Система работы учителя по подготовке учащихся к олимпиадам по немецкому языку.
Оценка 4.9

Система работы учителя по подготовке учащихся к олимпиадам по немецкому языку.

Оценка 4.9
rtf
09.04.2022
Система работы учителя по подготовке учащихся к олимпиадам по немецкому языку.
система подготовки к олимпиаде.rtf

Система работы учителя по подготовке учащихся к олимпиадам по иностранному языку

 

Из опыта работы учителя немецкого языка Дзуцевой  Ларисы Сафарбековны, педагогический стаж – 40 лет, категория – первая.

 

В ходе образовательного процесса перед нами учителями встает задача индивидуализации обучения и создания дополнительной информационной среды для высокомотивированных учащихся, дающей возможность наиболее полно реализовать их образовательные запрос.

Среди многочисленных приемов работы, ориентированных на интеллектуальное развитие школьников, особое место занимают предметные олимпиады.

Олимпиады – это одна из общепризнанных форм работы с одаренными и высокомотивированными учащимися. Участвуя в олимпиадах, такие дети оказываются в среде себе равных. Они стремятся соревноваться с другими, стремятся к победам. Олимпиады любого уровня дают уникальный шанс добиться признания в семье, в учительской среде и у одноклассников. Это своего рода специализированный IQ для наших учащихся.

Олимпиада по иностранным языкам, как известно, является одной из традиционных форм внеклассной работы.

Подготовка к олимпиаде предполагает активную позицию педагога, постоянную готовность творческому поиску и принятию нестандартных решений. Данный вид работы с учащимися не только демонстрирует их уровень владения всеми видами речевой деятельности на иностранном языке, но и позволяет учителям сравнить результаты своей работы с результатами коллег, а также увлечь учеников своим предметом.

Учителя, осуществляющие систематическую работу с учащимися по подготовке к предметным олимпиадам, знают, что залогом высоких результатов является грамотно выстроенная система педагогического сопровождения. Именно составление индивидуального плана и систематическая работа по повторению материала и углублению знаний является залогом успешности развития одаренного ребенка. Планирование работы должно быть как долгосрочным, так и поэтапным. Если говорить о подготовке к олимпиадному движению, то необходимо учитывать при планировании именно специфику этой деятельности.

Олимпиадные задания предполагают оценку владения всеми видами речевой деятельности в IX-XI классах и сформированность навыков работы с текстом или восприятия речи на слух и знания лексического и грамматического материала в V-VIII классах. Соответственно, план работы с одаренными учащимися должен включать в себя материалы для формирования навыков по всем видам речевой деятельности на перспективу.

Проблема обучения и воспитания одаренных детей приобретает особое значение в современном мире. В настоящее время эта проблема напрямую связана с новыми условиями и требованиями быстро меняющегося мирового общества, которое нуждается в неординарной творческой личности. Раннее выявление, обучение и воспитание одаренных и талантливых детей составляет одну из главных задач совершенствования системы образования. Свободная, развитая и образованная личность, способная жить и творить в постоянно меняющемся мире, признана самой большой ценностью в современном обществе. Современная школа может создать условия для духовного, нравственного и интеллектуального развития учащихся, воспитывать в каждом школьнике потребности в самовоспитании, самообразовании и саморазвитии. Работа с одаренными и способными учащимися, их поиск, выявление и развитие являются одним из важнейших аспектов деятельности нашей школы.

Но нужно помнить, что подготовиться к олимпиаде за неделю или за месяц практически невозможно. Нужно осознавать, что для достижения уровня С1 владения немецким языком, который заложен в основу олимпиадных заданий, необходима многолетняя и кропотливая подготовка. Это практические занятия, начиная с младших классов школы. Кроме того, это еще и фоновые знания, и социальный опыт, накопленный за все эти годы.

