СИСТЕМА РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ ПО ПОДГОТОВКЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ К ОГЭ И ЕГЭ
Оценка 4.6

СИСТЕМА РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ ПО ПОДГОТОВКЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ К ОГЭ И ЕГЭ

Оценка 4.6
Руководства для учителя
docx
немецкий язык
14.06.2024
СИСТЕМА РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ ПО ПОДГОТОВКЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ К ОГЭ И ЕГЭ
доклад довлатова.docx

Муниципальный методический центр "LINGUA"

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Доклад на тему:

 

 

СИСТЕМА РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ ПО ПОДГОТОВКЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ К ОГЭ И ЕГЭ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила учитель немецкого языка

МАОУ СОШ №22 г.Балаково

Довлатова Ирина Васильевна

 

 

 

 

 

 

 

 

Балаково

МАРТ 2024

 

Гёте: «Недостаточно знать, необходимо применять. Недостаточно хотеть, нужно делать».

Иммануил Кант писал: «Не мыслям надо учить, а мыслить».

Эти слова актуальны и в настоящее время. Сегодня задача учителя не только дать ученику прочные хорошие знания, но и помочь ему в будущем стать социально успешным, а для этого должен измениться не только педагог, но и сам стиль обучения. Задача современного учителя – вовлечь обучающихся в активную творческую деятельность, где участники процесса обучения взаимодействуют друг с другом, строят диалог и самостоятельно получают знания. Одним из приоритетных направлений деятельности системы образования, несомненно, является подготовка учащихся к итоговой аттестации. По своей сути ЕГЭ и ОГЭ являются своеобразной проверкой знаний, социальной и психологической готовности школьников к постоянно меняющимся условиям современной реальности.

Процедура прохождения ЕГЭ и ОГЭ – деятельность сложная, отличающаяся от привычного опыта учеников и предъявляющая особые требования к уровню развития психических функций. В готовности учащихся к сдаче экзамена в форме ОГЭ и ЕГЭ необходимо выделить следующие составляющие:

1 -  информационная готовность (информированность о правилах поведения на экзамене, информированность о правилах заполнения бланков и т.д.);

2 -  предметная готовность или содержательная (готовность по определенному предмету, умение решать тестовые задания);

3 -  психологическая готовность (состояние готовности – "настрой", внутренняя настроенность на определенное поведение, ориентированность на целесообразные действия, актуализация и приспособление возможностей личности для успешных действий в ситуации сдачи экзамена).

Основные трудности при подготовке обучащихся к ОГЭ И ЕГЭ:

1 -  непредсказуемость содержания заданий ОГЭ и ЕГЭ;

2 -  нетипичность и многообразие формулировок заданий в вариантах ОГЭ и ЕГЭ;

3 -  невозможность проведения системного анализа результатов ОГЭ и ЕГЭ;

4 -  организация и планирование работы по подготовке учащихся к ОГЭ и ЕГЭ по предмету;

5 -  отсутствие специальной методики, педагогической системы подготовки учащихся к ОГЭ и ЕГЭ;

Причины допускаемых ошибок на ОГЭ и ЕГЭ обучающими:

1) невнимательное прочтение инструкций к каждому типу заданий и предписаний к их выполнению;

2) неумение выделить главное в формулировке задания, провести его анализ;

3) отсутствие знаний обязательного учебного материала, неумение их использовать при ответе на задание,

4) в ответах на задание части 2 освещение второстепенного материала, не имеющего отношения к поставленному вопросу,

5) несформированность умения работать с текстом, выделить в нём главное, существенное, определить по рисунку, схеме необходимую информацию.

 Качественная подготовка выпускников к экзаменационным испытаниям предусматривает проведение не отдельных мероприятий, а целого комплекса последовательных и взаимосвязанных направлений работы. Поэтому для подготовки к ОГЭ и ЕГЭ в школе должна быть разработана комплексная программа, учитывающая все аспекты этой работы.

Для успешной подготовки обучающихся к сдаче ГИА педагог должен:

- правильно оценивать в течение всего учебного периода знания, умения и навыки обучающихся в соответствии с их индивидуальными особенностями и возможностями;

- исключить «натаскивание» старшеклассников на выполнение заданий различного уровня сложности;

- организовать системную продуманную работу в течение всех лет обучения по предмету; - проанализировать результаты муниципальных, региональных, пробного тестирования;

- планировать работу по подготовке обучающихся к сдаче ГИА в процессе преподавания предмета.

