Система работы со слабоуспевающими учениками по математике.
Оценка 5

Система работы со слабоуспевающими учениками по математике.

Оценка 5
docx
17.12.2024
Система работы со слабоуспевающими учениками по математике.
Система работы со слабоуспевающими учениками..docx

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

школа-интернат №1 Выборгского района Санкт-Петербурга

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Доклад

на педагогическом совете

 

 

 

Тема: система работы со слабоуспевающими учениками на уроках математики в школе для глухих детей.

 

 

 

Докладчик: Макарова Наталья Александровна,

учитель математики

 

 

 

 

 

 

 

Санкт – Петербург

31.10.2022 г.

 

 

Система работы со слабоуспевающими учениками на уроках математики в школе для глухих детей.

Математика является основой всех точных наук. Знание математических действий, умение применять их в практической деятельности, навыки использования математических методов решения, анализа ситуаций являются гарантом успешного усвоения таких наук как физика, химия, география, информатика. Поэтому вопросы ликвидации математической неграмотности одновременно является профилактикой неуспеваемости по данным предметам.

Преподавание математики в школе для глухих детей всегда вызывало затруднение в силу того, что овладение математическими знаниями требует высокого уровня развития логического мышления (об этом говорят работы Т.В. Розановой, Т.А. Григорьевой, Н.В. Яшковой). Научные исследования и наш многолетний опыт работы в данной школе показывают, что глухие учащиеся испытывают трудности при решении арифметических, алгебраических и геометрических задач, их анализе; при решении задач, где необходимо использовать знания, накопленные ранее (правила, определения, теоремы, формулы). Особые трудности возникают у учеников при построении доказанных суждений. Недостаточно высокий уровень развития речи у многих глухих учащихся не позволяет в полной мере осмыслить предлагаемые задания. Особые трудности возникают при овладении систематическими курсами алгебры и геометрии, которые требуют высокого уровня развития абстрактного мышления.

Практика работы показывает, что особенностью познавательной деятельности слабоуспевающих по математике учащихся является несформированность общих умственных действий анализа, синтеза, абстрагирования, обобщения. Это выражается в неумении выделять основное в учебном материале, устанавливать существенные связи между понятиями и их свойствами, а также в медленном темпе продвижения, в быстром распаде усвоенных знаний, в трудности усвоения новых знаний и видов деятельности, что влечет за собой умственную пассивность, неверие в свои силы, потребность в посторонней опеке.

Детей с проблемами школьной успеваемости можно условно разделить на несколько типов.

Первый тип – СЛАБЫЕ: низкое качество мыслительной деятельности сочетается с положительным отношением к учению.

Слабое развитие процесса мышления вызывает серьезные трудности в усвоении учебного материала. Неуспех в учебе и неумение работать вместе с классом не являются для них источником морального конфликта, что способствует сохранению позиции школьника и формированию положительной моральной направленности. Школьники этого типа охотно принимают помощь учителей и товарищей.

Второй тип – НЕУСТОЙЧИВЫЕ: высокое качество мыслительной деятельности сочетается с отрицательным отношением к учению.

Учащиеся этого типа в школу приходят с хорошей интеллектуальной подготовкой, с желанием хорошо учиться. Однако они привыкли заниматься только тем, что им нравится. Избегают активной умственной работы по предметам, усвоение которых требует систематического и напряженного труда (языки, математика), задания по устным предметам усваивают поверхностно. В процессе такой работы у них не формируются навыки учения, умения преодолевать трудности. Наряду с этим у них складывается определенный подход к работе: небрежное ее выполнение, низкий темп. У школьников второго типа неуспех в учении неизбежно ведет к моральному конфликту. Он возникает в связи с противоречием между их более широкими интеллектуальными возможностями и слабой реализации этих возможностей, что объясняется отсутствием навыков самостоятельной учебной работы.

Третий тип – СЛОЖНЫЕ: низкое качество мыслительной деятельности сочетается с отрицательным отношением к учению.

