СИСТЕМА РАБОТЫ ПО ПОСТАНОВКЕ ЗВУКОВ
«АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ПРОГУЛКА»
Г.И. Госсен, учитель-логопед
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная организация № 14 имени Героя России Дмитрия Шектаева»,
г. Североуральск
Большинство обучающихся с ОВЗ имеют нарушения звукопроизношения. Этот недостаток оказывает негативное влияние на развитие фонематического слуха и, как следствие, на развитие письменной речи. В связи с этим остро стоит необходимость коррекции звукопроизношения в максимально короткий срок. Решая данную проблему, я опробовала экспресс метод постановки звуков Елены Филипповны Архиповой «Дерево».
Лежащая в основе система «Дерево» в ходе практической работы была трансформирована в «Артикуляционную прогулку». Некоторые артикуляционные позы заменены и включены дополнительные, доказавшие свою целесообразность и эффективность. Система «Артикуляционная прогулка» позволяет сократить время на подготовительные упражнения, осуществлять постановку звуков по подражанию. Создает сенсомоторный базис для постановки всех звуков. Активирует мышцы языка и губ, развивает силу движений, подвижность органов артикуляции. Объединяет простые движения в артикуляционные уклады. Развивает параллельно артикуляционную и мелкую моторику пальцев рук. Помогает выработать мотивацию к выполнению артикуляционных упражнений.
Артикуляционная гимнастика проводится в формах: пассивная и активная с биоэнергопластикой. Пассивная гимнастика применяется в случаях, когда ребенок не способен выполнить упражнения. Тогда необходимо механически воздействовать на органы артикуляции руками, логопедическими зондами или зондозаменителями, воссоздавать артикуляционную позу и движение. Активной формой достигается автоматизация движений. Работа ведется в двух направлениях. Первыми ставятся и автоматизируются звуки, которые получаются у ребенка. Одновременно с этим целенаправленно формируются и закрепляются необходимые артикуляционные уклады.
«Артикуляционная прогулка» представляет собой следующее: самые проблемные с точки зрения нарушений артикуляции звуки: [С], [З], [Ш], [Ж], [Л], [Р] – «расселены» по домикам, расположенным в разных направлениях. К домикам ведут дорожки, на которых находятся картинки-символы артикуляционных упражнений. Главный герой – Язычок, «проходя» по дорожке к нужному домику, выполняет артикуляционные движения. В какой домик отправился Язычок, тот звук ставим по подражанию. Для каждого звука выстраивается система специальных упражнений. Движения выполняются с функциональной нагрузкой. Функциональная нагрузка выражается в утрированном, четком выполнении всех заданий, с максимальной амплитудой движений органов артикуляции. Движения выполняются на максимальной улыбке.
Для профилактики разночтений, привожу описание упражнений, которые предполагаются.
Упражнение «Шарик лопнул».
Цель: укреплять мышцы щек.
Артикуляционный уклад: рот закрыть, надуть щеки, втянуть щеки. Выполнить 5 – 15 раз. Упражнение «Дудочка», «Трубочка».
Цель: развивать круговые мышцы губ.
Артикуляционный уклад: вытянуть сомкнутые губы вперёд трубочкой, удерживать в таком положении под счёт от 5 до 15.
Упражнение «Заборчик», «Препятствие».
Цель: выработать умение удерживать губы в улыбке, обнажая нижние и верхние передние зубы, упражнять в умении удерживать зубы сжатыми.
Артикуляционный уклад: улыбнуться с напряжением, обнажить сомкнутые зубы, удерживать в таком положении под счёт от 5 до 15.
Чередование: «Забор» — «Дудочка», песенка Язычка или «сирена».
Цель: добиться ритмичного, точного переключения с одной артикуляции на другую.
Методические рекомендации: из положения «Забор» (произносим звук «И») выполнить движение «Дудочка» (произносим звук «У»). Такие переключения выполнить 5—6 раз в разном темпе. Начинать в медленном темпе. Кулак под подбородком, чтобы контролировать его неподвижность.
Упражнение «Мост».
Цель: выработать положение языка за зубами, нижнее положение для подготовки к постановке свистящих звуков.
Артикуляционный уклад: открыть рот, удержать язык спокойно лежащим за нижними зубами, кончик языка упереть в нижние резцы. Удержать по счет до 5 – 15. Упражнение «Чистим нижние зубки»
Цель: учить удерживать кончик языка за нижними зубами.
Артикуляционный уклад: улыбнуться, открыть рот, кончиком языка с внутренней и внешней стороны «почистить» нижние зубы движением влево-вправо и вверх-вниз. Упражнение «Кошечка»
Цель: развивать подвижность мышцы спинки языка.
Артикуляционный уклад: улыбнуться, приоткрыть рот, прижать кончик языка к нижним зубам, спинку языка поднять к верхним зубам. Удержать позу под счет до 3 – 10. Упражнение «Холодный ветер».