Опыт проведения ЕГЭ и ОГЭ свидетельствует о необходимости предварительной подготовки не только учащихся, но и учителей к этой форме контроля. Работа учителя не должна сводиться только к работе по тестам. Внедрение педагогом в образовательный процесс технологии тестирования будет более эффективным, если:

- данная деятельность будет протекать в рамках непрерывного использования тестовых технологий в каждом программном разделе;

- формирование и развитие готовности ученика к тестовой форме итоговой аттестации будут ориентированы на учёт личностных особенностей каждого ученика, реализацию принципов, обеспечивающих устойчивую положительную мотивацию к тестовой форме контроля знаний, определение и реализацию знаний и умений, обеспечивающих высокую результативность тестирования.

 Проанализировав результаты ОГЭ И ЕГЭ, мы выделили несколько направлений деятельности педагога при подготовке к государственной (итоговой) аттестации в форме ЕГЭ и ОГЭ:

Первое направление:

Психологическая подготовка

- поддержание благоприятного эмоционально-психологического настроя в ученическом коллективе на новую форму итоговой аттестации;

- реализация отношений сотрудничества педагога и учащихся в образовательном процессе;

- реализация отношений сотрудничества педагога и родителей в образовательном процессе;

Второе направление:

Информационная подготовка

-Широкое информирование учащихся о порядке проведения ОГЭ и ЕГЭ, содержании КИМ, заполнении бланков и т. д.

- внедрение системы консультаций для учителей, учащихся и родителей, включающих в себя знакомство с содержательной структурой тестов и их видами, критериями оценивания, психологическую подготовку;

- создание в учебных кабинетах информационного стенда по подготовке к тестированию; Третье направление:

Работа на уроках

-Организация подготовки учащихся к ОГЭ и ЕГЭ на уроках через включение тестовых заданий, задач из литературы по подготовке к ОГЭ и ЕГЭ задач открытого банка заданий; проведение контрольных работ в формате ОГЭ и ЕГЭ;

- внедрение тестов в учебный процесс на различных этапах обучения для мониторинга качества образования;

- При организации повторения: планировать уроки с обязательным повторением содержания разделов курса, пройденных в предыдущие годы; при проведении текущего контроля использовать задания, аналогичные заданиям ЕГЭ и ОГЭ. Основной акцент при проверке уделять направлению на выявление следующих умений: обосновывать процессы и явления, доказывать; сравнивать; устанавливать взаимосвязи; находить причинно-следственные связи; формулировать выводы на основе знаний, полученных на уроках.

Четвертое направление:

Использование ИКТ

Применение ИКТ позволяет разнообразить и комбинировать средства педагогического воздействия на учащихся, усилить мотивацию учения и улучшить усвоение нового материала, дает возможность качественно изменить самоконтроль и контроль над результатами обучения, а также более качественно подготовить к ЕГЭ и ОГЭ.

Пятое направление:

 Внеурочная работа

Элективные курсы и факультативы - организация работы элективных курсов и факультативов по подготовке к решению заданий повышенной сложности, углублению и расширению знаний по предмету;

Предметные кружки  - Организация подготовки учащихся к ОГЭ и ЕГЭ на занятиях кружка

Исследовательские и проектные работы .

Проведение мероприятий по подготовке к ОГЭ и ЕГЭ в рамках: - предметной недели в школе; - научно-практических конференциях с защитой собственных исследовательских проектов; Олимпиады - привлечение учащихся к участию в различных видах олимпиад и конкурсов с использованием тестовой формы заданий и аналогичных ОГЭ и ЕГЭ бланков ответов;

 Внеурочная работа с учащимися на консультациях. В рамках консультаций весь учебный материал, который ученик обязан знать при сдаче государственной итоговой аттестации (уровень обязательной подготовки), разбить на крупные темы на основе кодификатора элементов содержания к уровню подготовки выпускников общеобразовательных учреждений для проведения ЕГЭ и ОГЭ.

- Организация индивидуальной и групповой работы с учащимися, испытывающими большие трудности при решении задач ОГЭ и ЕГЭ и с учащимися, способными успешно освоить решение задач части 2;

- Организация и проведение пробного тестирования учащихся в формате ОГЭ и ЕГЭ; - своевременное привитие тестовых навыков: психотехнических навыков: умение верно заполнить бланк, умение в инструкции выбрать важную информацию; навык продолжительной работы (к сожалению, очень многие учащиеся не имеют привычки достаточно долго без перерыва заниматься умственным трудом); умение оценить время, затрачиваемое на выполнение задания, соответственно уровню его сложности; умение не «зацикливаться» на «трудном» задании, а переключиться на следующее задание, сохранив положительный настрой на общий результат; умение спланировать время на решение теста так, чтобы осталось время на («второй круг») и на общий просмотр работы (для исключения явных ошибок);

- своевременная диагностика результатов тестирования, что даёт возможность не только выявления общих пробелов, но и индивидуальной коррекции обучения каждого тестируемого;

- Использование книг, печатных изданий и интернет-сайтов, других источников информации с целью организации самостоятельной подготовки учащихся к ОГЭ и ЕГЭ;

Кроме подготовки по предмету, важно обеспечить правильную мотивацию учащихся к участию в ОГЭ и ЕГЭ. Каждый ученик должен четко понимать, что для него важно при сдаче ОГЭ и ЕГЭ. От выбранной цели зависит подготовка к ОГЭ и ЕГЭ и стратегия его сдачи.

