Система работы по патриотическому воспитанию
в образовательных организациях
территориального управления
министерства образования и науки Самарской области
Патриотическое воспитание всегда находилось и находится в поле зрения государства, приобретая особое значение в периоды внутренних и международных кризисов. Сегодня мы сталкиваемся с вызовами, противостоять которым можно только при условии сплоченного российского общества, построенного на традиционных духовно-нравственных ценностях, объединяющее социально активных граждан со зрелым гражданским самосознанием.
Обострение внешнеполитических проблем, попытки разрушения традиционных ценностей, искажения мировой истории, пересмотр взглядов на роль и место России в ней, реабилитации фашизма, разжигание межнациональных и межконфессиональных конфликтов, распространение деструктивных идеологий, насаждение чуждых нравственных и поведенческих моделей – все это требует оперативного и адекватного реагирования со стороны системы патриотического воспитания.
Уже стало традицией в феврале говорить о патриотизме, патриотической работе, формировании патриотического сознания, ведь этот месячник гражданско-патриотического воспитания. Тема моего выступления и выступления Толстиковой Елены Алексеевны посвящены системе работы по патриотическому воспитанию, т.е. той нормативно-правовой и духовно-нравственной базе воспитательной, образовательной и просветительской деятельности, а также комплексу мероприятий по формированию патриотических чувств и сознания наших воспитанников.
Согласно данным исследований, проведенных Всероссийским центром изучения общественного мнения по заказу «Российского центра гражданского и патриотического воспитания детей и молодежи», среди молодых граждан в возрасте от 14 до 35 лет доля патриотов составляет 77%. Вместе с тем, безусловными патриотами считают себя 27% участников опроса, а 13% не относят себя к патриотам. 82% людей в возрасте 29-31 лет и 32-35 лет считают себя патриотами. 70% опрошенных 14-16 лет и 72% – в аудитории 17-19 лет. Примечательно, что около трети молодых россиян (30%) признали, что не проявляют открыто патриотические чувства, т.е. не поют гимн Российской Федерации, не защищают государство в спорах и дискуссиях, не носят одежду с патриотической символикой и т.п. Кроме того, среди молодежи довольно высока доля тех, кто предпочел бы уехать из страны, имея такую возможность – 27% (35% для молодых людей в возрасте 14-16 лет). Статистика показывает, что, несмотря на позитивные тенденции, патриотическое воспитание граждан остается первостепенной задачей государства и общества, а развитие патриотизма, гражданственности и формирование патриотической культуры в молодежной среде становится стратегическим приоритетом национальной безопасности России.
Система патриотического воспитания граждан Российской Федерации обладает развернутым нормативным регулированием.
Прежде всего, нормативный фундамент патриотического воспитания составляет Конституция Российской Федерации как высший правовой акт Особое место отведено сохранению памяти предков, исторической правде и её защите; патриотизму, гражданственности, значению подвига народа при защите Отечества.
Важнейшими документами в области патриотического воспитания
выступают Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273‑ ФЗ «Об
образовании в Российской Федерации» и Федеральный закон от 30 декабря
2020 г. № 489-ФЗ «О молодежной политике в Российской Федерации», где
воспитание патриотизма и гражданственности обозначены в качестве
основного принципа государственной политики в сфере образования и стержневого направления молодежной политики.
Вопросов патриотического воспитания касается Федеральный закон от 19 мая 1995 г. № 80-ФЗ «Об увековечении Победы советского народа в Великой Отечественной Войне 1941–1945 годов», который посвящен сохранению исторической правды, борьбе с проявлениями фашизма.
Закон Российской Федерации от 14 января 1993 г. № 4292‑ 1 «Об увековечении памяти погибших при защите Отечества» – закрепляет формы увековечения памяти погибших при защите Отечества: сохранение и благоустройство воинских захоронений и территорий, исторически связанных с подвигами погибших, установку мемориальных сооружений, создание мемориальных музеев, организацию выставок, присвоение фамилий и имен погибших населенным пунктам, улицам и т.д.
Важную роль в патриотическом воспитании играет Федеральный закон от 13 марта 1995 г. № 32-ФЗ «О днях воинской славы и памятных датах России», который устанавливает дни воинской славы (победные дни) России в ознаменование побед российских войск, сыгравших решающую роль в истории России, и памятные даты в истории Отечества, связанные с важнейшими историческими событиями в жизни государства и общества.
