ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЛУГАНСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ
"БРЯНКОВСКАЯ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННАЯ ШКОЛА №1"
294100, Луганская Народная Республика,
Г.О. БРЯНКОВСКИЙ, Г. БРЯНКА,
МКР. ТОПОЛЬ, Д. 12А
857-43 5-15-01;
e-mail: school_1bryanka@mail.ru
Заместитель директора
по воспитательной работе
Кислинская Н.В.
Система профориентационной работы школы
Одним из основных компонентов социализации человека является профессиональное самоопределение. Выбор профессии - первый социально и личностно значимый выбор в жизни каждого человека.
Смысл профориентационной работы Брянковской специализированной школа №1 заключается в постепенном формировании у подростка внутренней готовности к осознанному и самостоятельному планированию, корректировке и реализации своих профессиональных планов и интересов, осознание требований профессии к человеку, степени сформированности профессионально важных качеств.
Формирование готовности к самоопределению возможно при условии сотрудничества со взрослыми, от которого ученик ждет не готовых решений и советов, а честного разговора о волнующих подростка проблемах и достоверной информации, на основе которой он сам примет решение.
Система профориентационной работы Брянковской специализированной школа №1 реализуется через учебно-воспитательный процесс, внеурочную и внешкольную работу с обучающимися и их родителями.
Целью нашей профориентационной работы в школе является:
- оказания профориентационной поддержки обучающимся в процессе выбора сферы будущей профессиональной деятельности;
- выработка у школьников сознательного отношения к труду, профессиональное самоопределение в условиях свободы выбора сферы деятельности в соответствии со своими возможностями, способностями и с учетом требований рынка труда.
Используемые формы и методы организации учебно-воспитательной деятельности по профориентации осуществляются поэтапно с учетом возрастных особенностей обучающихся по таким направлениям:
Обучающиеся нашей школы проходят такие этапы профессионального самоопределения:
1 этап – 1-4 классы – этап формирования у младших школьников начальных трудовых навыков; этап развития интереса к учебно-познавательной деятельности, основанной на посильной практической включенности в различные ее виды, в том числе социальную, трудовую, игровую.
2 этап - 5-7 классы - этап формирования позитивного отношения к труду, профессионально ориентированных знаний и умений; развитие у школьников личностного смысла в приобретении познавательного опыта и интереса к профессиональной деятельности; представления о собственных интересах и возможностях (формирование образа “Я”).
3 этап – 8-9 классы
Этап формирования профессиональной направленности, осознание своих интересов в выборе профессии; этап консультирования с целью выявления и формирования адекватного принятия решения о выборе профиля обучения; этап предпрофильной подготовки.
4 этап – 10-11 классы
Этап коррекции профессиональных планов; этап оценки готовности к избранной деятельности; этап профильного обучения.
Этапы профориентационной работы |
Виды и формы деятельности |
1-4 классы Этап формирования у младших школьников начальных трудовых навыков; развития интереса к учебно-познавательной деятельности; |
Учебная деятельность 1. Классные часы, занятия, беседы развивающие интерес к познанию мира профессий. 2. Информационные минутки на уроках для развития представлений о различных сферах человеческой деятельности. Внеурочная деятельность 1. Курс познавательной, просветительской направленности «В мире профессий». 2. Конкурс-презентация «В мире профессий». В школьной библиотеке 1. Выставки книг, рассказывающих о профессиях. 2. Библиотечные уроки «Человек и профессия». Внешкольная деятельность 1. Встреча с представителями различных профессий. 2. Проектория (знакомство с профессиями). Работа с родителями 1. Классные собрания по теме: «Детям о профессии». |
5-7 классы Этап развития личностного смысла в приобретении познавательного опыта и интереса к профессиональной деятельности; представления о собственных интересах и возможностях (формирование образа “Я”).
|
Учебная деятельность 1. Проведение уроков (этапа урока) профориентации, связанных с профессиями данной предметной области. 2. Классные часы, занятия, беседы, способствующие формированию профессионально ориентированных знаний. В школьной библиотеке 3. Выставки книг, посвященных видам деятельности человека: «человек - человек», «человек - техника», «человек – художественный образ», «человек - природа». 4. Библиотечные уроки «Кем быть», «В мире профессий». Внеурочная деятельность 1. Курс познавательной, просветительской направленности «В мире профессий». 2. Конкурс-презентация «В мире профессий» (5-е классы). 3. Изучение информации на стендах школы «Твоя профессия – твое будущее», «В мире профессий». Внешкольная деятельность 1. Экскурсии на предприятия. 2. Встреча с представителями различных профессий. 3. Проектория (знакомство с профессиями) Работа с родителями 1. Классные собрания по теме: «Роль семьи в профессиональном самоопределении школьника» |
8-9 классы Этап формирования профессиональной направленности, осознание своих интересов в выборе профессии, консультирования с целью выявления и формирования адекватного принятия решения о выборе профиля обучения; предпрофильной подготовки. |
