Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа №17 им. И.Л.Козыря пос. Шаумянского
Доклад на тему:
«Система работы с одарёнными детьми»
Подготовила:
учитель математики
МБОУ СОШ №17
Орлова Л.С.
2020 -2021 гг.
Среди самых интересных и загадочных явлений природы - детская одарённость, занимает одно из ведущих мест. Интерес к ней в настоящее время очень высок, что объясняется общественными потребностями, прежде всего, потребностью общества в неординарной, творческой личности. Жажда открытия, стремление проникнуть в самые сокровенные тайны бытия рождаются еще на школьной скамье. Поэтому так важно именно в школе выявить всех, кто интересуется различными областями науки и техники, помочь претворить в жизнь их планы и мечты, вывести школьников на дорогу поиска в науке, в жизни, помочь наиболее полно раскрыть свои способности.
На первом слайде представлен мой 5 А класс, который не так давно был посвящён в «Математики», чем я очень горжусь! Получив 5 класс, я начинаю выявлять одарённых детей, проводить кропотливую работу по развитию способностей. «Примеряя» портрет одарённого ребёнка к своим ученикам, вижу - все дети, в основном, способные в той или иной области. Используя современные и традиционные образовательные технологии, начинаю работу с этими детьми в математическом направлении на уроках и во внеурочное время.
Учебный процесс выстраивается таким образом, чтобы на уроке создавалась максимальная комфортность, хороший рабочий микроклимат. Дети загружаются решением «изящных» задач различными способами, нестандартными задачами в ходе изучения основных тем.
Прежде всего, важно изучить индивидуальные особенности учеников в классе.
Затем работать в трех направлениях:
I - разноуровневый подход к детям,
Использовать разноуровневые задания (обучающие и контролирующие). Ребенок должен уметь оценивать себя и своих товарищей, знать, что необходимо уметь на оценку “3”, “4” и “5”.
I уровень - задания на воспроизведение учащимися знаний в том виде, как они были изложены в учебнике или раскрыты учителем. (оценка “3”)
II уровень - задания на применение знаний и умений по образцу в повторяющейся учебной ситуации. (оценка “4”)
III уровень - задания на творческое применение знаний и умений в новой учебной ситуации. (оценка “5”)
Использовать разноуровневые задания необходимо не только на уроках, но и в виде домашнего задания.
II - обучение самостоятельной работеУчить работать самостоятельно с учебником, с дополнительной литературой, проводить исследовательскую работу.
III -обучение исследовательской работе.
Использование задач с элементами исследования, развивающие задачи. Такие задания можно предлагать, как дополнительные(т. е. не обязательные для выполнения) всему классу, но для одарённых учащихся эти задания являются обязательными (выполнение таких заданий оценивается оценкой «5», если учащимся допущена ошибка, то оценка не выставляется.)
Систематически предлагать учащимся творческие задания: составить задачу, выражение, кроссворд, ребус, анаграмму и т. д. Большую возможность в этом направлении даёт разработка проектов.
Выбор темы проекта должен быть полезен участникам исследования. Тема должна быть интересной учащимся. Она должна быть доступной, и проблема должна соответствовать возрастным особенностям детей - сочетание желаний и возможностей (нужно учесть наличие необходимых средств и материалов).
Чтобы ребенок почувствовал себя успешным, надо помочь детям найти все пути, ведущие к достижению цели.
Учить учащихся, как проанализировать полученную информацию, выделить главное, исключить второстепенное. И, наконец, в каком виде представить результат. Это может быть электронная презентация или документ, макет, книжка-раскладушка и т.д.
Но самое главное - это защита. Защита - это венец исследовательской работы. Она должна быть публичной. В ходе ее ребенок учится излагать добытую информацию, сталкивается с другими взглядами на проблему, учится доказывать свою точку зрения.
На первых этапах защита проекта проходит в классе. Самые интересные и лучшие работы идут на школьную конференцию.
Исследовательская работа активизирует обучение, придает ему творческий характер и таким образом передает учащимся инициативу в организации своей познавательной деятельности развития творческих способностей.
В работе с одарёнными учащимися очень важная роль отводится индивидуальной работе на уроке и во внеурочное время. Пока учащиеся на уроке работают самостоятельно можно работать в индивидуальном режиме с отдельными учениками. Но этого не достаточно.
