ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
Оценка 5

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА

Оценка 5
Разработки уроков
rtf
биология
Взрослым
20.04.2022
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
Учебно-методическая разработка занятия Учебная дисциплина «Биология» Тема занятия: «Введение в генетику. Моногибридное скрещивание»
ОТКРЫТЫЙ УРОК БИОЛОГИЯ.rtf

КОМИТЕТ ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ

ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

«Профессиональное училище № 13

имени дважды Героя Социалистического Труда В.И. Штепо»

 

 

 

 

 

Учебно-методическая разработка занятия

Учебная дисциплина «Биология»

Тема занятия: «Введение в генетику. Моногибридное скрещивание»

 

 

 

 

Работу подготовила: Потапченко Н.Б.

преподаватель первой

 квалификационной категории

ГБПОУ «ПУ № 13»

    Ганьшина Н.И.

Ганьшина Н.И.

 

 

 

 

 

Апрель 2021 год

Г.Калач-на-Дону,

 Волгоградская область

 

Краткая аннотация урока:

 Девиз урока:

 В любых делах при максимуме сложностей

Подход к проблеме все-таки один:

Желанье – это множество возможностей,

А нежеланье – множество причин.

                                           Э. Асадов

 

 

Тема занятия: «Введение в генетику. Моногибридное скрещивание»

Курс: 1

Специальность: 09.02.03 «Программирование в компьютерных системах» 

Время проведения: 2 академических часа ( 85минут )  

Тип занятия: исследовательская работа, практическое занятие.                  

 Вид занятия: урок изучения нового;                    

 Изучение и первичное закрепление новых знаний.

Активизация познавательной деятельности обучающихся на занятиях     в   процессе   работы   с   наглядными пособиями   и дидактическим материалом.

Актуальность темы

   Наследственность и изменчивость- два фундаментальных свойства живых организмов. Генетика- изучает материальную природу наследственности и изменчивости, закономерности их проявления на всех уровнях организации живого. Основоположником является Г.Мендель, доказавший закономерный характер передачи генов при смене поколений.

  Общая генетика является теоретической основой генетики человека и медицинской генетики.

 

 

 

Содержание

 

1.  Аннотация…………………………………………………………………….2

2.  Содержание…………………………………………………………………..3

3.  Введение……………………………………………………………………...4

4.  Основная часть……..,…………………………………..………………..5-21

5.  Заключение……………………………………………………………........22

6.  Список использованной литературы, других источников…………...23-24

7.  Приложения……………………………………………………………..25-35

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

На уроках биологии мы впервые столкнулись с такой темой, как «Генетика». Многим из группы эта тема показалась очень интересной, но далеко не все смогли освоить ее в той мере, как им хотелось. В биологии одними из самых трудных считаются генетические задачи. Почти каждая генетическая задача в какой-то мере нестандартна. В связи с чем, решение сопряжено также с временными затратами.

К тому же, в решении задач по генетике важно знать: терминологию, условные обозначения, основные требования к оформлению. Разнообразной информации, которую нужно применять при решении задач очень много, и некоторым ученикам сложно это все запомнить, прослушав на уроке, а также, прочитав текст учебника дома, что делают далеко не все. Вот и получилось, что тема, в начале казавшаяся легкой и очень интересной, под конец из-за недостатка знаний стала непонятной, особенно часть, касающаяся решения задач.

В следствие этого необходимо разработать методическое пособие, в котором будут кратко изложены основные тезисы, обозначения и определения данной темы. Но так как в методическое пособие придется поместить немаленькую часть текстовой информации, то принято решение сделать это дополнительно в виде интеллект-карт – своеобразных схем, с использованием структуры, исходящей от центра к краям, постепенно разветвляющейся на более мелкие части. Таким образом, после прочтения большого объема информации, для его запоминания или быстрого повторения будут использованы схемы, с помощью которых можно сократить время, требующееся на работу с данной темой.

Данным методическим пособием смогут пользоваться как ученики, пропустившие занятия или не понявшие тему, так и ученики, готовящиеся к экзаменам или олимпиадам, а также на олимпиадах. Именно поэтому я выбрала такую тему.

 

 

 

Основная часть.

 Цели занятия:

Образовательные (обучающие) цели:

· Формирование у учащихся знаний о гибридологическом методе как основном методе изучения наследственности, моногибридном скрещивании, законах единообразия гибридов первого поколения и расщепления, правиле чистоты гамет, цитологических основах закономерностей наследования при моногибридном скрещивании;

· Формирование умений составлять схемы скрещивания при решении генетических задач, использовать генетическую символику.

 Развивающие цели:

·         Развитие мышления – (аналитического) продолжить формирование умения выделять существенные признаки и свойства, (синтезирующего) продолжить развитие умения устанавливать единые, общие признаки и свойства целого,   (аналитико-синтезирующего) продолжить развитие   делать обобщающие выводы, (абстрактного) развитие умений выделять общие и существенные признаки, развитие умений применять знания на практике.

·         Развитие умений профессиональной деятельности: умения работать в нужном темпе –   писать,  чертить, конспектировать; развитие приемов наблюдения  

·         Развитие воли и самостоятельности: развитие   уверенности в своих силах,   умения преодолевать трудности, добиваться намеченной цели, умения владеть собой .  

 

·       Развитие познавательных умений:  формирование умений выделять главное, составлять план,   вести конспект, наблюдать, делать опыты; развитие умений частично-поисковой познавательной деятельности –постановка проблемы, выдвижение гипотезы, ее решение .

