Что такое синдром эмоционального выгорания?
Термин «синдром эмоционального выгорания» (СЭВ) (burnout – сгорание, выгорание) впервые был введен в 1974 г. американским психиатром Х. Дж. Фрейденбергером.
В опубликованных в печати исследованиях чаще всего дается следующее определение СЭВ: это состояние физического, эмоционального и умственного истощения, проявляющееся в профессиональной сфере.
Характеризуется физическим утомлением, чувством эмоциональной усталости и опустошенности, в отдельных случаях – бесчувствием и негуманным отношениям к клиентам и подчиненным, ощущением некомпетентности профессиональной сфере, неуспеха в ней и в личной жизни, пессимизмом, снижением удовлетворенности от повседневной работы и пр.
Факторы, определяющие развитие синдрома выгорания
«Синдром эмоционального выгорания» характерен только для представителей коммуникативных профессий, или, как еще принято их называть, профессий типа «человек – человек».
Причины синдрома профессионального выгорания
Субъективные (индивидуальные) | Объективные (ситуационные) |
Особенности личности, возраст, система жизненных ценностей, убеждения, способами и механизмами индивидуальной психологической защиты, с личным отношением к выполняемым видам деятельности, взаимоотношениями с коллегами по работе, участниками судебного процесса, членами своей семьи. Больше всего подвержены «сгоранию», и первыми выходят из строя, как правило, самые лучшие сотрудники - те, кто наиболее ответственно относится к своей работе, переживает за свое дело, вкладывает в него душу. | Связанные со служебными обязанностями, например: с увеличением профессиональной нагрузки, недостаточным пониманием должностных обязанностей, неадекватной социальной и психологической поддержкой и т.д. |
Ощущение усталости и опустошённости большую часть времени;
Снижение иммунитета и постоянно плохое самочувствие;
Частые головные боли, боли в спине и мышцах;
Изменение аппетита и привычек сна;
Затрудненное дыхание, отдышка;
Тошнота, головокружение, чрезмерная потливость, дрожание;
Гипертензия (повышенное давление);
Сердечные болезни
Физические признаки и симптомы эмоционального выгорания
Эмоциональные признаки и симптомы эмоционального выгорания
Чувство недостатка удачи и неуверенности в себе;
Чувство беспомощности, ощущение нахождения в тупике;
Отстранённость, ощущение одиночества в мире;
Потеря мотивации;
Часты циничные и негативные прогнозы;
Неудовлетворённость и чувство не выполненного долга. Безразличие и усталость
Ощущения фрустрации и беспомощности, безнадежность
Раздражительность, агрессивность
Тревога, усиление иррационального беспокойства, неспособность сосредоточиться
Поведенческие симптомы и признаки эмоционального выгорания
Уход от ответственности;
Самоизоляция;
Волокита, долгое достижение целей;
Всеобщее разочарование в себе и в других;
Пропуск работы, приход на работу позднее и уход раньше;
Во время рабочего дня появляется усталость и желание прерваться, отдохнуть;
Безразличие к еде, стол скудный, без изысков;
Малая физическая нагрузка;
Оправдание - употребления табака, алкоголя, лекарств;
Несчастные случаи (например: травмы, падения, аварии и т.д.);
Импульсивное эмоциональное поведение.
Интеллектуальные симптомы и признаки эмоционального выгорания
Уменьшение интереса к новым теориям и идеям в работе;
Уменьшение интереса к альтернативным подходам в решении проблем (например, в работе);
Увеличение скуки, тоски, апатии или недостаток куража, вкуса и интереса к жизни;
Увеличение предпочтения стандартным шаблонам, рутине, нежели творческому подходу;
Цинизм или безразличие к новшествам, нововведениям;
Малое участие или отказ от участия в развивающих экспериментах (тренингах, образовании);
Формальное выполнение работы.
Социальные симптомы и признаки эмоционального выгорания
Нет времени или энергии для социальной активности;
Уменьшение активности и интереса к досугу, хобби;
Социальные контакты ограничиваются работой;
Скудные взаимоотношения с другими, как дома, так и на работе;
Ощущение изоляции, непонимания других и другими;
Ощущение недостатка поддержки со стороны семьи, друзей, коллег.
Три стадии синдрома профессионального выгорания
(К. Маслач, 1982)
ПЕРВАЯ СТАДИЯ:
начинается приглушением эмоций, сглаживанием остроты чувств и свежести переживаний; специалист неожиданно замечает: вроде бы все пока нормально, но... скучни пусто на душе;
исчезают положительные эмоции, появляется некоторая отстраненность в отношениях с членами семьи;
Возникает состояние тревожности, неудовлетворенности; возвращаясь домой, все чаще хочется сказать: «Не лезьте ко мне, оставьте в покое!»
