Одним из самых ярких явлений художественной культуры Серебряного века явился символизм.
Теоретической основой символизма были философские работы Ф.Ницше, А. Шопенгауэра, Э. Маха и неокантианцев. Смысловым центром становится мистицизм, иносказательная подоплека явлений и предметов, первоосновой творчества – иррациональная интуиция. Главная тема символизма – фатум, таинственный и неумолимый рок, играющий судьбами людей и управляющий событиями. Становление подобных воззрений закономерное именно в этот период, так как, согласно утверждениям психологов, смена веков всегда сопровождается ростом эсхатологических и мистических настроений в обществе.
Символизм.
Одним из самых ярких явлений художественной
культуры Серебряного века явился символизм.
Теоретической основой символизма были
философские работы Ф.Ницше, А. Шопенгауэра, Э.
Маха и неокантианцев. Смысловым центром
становится мистицизм, иносказательная подоплека
явлений и предметов, первоосновой творчества –
иррациональная интуиция. Главная тема символизма
– фатум, таинственный и неумолимый рок,
играющий судьбами людей и управляющийсобытиями. Становление подобных воззрений
закономерное именно в этот период, так как,
согласно утверждениям психологов, смена веков
всегда сопровождается ростом эсхатологических и
мистических настроений в обществе.
В символизме слово, изображение, цвет – любая
конкретика – утрачивает свое информационное
содержание; зато многократно возрастает скрытый
смысл, преобразующий их в таинственное
иносказание. В литературе символизм зародился впоэзии – в жанре, где ритм речи и ее фонетика
имеют не меньшее значение, чем смысл.
Основоположниками символизма стали французские
поэты Поль Верлен и Стефан Малларме. Однако,
театр, как наиболее социально чуткий вид
искусства, тоже не оставатлся в стороне.
«Идеальным» видом символического искусства
можно назвать музыку, лишенную какойлибо
конкретики.Скрябин – композитор переходного периода, его
философия искусства, гармонический язык,
приверженность символистским формам – таким,
как поэма и прелюдия – говорят о его
принадлежности к символизму.
Скрябин совместил в своем творчестве 2 полярных
начала: мир зыбких тонких переживаний
человеческой Души и грандиозных порывов.
Подобно многим другим творцам “русского
духовнокультурного ренессанса” он обладалобновлённым мироощущением. Философской идеей
его творчества является мысль о божественной силе
творчества, ведущего человечество к счастью.
В то же время он исчерпал все возможности
символизма и обратил эту эстетику лицом к
современности. Его сочетания он сам назвал
«синтетические аккорды», он мечтал об атональной
заклинательной гармонии, Скрябин также был занят
мистикоидеалистическими поисками: его
хроматизм подчинён стремлению выразить втворчестве экстаз, созерцательность. С этой целью
он изобретает своего рода новую форму шедевра,
«Мистерию», где музыка, поэзия, пантомима, танец,
игра красок и запахов сольются под неким куполом
в единое целое, эстетикорелигиозное действо.
Здесь можно уловить эхо вагнеровских идей,
которые воплотила символистская эстетика.
Считается, что Скрябин обладал способностью к
синестезии или «соощущению». Традиционно в
науке её определяют как способность либочеловеческой психики, либо человеческого сознания
воспринимать вибрацию звука окрашенной
определённым цветовым тоном. Важной чертой,
сблизившей Скрябина с символистами, стало
признание главенствующего положения музыки как
искусства, способного наиболее полно выразит их
устремления.
Впервые в музыкальной практике Скрябин ввел в
симфоническую поэму «Прометей» партию света.
Идея абсолютной победы Света имеет у Скрябинасвои особенности: речь идет о трансформации в
Свет всего сущего и глубоком гуманизме — бунте
против физической несвободы человека и апелляции
его к титанической божественной природе. Смерть
предстает для Скрябина уничтожением физичности.
Романтическая мистика душевности заменяется
космической мистикой Духа, суровым дыханием
обновления Вселенной.
