СИСТЕМА ОЦЕНКИ
ДОСТИЖЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ
ОСВОЕНИЯ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
В соответствии с ФГОС второго поколения в каждой образовательной организации должна быть разработана система оценки достижения образовательных результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.
Прежде, чем начать разговор о системе оценки в целом давайте попробуем разобраться, в лексическом значении каждого из этих слов:
Система-НЕЧТО целое, представляющее собой единство закономерно расположенных и находящихся во взаимной связи частей.
Оценка -процесс сравнения знаний, умений и навыков учащихся с эталонными, зафиксированными в учебной программе. Оценка происходит в ходе процедуры контроля.
Отметка - это условная количественная мера оценки, обычно выраженная в баллах.
К сожалению, в широком обиходе часто оценки и отметки не разделяют.
Образовательные результаты-
-личностные
-предметные
-метапредметные
Оценка личностных результатов:
Самоопределение
Смыслообразование
Морально-этическая ориентация
Осуществляется в ходе внешних неперсонифицированных мониторинговых исследований и оценка личностного прогресса ученика с помощью портфолио. Личностные результаты выпускников начальной школы не подлежат итоговой оценке, т.к. оценка личностных результатов учащихся отражает эффективность воспитательной и образовательной деятельности школы.
Оценка метапредметных результатов:
Регулятивных
Коммуникативных
Познавательных
Содержание этой оценки строится вокруг умения учиться . Оценка метапредметных результатов проводится путем:
-решения задач творческого и поискового характера
-проектирования
-итоговых проверочных работ
-комплексных работ на межпредметной основе
-мониторинга сформированности УУД
Оценка предметных результатов проводится путем:
-текущего и промежуточного оценивания
-итоговых проверочных работ
Эти результаты фиксируются и учитываются при выставлении итоговой оценки
Вместе с тем анализ образовательной практики показывает, что педагоги испытывают определенные трудности при разработке и реализации инструментов оценки достижений младших школьников, среди которых:
-стремление педагогов оценивать скорее количество сделанного, чем качество, при этом объектом оценки нередко продолжают оставаться лишь предметные результаты;
-акцентирование внимания на ранжировании и выставлении отметок, что часто снижает самооценку учащихся;
-использование обратной связи в качестве средства давления, а не для того, чтобы помочь учащимся лучше учиться;
-неэффективность оценки индивидуального прогресса.
Таким образом видно, что система оценки выходит за рамки модели контроля качества образования и становится необходимым элементом модели обеспечения качества образования.
Этот механизм должен позволять комплексно решать задачи оценивания в соответствии с современными требованиями, среди которых:
— -создание надежных технологичных процедур;
— -формирование культуры оценки качества образования;
— -смещение акцентов с предметных ЗУНов на формирование УУД;
— -направленность на изучение уровня и динамики сформированности личностных, метапредметных и предметных результатов.
Из указанных требований видно насколько серьезное значение на федеральном уровне предъявляется к Системе оценки. Практика показывает, что успешность оценивания во многом зависит от того, как устроена в образовательной организации Система оценки, насколько она поддерживает и стимулирует младших школьников к приобретению навыков самооценки и самоанализа, дает точную обратную связь, включает учащихся в самостоятельную оценочную деятельность, поэтому особенностями системы оценки должны стать:
1. Комплексный подход к оценке.
2. Планируемые результаты – критериальная и содержательная база оценки.
3. Оценка успешности освоения программ – способность к выполнению учебно-практических задач.
4. Оценка динамики образовательных достижений.
5. Сочетание внешней и внутренней оценки.
6. Использование персонифицированных процедур итоговой оценки.
7. Уровневый подход к разработке планируемых результатов.
8. Использование накопительной системы оценивания ( портфолио).
Нужно принципиально переосмыслить, а по сути изменить традиционную оценочно-отметочную шкалу (так называемую «пятибалльную»). В настоящее время она построена по принципу «вычитания»: решение учеником учебной задачи сравнивается с неким образцом «идеального решения», ищутся ошибки - несовпадение с образцом, чтобы понизить отметку («не ставить же всем пятерки!»). Подобный подход ориентирует на поиск неудачи, отрицательно сказывается на мотивации ученика, его личностной самооценке. Вместо этого предлагается переосмыслить шкалу по принципу «прибавления» и «уровнего подхода» – решение учеником даже простой учебной задачи, части задачи оценивать как безусловных успех, но на элементарном уровне, за которым следует более высокий уровень, к нему ученик может стремиться.
