Система работы над ошибками на уроках русского языка в начальной школе
Оценка 4.7

Система работы над ошибками на уроках русского языка в начальной школе

Оценка 4.7
Памятки
docx
русский язык
7 кл—11 кл
17.09.2022
Система работы над ошибками на уроках русского языка  в начальной школе
Данная работа поможет родителям организовать работу над ошибками по русскому языку в начальной школе
СТАТЬЯ.docx

 Чупакова О. Н., учитель начальных классов МБОУ «Ярцевская редняя школа №1»

Система работы над ошибками на уроках русского языка

в начальной школе

Работа над ошибками, допущенными учащимися на письме, является важнейшим звеном в системе обучения русскому языку. Она имеет огромное значение для выработки умения самостоятельно излагать свои мысли в устной и письменной речи, а также играет важную роль в борьбе с неуспеспешностью. У каждого учителя своя система работы над ошибками. Те, кто стремится к системности, создают специальные памятки. Чтобы памяткой мог пользоваться любой ученик, все её положения нумеруют. Я тоже использую памятки для работы над ошибками. В детских работах отмечаю ошибки соответствующими номерами. Считаю, что памятка должна быть удобной для применения.

Работу над ошибками ввожу во втором классе. На второй неделе сентября дети получают тетради, в которых ошибки помечены цифрами. Работе над ошибками посвящаю целый урок. Я разъясняю, для чего она нужна, как серьёзно надо к ней относится, и выдаю каждому папку с памяткой. Памятка разбирается по пунктам. Я подробно объясняю содержание каждого из них. Выясняется, что правил дети почти не знают, хотя в 1 классе кое-чему научились. Договариваемся, какие правила будем считать известными. Это употребление заглавной буквы в именах людей и кличках животных, написание сочетаний жи-ши, ча- ща, чу- щу, правила написания предложения. Остальные правила будут ждать своего часа. Ещё раз повторяем, как помечаются ошибки, как пользоваться памяткой. Памятку дети пользуются на уроках и дома, поэтому носят её всегда с собой в портфеле.

 Теперь обращаемся к ошибкам в тетрадях. Обучающиеся разбирают, какие у них ошибки, как они помечены, по желанию сообщают об этом классу, а класс советует, как эту ошибку исправить. В заключении урока предлагаю попробовать выполнить работу над своими ошибками и консультирую всех.

Некоторое время работу над ошибками дети будут делать в конце урока, а когда все будут справляться с нею самостоятельно, из классной работы она перемещается в самостоятельную. С этого момента домашняя работа должна начинаться с работы над ошибками, если это нужно. Об этом мы напоминаем в дневниках, записывая в домашнем задании перед упражнением или правилом. Проверяя тетради, я в первую очередь ищу работу над ошибками, а если её нет, считаю домашнюю работу не полностью выполненное и отметкой её не оцениваю, а вновь напоминаю, что надо выполнить работу над ошибками. На уроках русского языка после написания контрольных или проверочных работ на следующий день разбираем типичные ошибки в рабочих тетрадях, затем дети индивидуально выполняют работу над ошибками в тетрадях для контрольных работ. При необходимости всегда помогаю ребятам. Иногда использую приём «ошибка». Например, в написании слов с разделительным мягким знаком предлагаю записать в виде примеров слова «платье», «пальто», «друзья». Дети исправляют, говорят, что одно слово не на это правило. Исправляю, «ручьи». Такие моменты учат осознанно подходить к выполнению работы над ошибками. Иногда при наличии 6 и более ошибок отрабатывается только одна ошибка на это правило, чтобы не перегружать ребёнка.

Работа над ошибками может послужить приёмом повторения пройденного или грамматической разминки в начале урока. Например

1) Бирёзы жёлтою листвою блистят в лазури голубой.

Предлагаю найти ошибки и пронумеровать их.

2) Этот материал можно дать исправленным без номеров. Задание: поставить номера инструкций из памятки.

3) Можно дать нумерацию ошибок, а задание – указать и исправить ошибки.

4) Можно предложить устную или письменную работу над ошибками, если ошибки исправлены и пронумерованы.

В последнее время использую ещё один метод работы над ошибками - это работа в парах. Пара - это идеальная форма для сотрудничества и взаимопомощи. Ученик, написавший диктант без ошибок или допустивший 1-2 ошибки, помогает делать работу над ошибками учащимся, написавшим диктант плохо. Ученик-консультант проверяет у слабых учащихся правила, помогает подобрать проверочные слова, графически обозначить орфограммы.

Мои наблюдения показывают, что работа в парах ребятам очень нравится. Они стараются помочь друг другу, с удовольствием готовят дома словарные и графические диктанты.

Уже к середине 2 класса дети знают памятку по изученным орфограммам. Я много лет работаю по этой памятке. Она вносит в работу над ошибками определённость и понятна детям. Хорошая, добротная работа над ошибками предотвращает их повторение в последующих работах.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Работа над ошибками   (памятка)

 

1.  Большая буква в начале предложения.

