ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ЛУГАНСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ
«ЛУГАНСКОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ – СПЕЦИАЛИЗИРОВАННАЯ ШКОЛА № 5ИМЕНИ В.И.ДАЛЯ»
Система работы с одарёнными детьми
подготовила
Гонтарь И. П.
заместитель директора по УВР,
учитель начальных классов
высшей квалификационной категории,
учитель-методист
ГУ ЛНР «ЛОУСШ №5 ИМЕНИ В.И.ДАЛЯ»
Луганск 2023
Процесс интенсивного развития современного образования выдвигает перед администрацией школы требование усовершенствования системы управления учебным заведением, создания в нем определенных организационно-педагогических условий, способствующих развитию и самореализации всех участников учебно-воспитательного процесса.
Планирование работы нашей школы основано на системно-комплексном подходе, что способствует созданию собственной целостной интегрированной системы научно-методической работы, базирующейся на личностно-развивающем подходе и направленной на развитие профессиональной компетентности, стимулировании самообразования и творческих поисков педагогов и развития потенциальных возможностей обучающихся.
Главная цель сейчас видится в том, чтобы сделать акцент на воспитание личности активной, творческой, осознающей глобальные проблемы человечества, готовой посильно участвовать в их решении.
Сейчас необходимы люди, мыслящие не шаблонно, умеющие искать новые пути решения предложенных задач, находить выход из проблемной ситуации.
Ещё одной из актуальных задач является индивидуальный подход и помощь каждому ученику. Развитие индивидуальных способностей, для проявления личности каждого ученика.
Сегодня для России чрезвычайно актуальна проблема выявления, развития и поддержки одарённых детей.
О важности данной проблемы говорил Президент РФ Владимир Путин.
Вот один из пунктов послания Федеральному собранию Российской Федерации: «…Необходимо завершить создание общенациональной системы поиска и поддержки талантливых детей. Возможность развивать свои способности уже с раннего возраста должны иметь все, вне зависимости от уровня доходов, социального положения родителей и места жительства семей ".
Выявление одарённых детей, организация системной работы – одна из главных задач современной школы и образовательной практики в условиях модернизации российской системы образования.
Поэтому в своей педагогической деятельности мы уделяем большое внимание этой проблеме, тем более, каждому педагогу известно, что важным периодом в развитии и становлении личности является начальный период обучения. Именно этот возраст наиболее поддается воспитанию и развитию творческих способностей ребенка. Дети младшего школьного возраста наиболее открыты, восприимчивы и любопытны.
Заниматься одарёнными детьми нужно, но чётко осознавая, что проблема выявления, обучения и развития одарённых детей – сложная, лежащая на пересечении выше перечисленных проблем.
Одаренный ребенок – ребенок, обладающий выдающимся интеллектом и нестандартным мышлением, индивидуальными задатками и способностями и их сочетанием, творческим подходом и высокой мотивацией к деятельности, что приводит в процессе сложного взаимодействия личностного потенциала, социокультурной среды и профессионального педагогического сопровождения к высоким достижениям в одной или нескольких сферах .
Цели и задачи системы работы с одаренными детьми.
Цель – воспитать каждого ученика успешным.
Задачи:
1. Выявление одарённых детей и создание системы работы с детьми;
2. Создание условий для оптимального развития одаренных детей;
3. Отбор средств обучения, способствующих развитию самостоятельности мышления, инициативности и научно-исследовательских навыков, творчества в урочной и внеурочной деятельности;
4. Давать современное образование, используя на уроке дифференциации на основе индивидуальных особенностей детей;
5. Развитие у одарённых детей качественно высокого уровня представлений о картине мира, основанных на общечеловеческих ценностях.
6. Научное, методическое и информационное сопровождение процесса развитие одаренных детей;
7. Социальная и психологическая поддержка одаренных детей.
Ожидаемые результаты.
Реализация творческого потенциала детей: занятия в кружках, секциях, призовые места в олимпиадах, положительная динамика продвижения учащихся.
Методические результаты:
- создание банка данных, включающих сведения о детях с различными типами одарённости;
- разработка и реализация программ поддержки и развития одарённых детей, создание системы взаимодействия с основной школой, родителями учащихся;
- использование системы диагностик для выявления и отслеживания различных типов одарённости;
-обобщение и систематизация материалов педагогической деятельности.
Развитие творческого потенциала
1. Как известно, в любом деле, прежде всего, важна мотивация. Младшие школьники, наверное, самые активные ученики в любой школе. Однако, если на первых порах, им всё интересно, они горят желанием попробовать себя во всём, то уже к 3-4 классу интерес постепенно угасает и вот здесь важно не упустить их.
