Система профессиональной ориентации обучающихся- подготовка учащихся к осознанному выбору профессий. Курс «Россия – мои горизонты».
Оценка 4.7

Система профессиональной ориентации обучающихся- подготовка учащихся к осознанному выбору профессий. Курс «Россия – мои горизонты».

Оценка 4.7
docx
классное руководство
5 кл—11 кл
28.11.2024
Система профессиональной ориентации обучающихся- подготовка учащихся к осознанному выбору профессий. Курс «Россия – мои горизонты».
Система профессиональной ориентации обучающихся- подготовка учащихся к осознанному выбору профессий. Курс «Россия – мои горизонты».
Пед чт Курс Россия- мои горизонты.docx

МАОУ «СОШ имени Декабристов» города Ялуторовска

Межрегиональные педагогические чтения

«Современное образование: новые требования, новые возможности»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Система профессиональной ориентации обучающихся- подготовка учащихся к осознанному выбору профессий. Курс «Россия – мои горизонты».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Автор: Зрожевская Кристина Викторовна,

учитель математики

МАОУ «СОШ имени Декабристов»

г. Ялуторовска

E-mail: Zrozhevskaya92@mail.ru

Сайт: https://uchportfolio.ru/zrozhevskaya

Почтовый адрес ОО: 627013, город Ялуторовск,

ул. Советская, д.76

тел.: (34535) 2-23-70

E-mail: dekabrist_2@mail.ru

                                                                                       Сайт: https://school-dekabrist.edusite.ru

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                         2024 год

Система профессиональной ориентации обучающихся- подготовка учащихся к осознанному выбору профессий. Курс «Россия – мои горизонты».

 

Система профессиональной ориентации обучающихся — это комплекс мероприятий, направленных на подготовку учащихся к осознанному выбору профессии. Курс «Россия — мои горизонты» является одним из инструментов такой системы и представляет собой внеурочную работу по профессиональной ориентации, состоящую из 34 занятий, проводимых ежегодно в 6–11 классах.

Цель курса «Россия — мои горизонты» — помочь учащимся определить свои интересы, склонности и способности, а также познакомиться с различными профессиями и рынком труда. В рамках курса проводятся различные мероприятия: лекции, мастер-классы, экскурсии, деловые игры и встречи с успешными людьми.

Основные задачи курса «Россия — мои горизонты»:

- Популяризация культуры труда и связь выбора профессии с персональным счастьем и развитием экономики страны.

- Формирование представлений о развитии и достижениях страны, знакомство с отраслями экономики.

- Знакомство с миром профессий, профессиональными навыками и качествами, системой профессионального образования в стране.

- Создание равных условий для самоопределения, карьерной навигации и профессионального развития обучающихся с учётом их персональных интересов и мотивов.

Основные этапы профессиональной ориентации:

- Диагностика интересов и способностей учащихся. На этом этапе проводится тестирование, анкетирование и индивидуальные беседы с учащимися для определения их склонностей и предпочтений.

- Информирование о мире профессий. Учащиеся знакомятся с различными профессиями, их требованиями к знаниям и навыкам, а также с возможностями карьерного роста и перспективами на рынке труда. Так, например, учащиеся провели урок «Россия аграрная: растениеводство, садоводство» в Агротехнологическом колледже, где познакомились со всей необходимой техникой для успешного аграрного дела.(рис.1)

- Профориентационные консультации. Психолог или специалист по профориентации помогает учащимся выбрать наиболее подходящую профессию с учётом их индивидуальных особенностей и потребностей рынка труда.

- Профессиональные пробы. Учащиеся получают возможность попробовать себя в различных видах деятельности, связанных с выбранной профессией, чтобы убедиться в правильности своего выбора. Для этого учащимся устраиваются экскурсии в Пожарную часть, Фабрику и т.д. с целью привлечения будущих специалистов методом наглядности. Дети должны видеть и понимать, что любой труд не лёгок, почувствовав пример на себе. (рис.2)

- Поддержка в процессе профессионального самоопределения. На протяжении всего процесса профессиональной ориентации учащиеся получают поддержку от педагогов, родителей и других специалистов, которые помогают им преодолевать трудности и принимать правильные решения.

- Мониторинг и коррекция профессионального пути. После окончания курса «Россия — мои горизонты» продолжается мониторинг профессионального развития учащихся. При необходимости проводятся дополнительные консультации и мероприятия для коррекции выбранного пути.

Современные методологические приемы активизации профориентационной  деятельности

 

- Интерактивные формы внеклассной деятельности — формы организации учебного занятия или внеклассного мероприятия, предполагающие усиленный умственный труд, физическую, коммуникативную активность или быстрое принятие решения. К таким формам можно отнести экспресс-викторины, мозговой штурм, эстафеты, мини-конкурсы и др.