ВТОРАЯ СТАДИЯ:
возникают недоразумения с окружающими (учениками, родителями), профессионал в кругу своих коллег начинает с пренебрежением говорить о некоторых из них;
неприязнь начинает постепенно проявляться в присутствии других людей - вначале это с трудом сдерживаемая антипатия, а затем и вспышки раздражения. Подобное поведение профессионала - это неосознаваемое им самим проявление чувства самосохранения при общении, превышающем безопасный для организма уровень.
Три стадии синдрома профессионального выгорания
(К. Маслач, 1982)
Три стадии синдрома профессионального выгорания
(К. Маслач, 1982)
ТРЕТЬЯ СТАДИЯ:
представления о ценностях жизни, эмоциональное отношение к миру «уплощается», человек становится опасно равнодушным ко всему, даже к собственной жизни;
такой человек по привычке может еще сохранять внешнюю респектабельность и некоторый апломб, но его глаза теряют блеск интереса к чему бы, то ни было, и почти физически ощутимый холод безразличия поселяется в его душе.
Упражнение «Убежище»
Представьте себе, что у вас есть удобное и надежное убежище, в котором вы можете отдохнуть, когда захотите. Дорогу в это убежище знаете только вы, никто другой вас там не потревожит.
Не обязательно, чтобы это место существовало в жизни. Если у вас нет такого убежища, придумайте его. Это может быть маленький деревенский домик в далекой деревне или небольшая квартира на окраине города, о которой никто не знает. Это может быть даже космический корабль, уносящий вас прочь от Земли...
Мысленно представьте себе это место. Опишите находящиеся в нем вещи, которые вам нравятся и которые создают ваше жизненное пространство. Представьте, что вы делаете, когда отдыхаете в своем убежище.
Возможно, вы слушаете музыку, смотрите на огонь в камине, читаете, рисуете или что-то другое. Старайтесь подумать о тех занятиях, которые вам наиболее приятны.
В течение дня, каждый раз, когда вы чувствуете себя особенно уставшим и начинаете нервничать, на несколько минут представьте свое убежище.
«Мудрец»
Удобно расположитесь в кресле. Закройте глаза и представьте себе, что вы идете по лесной тропинке. Яркий солнечный день, пение птиц, приятные лесные запахи. Вы выходите на лесную поляну. В центре поляны стоит развесистый дуб, которому наверное не меньше 100 лет. У основания, дерева, у его корней сидит старый человек, мудрец. В своем воображении подойдите к нему как можно ближе.
Посмотрите на лицо этого человека, Как можно подробнее представьте для себя его облик, посмотрите в его глаза, постарайтесь понять его настроение. И когда вы окончательно почувствуете доверие к мудрецу, постарайтесь сформулировать самый важный сейчас вопрос и задайте ему. Сосредоточьтесь, постарайтесь услышать совет, ответ мудреца.
То, что скажет вам старый мудрец в вашем воображении - это часто то направление, в котором следует двигаться, чтобы правильно разрешить свою проблемную ситуацию.
Упражнение «Я в лучах солнца».
- На листе бумаги нарисуйте солнце так, как его рисуют дети – с кружком
посередине и множеством лучиков. В кружке напишите свое имя и
нарисуйте свой автопортрет. Около каждого лучика напишите что-нибудь
хорошее о себе. Задача – вспомнить как можно больше хорошего. Носите
солнце с собой всюду. Добавляйте лучи. А если станет особенно плохо на
душе и покажется, что вы ни на что не годны, достаньте солнце, посмотрите
на него и вспомните, о чем думали, когда записывали, то или иное свое
качество.
«Внутренний ребенок».
Обычно в фрустрирующей ситуации включается наш «внутренний ребенок», и мы начинаем действовать исходя из этого состояния. А как обычно действуют дети в ситуации, которая им не нравится? Топают ногами, кричат, обзываются, обижаются и плачут, стараются спрятаться или убежать.
А мы? Правда, похоже? Это и естественно. Именно эго-состояние отвечает за наши чувства. И когда плохо нам, плохо и нашему «внутреннему ребенку».