Учебная деятельность 1. Классные часы, занятия, беседы, способствующие формированию профнаправленности. 2. Проектная деятельность: в процессе работы над индивидуальными учебными проектами и играя в школьном театре, обучающиеся знакомятся с профессиями; 3. Психологические тренинги «Выбор профессии». 4. Проведение дней самоуправления. Внеурочная деятельность 1. Курс познавательной, просветительской направленности «В мире профессий». Внешкольная деятельность 1. Тестирования с целью определения области профессиональных предпочтений. 2. Экскурсии на различные предприятия, в СПО, ВУЗы. 3. Проектория (знакомство с профессиями). 4. Обновление и пополнение информации на стендах школы «Твоя профессия – твое будущее», «В мире профессий». Работа с родителями 1. Анкетирование родителей по проблемам предпрофильной подготовки. 2. Проведение родительских собраний о проблемах выбора профессии («Куда пойти учиться», «Как выбрать профессию» и др.) 3. Проведение индивидуальных бесед с родителями, совместных бесед с родителями и детьми. 4. Проведение консультаций по профориентационной работе с родителями. |
10-11 классы Этап коррекции профессиональных планов, оценка готовности к избранной деятельности; профильное обучение |
Учебная деятельность 1. Классные часы, занятия, беседы, способствующие уточнению профессионального запроса; анализ рынка труда и востребованности профессий. 2. Проектная деятельность: в процессе работы над индивидуальными учебными проектами и играя в школьном театре, обучающиеся знакомятся с профессиями; 3. Психологические тренинги «Я в профессии». 4. Проведение дней самоуправления. Внеурочная деятельность 2. Курс познавательной, просветительской направленности «В мире профессий». Внешкольная деятельность 1. Тестирования с целью определения области профессиональных предпочтений 2. Экскурсии на различные предприятия, в СПО, ВУЗы. 3. Проектория (знакомство с профессиями). Работа с родителями 1. Анкетирование родителей по проблемам предпрофильной подготовки. 2. Проведение родительских собраний о проблемах выбора профессии («Куда пойти учиться», «Как выбрать профессию» и др.). 3. Проведение индивидуальных бесед с родителями, совместных бесед с родителями и детьми. 4. Проведение консультаций по профориентационной работе с родителями. |
Практические задачи по построению профориентационной работы в школе возлагаются на заместителя директора по воспитательной работе, который руководит и координирует работу всех участников процесса профориентации обучающихся.
Это классные руководители, учителя-предметники, социальный педагог, педагог организатор, практический психолог, заведующий библиотекой, медсестра.
Школа, конечно же, сотрудничает с социальными партнерами в процессе профориентационной работы. Это Брянковский центр занятости, городская библиотека, колледжи и ВУЗы.
В профориентационной работе особое значение, в первую очередь, имеет деятельность классного руководителя. В ходе бесед, классных часов обучающиеся знакомятся с миром профессий, требованиями городского, республиканского рынка труда и образовательных услуг учебных заведений, правилами выбора профессии и планирования карьеры. Важной частью этих занятий является самодиагностика с использованием простых и надежных методик, ролевых игр, проблемно-поисковых задач.
Цель данных занятий – формирование устойчивой потребности в саморазвитии и социально-профессиональной самореализации на основе самопознания, самоконтроля, самообразования и самовоспитания.
Учителя-предметники повышают интерес, активность в познавательной и творческой деятельности обучающихся; содействуют и готовят обучающихся к участию в предметных олимпиадах; развивают у обучающихся профессионально важные навыки в рамках своего предмета.
Социальный педагог и практический психолог в рамках профопределения обучающихся организуют и проводят тренинги, консультации, игры, тестирования, помогающие детям раскрыть свои способности в той или иной сфере и найти ответы по различным социальным вопросам; проводит консультирование родителей в сфере помощи детям выбрать профессию; помогают классным руководителям с анализом проведенных профориентационных исследований.
Педагог-организатор и заведующий библиотекой организуют и проводят информационные мероприятия, библиотечные уроки профориентационной направленности; обновляют и пополняют содержание стендов «Твоя профессия-твое будущее», «В мире профессий»; «Владеешь информацией, владеешь миром»; организуют выставки книг и рисунков о профессиях.
Медицинский работник и учитель ОБЖ расширяют знания обучающихся о правилах ведения здорового образа жизни; формируют знания обучающихся о взаимосвязи здоровья человека и требований к различным профессиям; консультируют обучающихся и родителей по влиянию выбранной профессии на здоровье.
Информирование по профориентационной работе школы ведется на сайте школы, в телеграмм канале, в соц.сетях; в школе есть информационные стенды «Твоя профессия – твое будущее», «В мире профессий», «Владеешь информацией- владеешь миром».
Для обучающихся проводятся встречи с социальными партнерами: городской библиотекой, центром занятости, представителями СПО, ВУЗов. Классные часы, конкурсы, консультации, беседы, видеозалы, тестирование, экскурсии. Ребята могут ознакомиться с профориентационной информацией на сайте школы и в соц.сетях.
Для педагогов проводятся профконсультации на педсоветах, совещаниях, МО; также учителя могут использовать литературу библиотечного фонда.
Для родителей проводятся индивидуальные консультации, родительские собрания; также информацию по профориентационной работы могут увидеть на сайте школы и в соцсетях; привлекаем родителей для выступлений перед детьми «Моя профессия такая».
Наши выпускники успешно проходят дальнейшее обучение в ВУЗах Республики и РФ.
Так из 28 выпускников 11 классов 2021-2022 учебного года поступили в:
ВУЗы – 27 человек
Колледж - 1 человек
Для улучшения профориентационной работы в школе мы планируем:
- улучшать систему еще более тесного сотрудничества старшей ступени школы с учреждениями дополнительного, профессионального образования и предприятиями города;
- привлекать родителей для профориентационной работы с обучающимися в рамках встреч с детьми «Зову в свою профессию»;
- пополнять библиотечный фонд профориентационной литературой;
- организовывать для педагогов школы профессионального консультирования по профессиональному определению обучаю
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.