Сценарий занятия-тренинга по профилактике буллинга среди обучающихся.
Актуальность профилактики и борьбы с буллингом подтверждается множеством исследований. Согласно исследованию Юнеско, по всему миру почти каждый третий ребенок в возрасте от 9 до 15 лет хотя бы раз за последний месяц сталкивался с травлей в школе.
Ситуация в России хуже, чем в среднем по миру. Юнеско пишет, что буллингу подвергались 42,5% российских школьников в возрасте 9—15 лет. А компания «Михайлов и партнеры. Аналитика», которая проводила опрос в 2019 году, заявила, что 52% детей в возрасте от 10 до 18 лет когда-либо сталкивались с агрессией в школе. В России первые публикации на тему буллинга появились только в 2005 году.[1]
Целью данного занятия-тренинга является профилактика буллинга в школьной среде, усвоение и активизация знаний обучающихся по данной теме, развитие чувства терпимости и уважения к различиям других, формирование доброжелательного отношения друг к другу, сплочённости и развитие навыков межличностного взаимодействия. Дополнительной целью данного тренинга является распространение ценностей взаимоуважения, гуманности, равноправия и нетерпимости к проявлению буллинга, последующее распространение данных идей в школьной среде, чему также способствует распространение раздаточного материала.
Задачи: повышение толерантности и эмпатии, профилактика конфликтов в межличностных отношениях учащихся, снижение агрессии и враждебных реакций, распространение идей взаимоуважения в различных группах подростков.
Материально-техническое обеспечение: стулья по количеству участников группы, столы, листы А4, шариковые ручки, раздаточный материал (листовки), проектор, ноутбук, экран, аудиоколонки, теннисный мяч (либо другой предмет для передачи слова), стикеры.
Ход занятия-тренинга:
1. Приветствие и знакомство. (5мин)
Организатор (учитель, педагог, тренер, ведущий тренинга) приветствует участников и представляется. Далее, каждому предлагается представиться и назвать своего любимого музыкального исполнителя (либо фильм, хобби и т.п., тут главное дать возможность подростку рассказать коротко о себе что-то, чем он гордится, что ему нравится, что его выделяет среди других) по эстафете, используя какой-либо предмет (мяч, маркер, забавный предмет и т.п.). Также можно записать своё имя на стикер и прикрепить к одежде, стикеры нужно приготовить заранее, желательно интересно оформить.
2. Краткое введение в тему занятия-тренинга. (5мин)
- Итак, тема нашего занятия – буллинг. Как вы думаете, что такое буллинг?
Важно чтобы все участники попробовали определить понятие, хотя-бы одним-двумя словами, чтобы подвести итог, используя верные варианты ответа.
Буллинг - это форма психологического насилия, которая проявляется в виде умышленного причинения физической или моральной боли другому человеку. [2]
Буллинг — это травля, агрессивное преследование одного человека другим (другими). Он может выражаться по-разному: от непристойных шуток и оскорблений до избиения.
- Как вы думаете, какую цель преследуют те, кто травит других в группе, классе? Чего хотят агрессоры (или буллеры)?
Участники дают свои варианты ответа, ведущий семинара обобщает правильные варианты.
Цели буллинга могут быть разными в зависимости от ситуации и мотивов агрессора. Например, целью может быть унижение жертвы, установление своей власти над другими людьми, получение материальной выгоды, самоутверждение за счёт унижения других.
3. Определение актуальности проблемы. (3-5 мин)
- Насколько, по-вашему, актуальна проблема буллинга на сегодняшний день?
Буллинг - это издевательство, которому подвергаются дети в учебных заведениях. Согласно исследованию ЮНЕСКО, в мире каждый третий ребенок в возрасте от 9 до 15 лет хотя бы раз за последний месяц сталкивался с травлей в школе. [3]
Каждый второй подросток в России сталкивался с травлей в школе. О буллинге со стороны сверстников рассказали 52% опрошенных в возрасте от 10 до 18 лет — в первую очередь они жалуются на психологическую агрессию (32%) и физическую, проявляющуюся в толчках и побоях (26,6%). [4]
Существует множество причин, почему дети становятся жертвами буллинга: отличия во внешности, поведении или интересах.[5] Аналитики компании выяснили, что самая частая причина травли, по мнению российских школьников, — внешность: с этим согласились 43,8% опрошенных. Вторая по популярности причина — религия, ее назвали 33,6% школьников. Юнеско добавляет к этим причинам социальный статус: если в богатых семьях по всему миру лишь 27,4% детей сталкивались с буллингом, то в бедных — 40,4%.
4. Работа с видеороликом №1.
Участники вместе с организаторами смотрят короткометражный фильм «Буллинг». (5мин)
https://www.youtube.com/watch?v=tRYeZsga6Ps
Обсуждение с участниками тренинга возможности возникновения увиденной ситуации в их классе (группе), методов предотвращения негативных последствий, возникающих вследствие буллинга.