Выпиши предложение правильно. Придумай и запиши ещё одно предложение. Подчеркни заглавную букву.

Делай так:

Выпал пушистый снег. Дети рады.

2.  Пропуск буквы.

Запиши это слово целую строчку. Подчеркни в нём пропущенную букву.

Делай так:

Звонок, звонок, звонок, звонок, звонок.

З.Слог.

Раздели слово на слоги. Обозначь гласные.

Делай так:

У / чи / тель – 3 слога.

Запомни! Сколько в слове гласных, столько и слогов.

4.  Перенос слова.

Раздели слово на слоги для переноса.

Делай так:

Оси – на, оси – на,  оси – на.

Запомни! При переносе одну букву нельзя оставлять на строке и нельзя переносить на новую строку.

5.  Мягкий знак (ь), обозначающий мягкость согласных.

     Подчеркни мягкий знак (ь) и согласную перед ним. Запиши ещё два слова на эту орфограмму.

Делай так:

Ель, тень, пень, коньки, мальчик, пальто.

6.  Гласные после шипящих.

      Выпиши слово правильно. Придумай и запиши ещё два слова на эту орфограмму.

Делай так:

Малыши, карандаши, ежи, роща, туча.

 

7. Сочетание чк, чн, нщ, щн.

Выпиши слово правильно. Подчеркни сочетание. Запиши ещё два слова.

Делай так:

Дочка, речка, мощный.

8.  Ударение.

     Выпиши слова. Поставь в них правильно знак ударения. 

Делай так:

Алфавит, азбука, портфель.

9.  Безударная гласная в корне, проверяемая ударением (а, о, е, и, я).

     Выпиши слово. Поставь ударение. Выдели корень. В корне подчеркни безударную гласную, обозначь орфограмму. Подбери проверочное слово и запиши рядом. Придумай и запиши ещё два слова с такой же безударной, проверь их.

Волна – волны, мясной – мясо, сады – садик.

10.               Безударная гласная в корне, непроверяемая ударением.

     Выпиши слово три раза. Запомни, как оно пишется. Обозначь ударение, подчеркни гласную. Запиши два однокоренных слова.

Делай так:

Ягода, ягода, ягода, ягодка, ягодный.

11.              Парные звонкие и глухие согласные.

      Запиши слово, в котором допущена ошибка, правильно. Проверь согласную.  Придумай и запиши два слова с такой же парной согласной, проверь их.

Делай так:

Поезда – поезд, отряды – отряд, огороды – огород.

Запомни! Согласные на конце и в середине слов пишутся так же, как и перед гласными.  

12.              Большая буква в имени собственном.

     Выпиши это слово правильно. Запиши ещё два слова на эту орфограмму.

Делай так:

Илья, Петров, Мурка, Волга, Красноярск.

Запомни! Имена, отчества и фамилии людей, названия рек, городов, морей, клички животных пишутся с большой буквы.

 

13.              Разделительный мягкий знак (ь).

         Выпиши слово правильно, запиши два слова на эту орфограмму. Подчеркни  мягкий знак (ь), согласную и гласную буквы, между которыми написан мягкий знак.

Делай так:

Вьюга, листья, соловьи.

Запомни! Разделительный мягкий знак (ь) пишется после согласных перед гласными буквами е, ё, и, ю, я.

14.              Двойные согласные в слове.

       Выпиши слово правильно. Раздели слово для переноса. Запиши ещё два однокоренных  слова. Подчеркни двойную согласную.

Делай так:

Группа, груп – па, групповой, подгруппа.

15.  Знаки препинания в конце предложения.

         Выпиши предложение правильно. Придумай своё или найди в учебнике предложение с таким же знаком и запиши. Подчеркни знак.

Делай так:

Ты любишь отгадывать загадки? Кто быстрее прочитает скороговорку?

16. Состав слова.

       Выпиши слово. Разбери его по составу. Запиши ещё два однокоренных слова.

Делай так:

Поездка, поезд   ,   проездной.

17.  Гласные и согласные в приставках.

       Выпиши слово правильно. Выдели в нём приставку. Запиши ещё два слова с такой же приставкой.

Делай так:

Полетели, побежали, потянули, отнёс, отбежал, отлетел.

18.  Правописание приставки со словом.

        Выпиши слово. Выдели приставку. Образуй от этого слова однокоренные слова с разными приставками.

Делай так:

Заехал, уехал, переехал.

Запомни! Приставка – это часть слова. Она пишется слитно со словом.

19.  Правописание предлога со словом.

       Из предложения, в котором допущена ошибка, выпиши слово вместе с предлогом. Докажи, что предлог со словом  пишется отдельно. Обозначь орфограмму.

Делай так:

К берегу, к (какому?) берегу, к крутому берегу.

Запомни! Предлог – это отдельное слово. Не смешивай приставку с предлогом. У глаголов нет предлогов.

Например: Лодка отплыла от берега.