НАГЛЯДНО-РЕПРОДУКТИВНЫЙ МЕТОД КАК ОСНОВА

 ПОДГОТОВКИ К СДАЧЕ ОГЭ И ЕГЭ

ПО ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ

       Для успешной сдачи ЕГЭ и ОГЭ необходимо развивать у учащихся уровень коммуникативной компетенции, соответствующий требованиям ФГОС и примерной программы по иностранному языку, и развивать экзаменационные умения.

        Главной целью обучения иностранным языкам на современном этапе является формирование коммуникативной компетенции, поскольку иностранный язык  есть средство общения. Эта компетенция обеспечивает способность вступать в равноправный диалог с носителями языка, и способность учащихся к межкультурному общению. Подготовка   учащихся к ОГЭ и  ЕГЭ должна начинаться уже с пятого класса.

       Для повышения уровня сформированности иноязычной коммуникативной компетенции у выпускников основной общеобразовательной школы педагогу необходимо обращать более пристальное внимание:

- на использование различных приемов в аудировании и в чтении согласно поставленным коммуникативным задачам;

- на ознакомление учащихся с текстами различных типов и жанров, с языком современной прессы, с материалами сети Интернет;

- на формирование умений обосновывать, аргументировать свою позицию при речевом взаимодействии;

- на совершенствование навыков употребления лексико-грамматического материала в коммуникативно-ориентированном  контексте;

- на развитие общеучебных интеллектуальных умений (умение самостоятельно добывать и обрабатывать информацию, умение делать аргументированное заключение, умение  принимать решения на основе полученной информации);

- на формирование языковой догадки.

     Важным   этапом  такой подготовки - это подбор заданий,  методов и приёмов к уроку.

     Репродуктивный метод обучения - это один из наиболее эффективных методов, поскольку он подразумевает  применение учеником изученного материала на практике. Он невозможен без использования наглядных, практических и словесных приёмов, поскольку они составляют его материальную основу, помогаю лучше усвоить материал, закрепить полученные знания.

     Репродуктивное обучение – это процесс, которому свойственна определённая специфика, которая заключается в характере мышления учеников, формирующемся во время восприятия и запоминаниями ими информации.

   Методы  репродуктивного характера выстраиваются на принципах передачи информации при помощи демонстрации примеров, понятных речевых оборотов, картин, рисунков, презентаций и графических изображений. Если педагог передаёт информацию в разговорной форме, и не читает из конспекта, то усвоение материала учениками возрастает в несколько раз.

       Одним из наиболее важных и эффективных примеров наглядных средств является Wortschatz. Это карточки, на которых ярко изображёны рисунки и напечатаны слова на немецком языке, касающиеся заданной темы. Данный прием можно использовать абсолютно на всех этапах изучения языка, для всех уровней и возрастов, при изучении любой темы, а также подходит для подготовки к ОГЭ и ЕГЭ. Wortschatz хорошо использовать при вводе и отработке нового лексического материала. Чем полезен данный прием? Прежде всего, он направлен на отработку техники чтения. Педагог показывает карточку ученикам, правильно и четко произносит написанное слово, говорит “Sprich mir nach!”, учащиеся хором проговаривают данную лексическую единицу, затем он говорит “Wiederhole!”, они повторяют снова. Таким образом, речевой аппарат учеников “запоминает”, как произносится слово. С помощью Vokabelkarte учащиеся смогут не только запомнить правильное произношение слова, а также запомнить его написание. Когда  учащийся видит слово, проговаривает его несколько раз, он как бы “фотографирует” его глазами, и оно остается в памяти.

         Информационно-коммуникативная технология развивает наглядно – образное мышление учеников, позволяет педагогу показать изучаемый материал с наиболее яркой и важной стороны. Эффективным  средством наглядности является «Präsentation». С помощью программы Microsoft Office PowerPoint педагог может создавать презентацию по любой теме, которая выводится на экран. Они помогают эффективно использовать необходимую наглядность на уроке. Учащиеся быстро включаются в работу, так как содержание слайдов  приближено к реальной жизни. Слайды мотивируют их на дальнейшую работу на языке, на высказывание своего мнения и отношения к теме.