Слабое развитие мыслительных процессов вызывает серьезные трудности в усвоении учебного материала. При выполнении учебных задач у этих школьников отсутствует критичность; манипулируя цифрами, они легко приходят к абсурду. Причем полученные результаты они не пытаются сравнивать с результатами других школьников. Слабое развитие мотивационной стороны познавательной деятельности проявляется в отсутствии познавательных интересов, в характере общей направленности личности. Совокупность этих качеств определяет отрицательное отношение к знаниям, к школе, учителям, а также стремление оставить школу.

КОМУ КАКАЯ ПОМОЩЬ НУЖНА?

СЛАБЫЕ. Основная помощь учащимся, для которых характерны низкая обучаемость, слабое развитие мыслительной деятельности и у которых преобладает репродуктивный (воспроизводящий) подход к решению учебных задач, должна заключаться главным образом в формировании приемов познавательной деятельности. Взывать к совести, чувству долга, упрекать в том, что они работают недостаточно, ленятся, приглашать родителей в школу бесполезно. Ощутимых результатов все это не даст. Эти учащиеся занимаются много, очень старательны, добросовестны, но для успешного обучения им не хватает познавательных сил. Главное в работе с ними – учить учиться.

Основные приемы работы:

• Алгоритмизация деятельности.

• Отработка вычислительных навыков.

• Многократное проговаривание и закрепление материала урока.

• Использование средств невербального общения (опорные сигналы, рисунки, таблицы, схемы, план).

• Рациональное распределение учебного материала (трудное – сначала!).

Неустойчивые. Причиной плохой успеваемости учащихся второго типа является их внутренняя личностная позиция – нежелание учиться. Как увлечь ребят познанием нового? Задача педагога в этом случае:

ü  Помочь учащимся осознать необходимость получения новых знаний.

ü  Развивать ответственность.

ü  Поддерживать уверенность учащихся в собственных силах, вырабатывая позитивную самооценку.

Преодоление неуспеваемости учащихся этого типа начинается с воспитательной работы на уроке. Этих ребят необходимо привлекать к участию во внеурочной деятельности, просить чем-либо помочь: смастерить своими руками наглядный материал (стереометрические фигуры для уроков геометрии), напечатать карточку-консультант. Эти наглядные пособия используются на их же уроках, что повышает самооценку отдельных обучающихся и ведёт к изменению отношения к предмету.

Для того чтобы повысить познавательный интерес, применяются активные формы обучения. Это:

• Создание проблемных ситуаций.

• Использование исследовательского подхода.

• Связь учебной информации с жизненным опытом ученика.

• Организация сотрудничества, использование командных форм работы, построенных на соревновании с периодической сменой состава групп.

• Позитивное эмоциональное подкрепление.

• Индивидуальная и групповая работа над проектами.

Сложные. А как быть с теми, кто по субъективным или объективным причинам всё-таки не может или не хочет учиться лучше? Как ни грустно, но таких учащихся с каждым годом становится все больше. Современный английский психолог и педагог Р. Берне считает, что: «Для тех, кто учится плохо, всегда нужен какой-то способ снизить влияние низкой успеваемости на самооценку. Было бы неверно поддерживать у школьников, которые не проявляют больших способностей к учебе, представления о том, что высшей ценностью и главным фактором всякой личностной оценки является только превосходная успеваемость. У каждого ребенка есть свои сильные стороны, свои положительные качества, на которых чуткий взрослый должен помочь ему выстроить прочный фундамент позитивной самооценки». Учителю необходимо найти эту сферу жизни ребенка, и сконцентрировать внимание ребенка на том, что он действительно может.

 

Оказание своевременной помощи ученику на определенном этапе урока.

В процессе контроля за подготовленностью учащихся

Создать атмосферу доброжелательности при опросе, снизить темп опроса, разрешить дольше готовиться у доски.

Предложить примерный план ответа.

Разрешить пользоваться наглядными пособиями.

Стимулировать оценкой, похвалой.

При изложении нового материала

Поддерживать интерес при усвоении темы.

Чаще обращаться с вопросами, выясняя степень понимания им учебного материала.

Привлекать к высказыванию предложений при проблемном обучении.

Использовать различные формы выделения наиболее важного материала

Привлекать в качестве помощников при подготовке опытов, приборов

В ходе самостоятельной работы на уроке

Разбивка заданий на дозы, этапы.

