Чупакова О. Н., учитель начальных классов МБОУ «Ярцевская редняя школа №1»
Система работы над ошибками на уроках русского языка
в начальной школе
Работа над ошибками, допущенными учащимися на письме, является важнейшим звеном в системе обучения русскому языку. Она имеет огромное значение для выработки умения самостоятельно излагать свои мысли в устной и письменной речи, а также играет важную роль в борьбе с неуспеспешностью. У каждого учителя своя система работы над ошибками. Те, кто стремится к системности, создают специальные памятки. Чтобы памяткой мог пользоваться любой ученик, все её положения нумеруют. Я тоже использую памятки для работы над ошибками. В детских работах отмечаю ошибки соответствующими номерами. Считаю, что памятка должна быть удобной для применения.
Работу над ошибками ввожу во втором классе. На второй неделе сентября дети получают тетради, в которых ошибки помечены цифрами. Работе над ошибками посвящаю целый урок. Я разъясняю, для чего она нужна, как серьёзно надо к ней относится, и выдаю каждому папку с памяткой. Памятка разбирается по пунктам. Я подробно объясняю содержание каждого из них. Выясняется, что правил дети почти не знают, хотя в 1 классе кое-чему научились. Договариваемся, какие правила будем считать известными. Это употребление заглавной буквы в именах людей и кличках животных, написание сочетаний жи-ши, ча- ща, чу- щу, правила написания предложения. Остальные правила будут ждать своего часа. Ещё раз повторяем, как помечаются ошибки, как пользоваться памяткой. Памятку дети пользуются на уроках и дома, поэтому носят её всегда с собой в портфеле.
Теперь обращаемся к ошибкам в тетрадях. Обучающиеся разбирают, какие у них ошибки, как они помечены, по желанию сообщают об этом классу, а класс советует, как эту ошибку исправить. В заключении урока предлагаю попробовать выполнить работу над своими ошибками и консультирую всех.
Некоторое время работу над ошибками дети будут делать в конце урока, а когда все будут справляться с нею самостоятельно, из классной работы она перемещается в самостоятельную. С этого момента домашняя работа должна начинаться с работы над ошибками, если это нужно. Об этом мы напоминаем в дневниках, записывая в домашнем задании перед упражнением или правилом. Проверяя тетради, я в первую очередь ищу работу над ошибками, а если её нет, считаю домашнюю работу не полностью выполненное и отметкой её не оцениваю, а вновь напоминаю, что надо выполнить работу над ошибками. На уроках русского языка после написания контрольных или проверочных работ на следующий день разбираем типичные ошибки в рабочих тетрадях, затем дети индивидуально выполняют работу над ошибками в тетрадях для контрольных работ. При необходимости всегда помогаю ребятам. Иногда использую приём «ошибка». Например, в написании слов с разделительным мягким знаком предлагаю записать в виде примеров слова «платье», «пальто», «друзья». Дети исправляют, говорят, что одно слово не на это правило. Исправляю, «ручьи». Такие моменты учат осознанно подходить к выполнению работы над ошибками. Иногда при наличии 6 и более ошибок отрабатывается только одна ошибка на это правило, чтобы не перегружать ребёнка.
Работа над ошибками может послужить приёмом повторения пройденного или грамматической разминки в начале урока. Например
1) Бирёзы жёлтою листвою блистят в лазури голубой.
Предлагаю найти ошибки и пронумеровать их.
2) Этот материал можно дать исправленным без номеров. Задание: поставить номера инструкций из памятки.
3) Можно дать нумерацию ошибок, а задание – указать и исправить ошибки.
4) Можно предложить устную или письменную работу над ошибками, если ошибки исправлены и пронумерованы.
В последнее время использую ещё один метод работы над ошибками - это работа в парах. Пара - это идеальная форма для сотрудничества и взаимопомощи. Ученик, написавший диктант без ошибок или допустивший 1-2 ошибки, помогает делать работу над ошибками учащимся, написавшим диктант плохо. Ученик-консультант проверяет у слабых учащихся правила, помогает подобрать проверочные слова, графически обозначить орфограммы.
Мои наблюдения показывают, что работа в парах ребятам очень нравится. Они стараются помочь друг другу, с удовольствием готовят дома словарные и графические диктанты.
