Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Шахтерская средняя школа № 22»
Система работы
социально-психологической службы с семьями
Педагог-психолог Евтихова Е.А.
Социальный педагог Махиня О.Н.
Шахтерск, 2018 г.
Взаимодействие школы и семьи – это взаимосвязь педагогов и родителей в процессе их совместной деятельности и общения. В результате его развиваются обе стороны. Следовательно, взаимодействие школы и семьи- источник и важный механизм их развития.
Жизнь ребенка состоит из двух важных сфер: школа и семья, которые подвергаются изменению, развитию. На современном этапе развития общества потеря семейных ценностей наряду с другими стала одной из основных причин демографических проблем. Поэтому одной из важных и насущных проблем является сотрудничество школы и семьи.
Успешное решение задач воспитания возможно только при условии взаимодействия семьи и школы. Сотрудничество семьи и школы становится все более актуальным и востребованным. Обе стороны предъявляют свои, порой справедливые претензии. Так учителя жалуются на отсутствие интереса у родителей к школьной жизни своих детей, порой плохое воспитание, отсутствие моральных ценностей, пассивность. Родители же в свою очередь недовольны чрезмерными нагрузками, равнодушием педагога, взаимоотношениями в детском коллективе.
Старый школьный афоризм гласит: «Самое сложное в работе с детьми –это работа с их родителями».
Приоритетными направлениями работы с семьями являются профилактические мероприятия, направленные на предупреждения девиантного поведения, правонарушений, беспризорности и безнадзорности в отношении детей.
Семья, находящаяся в социально опасном положении – семья, имеющая обучающегося, находящегося в социально опасном положении, а также семья, где родители (законные представители) обучающегося не исполняют своих обязанностей по его воспитанию, обучению и (или) содержанию и (или) отрицательно влияют на его поведение либо жестоко обращаются с ним.
Учет в образовательной организации обучающихся, находящихся в социально опасном положении (далее «учет») - система индивидуальных профилактических мероприятий, осуществляемая образовательным учреждением в отношении обучающихся, находящихся в социально опасном положении, которая направлена на:
- выявление склонности обучающихся к различным формам девиантного поведения на ранних стадиях;
- предупреждение безнадзорности, правонарушений и других негативных проявлений в среде обучающихся;
- выявление и устранение причин и условий, способствующих развитию и проявлению поведенческих отклонений, а также безнадзорности и правонарушений обучающихся;
- социально-педагогическую реабилитацию обучающихся, находящихся в социально опасном положении.
Алгоритм работы с семьями
I. Выявление семей «группы риска»
Каждый год в сентябре составляется социальный паспорт школы, из которого видно количество каждой категории семей.
II. Первичное консультирование, на котором происходит знакомство с членами семьи, составляется паспорт семьи, определяется объект, которому нужна помощь, анализируются ресурсные возможности семьи.
Так как в проблему входят три категории: родители, дети, семья в целом, то и методики подбирались к каждой категории.
Дети:
· неоконченные предложения, рисунок «Моя семья»;
· методика Рене Жиля «Подростки о родителях»;
· анкета «Я и моя семья».
Родители:
· тест «Какой вы воспитатель»;
· опросник «Ваш стиль воспитания»;
· тест «Понимаете ли Вы и Ваш ребенок друг друга»;
· тест «Роль родителей в воспитании ребенка»;
· опросник интерперсонального диагноза (Г. Лири, Р.Л. Лафорже, Р.Ф. Сучек);
· опросник родительского отношения, разработанные А.Я. Варгой и В.В. Столиным);
· самодиагностика родительского отношения к детям;
· опросник выявления степени заботы родителей по отношению к своему ребенку.
Семья в целом:
· самодиагностика типового семейного состояния
· опросник взаимодействия родителя и ребенка
III. Психолого-педагогическая коррекция
Проясняются ожидания семьи, вырабатываются цели, задачи, отбираются формы и методы психолого-педагогической поддержки.
В нашей школе используются следующие формы и методы работы с родителями:
· Психолого-педагогический лекторий
· Конференция
· Открытые занятия и внеклассные мероприятия
· Индивидуальные тематические консультации
· Посещение семьи
· Родительское собрание
Психологическое обеспечение поддержки включает в себя:
· психолого-педагогическое просвещение родителей повышения психологической компетентности родителей в сфере детско-родительских отношений;
· сотрудничество с родителями в вопросах, связанных с решением проблем и задач развития их детей.
Это решается через:
· индивидуальное или групповое консультирование;
· групповые психологические занятия с элементами тренинга, где решаются задачи и информативного плана и обучающего;
· вовлечение родителей и детей в совместную деятельность.
Тематика психологических занятий с родителями
1. Первый раз – в первый класс.
2. Ловушки общения.
3. В тисках стресса.
4. За гранью отчаяния.
5. Соблазны курения.
6. Как взрослый может помочь подросткам стать взрослым.
7. Мифы о подростках.
8. Если у Вас конфликт с учителем.
9. Поглаживания положительные и отрицательные.
10. Второе рождение. (Психологические особенности пятиклассников. Как строить отношения с ребенком?)
11. Отметки и отметины. Каких оценок ждут от детей взрослые.
12. Почему дети лгут
13. Особенные дети (застенчивые, импульсивные и т.д.)
14. Если дети воруют.
15. В поисках равновесия.
16. Ребенок в карусели развода.
17. Знаем ли мы их?
18. Домашнее задание: с ребенком или за него?
19. Здоровье дороже пятерки.
20. Правдолюб или ябеда.
21. У ребенка горе.
22. Эмпатия.
Эти
занятия помогают родителям овладеть эффективными приемами воспитания, лучшими
способами общения, лучше понять чувства своего ребенка, отрефлексировать
собственные родительские позиции, обогатить свой эмоционально-чувственный опыт
и т.д.
«Дом должен быть норкой для маленького ребенка и берлогой для большого, для
подростка», – не устаю я повторять родителям слова С.Л. Соловейчика.
IV. На этом этапе идет определение эффективности работы, предупреждение отклонений, возможность принятия новой программы действий. В конце каждого года идет анализ результативности работы с семьями, в частности с «группой риска».
Критерии эффективности работы с семьями «группы риска».
· сформированность положительного отношения к школе ребенка и родителей;
· доверие к педагогическому коллективу (обращения за психолого-педагогической помощью, посещение родительских собраний);
· участие родителей во внеклассных воспитательных мероприятиях;
· понимание и принятие родителями положительных и отрицательных сторон ребенка;
· выполнение функций семьи в отношении ребенка (воспитательная, эмоциональная, безопасности, коммуникативная, гедонистическая, социально-статусная, хозяйственно-бытовая, сфера первичного социального контроля, духовного общения);
· отсутствие правонарушений со стороны ребенка (законопослушное поведение);
· успешность ребенка в учебе (отсутствие второгодничества).
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.