«Синтаксический разбор простого предложения» |
Урок русского языка в 5 классе |
|
Ташкентская область Чиназский район посёлок Алмазар общеобразовательная школа №5 |
|
Подготовила : Свешникова Оксана Николаевна |
2019 год |
|
ТЕМА УРОКА : Синтаксический разбор простого предложения.
ЦЕЛИ УРОКА : 1) формирование навыков синтаксического разбора простого предложения, умений давать характеристику простому предложению в целом и каждому члену предложения в отдельности.
2) развивать умение классифицировать лингвистические единицы в соответствии с определёнными признаками, развивать связную речь.
3) воспитывать любовь к поэзии, чувство прекрасного, прививать интерес к русскому языку.
ОБОРУДОВАНИЕ УРОКА : проектор, ватман, карточки с заданием.
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА:
I. ОРГМОМЕНТ . (5 мин.)
II. ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ (7мин.)
III. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ (12 мин.)
IV. ЗАКРЕПЛЕНИЕ (15 мин.)
V. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ (4 мин.)
VI. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ (2 мин.)
ХОД УРОКА :
I. ОРГМОМЕНТ. ( 5 мин.)
Приветствие. Обмен тетрадей. Эмоциональный настрой на урок : в уголок доски прикрепляется улыбающийся смайлик. Учитель :
- Улыбнёмся друг другу! Пусть от улыбки станет тепло на душе, пусть она поможет легко и радостно трудиться на уроке. Желаю всем нам успехов!
Будем, ребята, беречь доброту.
Будем, ребята, беречь красоту.
Будем дерзать, будем творить,
Улыбку познанья уроку дарить!
Пожелайте всего доброго друг другу!
II. ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ. (7 мин.)
1. Фронтальный опрос :
1) Какие единицы языка изучаются в синтаксисе ? (Словосочетание и предложение)
2) На какие две группы делятся члены предложения? (Главные и второстепенные)
3) Как по-другому можно назвать главные члены предложения? (Грамматическая основа)
4) Назовите второстепенные члены предложения . ( Дополнение, определение, обстоятельство)
5) Как подчёркивается дополнение ? (Прерывистой линией)
6) Как подчёркивается обстоятельство ? ( Пунктирной линией)
7) Как подчёркивается определение? (Волнистой линией)
8) Какой член предложения отвечает на вопросы косвенных падежей? (Дополнение)
За правильные ответы учащиеся получают жетоны.
2. Решение кроссворда. Ключевое слово в кроссворде укажет нам тему сегодняшнего урока.
1) Часть речи, которая отвечает на вопросы : Как? Когда? (наРечие)
2) Бывают ударные и безударные (глАсные)
3) Главный член предложения (скаЗуемое)
4) Второстепенный член предложения (оБстоятельство)
5) Часть слова без окончания ( оснОва)
6) Предложение, в котором только одна грамматическая основа (пРостое)
Итак, ребята, мы с вами определили ключевое слово, показывающее, чем мы будем заниматься сегодня на уроке. Это РАЗБОР. Синтаксический.
III. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ. (12 мин.)
-Запишите, пожалуйста, тему сегодняшнего урока : «Синтаксический разбор простого предложения».
Мы сегодня должны будем научиться находить в тексте простые предложения, выполнять их синтаксический разбор, строить схемы этих предложений. На уроке вы выступите в роли исследователей и сами составите план разбора простого предложения. (На доске закреплён ватман, на котором написано «План разбора простого предложения» ). Поработаем со слайдами.
СЛАЙД №1. Спишите предложения : 1-й ряд – повествовательные, 2-й ряд – вопросительные, 3-й ряд – побудительные. При списывании ставьте знаки препинания.
Что же ты моя старушка приумолкла у окна //
Спой мне песню //
Желтеющие листья первые вестники близкой осени //
И вот на поле грозной сечи ночная пала тень /
Ребята Не Москва ль за нами //
Зажужжи коса как пчелиный рой //
- Кто заметил здесь предложения с обращениями?
- Итак, запишите первый пункт в нашем плане : вид предложения по цели высказывания.
СЛАЙД №2. Укажите третье лишнее. Свой выбор обоснуйте.