Для мотивации к различным видам деятельности используются такие приёмы, как:
- рейтинг учащихся,
- «почётное место в классе»,
- психологические классные часы ( часы общения, самоопределения «Поход в мир своего Я», «Сказкотерапия для школьников»),
- создание портфолио с последующей публичной презентацией.
2. Следующий этап – диагностика способностей учащихся, которая является одним из важных аспектов в работе с одаренными детьми.
Она осуществляется в два этапа:
-Этап предварительного поиска
Основной смысл работы на этом уровне – собрать предварительную информацию о ребёнке. Как правило, информация собирается из четырёх источников: от родителей, учителей, психологов и самих детей и оформляется в психолого-педагогических картах.
С этой целью в нашей школе реализуется проект «Психолого-педагогического проектирования личностного развития обучающихся».
- Тестовая диагностика (определение уровня стартовых возможностей). используются следующие диагностики:
- карта «Интересы и потребности»,
Стратегия работы с одаренными детьми
Урочная и внеурочная деятельность должна строиться таким образом, чтобы учащийся мог проявить свои возможности в самых разных сферах деятельности. Это важно как источник приобретения новых знаний и нового опыта, и должно служить основой для трансформации этих знаний в другие сферы деятельности в классах.
Формы работы с одаренными учащимися:
- творческие мастерские;
- групповые занятия по параллелям классов с сильными учащимися;
- кружки по интересам: «Робототехника», «Цифровая иллюстрация» «Авиамодельный », «Современный танец», «Школьный театр»;
- конкурсы;
- интеллектуальный марафон;
- участие в олимпиадах;
- работа по индивидуальным планам;
Структура работы с категориями учащихся
При обучении и развитии одаренных детей в начальной школе важную роль играют уроки творчества, работа в кружках (художественных, технического творчество), развивающие экскурсии, творческие конкурсы, интеллектуальные игры и др.
Вводятся элементы обучения по индивидуальным программам.
В средней ступени (V – VIII классы) – расширяется тематика кружков и
секций при школе, проводятся факультативы, значительную роль играет обучение по интегрированным программам и по индивидуальным.
В старшей ступени (XI – XI классы) – акцент работы с одаренными
детьми смещается в сторону работы по индивидуальным программам.
Формируются профильные классы, классы с углубленным изучением предметов, элективные курсы.
Урочная деятельность
К ней относятся следующие виды деятельности:
- проблемно-развивающее обучение;
- проектно-исследовательская деятельность;
- игровые технологии (деловые игры и путешествия);
- информационно-коммуникативные технологии для удовлетворения познавательной мотивации развития способностей (разноуровневые тесты, презентации, тренажёры);
- дифференцированное обучение;
- творческие и нестандартные задания.
Внеурочная деятельность
К ней относятся следующие виды деятельности:
- факультативы;
- предметные недели;
- театрализованные праздники;
- олимпиады и конкурсы по предметам;
- элективные курсы.
Система работы с одаренными детьми включает в себя следующие компоненты:
- выявление одаренных детей;
- развитие творческих способностей на уроках;
- развитие способностей во внеурочной деятельности (олимпиады, конкурсы, проектно-исследовательская деятельность).
Методы и формы работы учителя должны способствовать решению обозначенной задачи. Предпочтительны методы работы:
- исследовательский;
- частично-поисковый;
- проблемный;
- метод проектов;
Формы работы:
- классно-урочная (работа в парах, в малых группах), разноуровневые задания, творческие задания;
- консультирование по возникшей проблеме;
- дискуссия;
- игры.
При работе с одаренными детьми необходимо уметь:
- обогащать учебные программы, т.е. обновлять и расширять содержание образования;
- стимулировать познавательные способности учащихся;
- работать дифференцированно, осуществлять индивидуальный подход и консультировать учащихся;
- принимать взвешенные психолого-педагогические решения;
- анализировать свою учебно-воспитательную деятельность и всего класса;
- отбирать и готовить материалы для коллективных творческих дел.
Творческие работы можно классифицировать как:
- проблемно-реферативные;
- экспериментальные;
- натуралистические и описательные;
- исследовательские.
В этом смысле возможности старшей школы практически неограниченны.
При организации занятий опираемся на следующие основные структурные компоненты одаренности:
- доминирующая роль познавательной мотивации;
- исследовательская творческая активность;
- возможность достижения оригинальных нестандартных решений;
- возможность прогнозирования и предвосхищения.