Ссылка на аналогичные задания.

Напоминание приёма и способа выполнения задания.

Ссылка на правила и свойства.

Инструктирование о рациональных путях выполнения заданий.

Более тщательный контроль за деятельностью, указание на ошибки, проверка, исправления.

При сообщении домашнего задания

Ознакомиться с текстом заданий.

Предложить задать вопросы.

Наметить план выполнения работы.

Учитывать дозировку домашнего задания

 

 

Виды работ со слабоуспевающими учениками

ü Алгоритмизация.

Обучение алгоритмам дает возможность достичь обязательного уровня обучения наиболее слабым учащимся и не приводит к стандартизации мышления и подавлению творческих сил детей.

Алгоритм перевода обыкновенной дроби в десятичную дробь.

1.     Если дробь неправильная, то выделить целую часть.

2.     Если возможно, то сократить дробь.

3.     Привести дробь к одному из знаменателей: 10, 100, 1000 и т.д.

4.     Записать целую часть числа и поставить запятую.

5.     После запятой поставить столько точек, сколько нулей в знаменателе дробной части.

6.     С последней точки записать числитель, начиная с последнего знака.

7.     Оставшиеся точки заполнить нулями.

ü Карточки для индивидуальной работы.

Карточка №1. Найдите значение выражения 425+154

Карточка №2. Стоимость проезда в электропоезде составляет 163 рубля. Школьникам предоставляется скидка 50%. Сколько рублей будет стоить проезд для 8 взрослых и 4 школьников?

Карточка №3. Найдите значение выражения (11116−378) 4

Карточка №4. Мощность постоянного тока (в ваттах) вычисляется по формуле, Р=I2R, где I — сила тока (в амперах), R — сопротивление (в омах). Пользуясь этой формулой, найдите сопротивление R, если мощность составляет 98 Вт, а сила тока равна 7 А. Ответ дайте в омах.

Карточка №5. Поступивший в продажу в апреле мобильный телефон стоил 2800 рублей. В мае он стал стоить 1820 рублей. На сколько процентов снизилась цена на мобильный телефон в период с апреля по май?

Карточка №6. Найдите значение выражения (234+215)16

ü Задания с выбором ответа.

Карточка №1. Между какими числами заключено число √72?

1) 24 и 26;   2) 8 и 9;   3)71 и 73;   4) 4 и 5.

Карточка №2. Найдите значение выражения (156+35)24

Карточка №3. Одно из чисел √40, √46, √53, √58 отмечено на прямой точкой A

undefined

Какое это число?                           1) √40,   2) √46,   3) √53,    4) √58. 

Карточка №4. Какое из данных ниже чисел является значением выражения http://85.142.162.126/os/docs/DE0E276E497AB3784C3FC4CC20248DC0/questions/76D86CC0242AB3074C7793F43918DF26/innerimg0.gif?                       1)3125;   2)125;   3) 625; 4) 0,008.

Карточка №5. На координатной прямой отмечены числа a и b.

undefined

Какое из приведённых утверждений для этих чисел неверно?

1)      ab‹0;   2) ab2˃0;   3) a+b˃0;   4) a-b‹0.

Карточка №6. В таблице приведены размеры штрафов, установленные на территории России с 1 сентября 2013 года, за превышение максимальной разрешённой скорости, зафиксированное с помощью средств автоматической фиксации.

Превышение скорости (в км/ч)

21-40

41-60

61-80

81 и более

Размер штрафа (в руб.)

500

1000

2000

5000

Какой штраф должен заплатить владелец автомобиля, зафиксированная скорость которого составила 183 км/ч на участке дороги с максимальной разрешённой скоростью 110 км/ч?

1)    500 руб.;   2) 1000руб.;   3) 2000руб.; 4) 5000руб.

ü Деформированные задания.

Карточка №1. Найди ошибку:       1)32∙(3-2)2=1/27;

                                                          2) 32∙(3-2)2=1/9;

                                                         3) (25∙2-3)-1=0,25;

                                                         4) (25∙2-3)-1=1/4.

