СИСТЕМА ОЦЕНКИ ДОСТИЖЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Оценка 4.8

СИСТЕМА ОЦЕНКИ ДОСТИЖЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Оценка 4.8
doc
25.05.2021
СИСТЕМА ОЦЕНКИ ДОСТИЖЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
выступление.doc

СИСТЕМА ОЦЕНКИ

ДОСТИЖЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ

ОСВОЕНИЯ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

 

В соответствии с ФГОС второго поколения в каждой образовательной организации должна быть разработана система оценки достижения образовательных результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.

Прежде, чем начать разговор о системе оценки в целом давайте попробуем разобраться, в лексическом значении каждого из этих слов:

Система-НЕЧТО целое, представляющее собой единство закономерно расположенных и находящихся во взаимной связи частей.

Оценка -процесс сравнения знаний, уме­ний и навыков учащихся с эталонными,  зафиксированны­ми в учебной программе. Оценка происходит в ходе про­цедуры контроля.

Отметка - это условная количествен­ная мера оценки, обычно выраженная в баллах.

К сожалению, в широ­ком обиходе часто оценки и отметки не разделяют.

Образовательные результаты-

-личностные

-предметные

-метапредметные

         Оценка личностных результатов:

Самоопределение

Смыслообразование

Морально-этическая ориентация

          Осуществляется в ходе внешних неперсонифицированных мониторинговых исследований  и оценка личностного прогресса ученика с помощью портфолио. Личностные результаты   выпускников начальной школы не подлежат итоговой оценке, т.к. оценка личностных результатов учащихся отражает эффективность воспитательной и образовательной деятельности школы.

         Оценка метапредметных результатов:

Регулятивных

Коммуникативных

Познавательных

           Содержание этой оценки строится вокруг умения учиться . Оценка метапредметных результатов проводится путем:

-решения задач творческого и поискового характера

-проектирования

-итоговых проверочных работ

-комплексных работ на межпредметной основе

-мониторинга сформированности УУД

         Оценка предметных результатов проводится путем:

-текущего и промежуточного оценивания

-итоговых проверочных работ

  Эти результаты фиксируются и учитываются при выставлении итоговой оценки

         Вместе с тем анализ образовательной практики показывает, что педагоги испытывают определенные трудности при разработке и реализации инструментов оценки  достижений младших школьников, среди которых:

-стремление педагогов оценивать скорее количество сделанного, чем качество, при этом объектом оценки нередко продолжают оставаться лишь предметные результаты;

-акцентирование внимания на ранжировании и выставлении отметок, что часто снижает самооценку учащихся;

-использование обратной связи в качестве средства давления, а не для того, чтобы помочь учащимся лучше учиться;

-неэффективность оценки индивидуального прогресса.

Таким образом видно, что система оценки выходит за рамки модели контроля качества образования и становится необходимым элементом модели обеспечения качества образования.

Этот механизм должен позволять комплексно решать задачи оценивания в соответствии с современными требованиями, среди которых:

  -создание надежных технологичных процедур;

  -формирование культуры оценки качества образования;

  -смещение акцентов с предметных ЗУНов на формирование УУД;

  -направленность на изучение уровня и динамики сформированности личностных, метапредметных и предметных результатов.

Из указанных требований видно  насколько серьезное значение на федеральном уровне предъявляется к Системе оценки. Практика показывает, что успешность оценивания во многом зависит от того, как устроена в образовательной организации Система оценки, насколько она поддерживает и стимулирует младших школьников к приобретению навыков самооценки и самоанализа, дает точную обратную связь, включает учащихся в самостоятельную оценочную деятельность, поэтому особенностями системы оценки должны стать:

1. Комплексный подход к оценке.

2. Планируемые результаты – критериальная и содержательная база оценки.

3. Оценка успешности освоения программ – способность к выполнению учебно-практических задач.

4. Оценка динамики образовательных достижений.

5. Сочетание внешней и внутренней оценки.

6. Использование персонифицированных процедур итоговой оценки.

7. Уровневый подход к разработке планируемых результатов.

8. Использование накопительной системы оценивания ( портфолио).

         Нужно  принципиально переосмыслить, а по сути изменить традиционную оценочно-отметочную шкалу (так называемую «пятибалльную»). В настоящее время она построена по принципу «вычитания»: решение учеником учебной задачи сравнивается с неким образцом «идеального решения», ищутся ошибки - несовпадение с образцом, чтобы понизить отметку («не ставить же всем пятерки!»). Подобный подход ориентирует на поиск неудачи, отрицательно сказывается на мотивации ученика, его личностной самооценке. Вместо этого предлагается переосмыслить шкалу по принципу «прибавления» и «уровнего подхода» – решение учеником даже простой учебной задачи, части задачи оценивать как безусловных успех, но на элементарном уровне, за которым следует более высокий уровень, к нему ученик может стремиться.

Какими должны быть границы применения системы оценки?

