Система художественных образов повести «Гранатовый браслет». 3211 на 15.05

  • docx
  • 15.05.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Анализ.docx

Система художественных образов повести «Гранатовый браслет». 3211 на 15.05

К. Паустовский называл эту повесть «благоуханным» произведением о любви, а исследователи сравнивали ее с сонатой Бетховена. Речь идет о «Гранатовом браслете» А. Куприна.

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться с самим произведением Гранатовый браслет.

Год написания – 1910

История создания – На написание произведения А. И. Куприна вдохновила история, услышанная в семье знакомых.

Тема – В повести раскрываются традиционные темы безответной любви, искреннего чувства, о котором мечтают все женщины.

Композиция – Смысловая и формальная организация повести имеет особенности. Начинается произведение эпиграфом, обращенным к «Сонате № 2» Бетховена. Этот же музыкальный шедевр выступает в качестве символа в финальной части. В канву основного сюжета автор вплел небольшие любовные новеллы, рассказанные Василием Львовичем. Повесть состоит из 13 частей.

Жанр – Повесть. Сам писатель считал свое произведение рассказом.

Направление – Реализм.

История создания

История создания повести связана с реальными событиями. А. Куприн был другом семьи губернатора Любимова. Во время просмотра семейного альбома Любимовы рассказали Александру Ивановичу интересную любовную историю. В супругу губернатора был влюблен телеграфный чиновник. Женщина собирала его письма и делала к ним зарисовки. Как-то она получила от воздыхателя подарок: цепочку с позолотой и кулон в форме пасхального яйца.

Работа над произведением началась в сентябре 1910 г., о чем свидетельствуют письма автора, адресованные коллегам по перу. Сначала Александр Иванович собирался написать рассказ. Но он насколько вдохновился художественным преображением услышанной истории, что произведение оказалось гораздо большим, чем было задумано. Создавал Куприн «Гранатовый браслет» около 3 месяцев. О продвижении работы он писал Батюшкову. В одном из писем писатель признавался, что у него возникли трудности, связанные с его «невежеством в музыке». Тем не менее, Александр Иванович очень дорожил «Гранатовым браслетом», поэтому не хотел «комкать» его.

Впервые произведение увидело мир на страницах журнала «Земля» в 1911 г. В критике произведения делались акценты на его идеи и выразительных «психологических ситуациях».

  • для самых занятых - Читательский дневник «Гранатовый браслет»
  • для самых умных - Читать «Гранатовый браслет» полностью

Тема

Чтобы уловить идейное звучание повести «Гранатовый браслет» анализ ее следует начинать с характеристики основной проблемы.

Мотив любви всегда был распространен в литературе. Мастера пера раскрывали разные грани этого чувства, пытаясь понять, как оно влияет на человека. В творчестве А. Куприна этот мотив занимает почетное место. Главная тема «Гранатового браслета» – безответная любовь. Проблематика произведения продиктована указанной темой.

События повести разворачиваются на даче Шеиных. Автор начинает произведение пейзажными зарисовками. Конец лета не радовал хорошей погодой, но в начале сентября природа компенсировала хмурый август солнечными деньками. Читая произведение дальше, нетрудно догадаться, что пейзажи не только помогают погрузиться в дачную атмосферу, но и символизируют перемены в жизни главной героини Веры Николаевны Шеиной: ее жизнь с мужем была серой и скучной, пока женщина не получила необычный подарок.

В начале произведения читатель наблюдает только за двумя героями – супругами Шеиными. Автор акцентирует внимание на том, что любовь между этими людьми угасла, вернее, «перешла в чувство прочной, верной, истинной дружбы».

Система образов дополняется в эпизоде, воспроизводящем празднование именин княгини.

Праздник запоминается рассказами князя Василия Львовича о безответной любви телеграфиста к его супруге. В этот же день Вера Николаевна получила в подарок гранатовый браслет и письмо, подписанное инициалами. Женщина рассказала о странном подарке мужу, другу отца и брату. Они решили разыскать автора письма.

Оказалось, что подарок преподнес чиновник Желтков, без памяти влюбленный в княгиню. Брат Веры Николаевны вернул мужчине браслет. После объяснений с Шеиными Желтков покончил с собой. Своей возлюбленной он оставил записку, в которой просил сыграть сонату Бетховена, если Вера вспомнит о нем. Вечером женщина выполнила просьбу умершего и наконец, почувствовала, что мужчина простил ее.

«Гранатовый браслет» наполнен размышлениями о любви, срывающимися с уст героев. Эти мысли напоминают ключи к двери, за которой спрятаны ответы о сути нежного, но порой безжалостного чувства. Тем не менее, автор не пытается навязать свою точку зрения. Выводы читатель должен сделать сам. Чтобы понять, чему учит писатель, нужно проанализировать поступки героев, их характеры и судьбы.

Произведение А. Куприна наполнено символами. Главную роль играет гранатовый браслет, отсюда и название повести. Украшение символизирует истинную любовь. В браслете пять драгоценных камней. В одной из притч царя Соломона они означали любовь, страсть и гнев. Толкование смысла названия повести будет неполным без учета символической составляющей Также особое внимание привлекает соната Бетховена, которую в данном контексте можно толковать как символ несчастливой, но вечной любви.