Карточка №2. Найди ошибку:       1) √25-√81=4;

                                                          2) √25-√81= -4;

                                                          3) √144+(-8)2=76;

                                                          4) 23∙0,125=1.

ü “Разрезные” теоремы.

У многих слабоуспевающих учеников существуют проблемы с запоминанием. Работа с «разрезными» теоремами способствует развитию зрительной памяти ребенка, она может быть организована и в классе и дома.

Карточка №1.

А) Теорема Пифагора

1) sin /а= sin /b= sin /c

Б) Теорема косинусов

2) а2+b22

B) Теорема синусов

3) а2=b22-2аb*cos

Карточка №2.

А) биссектриса угла треугольника

1) отрезок, соединяющий вершину треугольника с серединой противоположной стороны

Б) высота треугольника

2) луч, проведённый из вершины треугольника и делящий угол пополам

B) медиана треугольника

3) перпендикуляр из вершины треугольника к противоположной стороне

 

ü Перфокарты.

Карточка №1. Вставь пропущенный знак:

1) 3-22     3-2-2       2) 0,104      0,014;    3) 1/2      1/3.

 

Карточка №2. Вставь пропущенный знак:

         1) -5+(-7)      5-7     2)23          32 ;    3) √36      -√144.

 

ü “Карточки-информаторы”

Карточка №1.

Найти площадь прямоугольника с длинами сторон: 3см и 7см.

 

S=ab

Решение:

Карточка №2.

Найти площадь треугольника, если к его стороне длиной  3см проведена высота, равная 7см.

 

S=ab S=1/2ah

Решение:

 

ü “Карточки-с образцами решения”

Карточка №1.

Образец решения задачи:

Найти площадь прямоугольника с длинами сторон: 3см и 7см.

Решение:

S=ab

Пусть а=3см, b=7см, тогда

S=3* 7=21 (см2).

Ответ: S=21 см2.

Решить задачу по образцу:

Найти площадь прямоугольника с длинами сторон: 13см и 17см.

Решение:

 

 

 

Карточка №2

Найти площадь треугольника, если к его стороне длиной  3см проведена высота, равная 7см.

Образец решения задачи:

S=1/2ah

S=1/2*3*7=10,5 (см2).

Ответ: S=10,5 см2.

Решить задачу по образцу:

Найти площадь треугольника с длинами стороны 13см и проведенной к ней высоты, равной 17см.

Решение:

 

 

ü  Таблицы для устного счета.

Для отработки вычислительных навыков помогают систематические задания устного характера.

https://sun9-30.userapi.com/impf/nyl5cANwC-IgN42BOZD-G0tTrIjByFIgVsyC-A/BRj5msUCwbI.jpg?size=810x1080&quality=96&sign=bc0485c6db0f0bafe01345aa279af36b&type=albumhttps://sun9-63.userapi.com/impf/OTCoX2gGQ3XPjP8SNs7yZUjDly8tDRSsBLqoTg/ib2MuMld8lw.jpg?size=810x1080&quality=96&sign=d2404f0c1ddeb51e2ad4d59ff750c87a&type=albumhttps://sun9-43.userapi.com/impf/OeuGFMRRBbH_GLm9biCpUG5vW6ykFBe5zpj8VQ/dbbP_wWT_3s.jpg?size=810x1080&quality=96&sign=b411342ffd02530e48d79f792ac1df01&type=album

 

ü  Мнемонические техники.

Неприятие математики многими учащимися связано с необходимостью заучивать наизусть массу формул и не до конца понятных формулировок. Понимая трудности учащихся «нематематического уровня», применяются разнообразные «методические уловки», мнемонические правила. Например, избегать ошибок при раскрытии скобок помогает опорный сигнал, основанный на том, что слова «плюс» и «перепиши» начинаются с одной и той же буквы «п», а слова «минус» и «меняй» - с буквы «м».

Сложение и вычитание положительных и отрицательных чисел.

 

ü  Использование жизненных явлений, фактов, их анализ с целью теоретического объяснения.

 

ü  Использование исторического или занимательного материала.

https://russian7.ru/wp-content/uploads/2016/09/1-2.png

ü  Организация практической работы с элементами исследования.