Все эти нововведения, как и любые другие, несут в себе скрытые риски. Это прежде всего риски перегрузки детей и преподавателей, ошибок при исполнении, которые могут извратить цель и идею неправильной реализацией: «хотели, как лучше, а получилось, как всегда». Чтобы не допустить этого, необходимо чётко установить границы и рамки применения новой системы оценки. Перечислим эти границы.

1) Постепенное внедрение всех нововведений по этапам, от простого к сложному.

2) Понимание, что система оценки результатов не даётся в законченном и неизменном виде, она будет развиваться, по ходу её внедрения будут ставиться новые вопросы, проблемы, которые потребуют поиска ответов и решений.

3) Сокращение до минимума числа «отчётных документов» и сроков их обязательного заполнения учителем. Также для того, чтобы не загрузить педагога дополнительной бумажной работой, необходимо использовать два средства:

- обучение самих учеников способам оценивания и фиксации своих результатов, чтобы они могли в основном делать это самостоятельно, лишь при выборочном контроле учителя;

- внедрять новые формы отчёта только одновременно с компьютеризацией этого процесса, с переводом большей части отчётов на цифровую, автоматизированную основу, что требует свободного доступа учителя начальной школы к компьютеру, сканеру, принтеру (пока руководство не обеспечит учителя подобными техническим средствами, оно не вправе требовать частых и подробных отчётов; они в принципе возможны только один раз в учебный год).

4) Ориентир только на поддержание успешности и мотивации ученика.

5) Обеспечение личной психологической безопасности ученика. Подавляющее большинство образовательных результатов конкретного ученика можно сравнивать только с его же предыдущими показателямию

КРАТКОЕ ОПИСАНИЕ системы оценки результатов ФГОС в МБОУ СОШ № 1

1-е правило. ЧТО ОЦЕНИВАЕМ? Оцениваем результаты - предметные, метапредметные и личностные.

Результаты ученика - это действия (умения) по использованию знаний в ходе решения задач (личностных, метапредметных, предметных). Отдельные действия, прежде всего успешные, достойны оценки (словесной характеристики), а решение полноценной задачи – оценки и отметки (знака фиксации в определённой системе).

Результаты учителя (образовательного учреждения) – это разница между результатами учеников (личностными, метапредметными и предметными) в начале обучения (входная диагностика) и в конце обучения (выходная диагностика). Прирост результатов означает, что учителю и школе в целом удалось создать образовательную среду, обеспечивающую развитие учеников. Отрицательный результат сравнения означает, что не удалось создать условия (образовательную среду) для успешного развития возможностей учеников.

2-е правило. КТО ОЦЕНИВАЕТ? Учитель и ученик вместе определяют оценку и отметку.

На На уроке ученик сам оценивает свой результат выполнения задания по «Алгоритму самооценки» и, если требуется, определяет отметку, когда показывает выполненное задание. Учитель имеет право скорректировать оценки и отметку, если докажет, что ученик завысил или занизил их.

После уроков за письменные задания оценку и отметку определяет учитель. Ученик имеет право изменить эту оценку и отметку, если докажет (используя алгоритм самооценивания), что она завышена или занижена.

Алгоритм самооценки (основные вопросы после выполнения задания)

1. Какова была цель задания (задачи)?

2. Удалось получить результат (решение, ответ)?

3. Правильно или с ошибкой?

4. Самостоятельно или с чьей-то помощью?

3-е правило. СКОЛЬКО СТАВИТЬ ОТМЕТОК? По числу решённых задач.

За каждую учебную задачу или группу заданий (задач), показывающую овладение конкретным действием (умением), определяется и по возможности ставится отдельная отметка.

4-е правило. ГДЕ НАКАПЛИВАТЬ ОЦЕНКИ И ОТМЕТКИ? В таблицах образовательных результатов (предметных, метапредметных, личностных) и в «Портфеле достижений».

Таблицы образовательных результатов – составляются из перечня действий (умений), которыми должен и может овладеть ученик. Необходимы три группы таблиц ( Приложение 1):

таблицы ПРЕДМЕТНЫХ результатов;

таблицы МЕТАПРЕДМЕТНЫХ результатов;

таблицы ЛИЧНОСТНЫХ неперсонифицированных результатов по классу. Она заполняется на основании не подписанных учениками диагностических работ. Результаты фиксируются в процентах по классу в целом, а не по каждому отдельному ученику.

 «Портфель достижений ученика» – это сборник работ и результатов, которые показывают усилия, прогресс и достижения ученика в разных областях (учёба, творчество, общение, здоровье, полезный людям труд и т.д.), а также самоанализ учеником своих текущих достижений и недостатков, позволяющих самому определять цели своего дальнейшего развития.

5-е правило. КОГДА СТАВИТЬ ОТМЕТКИ?

Текущие – по желанию, за тематические проверочные работы – обязательно.