Уже к середине 2 класса дети знают памятку по изученным орфограммам. Я много лет работаю по этой памятке. Она вносит в работу над ошибками определённость и понятна детям. Хорошая, добротная работа над ошибками предотвращает их повторение в последующих работах.
Работа над ошибками (памятка)
1. Большая буква в начале предложения.
Выпиши предложение правильно. Придумай и запиши ещё одно предложение. Подчеркни заглавную букву.
Делай так:
Выпал пушистый снег. Дети рады.
2. Пропуск буквы.
Запиши это слово целую строчку. Подчеркни в нём пропущенную букву.
Делай так:
Звонок, звонок, звонок, звонок, звонок.
З.Слог.
Раздели слово на слоги. Обозначь гласные.
Делай так:
У / чи / тель – 3 слога.
Запомни! Сколько в слове гласных, столько и слогов.
4. Перенос слова.
Раздели слово на слоги для переноса.
Делай так:
Оси – на, оси – на, оси – на.
Запомни! При переносе одну букву нельзя оставлять на строке и нельзя переносить на новую строку.
5. Мягкий знак (ь), обозначающий мягкость согласных.
Подчеркни мягкий знак (ь) и согласную перед ним. Запиши ещё два слова на эту орфограмму.
Делай так:
Ель, тень, пень, коньки, мальчик, пальто.
6. Гласные после шипящих.
Выпиши слово правильно. Придумай и запиши ещё два слова на эту орфограмму.
Делай так:
Малыши, карандаши, ежи, роща, туча.
7. Сочетание чк, чн, нщ, щн.
Выпиши слово правильно. Подчеркни сочетание. Запиши ещё два слова.
Делай так:
Дочка, речка, мощный.
8. Ударение.
Выпиши слова. Поставь в них правильно знак ударения.
Делай так:
Алфавит, азбука, портфель.
9. Безударная гласная в корне, проверяемая ударением (а, о, е, и, я).
Выпиши слово. Поставь ударение. Выдели корень. В корне подчеркни безударную гласную, обозначь орфограмму. Подбери проверочное слово и запиши рядом. Придумай и запиши ещё два слова с такой же безударной, проверь их.
Волна – волны, мясной – мясо, сады – садик.
10. Безударная гласная в корне, непроверяемая ударением.
Выпиши слово три раза. Запомни, как оно пишется. Обозначь ударение, подчеркни гласную. Запиши два однокоренных слова.
Делай так:
Ягода, ягода, ягода, ягодка, ягодный.
11. Парные звонкие и глухие согласные.
Запиши слово, в котором допущена ошибка, правильно. Проверь согласную. Придумай и запиши два слова с такой же парной согласной, проверь их.
Делай так:
Поезда – поезд, отряды – отряд, огороды – огород.
Запомни! Согласные на конце и в середине слов пишутся так же, как и перед гласными.
12. Большая буква в имени собственном.
Выпиши это слово правильно. Запиши ещё два слова на эту орфограмму.
Делай так:
Илья, Петров, Мурка, Волга, Красноярск.
Запомни! Имена, отчества и фамилии людей, названия рек, городов, морей, клички животных пишутся с большой буквы.
13. Разделительный мягкий знак (ь).
Выпиши слово правильно, запиши два слова на эту орфограмму. Подчеркни мягкий знак (ь), согласную и гласную буквы, между которыми написан мягкий знак.
Делай так:
Вьюга, листья, соловьи.
Запомни! Разделительный мягкий знак (ь) пишется после согласных перед гласными буквами е, ё, и, ю, я.
14. Двойные согласные в слове.
Выпиши слово правильно. Раздели слово для переноса. Запиши ещё два однокоренных слова. Подчеркни двойную согласную.
Делай так:
Группа, груп – па, групповой, подгруппа.
15. Знаки препинания в конце предложения.
Выпиши предложение правильно. Придумай своё или найди в учебнике предложение с таким же знаком и запиши. Подчеркни знак.
Делай так:
Ты любишь отгадывать загадки? Кто быстрее прочитает скороговорку?
16. Состав слова.
Выпиши слово. Разбери его по составу. Запиши ещё два однокоренных слова.
Делай так:
Поездка, поезд , проездной.
17. Гласные и согласные в приставках.
Выпиши слово правильно. Выдели в нём приставку. Запиши ещё два слова с такой же приставкой.
