«СИНТЕЗ РЕЧИ, ДВИЖЕНИЯ, МУЗЫКИ - ПУТЬ К ТВОРЧЕСКОЙ САМОРЕАЛИЗАЦИИ»
Оценка 4.7

«СИНТЕЗ РЕЧИ, ДВИЖЕНИЯ, МУЗЫКИ - ПУТЬ К ТВОРЧЕСКОЙ САМОРЕАЛИЗАЦИИ»

Оценка 4.7
doc
18.01.2021
«СИНТЕЗ РЕЧИ, ДВИЖЕНИЯ, МУЗЫКИ - ПУТЬ К ТВОРЧЕСКОЙ САМОРЕАЛИЗАЦИИ»
учитель года (Опыт).doc

 

«СИНТЕЗ РЕЧИ, ДВИЖЕНИЯ, МУЗЫКИ - ПУТЬ К ТВОРЧЕСКОЙ САМОРЕАЛИЗАЦИИ»

Кнышова Валентина Ивановна

Учитель музыки

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение лицей имени Дважды Героя Социалистического труда В.Ф. Резникова

Жизнь меняется очень стремительно. Каждый год в первый класс приходят совершенно иные дети, иное поколение.

Мыслят быстрее, информации о фактах, событиях, понятиях всё больше.

Только удивляются всё меньше! Восхищаются меньше!

Спокойны в однообразном круге интересов: куклы Барби, Винксы, роботы- убийцы, компьютерные игры.

Тенденция к равнодушию страшна.   

Как разбудить в наших детях интерес к самим себе?

Как объяснить, что самое интересное скрыто в них самих?

Как сделать творческую деятельность – потребностью, а искусство - естественной, необходимой частью жизни?

В основе опыта, который я предлагаю, попытка ответить на эти проблемные вопросы.

Тема опыта: «Синтез речи, движения, музыки- путь к творческой самореализации».      

Методическая система сформировалась на основе таких творческих технологий:

*    «Азбука музыкально- творческой самореализации» Е. И. Юдиной;

*    «Музыкально- дидактические игры» З.Я. Роот;

*    «Танцы,  игры, упражнения для красивого движения»                               М.А. Михайловой, Н.В. Воронина;

Пути предлагаемые этими авторами интересны, остроумны, разнообразны.

С чего нужно начинать? Ответ прост!  Ребёнку важно, чтобы кто- то уверенно сказал: «В тебе есть великий талант».

«Можно быть гениальным композитором, можно быть гениальным исполнителем, а можно быть гениальным слушателем»- говорил                            Д. Д. Шостакович.

Роль слушания - один из первых шагов к проявлению таланта.

В связи со сказанным определены цель и задачи.

Цель: формирование собственной музыкальной практики ребёнка- основа саморазвития и самовыражения.      

Задачи:

Ø поиск необычайно выразительных речевых интонаций;

Ø формирование навыков пластического интонирования;

Ø        формирование координации движений в связи с музыкальным ритмом;

Актуальность и целесообразность предлагаемых методов в том, что они позволяют ребёнку само реализовываться, проследить свой собственный рост творчества и фантазии.     

Учёные давно заметили, что люди вкусившие творчество совсем по  другому живут и работают, становятся талантливее во многих других областях.        

Соответственно обозначенной теме образовательно- игровой материал можно расположить в систему смыслообразующих блоков:

Блоки можно представить из следующих слагаемых:      

Речь:  понятия музыкального искусства, усвоение общих художественных закономерности, систематизация музыкальных категорий;

Движение: двигательно- изобразительная наглядность, движение;

 Музыка: театр, творческая игра, музыкальные импровизации;

Все слагаемые и позволяют раскрыть предлагаемую тему.                                                                      Примеры  творческой деятельности:                                                                                                                                                    РЕЧЬ                                                                                                                                                                                                                                        Формированию понятий музыкального искусства, усвоению общих художественных закономерностей, систематизации музыкальных категорий способствуют такие методические приёмы: «Ищем рифмы», «Солнышко встало», «На воображаемой гармошке», «Сказочное заклинание», «Играем в прятки», «По-разному», «Звучит орнамент», «Узнай и сложи попевку»

Пример№1: Освоению понятий музыкального искусства помогает изобразительная наглядность, которая включает в себя соотнесение качества звучания с графической моделью.

Знакомя детей с музыкальными понятиями: «легато», «нон легато», «стаккато» использую упражнение- схему:

                          

 Рисуем с детьми длинную линию, пунктирную линию, линию состоящую из точек. Поём гласную «о» всеми этими способами, с помощью линий- схем. Дальше используя знакомую попевку:

«Слышен гром за окном,

Значит будет дождик».

Поём её  по схемам. Делаем вывод: мелодия может звучать по- разному. Методический приём помогает детям усвоить, что « легато»-это протяжно, слитно; « нон-легато»- отдельно, не связно; «стаккато»- отрывисто.