Олимпиада по немецкому языку на протяжении многих лет имеет практически один и тот же формат. Комплект олимпиадных заданий состоит из 6 разделов: Чтение, Аудирование, Лексика и грамматика, Страноведение, Письмо и Устная часть. Ознакомиться с олимпиадными заданиями регионального и заключительного этапов Всероссийской олимпиады школьников последних лет можно на сайте Rosolymp.ru, а с более ранними материалами, начиная с 2004 года, в сборниках «Пять колец», которые выпускает издательство «Просвещение».

Наиболее сложными для участников олимпиады являются, как правило, разделы Чтение, Страноведение и Письмо.

Задание по Чтению состоит из двух частей, двух разных по тематике текстов, а также разных по типу заданий. При этом проверяется полное понимание прочитанного, кроме того, во втором задании большую роль играет установление структурно-смысловых связей прочитанного текста. Если первый текст учащийся должен прочесть целиком, то второй текст он должен сначала собрать из разрозненных частей. В первой части ученику предлагается сделать выбор между соответствием, несоответствием тексту или отсутствием определенной информации в тексте. Во второй части выбрать из двух предложенных предложений верное высказывание, соответствующее содержанию текста. Особенно трудным бывает выбор ответа, в котором необходимо определить, является ли информация в предложенном ответе «неверной» или «об этом в тексте не сказано». Для этого необходимо еще и еще раз возвращаться к отрывку текста, о котором идет речь в задании, обращая внимание на мельчайшие подробности и нюансы.

Задания по Страноведению представляют собой чаще всего набор вопросов по географии, истории, культуре, литературе, обычаям и традициям страны (реже стран) изучаемого языка и трех-четырех ответов к ним, один из которых правильный. Конечно, не все вопросы взяты из школьных учебников или известных пособий по страноведению (хотя и такое бывает). Многие из вопросов предполагают наличие широкого кругозора учащихся, который развивается не только в ходе изучения немецкого языка, но и в ходе изучения таких предметов как МХК, история и зарубежная литература. Некоторые вопросы по страноведению кажутся очень простыми, но большинство вопросов требуют серьезной подготовки. Готовясь к олимпиаде необходимо уделить внимание этому разделу. Добыть страноведческую информацию в условиях современной информатизации можно. Нужно походить по сайтам, по электронным журналам и библиотекам. Нужно просто поинтересоваться, чем живет страна изучаемого языка. Круг вопросов как будто сужается, но в тоже время становится более глубоким.

Творческое письменное задание – написание продолжения (в последние годы середины) истории, рассказа является, пожалуй, самым сложным заданием после страноведения. Иногда в качестве задания участники получают заготовку в виде истории без середины, или в виде истории без окончания. Они должны сами «досочинять» либо середину, либо продолжение рассказа. Главным условием является то, чтобы учащийся составил законченную историю объемом 250-300 слов. При этом оценивается как решение коммуникативной задачи, так и языковое оформление текста.

Почему же этот раздел дается так трудно участникам олимпиады? Во-первых, потому, что учащиеся в большинстве своем не очень внимательно читают задание, упускают главное или сосредотачиваются только на отдельных ключевых словах, не обращая внимание на остальное. Во-вторых, потому, что учащиеся часто уходят на так называемый топик и пишут когда-то заученный ими текст по похожей теме. Чтобы написать историю, ее нужно либо пережить, либо быть свидетелем пережитого, либо обладать хорошей фантазией и воображением. Текст истории не должен быть сухим, не должен содержать аргументации «за» и «против», не должен выражать чье-то мнение. Это должно быть увлекательное повествование о каком-то (в данном случае заданном) событии. Для того, чтобы написать нечто подобное по-немецки, нужно уметь писать истории по-русски. Дополнительным задание является оглавление к собственному рассказу (истории). Оно должно быть коротким, но очень емким по смыслу. Простым и в то же время сложным по содержанию.

