Система работы педагога-психолога с семьями
Оценка 4.9

Система работы педагога-психолога с семьями

Оценка 4.9
docx
21.01.2020
Система работы педагога-психолога с семьями
Система работы с семьями.docx

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Шахтерская средняя школа № 22»

 

 

 

 

 

Система работы

социально-психологической службы  с семьями

 

 

Педагог-психолог Евтихова Е.А.

Социальный педагог Махиня О.Н.

 

 

 

 

 

                                                     Шахтерск, 2018 г.

Взаимодействие школы и семьи – это взаимосвязь педагогов и родителей в процессе их совместной деятельности и общения. В результате его развиваются обе стороны. Следовательно, взаимодействие школы и семьи- источник и важный механизм их развития.

Жизнь ребенка состоит из двух важных сфер: школа и семья, которые подвергаются изменению, развитию. На современном этапе развития общества потеря семейных ценностей наряду с другими стала одной из основных причин демографических проблем. Поэтому одной из важных и насущных проблем является сотрудничество школы и семьи.

Успешное решение задач воспитания возможно только при условии взаимодействия семьи и школы. Сотрудничество семьи и школы становится все более актуальным и востребованным. Обе стороны предъявляют свои, порой справедливые претензии. Так учителя жалуются на отсутствие интереса у родителей к школьной жизни своих детей, порой плохое воспитание, отсутствие моральных ценностей, пассивность. Родители же в свою очередь недовольны чрезмерными нагрузками, равнодушием педагога, взаимоотношениями в детском коллективе.

Старый школьный афоризм гласит: «Самое сложное в работе с детьми –это работа с их родителями».

Приоритетными направлениями работы с семьями являются профилактические мероприятия, направленные на предупреждения девиантного поведения, правонарушений, беспризорности и безнадзорности в отношении детей.

Семья, находящаяся в социально опасном положении – семья, имеющая обучающегося, находящегося в социально опасном положении, а также семья, где родители (законные представители) обучающегося не исполняют своих обязанностей по его воспитанию, обучению и (или) содержанию и (или) отрицательно влияют на его поведение либо жестоко обращаются с ним.

Учет в образовательной организации обучающихся, находящихся в социально опасном положении (далее «учет») - система индивидуальных профилактических мероприятий, осуществляемая  образовательным учреждением в отношении обучающихся, находящихся в социально опасном положении, которая направлена на:

- выявление склонности обучающихся к различным формам девиантного поведения на ранних стадиях;

- предупреждение безнадзорности, правонарушений и других негативных проявлений в среде обучающихся;

  - выявление и устранение причин и условий, способствующих развитию и проявлению поведенческих отклонений, а также безнадзорности и правонарушений обучающихся;

  - социально-педагогическую реабилитацию обучающихся, находящихся в социально опасном положении.

 

 

Алгоритм работы с семьями

I. Выявление семей «группы риска»

Каждый год в сентябре составляется социальный паспорт школы, из которого видно количество каждой категории семей.

II. Первичное консультирование, на котором происходит знакомство с членами семьи, составляется паспорт семьи, определяется объект, которому нужна помощь, анализируются ресурсные возможности семьи.

Так как в проблему входят три категории: родители, дети, семья в целом, то и методики подбирались к каждой категории.

Дети:

·                     неоконченные предложения, рисунок «Моя семья»;

·                     методика Рене Жиля «Подростки о родителях»;

·                     анкета «Я и моя семья».

Родители:

·                     тест «Какой вы воспитатель»;

·                     опросник «Ваш стиль воспитания»;

·                     тест «Понимаете ли Вы и Ваш ребенок друг друга»;

·                     тест «Роль родителей в воспитании ребенка»;

·                     опросник интерперсонального диагноза (Г. Лири, Р.Л. Лафорже,     Р.Ф. Сучек);

·                     опросник родительского отношения, разработанные А.Я. Варгой и В.В. Столиным);

·                     самодиагностика родительского отношения к детям;

·                     опросник выявления степени заботы родителей по отношению к своему ребенку.

