Система работы с одарёнными детьми.
«В душе каждого ребенка есть невидимые струны.
Если тронуть их умелой рукой, они красиво зазвучат».
В.А.Сухомлинский
Одарённость и талант.
Одаренность - открытие в себе духовной жизни и способность
творчески, то есть самостоятельно и выразительно проявить свой внутренний мир.
Талант – дар легко, быстро и ярко выражать то, что проносится через внутренний мир человека. (И.А.Ильин)
Три составляющие одарённости.
Высокий уровень познавательной активности – первая составляющая одарённости.
Педагогу следует:
• Поощрять и организовывать знакомство с материалом, который не включается в стандартный материал.
• Поощрять глубокую проработку темы.
• Осуществлять учебный процесс в соответствии
с познавательными потребностями.
• Развивать понятийный аппарат.
• Формировать мыслительную гибкость за счёт материалов, времени и ресурсов.
• Предъявлять высокие требования к самостоятельности и целеустремлённости в решении задач.
• Поощрять творческое и продуктивное мышление.
Компоненты одарённости.
• Конкретность мышления и способность к абстракции.
• Быстрота и точность выполнения умственных операций.
• Способность к логическому мышлению.
• Способность к рассуждению, обобщению объектов и их отношений, выделению главного, способность к классификации.
• Гибкость мыслительных процессов, способность к перестройке мыслительного процесса.
Виды одарённости.
• Общая одаренность.
• Академическая одаренность.
• Творческая одаренность.
• Социальная одаренность
• Художественная одаренность.
• Психомоторная одаренность.
Педагогу необходимо.
1. Постоянно стимулировать познавательную активность и познавательную мотивацию.
2. Развивать творческое мышление через организацию творческого познавательного процесса.
3. Осуществлять выбор деятельности, в которой ребёнок будет успешным.
Интеллект – вторая составляющая одарённости.
Два типа направленности интеллекта: практический и теоретический
• Доминантой практического интеллекта может стать проектная деятельность.
Проекты для практико-ориентированных учащихся:
- разработка таблиц, конспектов, схем по темам,
- подготовка и проведение урока-викторины или урока-соревнования,
- подготовка и проведение ролевой обучающей игры,
- подготовка и проведение «урока без учителя».
Креативность – третья составляющая одарённости.
• Креативность – совокупность мыслительных и личностных качеств, способствующих становлению способности к творчеству. Способность порождать оригинальные идеи, отклоняться от традиционных схем, быстро решать проблемные ситуации и разрабатывать новые гипотезы.
Способы развития одарённости на уроке.
• Делегировать часть преподавательских полномочий одарённым детям.
• Готовить дополнительную информацию по теме, предлагая различные источники информации (электронный учебник, Интернет, энциклопедии, справочники, виртуальные экскурсии).
• Устанавливать причинно-следственные связи между языковыми явлениями.
• Обнаруживать срытые зависимости и связи.
Цель работы с одарёнными детьми.
Создание благоприятных условий для развития одаренных детей в интересах личности, общества и государства.
Задачи работы с одарёнными детьми.
• Обеспечить возможности творческой самореализации личности в различных видах деятельности
• Создание системы внеурочной работы, дополнительного образования учащихся.
• Развитие массовых, групповых и индивидуальных форм внеурочной деятельности.
• Организация системы исследовательской работы учащихся.
• Способствование методическому росту учителей, их постоянному повышению квалификации.
Принципы работы.
• принцип индивидуализации обучения;
• принцип свободы выбора учащимся дополнительных образовательных услуг, помощи, наставничества;
• принцип максимального разнообразия предоставляемых возможностей;
• принцип возрастания роли внеурочной деятельности при снижении в определенном смысле и в определенной мере учебных требований;
• принцип особого внимания к проблеме межпредметных связей в индивидуальной работе с учащимися;
• принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя.
Диагностики одарённости
Система Система
единой оценки комплексной оценки
Методическое обеспечение системы работы с одарёнными детьми.
Организационно-методическое обеспечение
• Создание целевого методического объединения по проблеме работы с одаренными детьми.
• Повышение квалификации педагогов через систему школьных тематических семинаров.
• Разработка программ и проектов развития сферы дополнительного образования в школе.
• Изучение обобщения опыта работы педагогов.
• Мониторинг работы системы
Информационное обеспечение
• Нормативно-правовое обеспечение:
• Программное обеспечение (типовые авторские программы спецкурсов, факультативов и т.п.)
• Наличие комплекта информационно-методических материалов (рекомендации, публикации, списки литературы по направлениям)
• Издание материалов, оформление сайта, иллюстрированных отчетов.
Этапы стратегии работы с одарёнными детьми.
1. Знакомство учителей с научными данными о психологических особенностях и методических приемах, эффективных при работе с одаренными детьми.
2. Проведение целенаправленных наблюдений за учебной и внеурочной деятельностью учащихся.
3. Подбор материалов и проведение специальных тестов, позволяющих определить наличие одаренности.
4. Создание условий, способствующих оптимальному развитию одаренности.
Позиция педагога.
1. Внимание к реальным проявлениям одарённости.
2. Владение способами выявления и развития одарённости.
3. Сопровождение социальной реализации одарённых учащихся.
Основные формы работы с одарёнными учащимися.
• творческие мастерские;
• групповые занятия по параллелям классов с сильными и мотивированными учащимися;
• факультативы;
• занятия исследовательской и проектной деятельностью;
• научно-практические конференции;
• интеллектуальный марафон;
• участие в олимпиадах;
• конкурсы;
• предметные недели (декады);
• Дни науки;
• кружки по интересам;
• работа по индивидуальным планам.
Индивидуальный образовательный маршрут Шубаркиной Екатерины.
Картотека участия в различных мероприятиях Шубаркиной Екатерины и её результатов.
Класс |
Школьные мероприятия |
Городские мероприятия |
Всероссийские мероприятия |
2 класс |
Конкурс чтецов 2 место Конкурс по Есененоведению 1 место |
Конкурс « Мы ищем таланты» 2 место. Проект « Знаменитые Рязанцы глазами детей» благодарность. Экологический конкурс «Птица года» победитель 1 этапа.
|
Конкурс « Русский медвежонок» 2 место. Конкурс «ЧИП» 1 место. Межрегиональный конкурс «Начало» победитель. |
3 класс |
Олимпиада для 3 классов 1 место |
Конкурс « Мы ищем таланты» 1 место. Интеллектуальный марафон «Умники и умницы» для 3 класса 3 место. Конкурс « Школа безопасности» победитель-призёр. |
Олимпиада дистанционная по окружающему миру 2 место. Конкурс « Успевай-ка» 1 место. Творческий конкурс « Зимнее вдохновение» 1 место |
4 класс |
|
|
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.