Да, этому не учат на уроках в школе. Но наш олимпионик – это не среднестатистический учащийся, это лучший из лучших учеников, который может и должен справиться.

При выполнении этого задания надо помнить также о языковом оформлении текста. История пишется, как правило, в одной временной форме (Prдteritum, Prдsens), это в большей степени повествование, а не диалогическая речь, не сценарий к фильму (она сказала, он ответил). В ней не должно быть таких вводных слов как: ich meine …, ich denke … , meiner Meinung nach… . Текст должен быть логическим продолжением того отрывка, который дан в задании, а не представлять собой хотя и яркую, но все-таки заплатку.

Раздел Аудирование требует полного понимания прослушанного текста. Как правило, участникам олимпиады по немецкому языку предлагается прослушать интервью. Время звучания около 7-8 минут. Во время звучания иногда допускаются специальные звуковые помехи. Аудиотекст предъявляется два раза. Хотя уровень владения иностранным языком С1 требует одного предъявления. После прослушивания нужно выполнить два вида заданий, несколько (7) заданий с выбором ответа («правильно», «неправильно», «в тексте не сказано») и несколько (8) заданий на множественный выбор, то есть, выбор одного варианта ответа из 4 предложенных ответов. Перед прослушиванием учащиеся получают время для ознакомления с заданиями, поэтому уже во время первого предъявления текста они могут следить за говорящими и делать пометки в тексте заданий. При втором прослушивании нужно утвердиться с позицией выбранного варианта ответа. Подготовиться к разделу Аудирование можно самостоятельно. Большое количество аудиотекстов можно найти в интернете (ниже дан список сайтов для поиска), рекомендуется смотреть немецкие художественные, документальные фильмы и даже мультфильмы, слушать песни.

Устная часть олимпиады по немецкому языку уже несколько лет проходит в одном и том же формате. Это презентация кокой-то актуальной темы (проблемы) через ток-шоу (иногда через другие возможные формы). Участники разбиваются на группы от 3 до 5 человек. Иногда задаются определенные роли, участники могут предложить и свои, но одна роль остается неизменной, это роль модератора. На подготовку каждой группе дается 60 минут. На презентацию ток-шоу 12 минут. Оценивается выступление по нескольким параметрам, но нужно отметить, что большую роль при этом играет взаимодействие участников, их равное участие в ток-шоу, а не выпячивание себя. За взаимодействие в команде и содержание презентации группа может получить 10 баллов, за индивидуальное выступление участник может получить 15 баллов, здесь оцениваются убедительность и наглядность изложения, выразительность и артистизм, лексическое, грамматическое и интонационно-фонематическое оформление речи.

Чаще всего учащиеся теряют баллы из-за несогласованности в действиях членов команды и из-за различного уровня владения устной речью. В этой части олимпиады проверяется также умение высказывать свою точку зрения, аргументировать ее и приводить контраргументы в адрес противника. Также как и в письменной части, задние для устной части содержит, как правило, страноведческий подтекст, без знания которого трудно оценить ситуацию и найти решение проблемы, предложенной для обсуждения в ток-шоу. Очень полезны для подготовки к устной части олимпиады разного рода ролевые игры. Темы для обсуждения могут быть предложены либо учителем, либо самими учащимися.

При подготовке к Олимпиаде необходимо пользоваться специальными пособиями, как на традиционных носителях, так и Интернет-ресурсы. Обратите внимание на следующие:

1. Пять колец. Часть 1, Просвещение, Москва, 2008 г.

2. Пять колец. Часть 2, Просвещение, Москва, 2009 г.

3. Пять колец. Часть 3, Просвещение, Москва, 2011 г.

4. Пять колец. Часть 4, Просвещение, Москва, 2013 г.