Делай так:
Полетели, побежали, потянули, отнёс, отбежал, отлетел.
18. Правописание приставки со словом.
Выпиши слово. Выдели приставку. Образуй от этого слова однокоренные слова с разными приставками.
Делай так:
Заехал, уехал, переехал.
Запомни! Приставка – это часть слова. Она пишется слитно со словом.
19. Правописание предлога со словом.
Из предложения, в котором допущена ошибка, выпиши слово вместе с предлогом. Докажи, что предлог со словом пишется отдельно. Обозначь орфограмму.
Делай так:
К берегу, к (какому?) берегу, к крутому берегу.
Запомни! Предлог – это отдельное слово. Не смешивай приставку с предлогом. У глаголов нет предлогов.
Например: Лодка отплыла от берега.
20. Разделительный твёрдый знак (ъ).
Выпиши слово правильно. Запиши ещё два слова с этой орфограммой. Выдели приставку. Подчеркни твёрдый разделительный знак (ъ), согласную и гласную буквы, между которыми написан твёрдый разделительный знак.
Делай так:
Съезд, объявление, объём.
Запомни! Разделительный твёрдый знак (ъ) пишется только после приставок, которые оканчиваются на согласную, перед гласными е, ё, ю, я.
21. Непроизносимые согласные в корне слова.
Прочитай слово. Подбери к нему несколько однокоренных слов. Выдели корень. Проверь непроизносимую согласную. Обозначь орфограмму. Придумай и запиши ещё два слова с такой же непроизносимой согласной, проверь их.
Делай так:
Звездный – звезда, сердце – сердечный, поздно – опоздать.
22. Соединительные гласные в сложных словах (о, е).
Выпиши слово правильно. Выдели корни. Подчеркни гласную. Запиши ещё два слова на эту орфограмму. Выдели в них корни и подчеркни орфограмму.
Делай так:
Водовоз, самолёт, пароход.
23. Предлог с местоимением.
Выпиши из предложения местоимение с предлогом. Запиши ещё два примера на эту орфограмму.
Делай так:
С ним, перед нами, о нём.
Запомни! Предлоги с местоимениями (как и с именами существительными) пишутся отдельно.
24. Безударные гласные в родовых окончаниях имён прилагательных.
Выпиши из предложения существительное. Задай от него вопрос к прилагательному. Запомни вопрос и прилагательное. Обозначь орфограмму.
Делай так:
В доме (каком?) новом, деревянном, красивом.
Запомни! У слов-вопросов всегда ударные окончания.
25. Не с глаголами.
Выпиши глагол с не. Запиши ещё два слова на это правило. Подчеркни орфограмму.
Делай так:
гл. гл. гл.
Не пришёл, не выучил, не знал.
26. Мягкий знак у глаголов неопределённой формы.
Задай вопрос к глаголу. Запиши вопрос и глагол. Обозначь орфограмму. Запиши ещё два слова на это правило.
Делай так:
н.ф. н.ф н.ф.
(Что делать?) шить, замечать, гулять.
27. Разбор предложения.
Выпиши предложение. Подчеркни главные члены. Обозначь части речи. Выпиши слова парами с вопросами.
Делай так:
прил. сущ. гл. пр. сущ.
Седые туманы плывут к облакам. (Повест., невоскл., прост., распр.)
Туманы (какие?) седые,
плывут (куда?) к облакам.
28. Однородные члены предложения.
Выпиши предложение. Обозначь однородные члены и слово, от которого они зависят. Вспомни, что ты знаешь о знаках препинания и союзах между однородными членами. Выполни схему предложения.
Делай так:
Сильный ветер сорвал листья с деревьев, разметал их по дороге.( )
Сильный ветер сорвал листья с деревьев и разметал их по дороге.( и )
29. Сложное предложение.
Выпиши правильно. Подчеркни грамматические основы. Нарисуй схему. Подчеркни запятую.
Делай так:
В синем небе звёзды блещут, в синем море волны хлещут.( ), ( )
30. Правописание безударных падежных окончаний имён существительных.
Выпиши существительное. Поставь его в начальную форму. Определи тип склонения. Выдели окончание, проверь с помощью слов-помощников. Подбери и запиши пример.
Делай так:
На опушке (на земле, 1 скл.),на полянке(на земле, 1 скл,), у речки (у земли, 1 скл.)
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.