Области возрастания и убывания функции.

Изображаем самолет. Ученикам задаем вопрос: «Где самолет поднимается?», «Где самолет опускается?», «Где самолет пересекает ось ОХ?» Ребята с удовольствием записывают интервалы.

 

Мероприятия по работе с учащимися

Учащиеся, пропускающие уроки по уважительной или неуважительной причине.

·        Донести информацию о неуспеваемости учащегося и причинах неуспеваемости до классного руководителя;

·        Донести информацию о неуспеваемости учащегося и причинах неуспеваемости до родителей учащегося;

·        Для учащихся, пропустивших уроки по уважительной причине, провести индивидуальные консультации по пропущенным урокам;

·        Предоставить возможность учащимся, пропустившим уроки по уважительной или неуважительной причине, пересдать работы, за которые получены неудовлетворительные оценки;

·          Предоставить возможность учащимся, пропустившим уроки по неуважительной причине, пересдать работы, за которые получены неудовлетворительные оценки в присутствии их родителей;

 

Учащиеся, не выполняющие требования учителя по подготовке к урокам.

·        Проводить проверку готовности к каждому уроку данных учащихся;

·        Донести информацию о невыполнении учащимся требований учителя по подготовке к урокам до родителей учащегося, через дневник учащегося;

·        Предоставить возможность учащимся пересдать работы, за которые получены неудовлетворительные оценки (для особо злостных нарушителей в присутствии их родителей);

 

Учащиеся, у которых не развиты способности к изучению математики

·        При необходимости, способствовать организации помощи психолога;

·        Проводить индивидуальные консультации;

·        Организовать с учащимся работу над его ошибками;

·        Усилить «индивидуальное внимание» к данным учащимся во время уроков;

·        Предоставить возможность учащимся пересдать работы, за которые получены неудовлетворительные оценки;

План работы со слабоуспевающими и неуспевающими учащимися

№ п/п

Мероприятия

Срок

1.      

Проведение входного контрольного среза знаний учащихся класса по основным разделам учебного материала предыдущих лет обучения.

а) Определение фактического уровня знаний детей.

б) Выявление в знаниях учеников пробелов, которые требуют ликвидации.

Сентябрь

2.      

Установление причин отставания слабоуспевающих учащихся через беседы с классным руководителем, родителями и, обязательно, в ходе беседы с самим ребенком.

Сентябрь-октябрь

3.      

Ликвидировать пробелы в знаниях, выявленные в ходе контрольных работ, после чего провести повторный контроль знаний.

В течение учебного года.

4.      

Используя дифференцированный подход при организации самостоятельной работы на уроке, включать посильные индивидуальные задания слабоуспевающему ученику.

В течение учебного года.

5.      

Использовать на уроках различные виды опроса (устный, письменный, индивидуальный и др.) для объективности результата.

В течение учебного года.

6.      

Регулярно и систематически опрашивать, анализируя и фиксируя усвоение детьми материала своевременно, не допуская накопления пробелов в знаниях.

В течение учебного года.

7.      

Поставить в известность непосредственно родителей ученика о низкой успеваемости, если наблюдается низкая успеваемость.

В течение учебного года.

8.      

Вести обязательный тематический учет знаний слабоуспевающих учащихся класса, по возможности вести тематический учет знаний по предмету детей всего класса.

В течение учебного года.

9.      

Проводить дополнительные (индивидуальные) занятия для слабоуспевающих учеников. (летняя школа, занятия на каникулах, занятия до уроков, после уроков)

В течение учебного года.

10.  

Учить детей навыкам самостоятельной работы

В течение учебного года.

 

Можно сделать следующие выводы:

s  Чтобы предотвратить неуспеваемость, надо своевременно выявлять образовавшиеся пробелы в знаниях, умениях и навыках учащихся и организовать своевременную ликвидацию этих пробелов.

s  Нужно установить правильность и разумность способов учебной работы, учащихся с последующей их коррекцией.

s  Формирование у учащихся внутренней мотивации учебной деятельности, стойкого познавательного интереса к учению.

s  Для закрепления необходимо более длительное время и больший объем решаемых задач.

s  Учитель для себя и для ученика должен сформулировать минимум знаний и навыков, который должен усвоить ученик.

s  Для предотвращения неуспеваемости рекомендуется использовать дифференцированный подход. Он может быть осуществлен на любом из этапов урока.

