Система работы с одарёнными детьми

  • docx
  • 04.09.2024
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Система работы с одарёнными детьми.docx

ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ЛУГАНСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ

«ЛУГАНСКОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ – СПЕЦИАЛИЗИРОВАННАЯ ШКОЛА № 5ИМЕНИ В.И.ДАЛЯ»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                         Система работы с одарёнными детьми

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

подготовила

Гонтарь  И. П.

заместитель директора по УВР,

учитель начальных классов

высшей квалификационной категории,

учитель-методист

ГУ ЛНР «ЛОУСШ  №5 ИМЕНИ В.И.ДАЛЯ»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                               Луганск 2023

 

 

 

          Процесс интенсивного развития современного образования выдвигает перед администрацией школы требование усовершенствования системы управления учебным заведением, создания в нем определенных организационно-педагогических условий, способствующих развитию и самореализации всех участников учебно-воспитательного процесса.

       Планирование работы нашей школы основано на системно-комплексном подходе, что способствует созданию собственной целостной интегрированной системы научно-методической работы, базирующейся на личностно-развивающем подходе и направленной на развитие профессиональной компетентности, стимулировании самообразования и творческих поисков педагогов и развития потенциальных возможностей обучающихся.

Главная цель сейчас видится в том, чтобы сделать акцент на воспитание личности активной, творческой, осознающей глобальные проблемы человечества, готовой посильно участвовать в их решении.

Сейчас необходимы люди, мыслящие не шаблонно, умеющие искать новые пути решения предложенных задач, находить выход из проблемной ситуации.

Ещё одной из актуальных задач является индивидуальный подход и помощь каждому ученику. Развитие индивидуальных способностей, для проявления личности каждого ученика.

  Сегодня для России чрезвычайно актуальна проблема выявления, развития и поддержки одарённых детей.

О важности данной проблемы  говорил Президент РФ Владимир Путин.   

Вот один из пунктов послания Федеральному собранию Российской Федерации: «…Необходимо завершить создание общенациональной системы поиска и поддержки талантливых детей. Возможность развивать свои способности уже с раннего возраста должны иметь все, вне зависимости от уровня доходов, социального положения родителей и места жительства семей ".

Выявление одарённых детей, организация системной работы – одна из главных задач современной школы и образовательной практики в условиях модернизации российской системы образования.

Поэтому в своей педагогической деятельности мы уделяем большое внимание этой проблеме, тем более, каждому педагогу  известно, что важным периодом в развитии и становлении личности является начальный период обучения. Именно этот возраст наиболее поддается воспитанию и развитию творческих способностей ребенка. Дети младшего школьного возраста наиболее открыты, восприимчивы и любопытны.

Заниматься одарёнными детьми нужно, но чётко осознавая, что проблема выявления, обучения и развития одарённых детей – сложная, лежащая на пересечении выше перечисленных проблем.

Одаренный ребенок – ребенок, обладающий выдающимся интеллектом и нестандартным мышлением, индивидуальными задатками и способностями и их сочетанием, творческим подходом и высокой мотивацией к деятельности, что приводит в процессе сложного взаимодействия личностного потенциала, социокультурной среды и профессионального педагогического сопровождения к высоким достижениям в одной или нескольких сферах .

Цели и задачи системы работы с одаренными детьми.

        Цель – воспитать каждого ученика успешным.

        Задачи:

1.       Выявление одарённых детей и создание системы работы с детьми;

2.      Создание условий для оптимального развития одаренных детей;

3.      Отбор средств обучения, способствующих развитию самостоятельности мышления, инициативности и научно-исследовательских навыков, творчества в урочной и внеурочной деятельности;

4.      Давать современное образование,   используя на уроке дифференциации на основе индивидуальных особенностей детей;

5.      Развитие у одарённых детей качественно высокого уровня представлений о картине мира, основанных на общечеловеческих ценностях.

6.      Научное, методическое и информационное сопровождение процесса развитие одаренных детей;

7.      Социальная и психологическая поддержка одаренных детей.

Ожидаемые  результаты.

Реализация творческого потенциала детей: занятия в кружках, секциях, призовые места в олимпиадах, положительная динамика продвижения учащихся.

Методические результаты:

- создание банка данных, включающих сведения о детях с различными типами одарённости;

- разработка и реализация программ поддержки и развития одарённых детей, создание системы взаимодействия с основной школой, родителями учащихся;

- использование системы диагностик для выявления и отслеживания различных типов одарённости;

-обобщение и систематизация материалов педагогической деятельности.

 

Развитие творческого потенциала

1. Как известно, в любом деле, прежде всего, важна мотивация. Младшие школьники, наверное, самые активные ученики в любой школе. Однако, если на первых порах, им всё интересно, они горят желанием попробовать себя во всём, то уже к 3-4 классу интерес постепенно угасает и вот здесь важно не упустить их.