Серьезной вехой в развитии системы патриотического воспитания стал Федеральный закон от 14 июля 2022 г. № 261-ФЗ «О российском движении детей и молодежи», который закрепил создание единого детско-юношеского движения. Основные цели движения – участие в воспитании детей, профориентации и организации досуга, создание возможностей для всестороннего развития и самореализации, подготовка к полноценной жизни и развитие творческой активности, бережного отношения к природе и чувства личной ответственности за свою судьбу и судьбу Отечества.
Среди главных ожидаемых результатов реализации Указа Президента Российской Федерации от 9 ноября 2022 года №809 «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей» — сбережение и приумножение народа России, сохранение общероссийской гражданской идентичности и развитие человеческого потенциала.
Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025
года, утвержденной Распоряжением Правительства Российской Федерации от
29 мая 2015 г. № 99620. Стратегия определяет приоритетами государственной
политики в области воспитания формирование у детей высокого уровня духовно-нравственного развития, чувства причастности к историко-культурной общности российского народа и судьбе России и формирование
уважения к русскому языку как государственному языку Российской Федерации.
Нормативная база патриотического воспитания представлена также документами регионального, муниципального и школьного уровней.
В настоящий момент основным стратегическим документом в области патриотического воспитания является федеральный проект «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации» национального проекта «Образование».
В помощь образовательным организациям разработаны примерные воспитательные программы, внесены изменения в Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». В России созданы и ведут системную деятельность в области патриотического воспитания некоммерческая организация «Большая перемена», детско-юношеская организация «Российское движение школьников», Всероссийское военно-патриотическое движение «ЮНАРМИЯ». 20 июля 2022 года учреждено Российское движение детей и молодежи «Движение первых», которое призвано объединить детские движения, непрерывно сопровождать молодых людей в период детства и юношества и способствовать воспитанию патриотизма в молодежной среде.
Участие обучающихся округа в Патриотическом воспитании всегда было на высоком уровне. Растет численности детей и молодежи, вовлеченных в социально активную деятельность через увеличение охвата патриотическими проектами таких как, «Диалоги с Героями», «Вахта Памяти», "Подвиги наших земляков в годы Великой Отечественной войны", "Жизнь замечательных людей" и др.
Создаются условия для развития системы межпоколенческого взаимодействия и обеспечения преемственности поколений, в рамках проводимых Всероссийских проектов «Эстафета поколений», «Диалоги с Героями», участие в окружной научной конференции и Взлет в секциях Историческое регионоведение и краеведение.
В образовательных организациях нет ни одного не вовлечённого в мероприятия, направленные патриотического воспитания. Разговоры о важном, Церемония поднятия флага – те новшества, которые гармонично внедрены в нашу воспитательную систему и отмечены положительными отзывами всех участников образовательного процесса.
В 23 ОО функционируют паспортизированные школьные музеи, готовятся к паспортизации 16 музеев и музейных комнат. В школах создано 77 стендов, выставок, открыто 18 экспозиций. 30 мемориальных досок, обелисков и памятников, являющимися связующим звеном времен, служат наглядным свидетельством мужества и героизма нашего народа.
4 школ гордо носят имя Героев Советского Союза, одна школа – названа в честь школьного учителя. В настоящий момент Первичная организация "Орлята России" школы борется за присвоение ей имени Героя Советского Союза Николай Францевича Гастелло.
Во всех школах открыта Парта Героя. Право сидеть за Партой Героя присуждается учащимся за отличные оценки, активную общественную работу и спортивные достижения.
В округе действуют 40 школьных добровольческих отрядов. Обучающиеся округа вовлечены в музейно-поисковую, краеведческую, спортивно-туристическую деятельность. В школах действуют 26 Юнармейских отрядов, 20 Военно-спортивных и 31 спортивных клубов, направленные на формирование потребности в здоровом образе жизни и систематических занятиях физической культурой и спортом.
Ежегодно растет количество участников Всероссийской акции «Диктант Победы» В 2022 году 1304 участника повысили историческую грамотность, приняв участие в акции.
Растет количество участников движения Большая перемена, направленного на раскрытие творческих способностей, коммуникативных компетенций и лидерских качеств.
Конечно же, в системе патриотического воспитания существуют свои проблемы. Это и устаревшие методики, не учитывающие поколенческие особенности и условия быстро меняющейся информационной среды, мероприятия, зачастую формальные с преобладанием событийного подхода, низкая материальная база. Но, глядя на происходящие положительные изменения в воспитании, на расширение возможностей музейной педагогики, открытия новых исторических парков, сущностей, надеемся, что система будет выстроена планомерно и централизовано.