Семья в целом:

·                     самодиагностика типового семейного состояния

·                     опросник взаимодействия родителя и ребенка

III. Психолого-педагогическая коррекция

Проясняются ожидания семьи, вырабатываются цели, задачи, отбираются формы и методы психолого-педагогической поддержки.

В нашей школе используются следующие формы и методы работы с родителями:

·                     Психолого-педагогический лекторий

·                     Конференция

·                     Открытые занятия и внеклассные мероприятия

·                     Индивидуальные тематические консультации

·                     Посещение семьи

·                     Родительское собрание

Психологическое обеспечение поддержки включает в себя:

·                     психолого-педагогическое просвещение родителей повышения психологической компетентности родителей в сфере детско-родительских отношений;

·                     сотрудничество с родителями в вопросах, связанных с решением проблем и задач развития их детей.

Это решается через:

·                     индивидуальное или групповое консультирование;

·                     групповые психологические занятия с элементами тренинга, где решаются задачи и информативного плана и обучающего;

·                     вовлечение родителей и детей в совместную деятельность.

Тематика психологических занятий с родителями

1.                 Первый раз – в первый класс.

2.                 Ловушки общения.

3.                 В тисках стресса.

4.                 За гранью отчаяния.

5.                 Соблазны курения.

6.                 Как взрослый может помочь подросткам стать взрослым.

7.                 Мифы о подростках.

8.                 Если у Вас конфликт с учителем.

9.                 Поглаживания положительные и отрицательные.

10.             Второе рождение. (Психологические особенности пятиклассников. Как строить отношения с ребенком?)

11.             Отметки и отметины. Каких оценок ждут от детей взрослые.

12.             Почему дети лгут

13.             Особенные дети (застенчивые, импульсивные и т.д.)

14.             Если дети воруют.

15.             В поисках равновесия.

16.             Ребенок в карусели развода.

17.             Знаем ли мы их?

18.             Домашнее задание: с ребенком или за него?

19.             Здоровье дороже пятерки.

20.             Правдолюб или ябеда.

21.             У ребенка горе.

22.             Эмпатия.

Эти занятия помогают родителям овладеть эффективными приемами воспитания, лучшими способами общения, лучше понять чувства своего ребенка, отрефлексировать собственные родительские позиции, обогатить свой эмоционально-чувственный опыт и т.д.
«Дом должен быть норкой для маленького ребенка и берлогой для большого, для подростка», – не устаю я повторять родителям слова С.Л. Соловейчика.

IV. На этом этапе идет определение эффективности работы, предупреждение отклонений, возможность принятия новой программы действий. В конце каждого года идет анализ результативности работы с семьями, в частности с «группой риска».

Критерии эффективности работы с семьями «группы риска».

·                     сформированность положительного отношения к школе ребенка и родителей;

·                     доверие к педагогическому коллективу (обращения за психолого-педагогической помощью, посещение родительских собраний);

·                     участие родителей во внеклассных воспитательных мероприятиях;

·                     понимание и принятие родителями положительных и отрицательных сторон ребенка;

·                     выполнение функций семьи в отношении ребенка (воспитательная, эмоциональная, безопасности, коммуникативная, гедонистическая, социально-статусная, хозяйственно-бытовая, сфера первичного социального контроля, духовного общения);

·                     отсутствие правонарушений со стороны ребенка (законопослушное поведение);

·                     успешность ребенка в учебе (отсутствие второгодничества).

 

Система работы педагога-психолога с семьями

Система работы педагога-психолога с семьями

Система работы педагога-психолога с семьями

Система работы педагога-психолога с семьями

Система работы педагога-психолога с семьями

Система работы педагога-психолога с семьями

Система работы педагога-психолога с семьями

Система работы педагога-психолога с семьями

Система работы педагога-психолога с семьями

Система работы педагога-психолога с семьями
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
21.01.2020