: музыкальность («Музыка – прежде всего»), поиск новых стихотворных размеров и рифм, возвышенность тематики, многозначность, расплывчатость образов, недосказанность, мистическая настроенность – и всё это – бунт против правил.

.Акмеизм – литературное течение начала 20 века. Своё название получил от греческого слова «акме»- высота, вершина, подъём, расцвет. Он выделился из символизма. Акмеизм проявился главным образом в лирике и объединил поэтов нового поколения, пришедших на смену символистам, у которых многие акмеисты прошли литературную школу. Акмеисты критиковали туманность и зыбкость символистского языка и проповедовали ясный, свежий и «простой» поэтический язык. Отсюда другое название – кларизм (от лат.clarus – «ясный»).

Наиболее известные представители акмеизма – Н.С.Гумилёв, С.М.Городецкий, М.А.Кузмин, А.А.Ахматова, О.Э.Мандельштам. В 1911 году акмеисты создали объединение «Цех поэтов». Его название подчёркивало, что в поэзии акмеисты более полагаются на мастерство и мастеровитость, нежели на мимолётное, сиюминутное вдохновение. К концу 1910-х течение акмеизма распалось. Однако все связанные с ним поэты в дальнейшем творчестве сохраняли приверженность его эстетическим установкам.

Футуризм – художественное направление в европейской литературе, театре, изобразительном искусстве начала 20 в. зародилось в Италии. Название этого направления указывало на его устремлённость в будущее (от лат. Futurum – «будущее»).

В России ведущим течением стал так называемый кубофутуризм, представители которого – Велимир Хлебников, В.В.Каменский, Д.Д.Бурлюк, А.Е.Кручёных, В.В.Маяковский, Б.К.Лившиц и др.- в 1909 г. составили группы «Союз молодёжи» и «Гилея». Другое течение называлось эгофутуризмом, возглавлял Игорь Северянин.

Вся деятельность русских футуристов протекала в атмосфере сенсации и скандала. Они появлялись на публике с раскрашенными лицами, их литературные вечера нередко кончались потасовками. Один из главных манифестов назывался «Пощёчина общественному вкусу» (1913 г.), в котором футуристы призывали «сбросить прошлое с корабля современности».

В поэзии футуристы выступали экспериментаторами и провозглашали идею «зауми» - «заумного языка». Основные литературные альманахи и сборники: «Садок судей», «Дохлая луна», «Рыкающий Парнас», «Молоко кобылиц», «Весеннее контрагентство муз». Наиболее яркие произведения – поэма В.Маяковского «Облако в штанах» (1915) и его пьеса «Мистерия-буфф» (1918).

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Задания для дистанционного обучения

Задания для дистанционного обучения

В 1900-е сложилось второе поколение символистов –

В 1900-е сложилось второе поколение символистов –
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
25.11.2021