Какими должны быть границы применения системы оценки?
Все эти нововведения, как и любые другие, несут в себе скрытые риски. Это прежде всего риски перегрузки детей и преподавателей, ошибок при исполнении, которые могут извратить цель и идею неправильной реализацией: «хотели, как лучше, а получилось, как всегда». Чтобы не допустить этого, необходимо чётко установить границы и рамки применения новой системы оценки. Перечислим эти границы.
1) Постепенное внедрение всех нововведений по этапам, от простого к сложному.
2) Понимание, что система оценки результатов не даётся в законченном и неизменном виде, она будет развиваться, по ходу её внедрения будут ставиться новые вопросы, проблемы, которые потребуют поиска ответов и решений.
3) Сокращение до минимума числа «отчётных документов» и сроков их обязательного заполнения учителем. Также для того, чтобы не загрузить педагога дополнительной бумажной работой, необходимо использовать два средства:
- обучение самих учеников способам оценивания и фиксации своих результатов, чтобы они могли в основном делать это самостоятельно, лишь при выборочном контроле учителя;
- внедрять новые формы отчёта только одновременно с компьютеризацией этого процесса, с переводом большей части отчётов на цифровую, автоматизированную основу, что требует свободного доступа учителя начальной школы к компьютеру, сканеру, принтеру (пока руководство не обеспечит учителя подобными техническим средствами, оно не вправе требовать частых и подробных отчётов; они в принципе возможны только один раз в учебный год).
4) Ориентир только на поддержание успешности и мотивации ученика.
5) Обеспечение личной психологической безопасности ученика. Подавляющее большинство образовательных результатов конкретного ученика можно сравнивать только с его же предыдущими показателямию
КРАТКОЕ ОПИСАНИЕ системы оценки результатов ФГОС в МБОУ СОШ № 1
1-е правило. ЧТО ОЦЕНИВАЕМ? Оцениваем результаты - предметные, метапредметные и личностные.
Результаты ученика - это действия (умения) по использованию знаний в ходе решения задач (личностных, метапредметных, предметных). Отдельные действия, прежде всего успешные, достойны оценки (словесной характеристики), а решение полноценной задачи – оценки и отметки (знака фиксации в определённой системе).
Результаты учителя (образовательного учреждения) – это разница между результатами учеников (личностными, метапредметными и предметными) в начале обучения (входная диагностика) и в конце обучения (выходная диагностика). Прирост результатов означает, что учителю и школе в целом удалось создать образовательную среду, обеспечивающую развитие учеников. Отрицательный результат сравнения означает, что не удалось создать условия (образовательную среду) для успешного развития возможностей учеников.
2-е правило. КТО ОЦЕНИВАЕТ? Учитель и ученик вместе определяют оценку и отметку.
На На уроке ученик сам оценивает свой результат выполнения задания по «Алгоритму самооценки» и, если требуется, определяет отметку, когда показывает выполненное задание. Учитель имеет право скорректировать оценки и отметку, если докажет, что ученик завысил или занизил их. |
После уроков за письменные задания оценку и отметку определяет учитель. Ученик имеет право изменить эту оценку и отметку, если докажет (используя алгоритм самооценивания), что она завышена или занижена. |
Алгоритм самооценки (основные вопросы после выполнения задания)
1. Какова была цель задания (задачи)?
2. Удалось получить результат (решение, ответ)?
3. Правильно или с ошибкой?
4. Самостоятельно или с чьей-то помощью?
3-е правило. СКОЛЬКО СТАВИТЬ ОТМЕТОК? По числу решённых задач.
За каждую учебную задачу или группу заданий (задач), показывающую овладение конкретным действием (умением), определяется и по возможности ставится отдельная отметка.
4-е правило. ГДЕ НАКАПЛИВАТЬ ОЦЕНКИ И ОТМЕТКИ? В таблицах образовательных результатов (предметных, метапредметных, личностных) и в «Портфеле достижений».