- Беседа — метод обучения и воспитания, предполагающий диалог между учителем и учащимися преимущественно по вопросам педагога. Беседа активизирует умственную работу обучающихся, поддерживает внимание и интерес, развивает речь: каждый вопрос — задача, которую решают ученики. Виды бесед: подготовительная, сообщающая, эвристическая, воспроизводящая, обобщающая, повторительная. Беседы различных видов могут совмещаться, пересекаться, перемежаться в зависимости от микроцели на определенном этапе учебного занятия и внеклассного мероприятия.

- Эвристическая беседа используется в том случае, когда педагог не сообщает истину, а учит ее находить. На основе анализа известных обучающимся фактов и явлений, а также самостоятельных наблюдений ученики приходят к выводу по теме нового (познавательного) материала.

Воспроизводящая беседа используется при закреплении изученного материала, а также при повторении и обосновании выполненных действий.

Сообщающая беседа применяется педагогом в тех случаях, когда новый материал не может быть получен эвристически.

Обобщающая беседа проводится обычно в конце учебного занятия (внеклассного мероприятия) и в конце изучения крупной темы, раздела, курса.

- Диалог — вид устной речи (реже письменной), характеризующейся сменой высказываний двух или нескольких (в этом случае иногда употребляют термин «полилог») говорящих лиц. Реплики (высказывания) говорящих связаны между собой по смыслу и составляют вместе единое целое, поэтому диалог — вид связной речи или текста. В диалоге важную роль играют ситуация, жест, мимика, интонация. Для диалога характерны некоторые стилистические особенности: вопросы, восклицания, эллиптические конструкции, междометия и частицы, обращения и пр.

- Демонстрация — методический прием, показ на занятии (внеклассном мероприятии) всем обучающимся таблиц, схем, моделей, картин, диапозитивов, видеофильмов, телепередач, изображений, проецируемых на экран с помощью современной электронной и видеотехники.

- Дифференцированный подход — форма организации труда обучающихся на основе их объединения, в рамках учебного коллектива, в небольшие группы по интересам, по уровню готовности, а в смешанных — по национальному составу, по степени владения русским (иностранным) языком. Каждая группа получает задания разного характера, неодинаковой степени трудности. Дифференцированный подход позволяет в рамках подросткового коллектива подтянуть отстающих, дать возможность для развития каждой подростковой группе (каждой личности). Деление на группы не является постоянным. Для разных видов работы могут создаваться разные по составу творческие группы.

- Дневник – данный прием относится к элементам технологии работы с информацией. В жизни люди так или иначе оказываются связаны с информационными потоками: делают подсчеты, оставляю списки, оформляют заявления и т.п. Отсюда важность умения работать с информацией быстро и конструктивно. Прием «дневник…» — прием обучающего письма, позволяющий «высвечивать» мысли и фразы, обращать внимание на суждения и наиболее важные части текста. Дневник ведется в форме цитат и комментариев.

- Тестирование — современный вид проверки усвоения учебного (теоретического) материала, определения психологического типа личности подростка, его склонностей и интересов. Тестирование предполагает две методики исполнения: компьютерный вариант и вариант на бумажных носителях. Преподаватели составляют краткие задания по изученным темам или блоку учебного материала, предлагают различные варианты их решения (ответы), из которых лишь один вариант верен. Обучаемым предлагается за определенное (ограниченное) время обозначить правильный вариант ответа или на листах бумаги, или в компьютере.

- Ролевая игра — методический прием обучения и активизации внеклассной работы школьников. Суть ролевой игры заключается в создании таких ситуаций, в которых каждый участник получает вымышленное имя, социальную роль — туриста, экскурсовода, журналиста, медсестры, педагога и т. д. Ведущий руководит ходом беседы. Ролевая игра создает мотивацию, близкую к естественной, возбуждает интерес, повышает эмоциональный уровень учебного труда обучаемых.

- Самоконтроль — необходимый этап учебного действия. Реализуется в следующих приемах: проверка правильности написанного текста; применение словарей и справочников; выверка своего ответа по заранее составленному плану; самонаблюдение за произношением, темпом, выразительностью речи и правильностью чтения текста и т. д.

- Самостоятельная работа — познавательная, учебная деятельность, выполняемая по заданию учителя, под его руководством и контролем, но без его непосредственного участия. Может иметь место при изучении нового учебного материала, закреплении знаний, подготовке реферата или доклада, творческой работы, сборе коллекции или гербария, проектировании проекта.

