В соответствии с Конституции РФ и законом «Об образовании» дети с ОВЗ имеют равные со всеми права на образование. Образование детей с ОВЗ предусматривает создание для них специальной коррекционно – развивающей среды, обеспечивающей адекватные условия и равные с обычными детьми возможности для образования. Дети с ОВЗ имеют право на образование в пределах специальных образовательных программ, лечение и оздоровление, воспитание и коррекцию нарушений развития, социальную адаптацию.
Получение детьми с ОВЗ образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности.
Система коррекционной работы – это комплексная программа по оказанию помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в освоении специальных образовательной программ.
За коррекционной работой закрепляется смысл « исправление» отклонений, а за развивающей – смысл раскрытия потенциальных возможностей ребенка. В коррекционной работе стремятся к определенному психическому эталону, а в развивающей – ориентируются на средневозрастные нормы развития, в которых ребенок может подняться на оптимальный для него уровень развития.
Составляющими системы коррекционной работы являются: цель, принципы, структура, содержание, формы, методы, технологии и результаты.
Целью системы коррекционной работы с детьми с ОВЗ является создание коррекционно – развивающего обучения как формы активной медико – психолого - пеагогической помощи детям с отклонениями в интеллектуальном развитии, направленной на формирование социально успешной личности.
Данная система реализует принципы:
· Гуманизм
· Принцип личностно – ориентированного подхода;
· Принцип дифференцированного подхода;
· Принцип коррекционной направленности образовательного процесса
Система коррекционно - развивающего обучения предполагает наличие школьного психолого – медико - педагогического консилиума (ПМПК), специальных учебников и программ, максимальную трудовую адаптацию к современным социальным условиям.
Структура системы включает в себя три составляющие:
· Диагностическую
· Учебно – воспитательную
· Лечебно – профилактическую
Диагностическая составляющая – консилиум, в состав которого входят педагог – психолог, учитель – логопед, социальный педагог, медицинский работник, завуч, директор.
Задачи консилиума:
· Выявление уровня особенностей развития познавательной деятельности (речи, памяти, внимания, работоспособности), изучение эмоционально – волевого, личностного развития детей;
· Выявление актуального уровня развития;
· Выявление резервных возможностей ребенка, разработка рекомендаций учителю для обеспечения дифференцированного подхода в процессе коррекции обучения и воспитания;
· Профилактика физических и эмоциональных перегрузок и срывов;
· Подготовка и ведение документации, отражающей развитие ребенка, динамику его состояния, уровня школьной успешности;
· Организация взаимодействия между педагогическим составом школы и специалистами, действующими в работе консилиума.
Деятельность педагога – психолога имеет следующие направления:
- Психологическое просвещение с целью формирования у педагогов, обучающихся, родителей потребности в психологических знаниях;
- Психологическая диагностика с целью определения индивидуальных потенциальных возможностей обучающихся;
- Психологическая профилактика с целью оказания помощи в процессе адаптации вновь прибывших детей;
- Психологическая коррекция с целью обеспечения целостного воздействия на личность ребенка;
- Психологическое консультирование с целью оказания помощи обучающимся, педагогическим работникам в вопросах развития, воспитания и обучения.
Целью логопедического сопровождения является оказание помощи обучающимся в развитии устной и письменной речи для дальнейшего успешного обучения и формирования ключевых социальных компенсаций.
Задачи логопедического сопровождения следующие:
· Создание социальной и речевой среды каждому воспитаннику, помочь в раскрытии его способностей;
· Максимально исправить недостатки устной и письменной речи;
· Скоординировать работу специалистов для осуществления комплексного подхода к предупреждению и преодолению речевых нарушений.