В отличие от современника, Рахманинова оставляло
глубоко равнодушным искусство, в которомигнорировались национальнопочвенные черты, в
противовес «вселенскому» началу. Рахманинов,
негативно отзываясь о «модернистских» течениях,
вполне отдавал себе отчет о собственных симпатиях
и антипатиях.
Связь его творчества с современными ему
течениями поразному оценивалась в разные времена
в России. До 1917 г. его творчество прочно занимало
позицию на правом фланге художественных
направлений того времени.Композитор, в силу особенности своей духовной
организации, чрезвычайно много воспринял от
традиций Чайковского, от его установки на
психологизм, на ощущение неблагополучия человека
в жизни и обществе. В этом плане мимо его
внимания не могла пройти одна из важных
составляющих символизма – несовпадение явления
и сущности. Здесь композитор не мог не увидеть
определенной близости своему мироощущению.Еще одна точка соприкосновения Рахманинова с
символизмом может быть отнесена к особенностям
восприятия представителями русской музыкальной
культуры музыки Рихарда Вагнера. Основной прием
вагнеровского письма – преобладание оркестровой
партии над вокальной – понимался русскими
музыкантами сквозь символистскую призму:
смысловая насыщенность материала
инструментальной партии опер олицетворяла
глубину и скрытую многозначность содержания.Рахманинову эти представления тоже могли быть
близки: в них он получал возможность находить
отзвук своим эстетическим представлениям о
сложном устройстве мира и человека в нем.
Связь с символизмом ощущается в романсах
композитора: в его музыкальнодраматургической
характеристике неизменно присутствует
причастность к некоему внеличному, но постоянно
ощущаемому началу. Именно в этом — еще одно
проявление символизма.Как известно, романсы писались на стихи
современником композитора, которые во многих
отношениях стояли на символистских позициях. Это
Бальмонт, Блок, Брюсов, Сологуб. Рахманинов в
процессе созидания романсов на эти стихи свой
музыкальный язык не перестраивал. Тем интереснее
следить за применением средств, которыми он
бессознательно пользовался, чтобы передать
специфическое содержание стиха.В 1908 году, в последний год пребывания в
Дрездене, Рахманинов работает над созданием
симфонической поэмы «Остров мертвых» — одного
из наиболее значительных и характерных для этого
периода произведений композитора.
В поэме «Остров мертвых» уже в полной мере
проявилось трагедийное начало, которое все более
настойчиво проявлялось в творчестве композитора.
Поводом для создания поэмы послужила картина
художника А. Бёклина, изображающая пустынныйостров и одинокую лодку у берега с возницей и
странной фигурой в белом саване. Художник Бенуа
вспоминал об ошеломляющем воздействии, которое
производила эта картина: «…мне начинало казаться,
— пишет он в своих мемуарах, — будто я сам
побывал на этой одинокой скале, будто я изведал
все закоулки ее, будто вдыхал терпкий, смолистый
запах этих черных кипарисов, будто слышал гудение
ветра в их густой листве». Однако, Бенуа, как и
Рахманинова, больше привлекала не сама картина, а
ее чернобелая репродукция: «Впервые я увидел в
Дрездене только копию замечательной картиныБёклина. Массивная композиция и мистический
сюжет этой картины произвел на меня большое
впечатление, и оно определило атмосферу поэмы.
Позднее в Берлине я увидел оригинал картины. В
красках она не особенно взволновала меня».
Связи творчества Рахманинова с символизмом
могут оказаться более разнообразными, чем принято
считать. Несмотря на внешнее неприятие имсовременных музыкальных течений, композитор жил
в эпоху, дышавшую предчувствиями глобальных
изменений, потому так или иначе востребовавшую
такое искусство, в котором призрак будущих
изменений постоянно ощущался. Именно эта
сторона символизма оказалась точкой
соприкосновения с основными положениями
рахманиновской эстетики. Отнюдь не причисляя
композитора к символистам, нужно заметить, что он
нашел очень своеобразный сплав «почвенничества»
и новых веяний, соответствующий его обостренно
трагическому мироощущению.