     Метод   «Schnittmethode»  также является одним из эффективных    и интересных средств наглядности. Например,  в девятом классе при прохождении   темы «Massenmedien»,  педагог показывает на экране текст с пропущенными словами.

 Затем раздаёт ученикам по одному слову, просит найти и  прочитать те предложение, где по смыслу подходят эти слова. Этот прием  на уроках немецкого языка включает логическое мышление у учащихся, и они стараются  найти и составить предложение быстрее. 

                 

      Слова  и наглядности – это главное в  практике обучения. Задачи обучения решаются успешнее в том случае, когда использование языка опирается на непосредственное восприятие обучающимися  предметов и их изображений. При сочетании словесного обращения с применением наглядных средств умственная деятельность характеризуется соединением непосредственного восприятия и понятийным аппаратом мышления. Например, при изучении в десятом классе тем «Wer ist das?», «Kinder-Eltern-Kontakte» есть задания такого вида:

„Was ist hier passiert? Was ist hier los? Erzählen Sie eine Geschichte zu diesem Bild.“

       

    Другим видом наглядности является видео. Для  того, чтобы создать коммуникативную мотивацию, необходимо обеспечить смысловую наглядность. Важным  в процессе изучения немецкого языка является расширение словарного запаса. Этот короткометражный фильм рекомендую для старшеклассников:

Vis a vis. / Eberhard Weifibarth. — Munchen: Max Hueber Verlag, 1992. — 11 min. — В ролях: Gisela Fackeldey, Rudolf Schuiidler. — Прил.: Begleitheft .

      11-минутный фильм показывает без слов жизнь двух одиноких пожилых людей в Германии, которые становятся соседями. Актеры с помощью невербального общения показывают, что с ними происходит. Этот фильм предназначен для работы с классом, под руководством преподавателя, т.к. в нем нет текста, и служит он для побуждения учеников к речи. Сопроводительная тетрадь содержит план урока по данному фильму, вопросы, описание происходящего, задания, работу над ситуационной лексикой. Урок немецкого языка, построенный на этом фильме, несомненно, будет иметь положительные результаты и активность учащихся значительно возрастет!

      Коллаж - это необычное средство наглядности,  когда из разнообразных кусочков вполне понятных предметов создается изображение, которое по смыслу представляет собой,  нечто совершенно другое, то есть поэтическая метафора, но только не словами, а сделанная изображениями.     

   При создании проекта «Jugendinteressen», «Nach Sommerferien» учащиеся старших классов составляют коллаж с различными картинками, фотографиями, рисунками, вырезками из газет и журналов, с подписанными фразами и выражениями, которые они должны будут использовать при защите проекта. Некоторые учащиеся по желанию создают коллаж индивидуально. Картинки  и фотографии они должны уметь комментировать, и представить свой рассказ на немецком языке.

    Мини  – монологи получаются логичными, связными, интересными. Грамотно составленные коллажи помогают нам в эффективном закреплении материала. 

      В итоге  мы  расширяем активный вокабуляр, и потенциальные возможности учащихся в самостоятельном поиске продуктивных  лингвистических решений, а также развиваем воображение и творческие способности у детей.

      Рассмотрим самые приемлемые задания и приёмы для подготовки учащихся к сдаче итоговой аттестации по немецкому языку, по трём основным разделам, представленных в ОГЭ и ЕГЭ – чтение, аудирование, письмо.

Задания и приёмы для подготовки учащихся к разделу «Чтение».

    Обучение чтению как виду речевой деятельности предполагает выполнение разнообразных заданий, связанных с содержанием текста, а также задания на распознание синонимов, структурно-смысловых связей между частями текста.

     Чтение как вид речевой деятельности является достаточно популярным в процессе обучения иностранным языкам. Сегодня термин «чтение» сопровождается определением «коммуникативное» (в отличие от чтения с последующим переводом прочитанного) и классифицируется в зависимости от целевых установок читающего. В основе классификации лежат мыслительные процессы, протекающие на уровнях различной глубины извлечения информации. Задача учителя - подбирать для работы соответствующие этим процессам методические задания.  

   Коммуникативное чтение, как и аудирование, связано со сложным процессом поиска и выбора информативных признаков из ряда возможных. Для этого читающий должен обладать не только предметными, но и метапредметными умениями: анализировать, обобщать, устанавливать связь между смысловыми кусками текста.

      Для обучения ознакомительному чтению учителю нужны длинные тексты, нетрудные в языковом отношении, с незначительным, не влияющим на общее понимание количеством избыточной информации, которую учащийся должен уметь игнорировать, выполняя главную задачу этого вида чтения.