Для мотивации к различным видам деятельности  используются такие приёмы, как:

- рейтинг учащихся,

- «почётное место в классе»,

 - психологические классные часы ( часы общения, самоопределения «Поход в мир своего Я», «Сказкотерапия для школьников»),

- создание портфолио с последующей публичной презентацией.

2. Следующий этап – диагностика способностей учащихся, которая является одним из важных аспектов в работе с одаренными детьми.

Она осуществляется в два этапа:

-Этап предварительного поиска

       Основной смысл работы на этом уровне – собрать предварительную информацию о ребёнке. Как правило, информация собирается из четырёх источников: от родителей, учителей, психологов и самих детей и оформляется в психолого-педагогических картах.

     С этой целью в нашей школе реализуется проект «Психолого-педагогического проектирования личностного развития обучающихся».

 - Тестовая диагностика (определение уровня стартовых возможностей).   используются следующие диагностики:

- карта «Интересы и потребности», 

               Стратегия   работы с одаренными детьми

       Урочная и внеурочная деятельность должна строиться  таким образом, чтобы учащийся мог проявить свои возможности в самых разных сферах деятельности. Это важно как источник приобретения новых знаний и нового опыта, и должно служить основой для трансформации этих знаний в другие сферы деятельности в классах.

Формы  работы  с  одаренными  учащимися:

- творческие  мастерские;

- групповые занятия по параллелям классов с сильными учащимися;

- кружки по интересам: «Робототехника», «Цифровая иллюстрация» «Авиамодельный », «Современный танец», «Школьный театр»;

- конкурсы;

- интеллектуальный марафон;

- участие в олимпиадах;

- работа по индивидуальным планам;

Структура работы с категориями  учащихся

При обучении и развитии одаренных детей в начальной школе важную роль играют уроки творчества, работа в кружках (художественных, технического творчество), развивающие экскурсии, творческие конкурсы, интеллектуальные игры и др.

Вводятся элементы обучения по индивидуальным программам.

В средней ступени (V – VIII классы) – расширяется тематика кружков и

секций при школе, проводятся факультативы, значительную роль играет обучение по интегрированным программам и по индивидуальным.

В старшей ступени (XI – XI классы) – акцент работы с одаренными

детьми смещается в сторону работы по индивидуальным программам.

Формируются профильные классы, классы с углубленным изучением предметов, элективные курсы.

Урочная деятельность

К ней  относятся следующие виды деятельности:

- проблемно-развивающее обучение;

- проектно-исследовательская деятельность;

- игровые технологии (деловые игры и путешествия);

-         информационно-коммуникативные технологии для удовлетворения познавательной мотивации развития способностей (разноуровневые тесты, презентации, тренажёры);

-          дифференцированное обучение;

- творческие и нестандартные задания.

Внеурочная деятельность

К ней  относятся следующие виды деятельности:

- факультативы;

- предметные недели;

- театрализованные праздники;

- олимпиады и конкурсы по предметам;

- элективные курсы.

Система работы с одаренными детьми включает в себя следующие компоненты:

- выявление одаренных детей;

- развитие творческих способностей на уроках;

- развитие способностей во внеурочной деятельности (олимпиады, конкурсы, проектно-исследовательская деятельность).

Методы и формы работы учителя должны способствовать решению обозначенной задачи. Предпочтительны методы работы:

 - исследовательский;

 - частично-поисковый;

 - проблемный;

 - метод проектов;

Формы работы:

 - классно-урочная (работа в парах, в малых группах), разноуровневые задания, творческие задания;

 - консультирование по возникшей проблеме;

 - дискуссия;

 - игры.

При работе с одаренными детьми необходимо уметь:

- обогащать учебные программы, т.е. обновлять и расширять содержание образования;

 - стимулировать познавательные способности учащихся;

 - работать дифференцированно, осуществлять индивидуальный подход и консультировать учащихся;

 - принимать взвешенные психолого-педагогические решения;

 - анализировать свою учебно-воспитательную деятельность и всего класса;

 - отбирать и готовить материалы для коллективных творческих дел.

Творческие работы можно классифицировать как:

- проблемно-реферативные;

- экспериментальные;

- натуралистические и описательные;

- исследовательские.

В этом смысле возможности старшей школы практически неограниченны.

При организации занятий опираемся на следующие  основные структурные компоненты одаренности:

- доминирующая роль познавательной мотивации;

- исследовательская творческая активность;

- возможность достижения оригинальных нестандартных решений;

- возможность прогнозирования и предвосхищения.

