МАРКЕЛОВА НАТАЛЬЯ АЛЕКСАНДРОВНА
учитель начальных классов
МАОУ СОШ с.Усень-Ивановское Белебеевского района РБ
МЕРОПРИЯТИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
«СИНИЧКИН ДЕНЬ»
Пояснительная записка
Актуальность: призывать детей бережно относиться к природе, заботиться о птицах в трудный для них осенне-зимний период.
Цель: приобщение школьников к традициям и обычаям русского народа.
Задачи:
- формирование внимания и любви к природе;
- прививать чувства заботы и ответственности за «братьев наших меньших»;
- учить использовать в речи меткие народные изречения.
Возраст детей: 7-10 лет.
Оборудование: дерево птиц; плакат с названием мероприятия; фигурки птиц из бумаги; обруч для игры; кормушки для птиц; домик для синички; костюмы птиц для инсценировки.
Ход проведения:
1. Вступительное слово учителя о добром и мудром празднике предков, который призывал бережно относиться к природе, заботиться о птицах в трудный для них период. «Синичкин день» - 12 ноября.
«Невелика птичка - синичка, а свой праздник знает».
2. Чтение учителем отрывка из рассказа Г.Снегирёва «Птицы наших лесов».
-Как ребята помогают птицам пережить холодную для них зиму?
Птицы обязательно по-своему отблагодарят человека за заботу и внимание.
3. Смотр кормушек.
4. Инсценировка отрывка из сказки П.Сладкова «Зимние долги».
Действующие лица: воробей, Ворона, Синица, Дятел.
В: Чему, Воробей, возрадовался, чего расчирикался?
в: Страсть драться охота. А ты тут не каркай, не порть мне весеннего настроения!
В: А вот испорчу! Как задам вопрос…
в: Во, напугала!
В: И напугаю! Ты крошки зимой в птичьей столовой у школы клевал?
в: Ну, клевал. Спасибо ребятам, подкармливали …
В: То-то! А чем ты за всё это расплачиваться думаешь? Своим чириканьем?
в: А я один, что ли, пользовался? И синица там была, и дятел, и галка. И ты, Ворона, была...
В: Я раньше всех расплачусь! Слышишь, в поле трактор пашет? А я за ним из борозды всяких вредителей выбираю. Сорока с галкой мне помогают. А на нас глядя, и другие птицы стараются.
в: Другие, может, и думать забыли…
В : А ты слетай да проверь!
в: поздравляю с новосельем! Небось, и про долги забыла?
С: не забыла, воробей! Меня ребята зимой вкусным сальцем угощали. А я их зимой сладкими яблочками угощу. Сад стерегу от плодожорок и листогрызов.
Д: по какой нужде, воробей, ко мне в лес прилетел?
в: да вот расчёт с меня требуют.…А ты, дятел, как расплачиваешься?
Д: уж как - то стараюсь. Лес от древоточцев и короедов оберегаю…так, это дерево здорово. Очень хорошо. Займёмся следующим больным... Ну, будь здоров, старик. Извини, у меня дела.
в: ишь ты,…а я думал…
В: кар-кар!
в: тьфу ты, ворона, опять меня напугала. Права ты была, все зимние долги отрабатывают.
В: а я, что тебе говорила?
в: а я, что - хуже других? Как начну вот комаров, слепней да мух ловить! Чтобы эти кровососы ребят не кусали! Мигом долги верну.
В: мы благодарим, ребята, вас…
С: за вашу помощь в трудный час!
Д: заботу, понимание…
в: а главное - внимание!
Все: спасибо! Спасибо! Спасибо!
5. «Воробьиная песенка» в исполнении девочек: 2-3 кл.
6. Подвижная игра «Воробьи - вороны».
7. Стихотворный монтаж о птицах:
1) «Приглашение», Г.Ладонщиков
2) «Свиристель», Л.Алтухова
3) «Покормите птиц», А.Яшин
4) «Для птичьей столовой», В.Сибирёв
5) «Люблю птиц», Г.Ладонщиков
8. Работа со зрителями.
Загадки о зимующих птицах (ворона, воробей, дятел, синица, сова, клёст, поползень).
9. Изучение нового. Составь предложения из разрезанных полосок так, чтоб получились народные приметы, связанные с поведением птиц:
Аист соорудил гнездо на крыше вашего дома – к большому семейному счастью.
Дрозды кричат –
скоро дождь.
Зяблик кричит пронзительно – предвещает сильное
похолодание.
Петух подошел к порогу и громко кричит – ожидайте шумных, веселых гостей.
Полет ласточек
медленный и низкий – к скорому затяжному дождю.
Сова подлетела к дому и громко ухает – скоро в
этом доме появится новорожденный.
Стая любых птиц мчится вам навстречу – к радости и счастью.
Сорока скачет по крыше дома больного человека – к скорому и благополучному выздоровлению.
Сорока скачет вдоль водоема – к хорошему клеву рыбы.
Куры спокойно ходят
под дождем – непогода скоро закончится.
10. Продолжи пословицу о птицах:
Всякая птица… своё гнездо любит.
Глупа та птица, которой… гнездо своё не мило.
Гусь свинье… не товарищ.
Красна птица пером, …а человек умом.
Лучше синица в руках, чем… журавль в небе.
На чужой сторонушке рад своей …воронушке.
Рано пташечка запела, как бы … кошечка не съела.
От ворон отстал, а к павам не пристал.
Слово не воробей, вылетит …– не поймаешь.
Старого воробья …на мякине не проведёшь.
11. Подвижная игра - «Воробушки и хитрая ворона».
12. Песенка - напутствие друзьям природы - «Не дразните собак».
13. Итог: Развешивание кормушек совместно с учителем и родителями.
Список использованных источников и литература:
– Уфа: Китап, 2007. – 108с.
- М: Детская литература, 1989. – 256с.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.