20.  Разделительный твёрдый знак (ъ).

        Выпиши слово правильно. Запиши ещё два слова с этой орфограммой. Выдели приставку. Подчеркни твёрдый разделительный знак (ъ), согласную и гласную буквы, между которыми написан твёрдый разделительный знак.

Делай так:

Съезд, объявление, объём.

Запомни! Разделительный твёрдый знак (ъ) пишется только после приставок, которые оканчиваются на согласную, перед гласными е, ё, ю, я.

21. Непроизносимые согласные в корне слова.

               Прочитай слово. Подбери к нему несколько однокоренных слов. Выдели корень. Проверь непроизносимую согласную. Обозначь орфограмму. Придумай и запиши ещё два слова с такой же непроизносимой согласной, проверь их.

Делай так:

Звездный – звезда, сердце – сердечный, поздно – опоздать.

 22. Соединительные гласные в сложных словах (о, е).

         Выпиши слово правильно. Выдели корни. Подчеркни гласную. Запиши ещё два слова на эту орфограмму. Выдели в них корни и подчеркни орфограмму.

Делай так:

Водовоз, самолёт, пароход.

 

 

23. Предлог с местоимением.

        Выпиши из предложения местоимение с предлогом. Запиши ещё два примера на эту орфограмму.

Делай так:

С ним, перед нами, о нём.

Запомни! Предлоги с местоимениями (как и с именами существительными) пишутся отдельно.

24. Безударные гласные в родовых окончаниях имён прилагательных.

          Выпиши из предложения существительное. Задай от него вопрос к прилагательному. Запомни вопрос и прилагательное. Обозначь орфограмму.

Делай так:

В доме (каком?) новом, деревянном, красивом.

Запомни! У слов-вопросов всегда ударные окончания.

25. Не с глаголами.

         Выпиши глагол с не.  Запиши ещё два слова на это правило. Подчеркни орфограмму.

Делай так:

                   гл.                            гл.                         гл.

Не пришёл, не выучил, не знал.

26. Мягкий знак у глаголов неопределённой формы.

         Задай вопрос к глаголу. Запиши вопрос и глагол. Обозначь орфограмму. Запиши ещё два слова на это правило.

Делай так:

                                                       н.ф.                   н.ф                       н.ф.

(Что делать?) шить, замечать, гулять.

27. Разбор предложения.

         Выпиши предложение. Подчеркни главные члены. Обозначь части речи. Выпиши слова парами с вопросами. 

   Делай так:

       прил.                сущ.                  гл.                         пр.             сущ.

Седые туманы плывут     к     облакам.  (Повест., невоскл., прост., распр.)

Туманы (какие?) седые,

плывут (куда?) к облакам.                                      

28. Однородные члены предложения.

      Выпиши предложение. Обозначь однородные члены и слово, от которого они зависят. Вспомни, что ты знаешь о знаках препинания и союзах между однородными членами. Выполни схему предложения.

Делай так:

Сильный ветер сорвал листья с деревьев, разметал их по дороге.(                                      )

Сильный ветер сорвал листья с деревьев и разметал их по дороге.(                      и             )

29. Сложное предложение.

        Выпиши правильно. Подчеркни грамматические основы. Нарисуй схему. Подчеркни запятую.

Делай так:

В синем небе звёзды блещут, в синем море волны хлещут.(                  ), (                     )

30. Правописание безударных падежных окончаний имён существительных.

       Выпиши существительное. Поставь его в начальную форму. Определи тип склонения. Выдели окончание, проверь с помощью слов-помощников. Подбери и запиши пример.

Делай так:

На опушке (на  земле, 1 скл.),на полянке(на земле, 1 скл,), у речки (у земли, 1 скл.)

 

 


 

Чупакова О. Н., учитель начальных классов

Чупакова О. Н., учитель начальных классов

Некоторое время работу над ошибками дети будут делать в конце урока, а когда все будут справляться с нею самостоятельно, из классной работы она перемещается в…

Некоторое время работу над ошибками дети будут делать в конце урока, а когда все будут справляться с нею самостоятельно, из классной работы она перемещается в…

Ученик, написавший диктант без ошибок или допустивший 1-2 ошибки, помогает делать работу над ошибками учащимся, написавшим диктант плохо

Ученик, написавший диктант без ошибок или допустивший 1-2 ошибки, помогает делать работу над ошибками учащимся, написавшим диктант плохо

Работа над ошибками ( памятка) 1

Работа над ошибками ( памятка) 1

Сочетание чк, чн, нщ, щн.

Сочетание чк, чн, нщ, щн.

Разделительный мягкий знак (ь)

Разделительный мягкий знак (ь)

Запомни! Приставка – это часть слова

Запомни! Приставка – это часть слова

Предлог с местоимением.

Предлог с местоимением.

Туманы (какие? ) седые, плывут (куда? ) к облакам

Туманы (какие? ) седые, плывут (куда? ) к облакам
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
17.09.2022