5. Eelyn Frey, Fit fьrs Goethe-Zertifikat B1, Prьfungstrainer, 2007 Hueber Verlag

6. Eelyn Frey, Fit fьrs Goethe-Zertifikat B2, Prьfungstrainer, 2007 Hueber Verlag

7. Gabi Baier und Roland Dietrich, Prьfungstrainer, Goethe-Zertifikat B2, 2007 Cornelsen

8. Z. Csцrgц, E. Malyata, Cs. Karaszi, B2 – Tests Zur Vorbereitung auf die ЦSD-Prьfung, Mittelstufe Deutsch (С1) und auf das Goethe-Zertifikat B2, 2011, Klett

9. Anna Pilaski, Birgitta Frцhlich u.a., Entdeckungsreise D-A-CH, Kursbuch zur Landeskunde, 2011 Langenscheidt, KG Berlin und Mьnchen

10. Iris Faigle, Rundum, Einblicke in die deutschsprachige Kultur, 2010 Klett

11. Ulrike Gaidosch, Christine Mьller, Zur Orientierung, Deutschland in 30 Stunden, 2010 Max Hueber Verlag

12. Sabine Dinsel, Schwache Verben, RegelmдЯige Verben des Deutschen zum Ьben und nachschlagen, Max Hueber Verlag, 2008

13. Monika Reimann, Starke Verben, UnregelmдЯige Verben des Deutschen zum Ьben und Nachschlagen, Max Hueber Verlag, 2007

14. Lilli Marlen Brill, Marion Techmer, GroЯes Ьbungsbuch, Wortschatz, Max Hueber Verlag, 2007

А также использовать интернет-ресурсы:

Link

Niveau

Textqualitгt

http://www.mediaculture-online.de/Vortraege.814.0.html

C1-C2

unterschiedlich; jedoch fast immer annehmbar

http://www.podcast.de/kategorien/

ab B1

Hцrtexte aus verschiedensten Themenbereichen

http://www.planet-interview.de

ab B1

Lesetexte aus verschiedensten Themenbereichen

http://diepresse.com/

b B2

Lesetexte aus verschiedensten Themenbereichen

http://www.planet-wissen.de/

B2-C2

Gutes Hochdeutsch; Hцrtexte kцnnen aber auch Dialektismen beinhalten, weil da alle mцglichen Sprecher einbezogen sind.

http://www.goethe.de/z/jetzt/dejart21/dejprv21.htm

B1-C1

authentische kurze und lange Hцr-und Lesetexte, thematisch geordnet

http://swissfamily.ch

B1-C2

hauptsдchlich lange Zeitungsartikel, nach den folgenden Themen gruppiert - Familie, Erziehung, Gesundheit, Freizeit

www.welt.de

B1-C1

Die Website der Zeitschrift DIE WELT - WELT ONLINE - ist mannigfaltig und umfangreich und bietet Materialien zu verschiedenen Themen. Davon zeugen solche Rubriken wie: Politik ,Wirtschaft , Finanzen ,Sport , Vermischtes ,Kultur , Debatte , Wissen, 

Reise , Satire u.a.m.

www.dw-world.de

ab Niveau B1

authentische Hцr-und Lesetexte zu den aktuellen Themen "Politik und Gesellschaft", "Freizeit", "Umwelt" usw.

Кроме того, можно порекомендовать следующую литературу для подготовки к олимпиаде по немецкому языку:

Бажанов А.Е. Учебно-методическое пособие по немецкому языку для поступающих в МГПУ. / А.Е. Бажанов, Д.К. Бартош, О.А. Радченко, С.Л. Фурманова. – Москва: МГПУ, 2004. – 250с.

Бажанов А. Олимпиады по немецкому языку. / А.Бажанов, О. Захарова, А. Карелин, В. Костева. – М.: Чистые пруды, 2010. – 32с.

Варфоломеева И.М. 150 устных тем по немецкому языку для школьников и поступающих в вузы. / И.М. Варфоломеева, М.А. Иванов, О.А. Радченко. – Москва: Дрофа, 2001. – 208с.