- Метод проектов — в настоящее время наиболее популярный метод обучения среди учителей-экспериментаторов. Наиболее эффективное применение проектного метода возможно с использованием компьютера. В проектном процессе выделяют три главные стадии, или фазы. На первой выдвигается плодотворная идея (содержательное ядро, смысл дальнейших действий). На второй (средней) — из недифференцированной идеи вырисовывается многоплановая панорама желаемого (построение технологии дальнейших действий или приемов будущей планируемой модели), Завершающая фаза проектирования — составление проектно-технологической документации.

- Проектный метод предполагает принципиально иной подход: «Подумай, вообрази, поразмысли над тем, каким путем и какими средствами это можно было бы выполнить».

Профориентационные акции: ярмарки знаний и будущих профессий; праздники и фестивали народного творчества, национальных обычаев и традиций; фестивали науки и творчества.

Игровые формы: по типу игры программы «Новая цивилизация», интенсивного общения (целевые тренинги, обучающие и развивающие интеллектуальные и психологические игры), коммуникативные (дискуссии, мозговые атаки, деловые, сюжетно-ролевые игры).

Час вопросов и ответов – в форме диалога позволяет задавать интересующие вопросы и получать на них ответы.

Калейдоскоп – мероприятие, построенной с быстрой сменой малых форм массовой работы (викторина, информминутка, блиц, минисценка, миниобзор).

Информ – релиз. – «Выпуск в свет», публичная демонстрация, публикация, сообщение. В СМИ это сообщение о какой-либо новости, точке зрения.

- Экскурсия – форма совместной деятельности, предполагающая прямое общение экскурсовода с участниками с целью получения комплексной информации об объекте по месту его нахождения. Экскурсия организуется как движение экскурсантов по определённому образовательно (профориентационно) значимому маршруту в реальной или виртуальной среде, в ходе которого они знакомятся с объектами, получают информацию, выполняют заранее полученные задания – общие, групповые или индивидуальные. Для этого учащимся устраиваются экскурсии в Пожарную часть, Фабрику и т.д. с целью привлечения будущих специалистов методом наглядности. Дети должны видеть и понимать, что любой труд не лёгок, почувствовав пример на себе. (рис.2).

Таким образом, курс «Россия — мои горизонты» является важным элементом системы профессиональной ориентации обучающихся. Он помогает учащимся подготовиться к осознанному выбору профессии, определить свои интересы и способности, а также получить необходимые знания и навыки для успешной карьеры.

                                                                                        

    Рис.1 Экскурсия в Агротехнологический колледж г.Ялуторовск

                                                                                            

   Рис.2 Экскурсия в Пожарную часть и ФК «Кураж» г.Ялуторовск

                                                                                             

                                                                                             Зрожевская Кристина Викторовна

Учитель математики,

МАОУ СОШ имени Декабристов.

Список литературы:

-Швецова Н. В. Современные методы и технологии сопровождения профориентации в школе // Молодой учёный. — 2021. — № 44 (386). — С. 202–205.

-Болдина М. А., Деева Е. В. Подходы к организации профориентационной работы в образовательном учреждении // Вестник Тамбовского университета. Серия Гуманитарные науки. — Тамбов, 2017. — Т. 22. — Вып. 1 (165). — С. 7–17.

-Горьковая О. П., Козловский Н. В., Матыкина В. С., Петров А. В. «Soft skills»: в поиске универсальных трактовок «гибких» навыков современных работников // Общество. Среда. Развитие. — 2019. — № 4. — С. 20–25.

-Декина Е. В., Шалагинова К. С. Современные методы профориентационной работы как условие формирования у обучающихся способности планировать и реализовывать персональный образовательно-профессиональный маршрут // Концепт. — 2020. — № 05 (май). — С. 42–55.


 

Скачано с www.znanio.ru

МАОУ «СОШ имени Декабристов» города

МАОУ «СОШ имени Декабристов» города

Система профессиональной ориентации обучающихся- подготовка учащихся к осознанному выбору профессий

Система профессиональной ориентации обучающихся- подготовка учащихся к осознанному выбору профессий

Беседа — метод обучения и воспитания, предполагающий диалог между учителем и учащимися преимущественно по вопросам педагога

Беседа — метод обучения и воспитания, предполагающий диалог между учителем и учащимися преимущественно по вопросам педагога

Самоконтроль — необходимый этап учебного действия

Самоконтроль — необходимый этап учебного действия

Рис.1 Экскурсия в Агротехнологический колледж г

Рис.1 Экскурсия в Агротехнологический колледж г
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
28.11.2024