В работе с одарёнными детьми используются следующие формы:
- творческие мастерские;
– предметные недели;
– олимпиады (разных уровней);
– факультативы («Основы математической логики», «Интеллектуальные игры»);
– кружки (краеведческий, вокальный и т.д.);
– конкурсы (школьные, муниципальные, региональные, Всероссийские);
– фестиваль наук;
- интеллектуальные ринги;
- марафон знаний;
– родительские недели;
– родительские всеобучи;
– работа по индивидуальным планам;
- научное школьное общество;
- научно-практические конференции
- интеллектуальные конкурсы;
- летняя профильная школа;
- центр по подготовке одаренных детей к предметным олимпиадам (ЦОР);
- предметные кружки и факультативы;
- спортивные секции;
- различные конкурсы и викторины;
- словесные игры и забавы;
- проекты по различной тематике;
- ролевые игры;
- индивидуальные творческие задания;
- специально организованная интерактивная, проектная и творческая
деятельность;
- тренинги развития творчества;
- мастер-классы развития творческой одаренности;
- обучающие семинары по кейс-методу;
- сетевое взаимодействие.
Ежегодно проходят этапы Всероссийского конкурса исследовательских и творческих проектов дошкольников и младших школьников «Я – исследователь», Всероссийского детского конкурса научно-исследовательских и творческих работ «Первые шаги в науке», конференции младших школьников «Юный исследователь» в рамках национальной образовательной программы «Интеллектуально-творческий потенциал России».
Дополнительное образование детей
Дополнительное образование детей – это целенаправленный процесс развития и обучения личности посредством оказания дополнительных
образовательных услуг за пределами основных образовательных программ в интересах человека, государства.
Основное ее предназначение – удовлетворять постоянно изменяющиеся индивидуальные социокультурные и образовательные потребности детей.
Научно-исследовательская работа
Научно-исследовательская работа учащихся ведет к активному познанию мира и овладению профессиональными навыками.
Развитие исследовательской компоненты у учащихся является первым шагом в овладении ими методологии научного познания.
Ученики, которые занимаются исследованиями, разрабатывают свои методы исследования, сопоставляют данные первоисточников, творчески анализируют свои исследования и делают выводы, т.е. ученики не являются пассивными реципиентами информации.
Участие в этой деятельности дает возможность глубже разобраться в своих способностях и умениях
Научное общество обучающихся работает по следующим направлениям:
• включение в научную деятельность способных обучающихся в
соответствии с их научными интересами;
• обучение работе с научной литературой, формирование культуры
научного исследования;
• знакомство и сотрудничество с представителями науки в
интересующей области знаний, оказание практической помощи ученикам в проведении экспериментальной и исследовательской работы;
• организация индивидуальных консультаций промежуточного и
итогового контроля в ходе научных исследований;
• привлечение научных сил к руководству научными работами
обучающихся;
• рецензирование работ обучающихся при подготовке их к участию в конкурсах и конференциях;
• подготовка и проведение научно-практических конференций,
симпозиумов, турниров, олимпиад;
• редактирование и издание ученических сборников.
Система интеграции основного и дополнительного образования помогает создать особую развивающую среду. Воспитание ребенка в ней не сводится только к учебному труду, значительная его часть проходит за пределами урока и строится по другим законам и правилам. Разрабатываются специальные комплексно-учебные программы, в рамках которых ученик может передвигаться более свободно, чем по обычной программе.
Выводы:
При работе с одарёнными детьми учитываются личностные и возрастные особенности каждого ребёнка, характер семейных отношений и развитие эмоционально – волевых качеств детей, создаются условия для освоения родителями способов формирования у ребёнка положительной «Я – концепции» как важнейшего условия полной реализации потенциальных возможностей одарённого ребёнка.
Это позволяет самореализоваться каждому ребёнку, выявить большую группу талантливых и одарённых ребят на ранней стадии обучения и создать среду каждому для развития мотивации к познанию и творчеству, интеллектуальной и личностной инициативы.
Нормативно-правовая база. Источники.
1 Электронный ресурс Министерства образования и науки. сайт http://standart.edu.ru/.
2. «Федеральный Государственный Образовательный Стандарт», утвержден приказом от 17 декабря 2010 года Министерства образования и науки РФ. сайт http://standart.edu.ru/.
3. Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России». http://standart.edu.ru/.
3.Национальная доктрина образования в Российской Федерации [Электронный ресурс] // http://www.lexed.ru/doc.php?id=3206#/Центр образовательного законодательства
4.Федеральная целевая программа развития образования на 2011-2015гг. [Электронный ресурс] // http://www.fcpro.ru/
6.Феденко Л.Н. Об особенностях введения федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» [электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.isiorao.ru/news/index.php?news=3043
7.Концепция поддержки одаренных детей.
Режим доступа: [http://www.menobr.ru/materials/164/30058/
Закон Российской Федерации «Об образовании» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ.
• Конвенция о правах ребенка (принята резолюцией Генеральной Ассамблеей, 20.11.1989 г.).
• Федеральная целевая подпрограмма “Одаренные дети”, в рамках Президентской Программы “Дети России”, утвержденной Правительством РФ от 3.10.2002.
· Концепция общенациональной системы выявления и развития молодых талантов.
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.