1. Кроет уж лист золотой
Влажную землю в лесу. ( А.Майков)
2. Горит огнём осенний полдень. (О.Альтовская)
3. Как радует осеннее тепло! (И.Орлова)
Лишнее – 3-е предложение, так как оно восклицательное. В отличие от двух других. Пишем в наш план : вид предложения по интонации.
СЛАЙД №3. Укажите третье лишнее. Свой выбор обоснуйте.
1. Берёзы жёлтою резьбой
Блестят в лазури голубой. (И.Бунин)
2. Уж небо осенью дышало,
Уж реже солнышко блистало.. (А.Пушкин)
3. Из листьев я устрою фейерверк. (О.Беленький)
Лишнее второе предложение, так как оно сложное. Пишем в наш план : вид предложения по количеству грамматических основ.
СЛАЙД №4. Укажите третье лишнее. Свой выбор обоснуйте.
1. Осень.
2. По утрам всё чаще идут дожди.
3. Закружились в чистом воздухе жёлтые листья.
Лишнее – первое предложение, так как в нём один главный член – односоставное. Остальные – двусоставные. Пишем на ватмане пункт №4 – вид предложения по количеству главных членов.
СЛАЙД №5. Укажите третье лишнее. Свой выбор обоснуйте.
1. Осень в лесу каждый год
Платит золотом за вход. (А.Гонтарь)
2. Ветер воет, злится, носится, кружится.
3. Отговорила роща золотая
Берёзовым весёлым языком. (С.Есенин.)
Лишнее – второе предложение, так как оно нераспространённое. Запишем пункт №5: вид предложения по наличию второстепенных членов.
СЛАЙД №6. Какая единица синтаксиса встречается в предложении?
1. Золотая осень, ты покажи мне жёлтых листьев виражи. ( Обращение)
Чем ещё может быть осложнено предложение? (Однородными членами)
Пишем в план : Есть ли обращение или однородные члены?
Пункт №7. Схема.
-Ну вот, ребята, мы с вами и составили порядок разбора простого предложения. А заодно повторили весь пройденный материал. Давайте обратимся к учебнику и сравним порядок разбора в учебнике и у нас в памятке.
IV. ЗАКРЕПЛЕНИЕ. (15 мин.)
1) Физкульт.минутка.
2) Синтаксический разбор простого предложения у доски и в тетрадях.
Осень на опушке краски разводила,
По листве тихонько кистью проводила. (З.Федоровская)
(Повеств., невоскл.,простое, двусост., распростр., осложнено однород.сказ.)
- Ребята, посмотрите сколько строчек об осени прозвучало сегодня на уроке! Не только поэты, но и художники посвящали этому времени года свои произведения. Внимательно посмотрите на репродукцию картины И.И.Левитана «Золотая осень». Какое настроение вызывает она у вас?
Раздаточный материал. Выполните синтаксический разбор выделенного предложения. Но сначала прочитаем этот текст.
« В историю русской живописи Исаак Ильич Левитан вошёл как пейзажист. Левитан – создатель «пейзажа настроения». Художник умел очень тонко передать разнообразие состояния природы. Дать почувствовать всю прелесть окружающего мира.
На картине «Золотая осень» мы видим берёзовую рощу в медно-золотом осеннем убранстве. В глубине луга теряется река. На левом берегу её стоят стройные бело-жёлтые берёзки и две осинки с почти опавшими листьями. Вдали краснеют ветки кустарника. Землю укрыла жёлтая увядшая трава. А на правом берегу реки – ряд ещё зелёных ив, которые будто сопротивляются осеннему увяданию. Речная гладь кажется неподвижной и холодной. На поверхности воды отражается светлое небо с белыми облаками. Осенний день полон света. В картине преобладают жизнерадостные тона.»
Предложения для разбора дети выписывают и делают синтаксический разбор. Четыре ученика делают разбор у доски. Те, кто сделал задание раньше – получают жетон.
IV. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ. (4 мин.)
- Удалось ли нам достичь цели урока?
- Что нового вы узнали на уроке?
- Урок для меня показался….
Выставление оценок путём подсчёта жетонов.
V. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ. (2 мин.) Выполнить упражнение XXX
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.