В произведении развивается идея о том, что настоящая любовь не исчезает из сердца бесследно. Основная мысль – искренняя любовь существует, нужно только уметь ее замечать и принимать.

Композиция

Особенности композиции произведения проявляются и на формальном, и на смысловом уровне. Вначале А. Куприн обращает читателя к сонете Бетховена посредством эпиграфа. В финале оказывается, что музыкальный шедевр играет роль символа. При помощи этого символического образа создается обрамление, усиливающее идейное звучание.

Порядок элементов сюжета не нарушен. Экспозиция – пейзажные зарисовки, знакомство с семьей Шеиных, рассказ о предстоящем празднике. Завязка – получение Верой Николаевной подарка. Развитие событий – рассказ об именинах, поиски адресанта подарка, встреча с Желтковым. Кульминация – признание Желткова, что его чувства убьет только смерть. Развязка – смерть Желткова и рассказ о том, как Вера слушает сонату.

В канву основных событий автор вплел любовные истории, которые тоже помогают читателю понять смысл любви в человеческой жизни.

Главные герои

О героях произведения мы написали отдельную статью – Главные герои «Гранатового браслета».

Жанр

Жанр «Гранатового браслета» – повесть. В произведении раскрывается несколько сюжетных линий, система образов достаточно разветвленная. По объему оно тоже приближается к повести. А. Куприн был представителем реализма, в этом направлении написана и анализируемая повесть. В ее основе реальные события, кроме того автор выразительно передал атмосферу своей эпохи.

Домашнее задание: сочинение

ТЕМЫ СОЧИНЕНИЙ

1.       Тема любви в прозе И.Бунина и А.Куприна.

2.      Особенности изображения образа природы в рассказе «Гранатовый браслет»

3.      Своеобразие конфликта в рассказе А.Куприна «Гранатовый браслет».

 

 

 

 

Тема любви в прозе И.Бунина и А.Куприна

План

I. Вступление

Тема любви в русской литературе

II. Основная часть

1. Тема любви в творчестве Бунина

А) Цикл рассказов «Темные аллеи»

Б) Рассказ «Солнечный удар»

- смысл названия рассказа

- В основе сюжета – мимолетная связь мужчины и женщины

- Ночь, проведенная ими вместе, оказывается лишь завязкой сюжета

- Эта ночь переворачивает всю жизнь героя, потому что жизнь без этой женщины оказывается бессмысленной

- Любовь оказывается лишь кратким мигом в жизни героев. Их чувство не совместимо с бытом и обыденностью

В) Рассказ «Чистый понедельник»

- «странная» любовь»

- внешность героев

- жизненные обстоятельства, на первый взгляд, благоприятны для развития любовных отношений героев

- герой не может понять всей глубины духовных потребностей своей возлюбленной и сила его любви не может уменьшить пропасти между ними

- герои как бы принадлежать к разным мирам, и в конечном итоге это становится причиной разрыва

- не смотря ни на что, любовь остается в их сердцах навсегда

2. Тема любви в творчестве Куприна

А) любовь в произведениях Куприна (как и у Бунина) – всегда сильное, всепоглощающее, но трагическое чувство

Б) Безответная любовь чиновника Желткова

В) Гранатовый браслет. Нарастающая тревога Вери Николаевны

- гранатовый браслет – символ любви и смерти

- рассказы генерала Аносова и его пророческие слова

Г) Смерть Желткова заставляет Веру Николаевну осознать и оценить всю глубину и силу любви, которую он к ней испытывал

- Вера Николаевна узнает о смерти Желткова из газеты

- Она едет посмотреть на погибшего

- Соната Бетховена. Любовь, победившая смерть

III. Заключение

 

 

Тест по повести А.И.Куприна «Гранатовый браслет»  

  1. К какому жанру относится произведение Куприна «Гранатовый браслет»:

а) рассказ

б) повесть

в) поэма

г) роман

  1. Главную героиню повести зовут:

а) Анна Николаевна

б) Мария Николаевна

в) Вера Николаевна

г) Ольга Николаевна

  1. Кем был муж главной героини:

а) прокурор

б) комендант гауптвахты

в) предводитель дворянства

г) инженер на железной дороге

  1. Что больше всего любила главная героиня:

а) море

б) горы

в) лес

г) небо

  1. Что подарила сестра главной героине на день рождения:

а) табакерку

б) шкатулку

в) записную книжку

г) пудреницу

  1. Сколько камней гранатов окружали маленький зеленый камешек посередине браслета:

а) четыре

б) шесть

в) пять

г) восемь

     7.Что мешало любить по – настоящему генералу Аносову:

а) молодость

б) кутежи

в) карты

г) война

  1. Каковы инициалы бедного влюбленного телеграфиста:

а) ППЖ

б) ННЖ

в) ГСЖ

г) ПЦЖ

  1. Сколько лет длилась переписка между главной героиней и бедным телеграфистом:

а) 5-6

б) 6-7

в) 7-8

г) 4-5

  1.  Какая проблема не поднята в повести:

а) чести

б) истинной любви

в) самопожертвования ради любви

г) разрушающего влияния денег

  1. Чью композицию исполнила пианистка Женни Рейтер:

а) Россини

б) Баха

в) Бетховена

г) Шопена

 


 

Скачано с www.znanio.ru