Класс(группа) может помочь в ситуации буллинга, если ученики будут поддерживать жертву и не принимать участие в буллинге. Также класс может сообщить учителю о случаях буллинга и попросить его помочь. Важно помнить, что буллинг — это неприемлемое поведение и его необходимо пресекать.
5. Виды буллинга.
Существует несколько форм буллинга:
- физический;
- вербальный;
- социальный;
- кибербуллинг.
Физический буллинг может включать в себя удары, пинки, толчки и другие формы физического насилия. Вербальный буллинг подразумевает оскорбления и угрозы. Социальный буллинг включает в себя изоляцию от группы и иные формы социального насилия. Кибербуллинг воплощается в оскорблениях в интернете, угрозах и других видах насилия.
Опрос с каким видом буллинга сталкивались участники тренинга? Какие эмоции у них вызвала такая ситуация и какие эмоции они испытывают, когда вспоминают её?
6. Упражнение «Лист бумаги» (5 мин.)
Организатор раздаёт участникам лист бумаги и предлагает смять его, затем попытаться вернуть его в исходное состояние, таким образом, чтобы есть, чтобы лист стал снова гладким.
Может бумага стать снова идеально гладкой? А что происходит с человеком, когда он подвергается травле? Можно ли восстановить эмоциональное отношение человека к обидчику, сказав «прости»?
Вывод: обидеть человека легко, а вернуть его эмоциональное состояние в стабильное состояние – это долгий и сложный процесс, без которого трудно быть полноценным членом группы, а в отдельных ситуациях и всего общества.
7. Работа с видеороликом №2
Участники вместе с организаторами смотрят короткометражный фильм «Травле НЕТ!». (2 мин).
https://www.youtube.com/watch?v=k1n4HIVcaTY
После просмотра организатор задает вопросы группе.
Как понять, что в вашем классе (группе) происходит травля? Что делать, если вы заметили, что в классе (группе) происходит травля?
8. Роли при травле.
В школьном буллинге можно выделить несколько ролей: агрессор, жертва, наблюдатель и защитник (защитник бывает не во всех случаях). Агрессор — это человек, который проявляет агрессию и насилие над другими людьми. Жертва — это человек, который становится объектом насилия и агрессии со стороны других людей. Наблюдатель смотрит за происходящим со стороны и не вмешивается в ситуацию. Защитник — это участник (ученик, педагог и т.д.), который помогает жертве и противостоит агрессору.
9. Работа группе по ролям.
Группе или нескольким группам раздаются стикер с указанными ролями.
Задача каждого участника состоит в том, чтобы сначала описать те чувства, которые они могут испытать, исходя из личного опыта и просмотренных на тренинге роликов, в качестве агрессора, жертвы или наблюдателя.
Затем на обратной стороне листа нужно записать какие возможные проблемы могут возникнуть в жизни агрессора, жертвы или наблюдателя, исходя из тех чувств и эмоций, который испытал каждый участник травли.
Итог по ролям в булинге:
Жертва, конечно, главная потерпевшая сторона травли. Буллинг может привести к серьезным последствиям для жертвы, таким как депрессия, тревога и даже самоубийство. Последствия травли, перенесенной в детстве и подростковом возрасте могут также заключаться в проблемах с социализации уже в новых социальных группах.
Однако каждый участник травли становится ее жертвой, как и сама группа в целом. Например, у наблюдателей травли зачастую развивается равнодушие, желание абстрагироваться от проблем и игнорировать их. А агрессоры зачастую чувствуют ложное превосходство, испытывают чрезмерную самоуверенность и переносят модель поведения в другие области жизни, например, в семью или, в дальнейшем, на работу, где такая модель может резко отторгаться и привести к трудностям социализации агрессора, вплоть до проблем с законом.
10. Подведение итогов и закрепление резутьтатов.
Давайте подведём итог: буллинг – это…?
Какие роли в булинге вы знаете и в чём особенность каждой?
Нетерпимость к буллингу в школьной среде – это норма, а не исключение.
Распространение раздаточного материала с памяткой для детей и родителей (Приложение №1).
Ожидаемые результаты
Профилактика травли среди подростков является важным условием образовательного процесса и социализации всех обучающихся.
Тренинги-занятия по профилактике буллинга способствуют укреплению и налаживанию взаимодействия в группе.
Приобретается навык конструктивного реагирования в конфликте, снижается агрессия, изменяются представления о приемлемых отношениях между обучающимися.
Тренинг частично направлен на предотвращение равнодушия к несправедливости в коллективе, на развитие понятий недопустимости агрессии и травли как явления и на мотивирование предотвращения и принятие мер по прекращению буллинга в любой социальной группе обучающихся.
Приложение №1
Скачано с www.znanio.ru
[1] Проект "Буллинг в современном обществе – пути решения проблемы"
[2] https://elar.urfu.ru/bitstream/10995/76408/1/978-5-7996-2702-7_037.pdf
[3] https://www.kp.ru/daily/27463/4668018/
[4] Буллинг: статистика в школах России, причины и как с ним бороться (tinkoff.ru)
[5] Буллинг: статистика в школах России, причины и как с ним бороться (tinkoff.ru)
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.