Гулыга Е.В. Грамматика немецкого языка. / Е.В. Гулыга, М.Д. Натанзон. – Москва: Менеджер, 2008. – 399с.

Иванов М.А. 130 основных правил немецкой грамматики с упражнениями для школьников и поступающих в вузы. / М.А. Иванов, М.А. Марьина, О.А. Радченко. – Москва: Дрофа, 2000. – 288с.

Радченко, О.А. Пять колец. Немецкий язык. Всероссийские олимпиады. Выпуск 1. / Д.К. Бартош, М.Д. Бузоева, О.А. Радченко. – Москва: Просвещение, 2008. – 144с.

Радченко, О.А. Пять колец. Немецкий язык. Всероссийские олимпиады. Выпуск 2. / Д.К. Бартош, М.Д. Бузоева, О.А. Радченко. – Москва: Просвещение, 2009. – 128с.

Тагиль И.П. Грамматика немецкого языка. / И.П. Тагиль. – Москва: Каро, 2007. – 486с.

Тагиль И.П. Немецкий язык. Тематический справочник. / И.П. Тагиль. – Москва: Каро, 2007. – 336с.

Dreyer, H., Schmitt, R. Lehr- und bungsbuch der deutschen Grammatik. Ismaning: Max Hueber Verlag, 2006. – 360S.

Dudenband 4. Die Grammatik. Hg. v.d. Dudenredaktion. 7., vllig neu bearb. Auflage. Mannheim, Leipzig: Duden Verlag, 2006. – 1343S

 

Работа по подготовке к олимпиадам складывалась постепенно и не сразу. В этой системе можно выделить три основных этапа.

1 этап. Выявление одаренных и высокомотивированных детей.

        Выявление  наиболее подготовленных, одаренных и заинтересованных школьников через:

- наблюдение  в ходе уроков. Выявление одаренных учеников начинается еще с занятий в начальной школе.

Именно в начальной школе  происходит первое открытие одарённости ребёнка к  изучению иностранного языка. Для этого   использую  творческие конкурсы и соревнования в рамках Недели иностранного языка. «Конкурс на лучшего чтеца», Конкурс на лучшего переводчика  и т.п.,  в которых можно выявить учащихся, имеющих способности к иностранному языку. [Игра "Пирамида". «Essen und Trinken». 3-4-й классы].

2 этап. Вовлечение учащихся в олимпиадное движение.

Олимпиада – это серьезная пора и для учащихся, и для педагогов, и для родителей. А значит, участникам  олимпиады  нужно приложить все усилия для того, чтобы выступить достойно. Что необходимо, чтобы достичь высоких результатов? От чего зависит успех? Успешность выступления зависит от многих факторов: интеллектуальной, физической и психологической подготовки учащихся.

     Для эффективной подготовки к олимпиаде важно, чтобы олимпиада не воспринималась  как  разовое мероприятие, после прохождения,  которого вся работа быстро затухает;

подготовка к олимпиаде должна быть систематической, начиная с начала учебного года;

индивидуальная программа подготовки к олимпиаде для каждого учащегося, отражающая его специфическую траекторию движения от незнания к знанию, от неумения решать сложные задачи к творческим навыкам выбора способа их решения;

необходимо уделить внимание совершенствованию и развитию у детей навыков, умений применять знания в нестандартной ситуации;

 использовать учителю все имеющиеся в его распоряжении возможности.

3 этап. Планирование работы.

При планировании занятий и заданий на этапе подготовки руководствуюсь  следующими положениями:

 1) содержательная целостность, выражающаяся в отработке учащимися всех типов заданий, представленных на олимпиаде;

2) системный характер конструирования содержания, отражающий специфику структуры заданий олимпиады и логику их развертывания: переход от заданий репродуктивного характера к заданиям частично-поисковым и творческим;

3) практическая направленность, предполагающая развитие у учащихся умений, необходимых для выполнения олимпиадных заданий, а также использование интерактивных форм обучения, основанных на взаимодействии субъектов обучения. [Примерное планирование материала по подготовке к олимпиаде по немецкому языку, 7кл.].