Цель: закрепить нижнее положение языка для свистящих звуков и выработать направленную воздушную струю по средней линии языка. Вызывание звука [с] по подражанию.
Из положения «Мост» вернуться к упражнению «Забор» и подуть на язык. Рука должна ощущать холодную струю воздуха. Выполнять 3-4 раза. Если по подражанию не получается, то применяют механическую помощь для вызывания звука [с]. Подуть на язык. Кисть под подбородком. Ощутить холодную струю воздуха.
Упражнение «Колокольчик».
Цель: вызывание звонкого звука от парного глухого.
Тыльную сторону кисти руки приложить к горлу. Поочередно произнести звонкий и глухой звуки. При произнесении звонкого звука чувствуется вибрация голосовых складок, при произнесении глухого звука – вибрации нет.
Упражнение «Лопата».
Цель: вырабатывать умение удерживать язык в спокойном, расслабленном положении. Артикуляционный уклад: улыбнуться, открыть рот, широкий, мягкий расслабленный язык положить на нижнюю губу. Удерживать под счет до 5 – 15.
Упражнение «Лопата копает».
Цель: подготовить артикуляцию для шипящих звуков. Выполнение артикуляции «Чашечка».
Методические рекомендации: выполнить последовательно следующие упражнения: «Забор» — «Мост» — «Лопата». Из положения «Лопата» поднять широкий кончик языка немного вверх. Верхние зубы должны быть видны. На первом этапе следить, чтобы язык при подъеме не убирался в ротовую полость. Для увеличения амплитуды движения, кончик языка поднять кверху и отвести в рот как можно дальше. Выполнить упражнение в медленном темпе 3 – 15 раз.
Упражнение «Чашечка», «Ямка».
Цель: упражнять в умении удерживать широкий язык в верхнем положении.
Артикуляционный уклад: приоткрыть рот, положить широкий язык на нижнюю губу, края и кончик языка поднять кверху в форме «чашечки», удержать позу под счет до 5 – 15. Упражнение «Парус».
Цель: растягивать подъязычную связку; развивать умение расслаблять мышцы языка в приподнятом положении.
Артикуляционный уклад: рот широко раскрыть, широкий кончик языка поставить за верхние зубы на бугорки, спинку языка немного прогнуть вперед, боковые края языка прижать к верхним коренным зубам. Удерживать язык в таком положении под счет до 5 – 15. Упражнение «Вкусное варенье».
Цель: вырабатывать движение широкой передней части языка вверх и положение языка, близкое к форме чашечки.
Артикуляционный уклад: улыбнуться, открыть рот, широким языком в форме «чашечки» положить на верхнюю губу, облизать губу движением сверху вниз.
Упражнение «Теплый ветер».
Цель: вызывание шипящих звуков по подражанию.
Методические рекомендации: из положения «Вкусное варенье» убрать язык за верхние зубы и образовать щель с альвеолами. Руку расположить у подбородка и попросить ребенка подуть на широкий язык. Вытянуть губы широкой трубочкой. Рука должна ощутить теплую воздушную струю.
Упражнение «Чистим верхние зубки»
Цель: учить удерживать кончик языка за верхними зубами.
Артикуляционный уклад: улыбнуться, открыть рот кончиком языка с внутренней и внешней стороны «почистить» верхние зубы движением влево-вправо и вверх-вниз. Упражнение «Пароход».
Цель: выработать умение удерживать губы в улыбке, формировать сильную правильно направленную воздушную струю. Вызывание звука [л] по подражанию.
Артикуляционный уклад: улыбнуться, обнажить зубы, широкий язык упереть в верхние зубы с напряжением произнести долгое «л-л-л» или «ы-ы».
Упражнение «Цокает лошадка».
Цель: растягивать подъязычную связку языка.
Артикуляционный уклад: улыбнуться, приоткрыть рот, присасывая язык к нёбу, пощёлкать кончиком языка.
Упражнение «Катушка»
Цель: растягивать подъязычную связку; развивать умение расслаблять мышцы языка в приподнятом положении.
Артикуляционный уклад: рот широко раскрыть, широкий кончик языка поставить за верхние зубы на бугорки (альвеолы), спинку языка немного прогнуть вперед, боковые края языка прижать к верхним коренным зубам, удерживать в таком положении под счет до 5 – 15. Упражнение «Дятел», «Барабан».
Цель: вырабатывать подвижность кончика языка.
Артикуляционный уклад: улыбнуться, открыть рот, постучать кончиком языка за верхними зубами, при этом чётко произносить звук «д – д…» сначала медленно, затем темп увеличить.
Упражнение выполнить в течение 10 – 15 сек.
Упражнение «Индюк».
Цель: вырабатывать подвижность кончика языка.