 

 

В работе с одарёнными детьми используются следующие формы:

- творческие мастерские;

– предметные недели;

– олимпиады (разных уровней);

– факультативы («Основы математической логики», «Интеллектуальные игры»);

– кружки (краеведческий, вокальный и т.д.);

– конкурсы (школьные, муниципальные, региональные, Всероссийские);

– фестиваль наук;

-          интеллектуальные ринги;

-          марафон знаний;

– родительские недели;

– родительские всеобучи;

– работа по индивидуальным планам;

- научное школьное общество;

- научно-практические конференции

- интеллектуальные конкурсы;

- летняя профильная школа;

- центр по подготовке одаренных детей к предметным олимпиадам (ЦОР);

- предметные кружки и факультативы;

-          спортивные секции;

- различные конкурсы и викторины;

- словесные игры и забавы;

- проекты по различной тематике;

- ролевые игры;

-          индивидуальные творческие задания;

- специально организованная интерактивная, проектная и творческая

деятельность;

- тренинги развития творчества;

- мастер-классы развития творческой одаренности;

- обучающие семинары по кейс-методу;

- сетевое взаимодействие.

Ежегодно проходят этапы Всероссийского конкурса исследовательских и творческих проектов дошкольников и младших школьников «Я – исследователь», Всероссийского детского конкурса научно-исследовательских и творческих работ «Первые шаги в науке», конференции младших школьников «Юный исследователь» в рамках национальной образовательной программы «Интеллектуально-творческий потенциал России».

Дополнительное образование детей

Дополнительное образование детей – это целенаправленный процесс развития и обучения личности посредством оказания дополнительных

образовательных услуг за пределами основных образовательных программ в интересах человека, государства.

Основное ее предназначение – удовлетворять постоянно изменяющиеся индивидуальные социокультурные и образовательные потребности детей.

 

Научно-исследовательская работа

Научно-исследовательская работа учащихся ведет к активному познанию мира и овладению профессиональными навыками.

Развитие исследовательской компоненты у учащихся является первым шагом в овладении ими методологии научного познания.

Ученики, которые занимаются исследованиями, разрабатывают свои методы исследования, сопоставляют данные первоисточников, творчески анализируют свои исследования и делают выводы, т.е. ученики не являются пассивными реципиентами информации.

Участие в этой деятельности дает возможность глубже разобраться в своих способностях и умениях

Научное общество обучающихся работает по следующим направлениям:

• включение в научную деятельность способных обучающихся в

соответствии с их научными интересами;

• обучение работе с научной литературой, формирование культуры

научного исследования;

• знакомство и сотрудничество с представителями науки в

интересующей области знаний, оказание практической помощи ученикам в проведении экспериментальной и исследовательской работы;

• организация индивидуальных консультаций промежуточного и

итогового контроля в ходе научных исследований;

• привлечение научных сил к руководству научными работами

обучающихся;

• рецензирование работ обучающихся при подготовке их к участию в конкурсах и конференциях;

• подготовка и проведение научно-практических конференций,

симпозиумов, турниров, олимпиад;

• редактирование и издание ученических сборников.

Система интеграции основного и дополнительного образования помогает создать особую развивающую среду. Воспитание ребенка в ней не сводится только к учебному труду, значительная его часть проходит за пределами урока и  строится по другим законам и правилам. Разрабатываются специальные комплексно-учебные программы, в рамках которых ученик может передвигаться более свободно, чем по обычной программе.

 

 

Выводы:

При работе с одарёнными детьми  учитываются   личностные и возрастные особенности каждого ребёнка, характер семейных отношений и развитие эмоционально – волевых качеств детей, создаются условия для освоения родителями способов формирования у ребёнка положительной «Я – концепции» как важнейшего условия полной реализации потенциальных возможностей одарённого ребёнка.

Это  позволяет самореализоваться каждому ребёнку, выявить большую группу талантливых и одарённых ребят на ранней стадии обучения и  создать  среду каждому для развития мотивации к познанию и творчеству, интеллектуальной и личностной инициативы.

 

 Нормативно-правовая база. Источники.

1 Электронный ресурс  Министерства образования и науки. сайт http://standart.edu.ru/.

2. «Федеральный Государственный Образовательный Стандарт», утвержден  приказом от 17 декабря 2010 года Министерства образования и науки РФ. сайт http://standart.edu.ru/.

3. Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России». http://standart.edu.ru/.

3.Национальная доктрина образования в Российской Федерации [Электронный ресурс] // http://www.lexed.ru/doc.php?id=3206#/Центр образовательного законодательства

4.Федеральная целевая программа развития образования на 2011-2015гг. [Электронный ресурс] // http://www.fcpro.ru/

6.Феденко Л.Н. Об особенностях введения федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»  [электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.isiorao.ru/news/index.php?news=3043

7.Концепция поддержки одаренных детей.

Режим доступа: [http://www.menobr.ru/materials/164/30058/

Закон Российской Федерации «Об образовании» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ.

•    Конвенция о правах ребенка (принята резолюцией Генеральной Ассамблеей, 20.11.1989 г.).

•    Федеральная целевая подпрограмма “Одаренные дети”, в рамках Президентской Программы “Дети России”, утвержденной Правительством РФ от 3.10.2002.

·                   Концепция общенациональной системы выявления и развития молодых талантов.


 

Скачано с www.znanio.ru