Сейчас, пожалуйста, представьте себя маленьким ребенком 4-5 лет. Внимательно рассмотрите, во что вы одеты, какие у вас волосы, какое выражение лица. Потом подойдите к этому ребенку, угостите его чем-нибудь, приласкайте, возьмите на руки и скажите: «Я тебя очень люблю (ласковое имя) и всегда буду беречь и защищать». Посмотрите, как теперь выглядит ваш ребенок, прижмите его к себе.
Уменьшите ребенка до размера горошины и положите в свое сердце.
«Весы»
Представьте в своем воображении огромные весы. На одну чашу весов «положите» свои занятия, которые вы делаете, исход» из принципа «Я должен». Чтобы не забыть, сколько занятий вам удалось перечислить, возьмите чистый лист и запишите их для себя.
А теперь другую чашу весов «нагрузите» занятиями, которые основаны на принципе «Я хочу». Какие занятия на работе и в жизни вы действительно осуществляете, реализуя свои собственные желания, потребности, интересы? Также запишите эти занятия на листке бумаги.
Посмотрите: какая чаша жизненных весов перевешивает? Если первая, то вы живете по принципу «Я должен» и, следовательно, часто переживаете чувство «потери себя». Если у вас перевешивает вторая чаша весов, ваше жизнь строится по принципу «Я хочу», а значит, вы допускаете ошибку в построении жизненной стратегии - слишком много думаете, о себе и мало - о /других.
Лучший вариант - равновесие. Если чаши весов равны - вы живете в гармонии с самим собой и окружающими.
Выравнивайте свои жизненные интересы.
Упражнение «Цветок»
-Нарисуйте цветок, в сердцевине напишите свое имя, на лепестках напишите то, что
является важной частью Вашей жизни, то, что вы цените больше всего. На самом
деле в вашей жизни эти лепестки неодинаковые – чему-то мы уделяем больше
внимания, а чему-то меньше. Пусть размер лепестков показывает, сколько вы
уделяете внимания этой частице вашей жизни. У вашего цветка может быть стебель
и листья. Все ли вас устраивает? Подумайте, что вы можете сделать для каждой
части вашей жизни, чтобы она вас устраивала. Не нужно общих фраз, напишите
конкретные действия, которыми вы можете изменить каждую часть к лучшему. Вы
можете изменить размер лепестков (нарисуйте пунктиром) или нарисовать новый
цветок. Сделайте ваш цветок таким, каким хотите.
«Обещание самому себе»
1. Запишите три вещи, которые вы могли бы сделать в каждой из трех областей - профессиональной, организационной и личной - для работы с эмоциональным выгоранием.
2. Пометьте звездочкой те пункты в каждом разделе, которые вы можете выполнить уже в течение следующего месяца.
3. В каждом разделе подчеркните тот пункт, который вы можете попробовать реализовать уже на следующей неделе.
4. Подумайте, как вы можете подготовиться к выполнению намеченного уже сейчас? Запишите это.
5. А теперь, не откладывая, приступите к выполнению задуманного.
Упражнение «Рисунок»
- Нарисуйте или напишите на листе бумаге то, что вызывает у вас сильные
негативные эмоции. Это может быть какой-то случай из жизни. Выплесните на него все свои негативные чувства. А теперь разорвите листок, как можно мельче. (Все собирается в корзину для мусора – избавляемся от негатива) .
Утренняя мантра:
Я - бесконечно доброе, феноменально умное, чертовски привлекательное, божественно красивое, ультрамодно одетое, необычайно работоспособное, беспредельно ответственное, исключительно порядочное, кристально честное,
беспрецедентно талантливое, экстраординарное,с казочно щедрое, бесподобно бесподобное, невероятно перспективное, беззаветно любящее, легендарно сильное, непостижимо оптимистичное, идеально сложенное, крайне интеллигентное,н еописуемо чувственное, архинадежное, всеми любимое, бесспорно положительное, фантастически скромное ЧЕЛОВЕЧИЩЕ!
http://newtomorrow.ru/stress/simptomi_vigoraniya.php
http://www.transactional-analysis.ru/methods/141-burnout-syndrome
http://www.openclass.ru/node/106170
https://festival.1september.ru/articles/578061/
Безносов С.П. Профессиональная деформация личности. - СПб., 2004.
Климов Е.А. Психология профессионала: Избранные психологические труды. - М., 1996.
Скугаревская М.М. Синдром эмоционального выгорания// Медицинские новости.-2002.- №7.- С. 3-9.
Трунов Д.Г. Синдром сгорания: позитивный подход к проблеме//Журнал практического психолога. 1998. N 8. С. 84-89.
Источники:
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.