Символизм цвета в произведениях С.А.Есенина

  • pptx
  • 12.11.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Цветопись в поэзии СА Есенина.pptx

Цветопись в поэзии С.А. Есенина

МБОУ «Гимназия № 69»
Учитель русского языка и литературы
Тельминова К.А.
г. Барнаул 2025

Произведения этого поэта- лирика, поэта- романтика пестрят всеми цветами радуги, но и среди разнообразия красок есть те, которые играют ведущую роль.

Цвет не только живописен, с ним связан в лирике С.А. Есенина эмоциональный, оценочный, философский смысл.
Это цвета вышивок, древней живописи, русской иконы.

Кедров Константин Александрович

Литературовед Кедров К.А. отмечает три главных цвета в древнерусской живописи и в поэзии С.А. Есенина: алый, синий, золотой. Однако есть и другие

синий

Цвет родной Оки, неба, Родины.
Для Есенина синий- доминирующий цвет. Традиционно синий цвет являлся не бытовым, а как бы символическим, означающим «божественность».

Гой ты, Русь, моя родная, Хаты — в ризах образа… Не видать конца и края — Только синь сосет глаза.

Белый

Белый- символ чистоты. С.А. Есенин использует белый цвет для изображения красоты природы. Создаёт контраст и выражение борьбы между светом и тьмой.. С этим цветом связаны мысли о неизбежности смерти.

Алый, красный, багровый

цвет радости, юности, вместе с тем и грусти о кратковременном счастье. Цвет любви, горения, страсти.

Жёлтый

Очень характерно пристрастие поэта к желто- золотому. И это не случайно. В образе его «языческой» фамилии (осень- ясень- есень) Есенин видел как бы указание на своё предназначение в мире.

Вывод:

Эпитеты в лирике Есенина не просто обозначают внешние качества: они активны, наделены экспрессией.

Домашнее задание

Выявите элементы цветописи в произведении.
Определите, как выражена связь поэтического мира Есенина с реальным крестьянским миром