Система оценки планируемых результатов освоения образовательной программы при реализации концепции преподавания физической культуры
В 2011 г. были созданы и введены новые ФГОС НОО, а в 2015 г. ФГОС ООО. Изменены цели и результаты, образовательный подход и содержание образования, методы обучения, предмет оценивания, урочная форма занятий пополнилась новыми формами. Во всех документах ФГОС формирование УУД (результат обучения) – обязательно для всех учебных предметов без исключения. Прошло 8 лет – достаточный срок для того, чтобы выстроить учебный процесс в соответствии с новыми стандартами, но теория и методика физической культуры продолжает «вариться в собственном соку», обособившись от современной дидактики отличными от других предметов условиями преподавания.
24 декабря 2018 года была принята Концепция преподавания учебного предмета «Физическая культура» в образовательных организациях Российской Федерации, реализующих ООП. Планировалось в январе 2020 года поделиться опытом с коллегами: выступить на районном вебинаре или семинаре с анализом состояния преподавания физической культуры в нашей школе и планом мероприятий на три года по реализации Концепции. Мы провели анализ состояния, составили Дорожную карту, и, в ходе изучения многих документов, обнаружили серьёзные недочёты в части предмета «Физическая культура», что подтвердилось представленной на портале https://www.preobra.ru/index экспертизе ФГОС НОО, а именно:
несоответствие роли и места физической культуры, сформулированных Президентом России В.В.Путиным, и задач, поставленных в рамках реализации национальных проектов «Демография», «Образование»;
несоответствие содержания ФГОС НОО «Концепции преподавания учебного предмета «Физическая культура» в образовательных организациях Российской Федерации, реализующих основные общеобразовательные программы», согласованной Коллегией Министерства просвещения 24 декабря 2018 года.
Требования (П. 13.1.) ФГОС НОО предусматривают: «Оценка достижения предметных и метапредметных результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования включает в себя две составляющие: результаты промежуточной аттестации обучающихся, отражающие динамику их индивидуальных образовательных достижений, продвижение в достижении метапредметных и предметных результатов освоения основной образовательной программы по отдельной части или всему объему учебного предмета, курса, дисциплины (модуля) программы начального общего образования... Однако, в Приложении 9 (Физическая культура) «Обязательные требования к предметным результатам освоения учебных предметов, выносимым на промежуточную аттестацию» не содержатся конкретные предметные результаты ни по годам, ни по итогам начального образования. Сложно понять и обеспечить связь между требованиями Стандарта, образовательной деятельностью и системой оценки результатов освоения.
Так как в содержании ФГОС НОО и ООО отсутствуют критерии оценивания, нет методических рекомендаций по проведению уроков в соответствии с ФГОС, системе оценки результатов освоения программ, мы, учителя физической культуры, пользуемся наработанными за многие годы критериями оценки, используем старые нормативы контроля двигательной подготовленности, составляем сами комплексные работы для проведения промежуточной аттестации.
Итак, Требования к оценке по физической культуре. Что оценивать?
Действительно предмет физической культуры во многом отличается от всех других предметов. И порой выставить правильную отметку становится довольно затруднительно. Что оценивать, на что обращать внимание?
Во всех школьных предметах выставляется оценки на основе двух критериев: знания и умение применить эти знания на практике (проводятся проверочные, контрольные работы, диктанты). В то время как по физической культуре осуществляется оценка трех критериев: теоретические знания, двигательные умения и навыки и физическая подготовленность. Если с первыми двумя дело обстоит более-менее благополучно, то оценка физической подготовленности вызывает серьезные затруднения, и не только у начинающих педагогов.
Знания - психический, интеллектуальный процесс, тесно связан с другими психическими процессами: памятью, мышлением, восприятием и так далее. Программой физического воспитания предусмотрено получение учащимися определенного уровня теоретических знаний.
Двигательные умения и навыки. Что значит выучить упражнение? Значит, запомнить последовательность выполнения его отдельных фаз, более мелких движений. Запоминание опять психический процесс, отсюда и обучение движениям отчасти интеллектуальный процесс. Постепенно, когда сформируется навык, и упражнение будет выполняться без контроля сознанием, лишь тогда можно говорить о запоминании.
Физические качества - сила, быстрота, выносливость, ловкость и гибкость. Как раз одной из основных задач физического воспитания и стоит развитие физических качеств. Но обратите внимание на следующее: невозможно развивать физические качества без применения двигательных умений и навыков.
Все три вида (знания, умения и физические качества) различны по структуре и содержанию обучения, но тесно взаимосвязаны. Как было сказано выше, оцениваются все три вида по отдельности, и на основе полученных оценок, дается общая.
Принципы оценки
Давайте для начала разберемся в теоретических аспектах процесса оценивания. Каким должен быть этот процесс? На что обращать внимание? Итак, прежде всего, отметим, что оценивание успеваемости должно быть комплексным, непрерывным, объективным, открытым, понятным.
Комплексность. Не стоит зацикливаться на чем-то одном, оцениваться должны и знания, и двигательные умения, и, конечно, физическая подготовленность.