Основными направлениями социально- педагогической работы являются:
· Выявление общих и частных социальных проблем, имеющих место в классе, школе;
· Помощь ребенку в устранении причин, негативно влияющих на его успеваемость, посещение учреждения;
· Распознавание, диагностирование и разрешение конфликтов, проблем, трудных жизненных ситуаций, затрагивающих интересы ребенка, с целью предотвращения серьезных последствий;
· Индивидуальное и групповое консультирование детей, родителей, педагогов, администрации по вопросам разрешения конфликтов и конфликтных ситуаций детей в семье;
· Социальная защита обучаемого в связи с возникшими проблемами, которые имеют или могут иметь для него жизненно важное значение;
· Пропаганда и разъяснение прав ребенка, семьи педагогам;
· Установление сотрудничества с органами социальной защиты, отделами по работе с несовершеннолетними в интересах решения социальных проблем обучающихся.
Учебно – воспитательная составляющая включает в себя следующие основные положения:
1. Пребывание ребенка в комфортном психологическом климате в классах с наполняемостью до 12 человек;
2. В коррекционную направленность всех учебных предметов входят задачи активизации познавательной деятельности, формирование учебной мотивации, формирование обще интеллектуальных умений и навыков, устной и письменной речи, навыков самоконтроля и самооценки.
3. Комплексное воздействие на ребенка с целью преодоления негативных тенденций развития, осуществляющегося на индивидуальных и групповых занятиях при тесном взаимодействии педагогов и узких специалистов.
Содержание учебно – воспитательного процесса строится на основе базисного учебного плана для специальных коррекционных школ YIII вида. Содержание предметов определяет программа для и специальных коррекционных образовательных учреждений YIII вида и специализированные учебники по данной программе.
Воспитательная роль – сформировать положительно мотивированное поведение. Данную задачу решают классные руководители, разнообразные направления воспитательной деятельности, кружковая работа.
Формы коррекционной работы можно разделить на традиционные и нетрадиционные.
Традиционные – это классные уроки и воспитательные занятия, индивидуальные и групповые занятия психолога, логопеда, соц.педагога, занятия в кружках.
К нетрадиционным можно отнести экскурсии, игры, концерт, соревнования, КВН, путешествия, интегрированные уроки и занятия.
В системе коррекционной работы используются разнообразные методы:
- Методы, зависимые от средств обучения;
-Методы, учитывающие степень активности обучающихся;
- Методы организации деятельности;
- Методы контроля и стимулирования.
В системе коррекционно – развивающей работы используются следующие технологии:
· Личностно – ориентированного обучения;
· Технология внутриклассной дифференциации ( по М. С. Певзнер);
· Элементы проблемного обучения ( по Эльконину);
· Технологии развивающего обучения ( Занкова Л.В.)
· Коррекционно – развивающее обучение и воспитание ( Е. Д. Худенко)
· Технологии учебного проектирования;
· Здоровьесберегающие технологии;
· Игровые технологии;
· Интегрированное обучение;
· Информационные технологии;
· Технологии КоллТворчДеят
Лечебно – профилактическая составляющая системы коррекционной работы обеспечивает соматическое и психическое здоровье обучающихся.
Медицинский работник использует данные медосмотра для организации лечебно – профилактической работы.
Педагоги на своих уроках и мероприятиях реализуют здоровьесберегающие технологии, тем самым укрепляя здоровье обучающихся. В школе проводятся занятия ритмики, психологические занятия, специалисты проводят профилактические беседы, внеклассные мероприятия, месячники здоровья.
В качестве показателей результативности и эффективности системы коррекционно – развивающей работы с детьми с ОВЗ можно считать такие показатели как:
- стабильность успеваемости
- повышение познавательной активности, учебной мотивации, рост уровня воспитанности
- уменьшение числа различных заболеваний
-динамику индивидуальных достижений учащихся с ОВЗ по освоению предметных программ
- сравнительная характеристика данных медико – психологической и педагогической диагностики учащихся с ОВЗ на разных этапах обучения с положительной динамикой.
Грамотно организованная система коррекционно –развивающей работы помогает детям с ОВЗ реализовать свои потребности в обучении и развитии и в дальнейшем успешно адаптироваться в современном обществе .
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
Бокситовская коррекционная школа- интернат для обучающихся с задержкой психического развития
Выступление на тему:
«Система коррекционной работы с детьми ОВЗ»
Подготовила и выступила:
Социальный педагог
Ахметьянова Ф.Т.
Лагерево 2020г.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.