На уровне округа патриотическая работа строится на принципах системного и конструктивного взаимодействия различных ведомств, учреждений образования, молодежной политики, культуры, спорта, социального обслуживания, общественных объединений, некоммерческих организаций. С соблюдением принципа непрерывного характера патриотического воспитания, сопровождающего человека в течение всей жизни.
Адресный подход в формировании патриотизма, предполагает использование современных и актуальных методов патриотической работы с учетом каждой возрастной группы детей. Педагоги успешно применяют наряду с традиционными формами работы боле современные методы: онлайн экскурсии по музеям, устраивают реконструкции исторических событий.
Любой урок, будь то математика или музыка могут быть проведены в школьном музее.
Патриотическое воспитание в ОО представляет собой многоплановую, масштабную и постоянно осуществляемую деятельность. В настоящее время в помощь образованию запущены новые проекты и акции: пушкинская карта, Орлята России, Киноуроки в школах России.
Просветительская организация "Российское общество "Знание" обеспечивает проведение для педагогических работников, мероприятия, направленных на повышение их уровня знаний и компетенций для работы с молодёжью, уделив особое внимание обсуждению актуальной общественно-политической повестки и важнейших достижений" РФ в различных областях знаний.
Обучающиеся являются активными участниками патриотических акций Письмо солдату (Защитнику Отечества, Видеообращение солдату, общественного проекта «Отважным и важным».
В воспитательной работе выделяются следующие ключевые патриотические ценности: Любовь к Родине, семье, предкам и потомкам, уважение к государственным символам и праздничным датам, уважение к закону, нормам общества, к представителям различных конфессий, национальностей, сохранение исторической памяти, гордость за ее победы и героев, забота об окружающей среде, деятельное, осознанное отношение к своей стране, стремление защищать интересы родной страны, Ответственность за себя, свою семью, открытость к сотрудничеству, положительное отношение к труду, стремление к профессионализму и достижениям.
Следовательно, в данную работу включены обучающиеся, родители и педагоги.
В системе патриотического воспитания выделены 10 граней патриотизма, которые позволяют формировать и проявлять патриотическую культуру: педагогика, культура, медиа, служение Отечеству, спорт, наука, семья, история, экология, добровольчество. Каждая из граней по-своему преломляет патриотизм и содержит инструменты для развития личности гражданина и патриота на любом жизненном этапе.
В педагогике это стремление к познанию, умение учиться и учить, быть ответственным и соблюдать нормы и правила.
В культуре это знание, сохранение и развитие родной культуры, понимание культурного многообразия мира, занятие созидательным творчеством.
Медиа направлены на трансляцию ценностей, осмысливание информации
Особое место в вопросах патриотического воспитания отведено семье. Семья выступает областью проявления патриотизма. В семье формируется любовь к родным и близким, семейные ценности, мы познаем и чтим своих предков, сознаем ценность каждой человеческой жизни.
«Народ, не помнящий своего прошлого, не имеет будущего». История знакомит с знаниями отечественной и мировой истории, учит понимать свою связь с Родиной.
Служение Отечеству – одна из базовых граней патриотизма и проявляется в защите страны, в профессиональном становлении личности
Спорт построен на философии здорового духа и здорового тела, учит вести здоровый и безопасный образ жизни, достигать спортивных вершин.
Забота о своей земле и ее природе – это забота о своей стране, бытовое проявление патриотизма. Непреклонные заповеди: беречь природу, гордиться природными богатствами.
Наука играет важную роль в патриотическом воспитании граждан. Важно воспитать в детях гордость научными достижениями страны, интересоваться наукой, научными знаниями, делать открытия ради будущего.
Добровольчество и патриотизм формируют чувство милосердия, учит помогать и объединяться с другими.
В заключении добавлю, что субъектам патриотического воспитания предстоит, опираясь на грани патриотизма, сообща сконструировать сбалансированную идеологическую основу патриотической работы, выстроить современную методику патриотического воспитания, в том числе реализуемого молодыми для молодых, решить вопросы ресурсной поддержки патриотических проектов и мероприятий, сформировать профессиональное сообщество специалистов, определить стандарты их подготовки и воплотить эту подготовку в реальность.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.