   В процессе полноценного становления умений ознакомительного чтения промежуточными целями можно считать умения обучающихся:

 Прогнозировать содержание текста по заголовку или вступлению или иллюстрации к нему;

 Определять основную/главную мысль текста;

 Выявлять основную и второстепенную информацию;

 Устанавливать заданную последовательности или связь фактов и/событий;

 Выписывать из текста наиболее значимую информацию для другого вида деятельности;

 Классифицировать информацию текста по определённому признаку;

          Для формирования названных умений рекомендуются известные в коммуникативной методике обучения немецкому языку  упражнения:

 Найдите в тексте ответ на вопрос, поставленный в заголовке или связанный с заголовком;

 Подчеркните в каждом абзаце несколько предложений, которые можно было бы опустить как несущественные;

 Придумайте к тексту другой заголовок;

 Составьте план текста из коротких фраз/ключевых слов;

 Выделите в тексте наиболее значимую информацию;

 Составьте краткий реферат прочитанного текста.

     Чтению с полным пониманием содержания целесообразно обучать на рассказах или законченных отрывках из художественной литературы на немецком яз.

    Основным умением здесь является умение полно и точно понимать содержание текста и на основе этого раскрывать причинно - следственные связи, отделять объективную информацию от субъективной, а также составлять план, схемы, таблицы.

   Для обучения чтению с полным пониманием рекомендуются следующие упражнения:

 Поставить вопросы к основной и второстепенной информации;

 Распределить данные в тексте по степени важности или классифицировать их на заданной основе;

 Составить аннотацию/реферат;

 Написать тезисы по содержанию;

 Перевести на русский язык текст или его указанные части.

      Читательские компетенции на немецком языке требуют большого объёма практики, поэтому учащиеся должны много читать.

Задания и приёмы для подготовки учащихся к разделу «Аудирование».

     Государственные требования к школьному иноязычному образованию предполагают умения выпускников в трёх основных видах аудирования: с извлечением основной информации, с извлечением заданной информации и с полным пониманием содержания. Эти умения необходимы при коммуникации с носителем иностранного языка, или каким - либо аудиоисточником. Аудирование неродной речи сложнее, поскольку в этом процессе помимо восприятия речи как таковой, присутствует ещё и этап перекодирования информации, содержащейся в устном сообщении.

     Из методики обучения иностранным языкам известно, что уровень общего понимания содержания текста основывается на узнавании и  уяснении ключевых слов.

      Эффективными методическими приёмами для решения этой задачи станут:

 вопросно-ответные упражнения по основному содержанию прослушанного текста;

 нахождение и подчёркивание ключевых слов в задании к аудитивному тексту;

 формулирование утверждений, аналогичных тестовым заданиям, после прослушивания текста;

 выполнение тестов на множественный выбор;

 передача содержания прослушанного на родном или иностранном языке;

 передача содержания текста в виде схемы, таблицы;

 перечисление основной сути информации в той последовательности, в которой она подаётся в тексте;

 составление плана в форме заголовков к каждому абзацу; выделение ключевых слов.

       Для уроков немецкого языка рекомендуется с особой тщательностью подбирать тексты с познавательным или ценностным потенциалом, позволяющим школьникам узнавать про современные реалии в стране изучаемого языка. Эти тексты следует сопровождать речевыми или языковыми заданиями в формате тестовых комплексов ЕГЭ.

    Не надо забывать и основополагающие принципы обучения аудитивным иноязычным умениям:

 Обучение аудированию должно носить системный и регулярный характер;

 В рамках каждой речевой ситуации УМК следует предлагать обучающимся все три вида аудирования;

 Работа с аудиотекстом должна включать три этапа: предтекстовый, текстовый и послетекстовый

     Можно сделать вывод, используемые в практике на уроках немецкого языка упражнения и задания, позволяют постепенно и  целенаправленно  формировать  навыки аудирования,  формировать определенные общеучебные и специальные умения.

Задания и приёмы для подготовки учащихся к разделу «Письмо».     Задание 39 базового уровня является заданием с развёрнутым ответом. Оно проверяет умения выпускников написать письмо личного характера на немецком языке, затрагивая общие бытовые темы/проблемы, для чего нужно составить связный текст, организовать его структуру по определённым правилам, решить коммуникативную задачу, дав развёрнутый письменный ответ на вопросы друга по переписке, и сформулировать вопросы по поводу личного события в жизни зарубежного друга.

       Полные и содержательные ответы на поставленные вопросы, а также содержательно корректные составленные вопросы считаются в тексте личного письма решённой коммуникативной задачей.

     В  учебном процессе для формирования  умений,  лежащих в основе письменного высказывания в полной мере должны быть представлены  подготовительные и речевые упражнения.