Непрерывность. Подразумевает дачу оценки на каждом уроке физической культуры. Особенно это важно в начальных классах. Сразу оговорюсь, что оценка подразумевает всего лишь описание деятельности учащегося, похвалу или осуждение его знаний, умений, подготовленности. В то время как отметка выставляется в документ, коими являются дневник и классный журнал.
Объективность. Оценка не должна быть чем-то, родившимся из приблизительных суждений педагога, что называется "на глаз...". Оценка должна быть всегда обоснована и выставляться исходя из определенных правил, научно аргументированных и апробированных критериев. Нельзя подгонять критерии оценки под сильного, или наоборот - слабого ученика. Здесь всегда уместен дифференцированный подход.
Ни в коем случае не следует занижать оценку учащемуся под тем предлогом, якобы, он мог бы показать и более лучший результат, если учащийся и так уже выполнил наивысший норматив (критерий) оценки. Не допустимо ни какое отклонение от правил выставления оценки. Если в правилах сказано, что такая-то оценка ставится за то-то и то-то, именно так и должно быть, а не иначе.
Открытость. Учащийся должен знать, как выставляется оценка. На основе каких критериев и правил она формируется. Какой методикой оценивания пользуется учитель. Не стесняйтесь, объявляете правила выставления оценки на первом же уроке, тем самым, избавляя себя от многих проблем в будущем.
Понятность или доступность для понимания оценки. Очень напоминает открытость. Но вместе с тем, методика оценивания должна быть максимально проста. Кроме того, методика оценивания становится предельно понятной, когда учащиеся знакомы с программными требованиями.
Примерные требования к оценке знаний
Здесь не нужно изобретать велосипед. Давно существуют критерии оценивания знаний учащихся в школе. И они абсолютно одинаковы для всех учебных дисциплин.
"Отлично" - вопрос раскрыт полностью, учащийся использовал при ответе дополнительные сведения из области поставленного вопроса.
"Хорошо" - вопрос раскрыт полностью, но в ответе содержатся незначительные неточности, или нарушена определенная последовательность ответа (последнее свойственно при объяснении техники упражнений).
"Удовлетворительно" - вопрос раскрыт, но в ответе есть грубые ошибки, или ошибок очень много.
"Неудовлетворительно" - вопрос не раскрыт. Значительные ошибки при ответе. Искажена суть поставленного вопроса. Учащийся без причины отказывается отвечать на вопрос.
Примерные требования к оценке двигательных умений
Оценивание двигательного умения производится на основе сравнения техники выполнения с эталонной. При этом эталон для различных видов движений будет различаться. Так, например, в гимнастике наибольшее внимание уделяется амплитуде движение, четкости фаз. В метаниях дальность и точность полета снаряда. И так далее. В любом случае движение, близкое к эталонному, максимально эффективно решает двигательную задачу.
"Отлично" - оценивается движение максимально приближенное к технике эталлонного. Выполненное без ошибок, с максимальной амплитудой и устойчивым ритмом.
"Хорошо" - движение выполнено приближенно к эталонному, но в процессе выполнения возникли незначительные ошибки, которые не повлияли на результат.
"Удовлетворительно" - выполненное упражнение имеет сходство с эталонным, допущены грубые ошибки, искажающие технику движения.
"Неудовлетворительно" - при выполнение допущены значительные ошибки, полностью искажена техника выполнения, в результате чего нет сходства с эталоном. Упражнение не выполнено.
Примерные требования к оценке физических качеств
Для каждого класса решаются определенные задачи по развитию физических качеств. Но учитель сам вправе подбирать и использовать контрольные упражнения для их оценивания.
Допускается проведения оценивания на основе занятого места среди учащихся класса. Но в этом случае "отлично" выставляется не только учащемуся, занявшему первое место, но и еще нескольким учащимся, которые попали в первую треть лидеров. Соответственно второй трети класса выставляется - "хорошо", и оставшимся "удовлетворительно?".
Учителя физической культуры МКОУ Кондинская СОШ разработали карту КОНТРОЛЯ ДВИГАТЕЛЬНОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ, которой пользуются много лет. Оценивание производится на основе сравнения полученных результатов с нормативами, которые содержаться в программах физического воспитания для каждого класса и отметка выставляется по приросту личного результата и в соответствии с нормативами. Т.е. если ученик выполняет норматив на 3, а свой личный результат заметно улучшает, то ему выставляется оценка 4. В ходе текущего контроля также выставляется оценка за работу на уроке, где учащиеся могут улучшить свою среднюю оценку по предмету. Если сложно даются нормативы, техника выполнения контрольных упражнений, по эти трудности легко компенсировать хорошей работой на уроке.
Таким образом, общая оценка складывается не из трёх, а из четырёх критериев. И троек за четверть не должно быть в принципе. «2» и «3» имеют прогульщики, учащиеся, которые постоянно забывают форму, не работающие на уроке (есть такие, на уроке присутствуют, форма есть, но работы нет). Есть учащие часто болеющие и пропускающие уроки, часто эти дети не замотивированные на занятия. С такими детьми надо работать индивидуально, в тесной связи с классным руководителем и родителями.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.