Артикуляционный уклад: открыть рот, положить язык на верхнюю губу, кончиком языка совершать быстрые движения вперед- назад по верхней губе, сначала производить медленные движения, затем ускорить темп и добавлять голос, пока не послышится: «бл – бл – бл».
Звук [р] ставится от любого артикуляционного положения. «Лошадка» скачет, останавливаем лошадку: сильный выдох на кончик языка, получится «трррр». Разматываем «катушку» за «заборчиком», получится одноударный [р]. «Дятел» долбит дупло, ускоряется, сильный выдох на кончик языка, получится «дррр». «Индюк» болобочет, посадим индюка в загон, а он продолжает «говорить» за «заборчиком», получится долгий «р-р-р».
Система позволяет сочинять сказки и истории, развивая сюжет, по ходу выполнения упражнений. Вариативность историй решает проблему однотипности, артикуляционная гимнастика остается интересной для детей на каждом уроке.
Экономичная гимнастика создает кинестезии, закладывающие мышечную память, позволяющую легче вводить звук в свободную речь. В отдельных случаях «Артикуляционная прогулка» позволяет добиться правильного произношения звука в течение одного занятия. Далее автоматизация проводится по классической методике логопедии. Работа по системе «Артикуляционная прогулка» повышает удовлетворенность процессом и результатами коррекционной работы самих обучающихся и родителей.
Артикуляционная сказка «В гости к звуку С» Однажды пошел Язычок в гости к звуку С. Взял с собой воздушные шарики, чтобы подарить хозяину, но они оказались некачественные и стали лопаться. Один шарик большой, надутый, а другой – спустился. Один шарик большой, надутый, а другой – спустился …
(надуть – втянуть щёки). Итак, пошёл Язычок по дорожке, а там то дудочка валяется, то преграда на пути (чередование «дудочка» – «заборчик»). Подошел Язычок к речке, посмотри, какой мостик перекинут через неё («мостик» – открыть рот, язычок при этом спокойно лежит за нижними зубками, подержать 5 сек., закрыть ротик. Повторить несколько раз)Перешел по мостику, идет дальше головой крутит влево – вправо, пейзаж рассматривает («чистим нижние зубки» – движения влево-вправо). Не зря Язычок внимательно смотрел по сторонам, по дороге попалась сердитая кошка, которая недовольно выгибала спину («сердитая кошка»). Понятно, почему сердилась кошка, ей не понравилась перемена погоды, поднялся сильный холодный ветер («холодный ветерок»). Несмотря на ветер, Язычок добрался до домика звука С!
Артикуляционная сказка «В гости к звуку Ш»
Однажды пошел Язычок в гости к звуку Ш. Решил взять с собой воздушные шарики. Надул один, а он лопнул. Надул другой – опять лопнул. Еще надул – лопнул. Надул – лопнул, надул – лопнул (надуть – втянуть щёки) И только шестой шарик остался целым. Обрадовался Язычок, пошел по дорожке и запел песенку: «И – У – И – У…» (чередование «дудочка» – «заборчик). Так подошел Язычок к речке. Давай посчитаем, сколько шагов сделал Язычок по мостику («мостик» – открыть рот, язычок при этом спокойно лежит за нижними зубками, считаем до 10 – 15). Перешел на другой берег, а там глубокая яма. Вот такая … (положить широкий язычок на нижнюю губу и приподнять боковые края и кончик к верху – «чашечка») Давай посчитаем глубину ямы (держим до 5 – 10). Вот какая глубокая яма. Высоко-высоко поднял Язычок ножку, чтобы ее перешагнуть («парус» – открыть рот, положить широкий язычок на верхнюю губу, удержать до 5 – 10). Тяжело так перешагивать, подумал Язычок, надо яму закопать. Взял лопату («лопата» – открыть рот, положить широкий язычок на нижнюю губу) и принялся закапывать (загнуть кончик и боковые края языка кверху и затянуть в рот – лакающие движения). Хорошо поработал Язычок, отряхнулся («вкусное варенье» –движения широким язычком по верхней губе и в рот; «чистим верхние зубки» щ – движения язычком по верхним зубам влево – вправо с наружной и внутренней стороны рта).
У домика звука Ш Язычок увидел красивые пушистые одуванчики. Подул теплый ветерок и семена одуванчиков полетели далеко-далеко. Давай подуем на одуванчики. Широкий язычок положим на верхние зубки, вытянем круглые губы вперед: «Ш-ш-ш-ш…» Звук Ш уже встречал Язычка на пороге своего домика!
Список источников:
Артикуляционные сказки. Сборник 2. Для детей среднего и старшего дошкольного возраста/ Сост. Г.И. Госсен – г.Североуральск, 2014г. – 60 С.
Архипова Е.Ф. Коррекционно-логопедическая работа по преодолению стертой дизартрии у детей. – М.: АСТ: Астрель, 2008. – 254с, ил. – (Высшая школа).
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.