Подготовительные упражнения имеют целью научить школьников:

 различать базисную и трансформированную структуры в предложении, для чего учителем даётся задание расширить или сократить предлагаемые фразы;

 трансформировать языковой материал, правильно отбирая нужные по значению и форме слова, подставляя другой языковой материал и дополняя ими предложения;

 речевому творчеству, напр., при заполнении пропусков, когда нужно вставить уже не данные слова, а придумать их самим;

 осмыслению и запоминанию материала при конструировании предложений из имеющихся элементов;

 переконструированию языкового и речевого материала, например, при вопросно - ответных упражнениях, трансформировании повествовательных предложений в вопросительные или в предложения с другими обстоятельствами места, времени;

 переводу как ещё одному виду речевой деятельности, осуществляя, напр., поиск эквивалентных замен в родном и иностранном языке на уровне словосочетаний, предложений, микротекстов.

    Речевые упражнения, которые должны следовать после подготовительных, имеют целью формировать у школьников умения передавать на письме содержание полученной информации (текста):

 сначала с использованием вербальных опор (вопросов, ключевых слов, образцов);

 затем с опорой лишь на сам текст (имея его перед глазами);

 с опорой на невербальные опоры (изобразительную наглядность в виде иллюстраций, пиктограмм, диаграмм, схем и т.п.);

 с опорой на прежний речевой и жизненный опыт;

      Упражнения  для развития письменной речи обучающихся: написание изложений.

     Вывод:  Проанализировав эффективность и место наглядности на уроках немецкого языка, можно сделать вывод, что наглядность играет особую роль в обучении иностранным языкам, а особенно при подготовке к сдаче ОГЭ и ЕГЭ. Наглядность моделирует мир иноязычной среды в процессе учебной коммуникации, создает ситуации, схожие с ситуациями реальной действительности, в которых ученики начинают реагировать и говорить на немецком языке.

       На основе практического опыта, можно сказать, что приемы наглядности на уроке немецкого языка помогает учащимся усваивать языковой материал более осмысленно и с большим интересом. Кроме того, наглядность мобилизует психическую активность учащихся, вызывает интерес к занятиям немецким языком, расширяет объем усваиваемого материала, снижает утомление, тренирует творческое воображение, мобилизует волю, облегчает весь процесс изучения немецкого языка. А самым  главным итогом является выход в речь, составление учениками собственного высказывания, хорошая подготовка к сдаче ОГЭ и ЕГЭ по немецкому  языку.

Технологии наглядно-репродуктивного  метода могут быть использованы при подготовке сдачи ОГЭ и ЕГЭ на уроках немецкого  языка.

    Наглядность увеличивает эффективность обучения, помогает ученику усваивать язык более осмысленно и с большим интересом.

    Использование  наглядности на уроках немецкого языка была и остается актуальной.

     В  обучении иностранного языка, расширилась область применения наглядности:: от движений, картинок и предметов до видеофильмов и сложных компьютерных программ, с помощью которых учитель на уроке имеет возможность продемонстрировать фрагменты объективной действительности.

     Немецкий язык относится к числу школьных предметов, которым учащиеся овладевают в процессе активной речевой деятельности, в четырех ее видах - говорении, аудировании, чтении письма. Поэтому такие средства обучения, как наглядные пособия, дают возможность обеспечить мотивационно - побудительный уровень общения.

   В  рамках коммуникативного метода существует немало способ мотивировать учащихся на общении на всех этапах обучения иностранному языку. Один из эффективных способов - это наглядный материал, который способствует к побуждению высказывания на немецком языке.

     С помощью картин, фотографий, рисунков, схем, таблиц, ассоциограмм у педагога есть возможность создать на уроке такие ситуации, которые будут успешно стимулировать и мотивировать учебную речевую деятельность учащихся и вызывать потребность говорить на немецком языке.

      Рассмотрим технологии и приёмы, которые могут быть использованы при подготовке к сдаче ОГЭ и ЕГЭ  по немецкому языку.

Технологии и  приёмы  при подготовке учащихся к разделу «Аудирование»:

«Игровая технология   невербальными средствами)».

       Создание кластеров является способом графической организации материала. Задание предполагает работу в парах, группах. Посредине листа или доски пишется ключевое слово или предложение по теме. Вокруг написать слова или предложения, выражающие идеи, факты. Соединить их с ключевым словом. Получается так называемое «поле идей». Прослушать текст и определить, какие идеи прозвучали в тексте.

«Технология  развития  критического мышления»

2. Использование    тематических иллюстраций  для обсуждения  темы и ответы на вопросы по теме. Вопросы и обсуждения  направлены на  активизацию лексики и знаний по теме, помогают учащимся развивать навыки критического мышления (определение причины, взаимоотношений, делать выводы).