 

Правила повышения работоспособности:

·       Разнообразить виды деятельности.

·       Использовать здоровьесберегающих технологий.

·       Соблюдение принципа необходимости и достаточности.

 

Десять правил работы со «слабоуспевающими»

1. Верьте в способности «слабоуспевающего» ученика и старайтесь передать ему эту веру.

2.Помните, что для «слабоуспевающего» необходим период «вживания» в материал. Не торопите его. Научитесь ждать.

3.Каждый урок - продолжение предыдущего. Каждый вносит свою лепту в изучаемую тему. Многократное повторение основного материала - один из приёмов работы со слабоуспевающими ребятами.

4.Вселяя слабым веру в то, что они запомнят, поймут, чаще предлагайте им однотипные задания (с учителем, с классом, самостоятельно).

5.Работу со «слабоуспевающими» не понимайте примитивно. Тут идёт постоянное развитие памяти, логики, мышления, эмоций, чувств, интереса к учению.

6.Не гонитесь за обилием новой информации. Умейте из изучаемого выбрать главное, изложить его, повторить и закрепить.

7.Общение - главная составляющая любой методики. Не сумеете расположить ребят к себе - не получите и результатов обучения.

8. Научитесь управлять классом. Если урок однообразен, дети сами найдут выход - займутся своими делами.

9.Начав целенаправленно работать со слабоуспевающими учениками, помните: спустя короткое время их среда вновь расколется - на способных, средних и ... «слабоуспевающих».

10.Научитесь привлекать к обучению слабых более сильных ребят. Изложили материал, опросили сильных - посадите их к слабым ученикам, и пусть продолжается учёба.

 

«Психотерапия» неуспеваемости

1.        «Не бить лежачего»

2.        Не более одного недостатка в минуту.

3.         «За двумя зайцами погонишься...»

4.        Хвалить исполнителя, критиковать исполнение.

5.        Сравнивайте сегодняшние успехи учащегося с его собственными вчерашними неудачами.

6.        Не скупитесь на похвалу.

7.        Техника оценочной безопасности

8.        Ставьте перед учащимися предельно конкретные и реальные цели

9.        Учащийся не объект, а соучастник оценки.

10.   Сравнивайте достижения.


 

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение школа-интернат №1

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение школа-интернат №1

Система работы со слабоуспевающими учениками на уроках математики в школе для глухих детей

Система работы со слабоуспевающими учениками на уроках математики в школе для глухих детей

У школьников второго типа неуспех в учении неизбежно ведет к моральному конфликту

У школьников второго типа неуспех в учении неизбежно ведет к моральному конфликту

Создание проблемных ситуаций. •

Создание проблемных ситуаций. •

Виды работ со слабоуспевающими учениками ü

Виды работ со слабоуспевающими учениками ü

Карточка №6. В таблице приведены размеры штрафов, установленные на территории

Карточка №6. В таблице приведены размеры штрафов, установленные на территории

Найти площадь прямоугольника с длинами сторон: 3см и 7см

Найти площадь прямоугольника с длинами сторон: 3см и 7см

Сложение и вычитание положительных и отрицательных чисел

Сложение и вычитание положительных и отрицательных чисел

Для учащихся, пропустивших уроки по уважительной причине, провести индивидуальные консультации по пропущенным урокам; ·

Для учащихся, пропустивших уроки по уважительной причине, провести индивидуальные консультации по пропущенным урокам; ·

Регулярно и систематически опрашивать, анализируя и фиксируя усвоение детьми материала своевременно, не допуская накопления пробелов в знаниях

Регулярно и систематически опрашивать, анализируя и фиксируя усвоение детьми материала своевременно, не допуская накопления пробелов в знаниях

Работу со «слабоуспевающими» не понимайте примитивно

Работу со «слабоуспевающими» не понимайте примитивно
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
17.12.2024