Таблицы образовательных результатов – составляются из перечня действий (умений), которыми должен и может овладеть ученик. Необходимы три группы таблиц ( Приложение 1):
таблицы ПРЕДМЕТНЫХ результатов;
таблицы МЕТАПРЕДМЕТНЫХ результатов;
таблицы ЛИЧНОСТНЫХ неперсонифицированных результатов по классу. Она заполняется на основании не подписанных учениками диагностических работ. Результаты фиксируются в процентах по классу в целом, а не по каждому отдельному ученику.
«Портфель достижений ученика» – это сборник работ и результатов, которые показывают усилия, прогресс и достижения ученика в разных областях (учёба, творчество, общение, здоровье, полезный людям труд и т.д.), а также самоанализ учеником своих текущих достижений и недостатков, позволяющих самому определять цели своего дальнейшего развития.
5-е правило. КОГДА СТАВИТЬ ОТМЕТКИ?
Текущие – по желанию, за тематические проверочные работы – обязательно.
За задачи, решённые при изучении новой темы, отметка ставится только по желанию ученика, так как он ещё овладевает умениями и знаниями темы и имеет право на ошибку.
За каждую задачу проверочной (контрольной) работы по итогам темы отметка ставится всем ученикам, так как каждый должен показать, как он овладел умениями и знаниями по теме. Ученик не может отказаться от выставления этой отметки, но имеет право пересдать хотя бы один раз.
6-е правило. ПО КАКИМ КРИТЕРИЯМ ОЦЕНИВАТЬ? По признакам трёх уровней успешности.
Необходимый уровень (базовый) – решение типовой задачи, подобной тем, что решали уже много раз, где требовались отработанные действия (раздел «Ученик научится» примерной программы) и усвоенные знания, (входящие в опорную систему знаний предмета в примерной программе). Это достаточно для продолжения образования, это возможно и необходимо всем. Качественные оценки - «хорошо, но не отлично» или «нормально» (решение задачи с недочётами).
Повышенный уровень (программный) – решение нестандартной задачи, где потребовалось:
- либо действие в новой, непривычной ситуации (в том числе действия из раздела «Ученик может научиться» примерной программы);
- либо использование новых, усваиваемых в данный момент знаний (в том числе выходящих за рамки опорной системы знаний по предмету).
Умение действовать в нестандартной ситуации – это отличие от необходимого всем уровня. Качественные оценки: «отлично» или «почти отлично» (решение задачи с недочётами).
Максимальный уровень (НЕобязательный) - решение не изучавшейся в классе «сверхзадачи», для которой потребовались либо самостоятельно добытые, не изучавшиеся знания, либо новые, самостоятельно усвоенные умения и действия, требуемые на следующих ступенях образования. Это демонстрирует исключительные успехи отдельных учеников по отдельным темам сверх школьных требований. Качественная оценка - «превосходно».
Качественные оценки по уровням успешности могут быть переведены в отметки по любой балльной шкале: традиционной 5-балльной (переосмысленной и желательно доработанной с помощью плюсов), в 10-балльную, 100-балльную, 6-балльную и т.д.
7-е правило. КАК ОПРЕДЕЛЯТЬ ИТОГОВЫЕ ОЦЕНКИ?
Предметные четвертные оценки/отметки определяются по таблицам предметных результатов (среднее арифметическое баллов) Приложение 1.
Итоговая оценка за ступень начальной школы – на основе всех положительных результатов, накопленных учеником в своем портфеле достижений, и на основе итоговой диагностики предметных и метапредметных результатов. Итоговая оценка за курс начальной школы фиксируется в индивидуальном оценочном листе обучающегося (Приложение 2)
В итоговой оценке выделяются две составляющие:
– результаты промежуточной аттестации обучающихся, отражающие динамику их индивидуальных образовательных достижений, продвижение в достижении планируемых результатов освоения ООП НОО;
– результаты итоговых работ, характеризующие уровень освоения обучающимися основных формируемых способов действий в отношении к опорной системе знаний, необходимых для обучения на следующем уровне общего образования.
Учителю на заметку:
-Оценка и отметка всегда
считались монополией учителя, а развитие самооценки - чем-то «дополнительным и
необязательным».
- Если мы хотим помочь нашим детям стать самостоятельными, давайте учить их свободе
решений и ответственности за свой выбор.
- Новая система оценивания потребует от нас дополнительных усилий, но вскоре
вы увидите, как дети станут другими!
- И пусть чаще наши дети говорят «Я больше не боюсь отвечать, потому что мой
учитель учится вместе со мной!»
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.