За задачи, решённые при изучении новой темы, отметка ставится только по желанию ученика, так как он    ещё овладевает умениями и знаниями темы и имеет право на ошибку.

За каждую задачу проверочной (контрольной) работы по итогам темы отметка ставится всем ученикам, так как каждый должен показать, как он овладел умениями и знаниями по теме. Ученик не может отказаться от выставления этой отметки, но имеет право пересдать хотя бы один раз.

6-е правило. ПО КАКИМ КРИТЕРИЯМ ОЦЕНИВАТЬ? По признакам трёх уровней успешности.

Необходимый уровень (базовый) – решение типовой задачи, подобной тем, что решали уже много раз, где требовались отработанные действия (раздел «Ученик научится» примерной программы) и усвоенные знания, (входящие в опорную систему знаний предмета в примерной программе). Это достаточно для продолжения образования, это возможно и необходимо всем. Качественные оценки - «хорошо, но не отлично» или «нормально» (решение задачи с недочётами).

Повышенный уровень (программный) – решение нестандартной задачи, где потребовалось:

-                   либо действие в новой, непривычной ситуации (в том числе действия из раздела «Ученик может научиться» примерной программы);

-                   либо использование новых, усваиваемых в данный момент знаний (в том числе выходящих за рамки опорной системы знаний по предмету).

Умение действовать в нестандартной ситуации – это отличие от необходимого всем уровня. Качественные оценки: «отлично» или «почти отлично» (решение задачи с недочётами).

Максимальный уровень (НЕобязательный) - решение не изучавшейся в классе «сверхзадачи», для которой потребовались либо самостоятельно добытые, не изучавшиеся знания, либо новые, самостоятельно усвоенные умения и действия, требуемые на следующих ступенях образования. Это демонстрирует исключительные успехи отдельных учеников по отдельным темам сверх школьных требований. Качественная оценка - «превосходно».

Качественные оценки по уровням успешности могут быть переведены в отметки по любой балльной шкале: традиционной 5-балльной (переосмысленной и желательно доработанной с помощью плюсов), в 10-балльную, 100-балльную, 6-балльную и т.д.

7-е правило. КАК ОПРЕДЕЛЯТЬ ИТОГОВЫЕ ОЦЕНКИ?

Предметные четвертные оценки/отметки определяются по таблицам предметных результатов (среднее арифметическое баллов) Приложение 1.

Итоговая оценка за ступень начальной школы – на основе всех положительных результатов, накопленных учеником в своем портфеле достижений, и на основе итоговой диагностики предметных и метапредметных результатов. Итоговая оценка за курс начальной школы фиксируется в индивидуальном оценочном листе обучающегося (Приложение 2)

В итоговой оценке выделяются две составляющие:

– результаты промежуточной аттестации обучающихся, отражающие динамику их индивидуальных образовательных достижений, продвижение в достижении планируемых результатов освоения ООП НОО;

– результаты итоговых работ, характеризующие уровень освоения обучающимися основных формируемых способов действий в отношении к опорной системе знаний, необходимых для обучения на следующем уровне общего образования.

Учителю  на  заметку:

-Оценка и отметка всегда считались монополией учителя, а развитие самооценки - чем-то «дополнительным и необязательным».
 - Если мы хотим помочь нашим детям стать самостоятельными, давайте учить их свободе решений и ответственности за свой выбор.
-  Новая система оценивания потребует от нас дополнительных усилий, но вскоре вы увидите, как дети станут другими!
-  И пусть чаще наши дети говорят «Я больше не боюсь отвечать, потому что мой учитель учится вместе со мной!»

 

 


СИСТЕМА ОЦЕНКИ ДОСТИЖЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ

СИСТЕМА ОЦЕНКИ ДОСТИЖЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ

Эти результаты фиксируются и учитываются при выставлении итоговой оценки

Эти результаты фиксируются и учитываются при выставлении итоговой оценки

Подобный подход ориентирует на поиск неудачи, отрицательно сказывается на мотивации ученика, его личностной самооценке

Подобный подход ориентирует на поиск неудачи, отрицательно сказывается на мотивации ученика, его личностной самооценке

Результаты ученика - это действия (умения) по использованию знаний в ходе решения задач (личностных, метапредметных, предметных)

Результаты ученика - это действия (умения) по использованию знаний в ходе решения задач (личностных, метапредметных, предметных)

Портфель достижений ученика» – это сборник работ и результатов, которые показывают усилия, прогресс и достижения ученика в разных областях (учёба, творчество, общение, здоровье, полезный людям…

Портфель достижений ученика» – это сборник работ и результатов, которые показывают усилия, прогресс и достижения ученика в разных областях (учёба, творчество, общение, здоровье, полезный людям…

Предметные четвертные оценки/отметки определяются по таблицам предметных результатов (среднее арифметическое баллов)

Предметные четвертные оценки/отметки определяются по таблицам предметных результатов (среднее арифметическое баллов)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
25.05.2021