Для целенаправленной подготовки учащихся к участию в олимпиаде необходимо рассматривать на дополнительных занятиях, факультативах, кружках, или предлагать для самостоятельного обучения по дополнительной литературе, различные типы олимпиадных задач:
логические задачи,
математические ребусы,
геометрические задачи (на разрезание и др.),
арифметические задачи, текстовые задачи: решаемые с конца, на переливание, взвешивание, на движение, выигрышные ситуации.
Для учеников 5 класса
проводится кружок «Юный математик», где организована работа в трёх
направлениях: решение задач повышенной трудности, дополнительное изучение
внепрограммного материала и погружение в математические игры.
Каждая четверть завершается проведением уроков в нестандартной
форме или интерактивным уроком: «Крестики-нолики», «Морской бой»,
«Математический аукцион», «Ярмарка задач». На таких уроках проявляется
творчество детей, желание показать свои способности.
Реализовать свои возможности одарённые дети могут в предметных олимпиадах.
Ежегодно мои ученики участвуют в школьных, муниципальных, дистанционных и
международных конкурсах, олимпиадах, турнирах, региональных научно-практических
конференциях.
Одна из главнейших задач учителя – научить
учащихся думать, делать открытия. Именно поэтому исследовательская деятельность
учащихся является одной из самых удачных форм внеклассной работы с учащимися по
предмету. При организации исследовательской деятельности по математике мы
применяем информационные технологии. На мой взгляд, наиболее сложная проблема,
которую приходится решать учителю при организации исследовательской
деятельности в школе – находить интересные, перспективные темы для
исследования, то есть темы, обещающие интересные результаты. Мечта для учителя,
чтобы ученик сам нашёл перспективную тему для своего исследования. Хочется
перечислить несколько удачных тем исследовательских работ по математике,
которые разрабатывали мои ученики.
• «Вероятность заболевания гриппом учащихся нашей школы»,;
• «Золотое сечение в живописи» -;
• «Принцесса математики» - год;
• «Старинные меры длины в русских народных сказках» - начали разрабатывать
сейчас с учащимися 5 класса.
«История возникновения чисел»
Развитие любого ребенка, в том числе и одаренного, не
может и не должно определяться только работой школы. Роль семьи в этом
отношении невозможно переоценить. В классе сложилась система мероприятий,
направленных на сотрудничество с родителями. Родители вовлекаются в
жизнедеятельность нашего класса через познавательные, творческие и спортивные
мероприятия. Учебный год завершается традиционным родительским собранием и
праздником для учащихся, где отмечаются достижения детей в научной, спортивной
и культурной деятельности. Все юные таланты обязательно награждаются дипломами
и ценными подарками.
Практика показывает, что существуют проблемы и нереализованные возможности в
обучении одарённых детей. И всё же, работая с ними много лет, считаю: очень
важно, чтобы зёрна детского таланта попали на благодатную почву. Рядом с ребёнком
в нужный момент должен оказаться умный, внимательный наставник, умеющий создать
и лелеять тот климат, в котором расцветают способности его учеников.
В целях поддержки интереса к предмету и развития природных задатков учащихся я использую творческие задания, занимательные опыты, материалы и задачи. Систематически я провожу уроки с практической направленностью. Основная задача этих уроков: нацелить учащихся на большую и интересную работу, которая поможет им подготовить себя к выбору профессии, к выходу в большую жизнь.
Выстраиваю, таким образом, учебный процесс, чтобы на уроке создавался благоприятный и рабочий микроклимат для способных детей. Разработана система развивающих заданий - минуток, которые предлагаются учащимся в качестве разминки в начале урока. На решение таких задач отводится не более 1 минуты. В случае затруднения даётся подсказка или решение остается на дом. Для некоторых тем сильными учащимися разработаны наглядные схемы-рисунки, которые помогают и слабым ученикам зрительно запомнить теорему, правило, а сильным – придумать к ней объяснения. На уроках предлагаю различные задания, выявляющие степень одарённости ребёнка. К примеру, логические задачки: 1) Сколько будет, если полтину разделить на половину? Сколько треугольников можно найти на изображении пятиконечной звезды? Большая работа с одаренными детьми проводиться во внеурочное время. Так, например на спецкурсе « Юный математик» учащиеся выполняют нестандартные задания, задания повышенной сложности, узнают новое, готовятся к олимпиадам и математическим турнирам.(см. приложение)
Невозможно привить интерес к дисциплине ребятам, если сам учитель своим предметом не увлечен. Поэтому я постоянно учусь, совершенствую свои знания через курсы повышения квалификации, методические объединения школы и района, областные научно-практические конференции. Систематически я провожу уроки с использованием дидактических игр. Это и «математическое лото», и «соревнование художников», урок- путешествие, «математический базар», сказки, игра «Счастливый случай», составление
кроссвордов, различные игровые ситуации. Работая несколько лет над использованием дидактических игр, я делаю вывод, что систематическое применение их, делает учебный процесс более интересным, влияет на повышение качества знаний. Большое внимание придаю вовлечению талантливых детей во внеурочную работу по математике. Часто в нашей школе проводятся недели математики, на которых учащиеся могут проявить себя в различных викторинах, конкурсах: «КВН», «Умники и умницы», «Кто хочет стать миллионером» и др.