«Технология развития фонематического слуха». Интерактивный подход. 

3. На старшем этапе продуктивны упражнения с терминированным ответом, где предполагается самостоятельность ответов, а ключ, данный к упражнению, может быть лишь одним из вариантов ответа. Порядок выполнения таких упражнений следующий:

   прослушать в записи задание;

   начать выполнять упражнение, записанное с паузами без вариантов ответа (без ключа);

   прослушать упражнение в записи с ключом;

   сравнить со своим вариантом;

   прослушать еще раз и выполнить упражнение вторично, приблизив по максимуму свои варианты ответов к образцу, данному в ключах.

Такие упражнения помогают осуществить переход от тренировочных упражнений к творческим заданиям.

«Технология развития фонематического слуха».

4.  Упражнения на развитие речевого слуха.

       При развитии речевого слуха можно использовать  упражнения со зрительной опорой на печатный текст, и иллюстрации к нему. Это учебный фильм, где картинка полностью отражает содержание текста.  Это задание может сопровождаться   заполнением пропусков (слов, артиклей, предлогов).

      Вывод:    необходимо уделять особое внимание заданиям, направленным на снятие трудностей как на этапе восприятия, так и на этапе осмысления.

Технологии и приёмы для подготовки учащихся к разделу «Чтение».

«Технология развития  критического мышления».  «Диалог культур».

1. Обсудите с учащимися, что для успешного выполнения подобного задания нужно уметь находить ключевые слова.

2.    Класс  делится на группы и раздаётся задание поделить любой текст на смысловые части и придумать подзаголовок к каждой части. Группы обмениваются текстами, и подбирают заголовки к частям текста.

3.   Соблюдаются установленные временные рамки для того, чтобы преодолеть боязнь нехватки времени и предотвратить возможную панику на экзамене.

Задания и приёмы для подготовки учащихся к разделу «Письмо».

Технология перспективно – опережающего обучения

1. Основам письма начинают обучать уже в начальной школе. Учащиеся выполняют упражнения типа – “Напиши письмо своему другу, который живет в Германии, и расскажи о себе, своей школе и т.д.” или “Напиши письмо Санта Клаусу” Этот  вид работы рациональный, потому что у него практическая направленность.

2. Письмо. Учащиеся после прочтения очередного текста получают задание «написать письмо на немецком языке от имени одного из героев».

«Технология развития  критического мышления»

3. Короткий рассказ или статья в журнал не только учат грамотно излагать свои мысли, но и развивают творческое воображение учащихся.

Проектная методика. «Информационно-коммуникативные технологии»

4. Проект (мини-проект) – это еще одно письменное задание. Его ценность в том, чтобы учащиеся смогли изложить найденную информацию в компьютерной презентации как можно короче, изложив при этом самую суть.

«Технология развития  критического мышления»

5. Сочинение – описание события или картины заставляет учащихся не только назвать предметы или перечислить события и факты, но и сделать это ярко и выразительно. Здесь не обойтись без разнообразных описательных прилагательных, правильных грамматических структур. Рекомендуется использовать опорные выражения и связующие слова.

«Информационно-коммуникативные технологии»

6. Создание учащимися собственных презентаций – это тоже своего рода письмо, только с применением ИКТ. Здесь тоже важно посоветовать ученику не только, как грамотно и какой объем текста следует разместить на слайде, но и какой фон выбрать, какой режим подобрать, если по ходу презентации идет рассказ ученика.

 

 Результаты применения наглядно-репродуктивного метода для  подготовки сдачи ОГЭ и ЕГЭ  по немецкому языку

  Наглядно-репродуктивный метод эффективно обеспечивают формирование и развитие знаний, навыков и умений.

 Применение данного метода в подготовке к сдаче ОГЭ и ЕГЭ поддерживает постоянный интерес учащихся к иноязычно-речевой деятельности, к предмету «Немецкий язык»;

 значительно облегчает учебный процесс, делает ближе и доступнее детям;

 способствует эффективной отработке языкового программного материала;

 развивает мыслительную деятельность учащихся;

 повышает мотивацию говорения и общий «тонус» урока;

 обеспечивает более полное достижение практического, образовательного, воспитательного и развивающего компонентов цели обучения иностранным языкам.

 

Вывод:

Без сомнения можно утверждать, что наглядно-репродуктивный метод необходим на уроках немецкого языка,  при подготовке учащихся к сдаче ЕГЭ и ОГЭ и является одним из ведущих в обучении.