Как подготовить учеников к олимпиадам?

Каждый год три-четыре мои ученика  принимают участие в районных олимпиадах, и почти каждый год два-три диплома.

Главное требование к ученикам всегда было и остается одним – они должны хотеть учиться, то есть иметь желание идти вперед. Если говорить о качествах учеников, которых можно готовить к участию в олимпиадах, то желательно, чтобы они обладали навыками самостоятельной работы, умели читать научную книгу, учебник, сложные тексты, обладали хорошей памятью, умели грамотно говорить.

В процессе подготовки к олимпиадам различного уровня  учу   школьников, прежде всего, внимательно прочитывать инструкции и формулировки  каждого задания.

Что использую во время подготовки детей к олимпиадам?

Багаж довольно солидный:

- учебники и тесты (от школьных до Вузовских, причем разных авторов);

- словари;

- олимпиадные задания всех уровней; [Lexikalisch-grammatischer Test, 8Kl.].

Как должна и должна ли строится работа с родителями?

Родители должны разделять интересы ребенка и понимать, за какой огромный пласт информации, и какую большую работу берется их ребенок. Нагрузка, особенно в начале, выпадает очень серьезная, поэтому необходима поддержка домашних.

Имеем ли мы право требовать от ребенка победы, успешного выступления на олимпиадах?

 Думаю, что нет, ни в коем случае. Поддерживать, вселять уверенность – да.

Что особенно радует?

Наверное, то, что  есть ученики, которые добились определенных успехов на районных олимпиадах. Олимпиады помогли им с выбором будущей профессии.

 Как достичь пусть маленького, но собственного результата на олимпиаде?

Ответ на этот вопрос, наверное, останется открытым. У каждого учителя свои секреты, свой подход, своя методика, форма подготовки.

 

Система работы учителя по подготовке учащихся к олимпиадам по иностранному языку

Система работы учителя по подготовке учащихся к олимпиадам по иностранному языку

Проблема обучения и воспитания одаренных детей приобретает особое значение в современном мире

Проблема обучения и воспитания одаренных детей приобретает особое значение в современном мире

МХК, история и зарубежная литература

МХК, история и зарубежная литература

Перед прослушиванием учащиеся получают время для ознакомления с заданиями, поэтому уже во время первого предъявления текста они могут следить за говорящими и делать пометки в…

Перед прослушиванием учащиеся получают время для ознакомления с заданиями, поэтому уже во время первого предъявления текста они могут следить за говорящими и делать пометки в…

Z. Csцrgц, E. Malyata, Cs. Karaszi,

Z. Csцrgц, E. Malyata, Cs. Karaszi,

B2-C2 Gutes Hochdeutsch; H ц rtexte k ц nnen aber auch

B2-C2 Gutes Hochdeutsch; H ц rtexte k ц nnen aber auch

Иванов М.А. 130 основных правил немецкой грамматики с упражнениями для школьников и поступающих в вузы

Иванов М.А. 130 основных правил немецкой грамматики с упражнениями для школьников и поступающих в вузы

Для эффективной подготовки к олимпиаде важно, чтобы олимпиада не воспринималась как разовое мероприятие, после прохождения, которого вся работа быстро затухает; подготовка к олимпиаде должна быть…

Для эффективной подготовки к олимпиаде важно, чтобы олимпиада не воспринималась как разовое мероприятие, после прохождения, которого вся работа быстро затухает; подготовка к олимпиаде должна быть…

Вузовских, причем разных авторов); - словари; - олимпиадные задания всех уровней; [Lexikalisch-grammatischer

Вузовских, причем разных авторов); - словари; - олимпиадные задания всех уровней; [Lexikalisch-grammatischer
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
09.04.2022