Работа с математически одаренными детьми в 7-8 классах в условиях перехода на ФГОС ООО
В 7-8 класса большую часть работу с одаренными детьми организую на уроках, работая на УМК под редакцией А.Г. Мордкович, в котором хорошо прослеживаются задания творческого и более сложного характера. На уроках сейчас основное внимание уделяю развитию видов деятельности ребенка, выполнению различных проектных, исследовательских работ. Важно не просто передать знания школьнику, а научить его овладевать новым знанием, новыми видами деятельности. Одним из таких современных видов деятельности является создание презентаций к урокам. Одаренные дети моих классов подготовили мультимедийные презентации к темам: « Решение текстовых задач», « Решение рациональных уравнений « Графическое решение уравнений».
Внеурочные консультации и занятия в спецкурсе «Мир неравенств – мир алгебры», которые проводятся один раз в неделю, имеют огромное значение для развития одаренных детей этого возраста. Полученные знания помогают им в предметных олимпиадах школьного, муниципального и
регионального уровня, краевой олимпиаде « Интеллект», Международном математическом конкурсе «Кенгуру», Всероссийском предметном чемпионате, занимаются исследовательской деятельностью. И добиваются хороших результатов.( см приложение№1 и №2)
2.3. Работа с математически одаренными детьми в 9-11 классах в условиях перехода на ФГОС ООО.
Большое значение в деле развития творческих способностей учащихся 9-11 классов и в их дальнейшем самоопределении имеет внеурочная деятельность. Внеурочная деятельность в старших классах является неотъемлемой частью работы с одарёнными детьми. Цель работы - активизация познавательной деятельности учащихся и развитие их математических способностей, реализовать эти цели помогает спецкурс по
математике для учащихся 10 – 11 классов « Уравнения и неравенства с параметрами».
И на уроках, и во внеурочной деятельности, которая является неотъемлемой частью работы с одарёнными детьми. Мною уделяется пристальное внимание сохранению преемственности в обучении не только на уроках, но и во время проведения внеклассной работы по предмету. Учащиеся старших классов помогают мне в разработке и проведении совместных математических мероприятий с учащимися начальной школы: викторины, совместные математические эстафеты, конкурсы ребусов, кроссвордов. Широкое привлечение одаренных детей старшеклассников к организации и проведению математических мероприятий повышает их значимость в глазах
малышей, имеет большое обоюдное воспитательное значение. Такой подход позволяет не только развить творческие способности учащихся, но и способствуют развитию толерантности, уважительного отношения старших и младших школьников, а также влияет на выбор будущей профессии выпускников школы.
Поэтому учителю в своей работе необходимо регулярно использовать дифференциацию и индивидуализацию в обучении.
Чтобы отследить развитие одарённого по математике ребёнка, я заполняю карточку учащегося
Индивидуальный план работы учащегося .
Формы |
Уровень |
Сроки проведения |
Результаты уч. год |
Результаты уч. год |
Результаты уч. год |
Участие в работе кружков и предметных школ
|
|
|
|
|
|
Участие в интеллектуальных играх и конкурсах |
|
|
|
|
|
Участие в математических олимпиадах |
|
|
|
|
|
Защита творческого проекта |
|
|
|
|
|
Участие в научно-практических конференциях |
|
|
|
|
|
Участие в математических соревнованиях |
|
|
|
|
|
Участие в Интеллектуально- личностном марафоне |
|
|
|
|
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.