Исходя из цели исследования выявлено, что

 в основу наглядного метода обучения лёг принцип наглядности;

 репродуктивный метод невозможен без использования наглядных, практических и словесных приёмов,  педагог предлагает знания в "готовом" виде;

 ученики усваивают знания, понимают, запоминают, воспроизводят их;

 прочность усвоения знаний и умений, через их многократное повторение.

     Несмотря на то, что оба этих метода берут своё начало в традиционной  педагогике, они актуальны в современном образовании при подготовке к ОГЭ, ЕГЭ:

     во-первых, расширилась область наглядности, и усложнился её инвентарь: от предметов, картинок, движений до видеофильмов и компьютерных программ, моделирующих фрагменты объективной действительности;

      во-вторых, огромное внимание уделяется объяснению последовательности и приёмов работы, а также их демонстрации.

   На уроках немецкого языка в процессе выполнения учащимися практических заданий ОГЭ и ЕГЭ,  проявляется их репродуктивная деятельность, иначе называемая воспроизводящей. Вот так «переплетаются» два метода – наглядный и репродуктивный, создавая эффективную среду для усвоения знаний, общеучебных и специальных умений, необходимых для сдачи ОГЭ и ЕГЭ по немецкому языку.

     Преимущество этого метода – экономность, т.е. передача большого объема информации за короткий промежуток времени с минимальным расходованием усилий.

      

На основе практического опыта, можно уверенно сказать, что наглядный (репродуктивный) метод активизирует психическую активность обучающихся, расширяет объём изучаемого материала, мобилизует волю, облегчает весь процесс изучения немецкого языка, моделирует ситуацию успеха у детей на уроке в частности и в процессе обучения немецкому языку в целом.

 

В завершении можно сделать вывод, что понимание экзаменационных стратегий и практика в решении типовых тестовых заданий дополняют друг друга для успешного формирования готовности к итоговой аттестации.

 

 

 

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Муниципальный методический центр "LINGUA"

Муниципальный методический центр "LINGUA"

Гёте: «Недостаточно знать, необходимо применять

Гёте: «Недостаточно знать, необходимо применять

Качественная подготовка выпускников к экзаменационным испытаниям предусматривает проведение не отдельных мероприятий, а целого комплекса последовательных и взаимосвязанных направлений работы

Качественная подготовка выпускников к экзаменационным испытаниям предусматривает проведение не отдельных мероприятий, а целого комплекса последовательных и взаимосвязанных направлений работы

Второе направление: Информационная подготовка -Широкое информирование учащихся о порядке проведения

Второе направление: Информационная подготовка -Широкое информирование учащихся о порядке проведения

Элективные курсы и факультативы - организация работы элективных курсов и факультативов по подготовке к решению заданий повышенной сложности, углублению и расширению знаний по предмету;

Элективные курсы и факультативы - организация работы элективных курсов и факультативов по подготовке к решению заданий повышенной сложности, углублению и расширению знаний по предмету;

ПОДГОТОВКИ К СДАЧЕ ОГЭ И ЕГЭ

ПОДГОТОВКИ К СДАЧЕ ОГЭ И ЕГЭ

Когда учащийся видит слово, проговаривает его несколько раз, он как бы “фотографирует” его глазами, и оно остается в памяти

Когда учащийся видит слово, проговаривает его несколько раз, он как бы “фотографирует” его глазами, и оно остается в памяти

Мини – монологи получаются логичными, связными, интересными

Мини – монологи получаются логичными, связными, интересными

Поставить вопросы к основной и второстепенной информации; 

Поставить вопросы к основной и второстепенной информации; 

Полные и содержательные ответы на поставленные вопросы, а также содержательно корректные составленные вопросы считаются в тексте личного письма решённой коммуникативной задачей

Полные и содержательные ответы на поставленные вопросы, а также содержательно корректные составленные вопросы считаются в тексте личного письма решённой коммуникативной задачей

Немецкий язык относится к числу школьных предметов, которым учащиеся овладевают в процессе активной речевой деятельности, в четырех ее видах - говорении, аудировании, чтении письма

Немецкий язык относится к числу школьных предметов, которым учащиеся овладевают в процессе активной речевой деятельности, в четырех ее видах - говорении, аудировании, чтении письма

Класс делится на группы и раздаётся задание поделить любой текст на смысловые части и придумать подзаголовок к каждой части

Класс делится на группы и раздаётся задание поделить любой текст на смысловые части и придумать подзаголовок к каждой части

Несмотря на то, что оба этих метода берут своё начало в традиционной педагогике, они актуальны в современном образовании при подготовке к

Несмотря на то, что оба этих метода берут своё начало в традиционной педагогике, они актуальны в современном образовании при подготовке к
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
14.06.2024