Система групп крови АВ0
Общая характеристика задачи.
Предмет:
Биология (общая биология)
Класс: 10-11.
Цель задачи: Задача
построена на основе материала, предложенного
традиционной программой
учащимся 10-11 классов, для изучения наследования групп
крови.
Действия учащихся:
Данная задача может быть использована как обучающая для самостоятельного получения
знаний по теме «Генетика. Наследование групп крови», или как контрольная
задача для проверки
знаний по данной теме, что предполагает обобщение и
применение ранее
полученных знаний учащимися
Задача ориентирована на преодоление дефицитов, таких как:
• находить точную информацию в тексте;
• переводить один вид текста в другой (от схемы к словесному описанию);
• работать с составными текстами (сопоставлять, сравнивать, делать заключение);
• при решении задачи неоднократно возвращаться к ее условию;
• использовать результаты решения предыдущего задания для поиска решения
следующих заданий внутри текста;
• привлекать личный опыт, известные знания для решения поставленной задачи.
Использованные источники:
1. Основы генетики человека/ Приходченко Н.Н., Шкурат Т.П. - Ростов -на- Дону : Феникс, 1997 г
2. Дидактические материалы к разделу "Человек". 9 класс/ Пименов В.В..- М.: Издательство НЦ ЭНАС, 2006 г
3. Решение задач по генетике/ Методические рекомендации для прведения практических занятий по элективному курсу. - Чита, 2009 г
Текст задачи.
Система групп крови АВ0
Первая АВ0 - система групп крови была открыта Ланштейнером в 1900 г. В 1911 г. было показано, что группы крови наследуются. Для объяснения существования 4-х групп крови (А, В,0, АВ) было предложено наличие двух независимых пар генов (А и 0, В и 0), где А иВ доминантные аллели. В 1924 г. Бернштейн установил, что система групп крови АВ0 контролируется серией множественных аллелей (А,В,0) одного локуса гена у человека. Таким образом, ор пришел к выводу об ошибочности первоначальной концепции о независимом наследовании двух пар генов, основанной на соотношениях генотипов, ожидаемых в человеческих популяциях, согласно закону Харди- Вайнберга. Бернштейн предположил правильное объяснение генетического механизма формирования групп крови АВ0 - 3 аллеля одного и того же гена (А, В,0) с шестью генотипами (00 - I группа; АА, А0 - II группа; ВВ, В0 - III группа; IV - АВ). Важно помнить, что любой индивид может иметь максимум 2 аллеля из серии (если у него две гомологичные хромосомы).
Дифференцировка крови человека по системе АВ0 на 4 группы основана на комбинации двух изоантигенов (А и В) в эритроцитах и двух антител (α; β) - в плазме крови. Это необходимо учитывать при переливании крови.
К I (0) группе относится кровь, эритроциты которой не склеиваются в плазме и сыворотке других групп. Ее можно переливать всем людям.
К II(А) группе относится кровь, эритроциты которой склеиваются и разрушаются в плазме или сыворотке крови I и III групп. Кровь этой группы совместима с кровью и группы.
К III (В) группе относится кровь, эритроциты которой склеиваются в плазме или сыворотке крови I и II групп, но совместимы с эритроцитами III и IVгрупп. Кровь этой группы можно переливать людям с кровью II и IV групп.
К IV (АВ) группе относится кровь, эритроциты которой склеиваются в плазме или сыворотке всех остальных групп крови. Кровь этой группы можно переливать только людям, имеющим ту же, IV, группу крови.
Задание 1.
Заполните таблицу наследования групп крови с указанием всех возможных генотипов детей. Для каждого генотипа определите группу крови.
Наследование групп крови
мать отец |
I группа |
II группа |
III группа |
IV группа |
|||
00 |
А0 |
АА |
В0 |
ВВ |
АВ |
||
I группа |
00 |
|
|
|
|
|
|
II группа |
А0 |
|
|
|
|
|
|
АА |
|
|
|
|
|
|
|
III группа |
В0 |
|
|
|
|
|
|
ВВ |
|
|
|
|
|
|
|
IV группа |
АВ |
|
|
|
|
|
|
Задание 2.
Верны ли данные утверждения (да, нет)?
1. Дети родителей, имеющих первую группу крови, тоже будут иметь первую группу крови.
2. Дети родителей, имеющих первую группу крови, могут иметь как первую, так и вторую группу крови.
3. Дети родителей, имеющих вторую группу крови, всегда будут иметь вторую группу крови.
4. Дети родителей, имеющих вторую группу крови, могут иметь как вторую, так т третью группу крови.
5. Дети родителей, имеющих вторую группу крови, могут иметь первую или вторую группу крови.
6. Дети родителей, имеющих третью группу крови, всегда будут иметь третью группу крови?
7. Дети родителей, имеющих третью группу крови, могут иметь только вторую или третью группу крови.
8. Дети родителей, имеющих третью группу крови, могут иметь первую или третью группу крови.
9. Дети родителей, имеющих четвертую группу крови, всегда будут иметь четвертую группу крови.
10. Дети родителей, имеющих четвертую группу крови, могут иметь вторую, третью или четвертую группу крови.
Задание 3.
Родители имеют I и II группы крови. Какие группы крови можно ожидать у их детей?
Задание 4.
В семье трое детей с II, III и IV группой крови. Их родители имеют IV и I группу крови. Определите, все ли дети родные, а также, возможно ли переливание крови от родителей к детям. Ответ обоснуйте.
Ответы.
Задание 1.