Пример№2: Объясняя, детям, что музыкальный звук обладает высотой, что именно высота отличает один звук от другого, я использую методический приём «Играем в прятки»:

                   

        Применяя условные схемы и с их помощью поём, помогая себе движением руки (показ).

А далее  предлагаю ребятам, представить, что мы играем в прятки с мальчиком Ваней. Играли, играли, да и потеряли, его совсем, не можем найти. Где же он спрятался? Предлагаю ребятам, позвать его на разные лады, одновременно с пропеванием рисуем схемы в воздухе рукой.

В процессе этого приёма формируется умение различать звуки низкого, среднего, верхнего регистра,  воспроизводить голосом звуки в разном регистре. Так же происходит восприятие выразительности регистра  в процессе слушания музыкального произведения.

Пример№3: Следующий методический приём называется «Узнай и сложи мелодию»:              

                              

                        Све     -    тит            сол            -    ныш               - ко,

                    К  нам        в    о        -     ко             -  шеч                - ко.

                   

        Использую прямоугольники разной длины, разного цвета. Чередуя прямоугольники разной длины, можно условно изобразить ритмический рисунок знакомой попевки. Или узнать по выложенному рисунку знакомую песенку.

У детей формируется чувство ритма, внимание, память.

МУЗЫКА 

Очень важная роль отводится музыкальной импровизации. Сюда следующие приёмы: «Времена года в цвете и музыке», «Поём вопросы и ответы», «Волшебный человечек», «Игра в раздвоение», «Кратко о пантомиме», «Примерим фрак дирижера», «Знакомство с полифонией», «Диалог в одиночку», «Крещендо в листьях».

Пример:  В музыке часто используется усиление и затихание звука. Для этого существуют специальные знаки. Для усвоения этих знаков интересен методический приём «Крещендо в листьях» .  По выложенной схеме поём с детьми попевку:

«Листопад, листопад, листья осенью летят.

Листопад, листопад, листья желтые летят.»

 А потом предлагаю детям составить свои собственные музыкальные импровизации. Данный приём непременно надо выполнить осенью, когда листья дают невиданное богатство цветовых оттенков. Предложить детям выполнить домашнее задание: подобрать листья так, чтобы в них чувствовалось  цветовое крещендо.    

       У детей формируется чувство постепенности в музыке и дети учатся наблюдать  связь музыки с окружающим миром.

ДВИЖЕНИЕ     

 Учащимся младших классов свойственна большая подвижность, неусидчивость. Поэтому для работы с ними целесообразно использовать произведения, требующие ритмико - двигательное сопровождение. Сюда включаются следующие приёмы: «Красота марша», «Управляем голосом», «Учимся тянуть звук», «Ищем середину», «Полька Бородина», «В марше два в вальсе три», «Тик-так», «Игра с синкопой», «Сказка с хорошим концом».

       Особый интерес вызывает у детей «Марш деревянных солдатиков»  П.И. Чайковского.           

Первое прослушивание произведения: смотрим мультфильм с музыкой, определяем изменения в музыке, составляем схему из геометрических фигур:

                                                 .      

 

На каждую часть придумываем движения и разучиваем их.

 Второе прослушивание сопровождаем музыку движениями, дети должны услышать изменения в музыке и выполнять движения соответственно каждому фрагменту произведения.                                                                                                        Такая работа  привлекает внимание детей к прослушиванию произведения, формирует чувство ритма, способность улавливать настроение музыки. Дети приобретают навыки выразительности  движения.

Вывод

        Результативность таких методов очевидна. Интеграция их позволяет говорить об определённой системе творческих заданий, целостно развивающей детскую личность.

        Обозначенные методы могут быть использованы на уроках развития речи, чтения, литературы, ритмики, а также  на занятиях факультативов и кружков. 


СИНТЕЗ РЕЧИ, ДВИЖЕНИЯ, МУЗЫКИ -

СИНТЕЗ РЕЧИ, ДВИЖЕНИЯ, МУЗЫКИ -

Пути предлагаемые этими авторами интересны, остроумны, разнообразны

Пути предлагаемые этими авторами интересны, остроумны, разнообразны

Все слагаемые и позволяют раскрыть предлагаемую тему

Все слагаемые и позволяют раскрыть предлагаемую тему

Пример№2: Объясняя, детям, что музыкальный звук обладает высотой, что именно высота отличает один звук от другого, я использую методический приём «Играем в прятки» :

Пример№2: Объясняя, детям, что музыкальный звук обладает высотой, что именно высота отличает один звук от другого, я использую методический приём «Играем в прятки» :

Или узнать по выложенному рисунку знакомую песенку

Или узнать по выложенному рисунку знакомую песенку

В марше два в вальсе три», «Тик-так», «Игра с синкопой», «Сказка с хорошим концом»

В марше два в вальсе три», «Тик-так», «Игра с синкопой», «Сказка с хорошим концом»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
18.01.2021