Наследование групп крови
мать отец |
I группа |
II группа |
III группа |
IV группа |
|||
00 |
А0 |
АА |
В0 |
ВВ |
АВ |
||
I группа |
00 |
00 -1 |
00 - 1 А0 - 2 |
А0 - 2 |
00 - 1 В0 - 3 |
В0 - 3 |
А0 - 2 В0 - 3 |
II группа |
А0 |
00 - 1 А0 - 2 |
00 - 1 А0 -2 АА - 2 |
АА- 2 А0 - 2 |
00 - 1 А0 -2 В0 -3 АВ - 4 |
В0 - 3 АВ - 4
|
А0 - 2 АА - 2 В0 - 3 АВ - 4 |
АА |
А0 - 2 |
АА - 2 А0 - 2 |
АА - 2 |
А0 - 2 АВ - 4 |
АВ - 4 |
АА - 2 АВ -4 |
|
III группа |
В0 |
00 -1 В0 - 3 |
00 - 1 АВ-4 |
А0 - 2 АВ - 4 |
00 -1 ВВ- 3 В0 - 3 |
В0 - 3 ВВ- 3 |
А0 - 2 АВ - 4 В0 - 3 |
ВВ |
В0 -3 |
В0-3 АВ - 4 |
АВ - 4 |
В0 - 3 ВВ - 3 |
ВВ - 3 |
АВ - 4 ВВ - 3 |
|
IV группа |
АВ |
А0 - 2 В0- 3 |
АА - 2 А0 - 2 В0 - 3 АВ- 4 |
АА- 2 АВ - 4 |
А0 -2 АВ - 4 ВВ- 3 В0 - 3 |
ВВ- 3 АВ - 4 |
АА - 2 ВВ- 3 АВ - 4 |
Задание 2.
1. Дети родителей, имеющих первую группу крови, тоже будут иметь первую группу крови. (да)
2. Дети родителей, имеющих первую группу крови, могут иметь как первую, так и вторую группу крови. (нет)
3. Дети родителей, имеющих вторую группу крови, всегда будут иметь вторую группу крови. (нет)
4. Дети родителей, имеющих вторую группу крови, могут иметь как вторую, так т третью группу крови. (нет)
5. Дети родителей, имеющих вторую группу крови, могут иметь первую или вторую группу крови. (да)
6. Дети родителей, имеющих третью группу крови, всегда будут иметь третью группу крови? (нет)
7. Дети родителей, имеющих третью группу крови, могут иметь только вторую или третью группу крови. (нет)
8. Дети родителей, имеющих третью группу крови, могут иметь первую или третью группу крови. (да)
9. Дети родителей, имеющих четвертую группу крови, всегда будут иметь четвертую группу крови. (нет)
10. Дети родителей, имеющих четвертую группу крови, могут иметь вторую, третью или четвертую группу крови. (да)
Задание 3.
У детей I, II группы крови.
Р: I0I0 ͯ IAI0
F1: IAI0 (2)
I0I0 (1)
Р: I0I0 ͯ IAIA
F1: IAI0 (2)
Задание 4.
Р: I0I0 ͯ IAIB
F1: IAI0 (2)
IBI0 (3)
У данной пары могут быть дети только с II или III группой крови. Ребенок с IV группой крови не является родным. Переливать кровь детям может только родитель с I группой крови, так как данную кровь можно переливать всем людям.
Умения.
Естественнонаучные:
1. Использовать естественнонаучные знания для решения реальных жизненных задач.
2. Актуализировать знания, использовать их для принятия решения.
3. Использовать школьные знания для объяснения и прогнозирования явлений окружающего мира.
4. Представлять естественнонаучную информацию в контексте решаемой задачи.
5. Умение объяснять (прогнозировать) природные и техногенные явления на основе разных моделей.
6. Использовать исследовательский метод (сбор, систематизация и анализ фактов, выдвижение гипотез, планирование и проведение эксперимента, анализ полученных результатов, формулировка заключения, выводов) в нестандартных ситуациях.
7. Решать генетические задачи на моногибридное скрещивание, составлять схемы моногибридного скрещивания, применяя законы наследственности и используя биологическую терминологию и символику
Информационные:
1. Находить точную информацию в однородных, однотипных текстах.
2. Находить точную информацию в составных, разнотипных текстах.
3. Находить достоверные сведения в разных типах информационных источников: графиках, диаграммах, картах, схемах, таблицах.
4. Синтезировать и сопоставлять информацию разнотипных источников, делать выводы, заключения и обобщения.
5. Использовать разные типы выявления информации: ознакомительный, поисковый, ориентировочный, формулировать информационно и доказательно насыщенное суждение, заключение, выводы.
Общеучебные:
1. Решать задачу с привлечением дополнительной информации, личного опыта.
2. Решать задачу на основе межпредметного подхода с использованием комплексных подходов.
3. Удерживать взаимосвязь отдельных заданий задачи, использовать полученную информацию в одном задании для решения другого.
4. Использовать обоснованные приближения, упрощающие подходы, нетрадиционные способы решения задачи.
5. Уметь давать развернутый ответ на вопрос в свободной форме.
6. Уметь на основе точной информации из текста давать качественную интерпретацию (делать выводы, заключение, обобщение, сравнение и др.).
7. Уметь работать с составными текстами (сопоставлять, сравнивать информацию, соединять их в общую и т.п.).
8. Уметь работать с разными типами текстов: бытовыми, научно-популярными, публицистическими и др.
9. Уметь переходить (переводить) от одного вида текста к другому (от схемы к словесному описанию и, наоборот, от словесного описания к таблице и, наоборот, от карты к словесному описанию, таблице, схеме, диаграмме и, наоборот.
10. Уметь выделять неявную, скрытую дополнительную необходимую информацию из вопроса к поставленной задаче.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.