·         Развитие профессиональных умений: развитие умения нестандартно, творчески подходить к решению самых разнообразных задач,  умения   оценивать результаты выполненных действий, регулировать и контролировать свои действия .

·                Формирование умения использовать полученные знания при выполнении задания;

·                Развитие познавательных способностей и активности студентов, творческой 
инициативы, самостоятельности, ответственности и организованности;

·           Формирование умения анализировать, выделять главное, обобщать.

Воспитательные цели  

·           Воспитать  чувство   коллективизма, уважения к старшим, взаимопомощи.

·           Воспитать чувство ответственности за  исполнительность, аккуратность,            

·           Воспитать чувство добросовестности .

·           Стремиться воспитать   умение  управлять эмоциями.

·           Воспитывать стремление к совершенствованию знаний.                                                   

·           Воспитать стремление к физическому здоровью.

 С целью овладения соответствующими компетенциями в результате  изучения данной темы студент должен:

Знать:

- предмет, цели и задачи генетики;

- основные понятия генетики;

- символьные обозначения, применяемые в генетике;

- закономерности наследования признаков при моногибридном скрещивании;

- анализирующее скрещивание.

Уметь:

- применять генетическую терминологию при объяснении закономерностей наследования признаков.

В ходе изучения темы студенты овладевают следующими компетенциями

 

Общими  компетенциями(ОК):

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их выполнение и качество.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать и осуществлять повышение квалификации.

ОК 11. Быть готовым и брать на себя нравственные обязательства по отношению к природе, обществу и человеку.

Оснащение занятия:

Оборудование занятия:                                                           компьютер, проектор, экран, презентация., рабочий лист, раздаточный материал (терминологический диктант).

Программные средства, с помощью которых создан дидактический материал – Microsoft Office PowerPoint

Методы и приемы:

-проблемное обучение,

-обьяснительно- иллюстративный метод

-групповые технологии (метод малых групп)

-информационно-компьютерные технологии (использование мультимедийной    слайд-презентации)

 

Технология проведения занятия (хронокарта)                                                        

 


п/п

Структурные этапы занятия

Конкретные цели

 

 

Деятельность  преподавателя

Деятельность обучающихся

 

Материалы метод. обеспечения: контроля, наглядности, ТСО, инструкции

Время в мин.

2

3

4

5

5

6

I

Подготовительный этап

(10мин.)

1. Организационный момент   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Постановка учебных целей и мотивация занятия.

 

 

 

Проверка внешнего вида студентов, заполнение журнала, создание рабочей обстановки

 

 

 

 

Акцентрирование внимания на значимости изучаемой темы

 

 

 

 

Проверка готовности к занятию, фиксация отсутствующих.

 

 

 

 

 

 

 

Постановка  целей занятия, сосредоточение внимания.

 

 

 

Приветствие преподавателя. Психологическая готовность студента к занятию. Проверяют готовность рабочего места к занятию.

 

 

Принятие и осмысление целей занятия, сосредоточение внимания.

Демонстрация слайдов по формулированию темы и целей занятия. Обращает внимание на актуальность темы.

 

 

 

Аппаратное обеспечение: компьютер, мультимедийный проектор, экран.

 

 

Тесты по теме «Индивидуальное развитие организмов».

 

Презентация по теме занятия (Приложение 2).

Слайды: «Актуальность», «Цели учебного занятия»

 

3'

 

 

15'- 20'

II

Основной этап

(50мин)

План изложения теоретического материала:

- Основные понятия генетики – генотип, фенотип, аллельные, неаллельные гены.

- Доминантные и рецессивные признаки у людей.

- Гомозиготные, гетерозиготные и гемизиготные организмы.

- Генетические закономерности, открытые Г. Менделем.

- Закон чистоты гамет.

- Закон наследственности: закон единообразия гибридов 1 поколения,

- закон расщепления.

- Менделирующие признаки человека. Особенности проявления законов Менделя.

 

 

Актуализация некоторых генетических понятий в ходе беседы.

 

 

 

 

 

Демонстрация слайдов. 
Актуализация опорных знаний по вопросам исходного уровня знаний в течение урока, наблюдает за работой, организует обсуждение.

Координация и оценка рассуждений студентов.

Излагает новый материал

 

 

Обеспечивает закрепления полученных знаний.
Выявление полноты выполнения и понимания поставленных целей и задач, оценка результатов

 

 

 

 

 

Делают обоснование по заданным вопросам.


Формулируют краткий и лаконичный ответ по вопросам опорных знаний в течение занятия.

Слушают, записывают

 



Излагает новый материал

Выполняют задания, предложенные на слайдах, делают записи в тетради

 

Формулировка ответа на проблемный вопрос.

 

 

Слайды «Г. Мендель – основоположник генетики»;

Слайд «Ученные- генетики»;

Слайд «Генетика –

наука о наследственности и изменчивости»

Слайд «Гибридологический метод»;

 

Слайд «Закономерности наследования признаков»;

Слайд «Гомозиготные, гетерозиготные и гемизиготные организмы»;

Слайд «Понятие о доминантности и рецессивности»;

Слайд «Понятие о генотипе, фенотипе»;

Слайд «Правило чистоты гамет»;

Слайд «I закон, или правило единообразия гибридов первого поколения»;

Слайд «II закон, или правило расщепления»

Слайд «Менделирующие признаки человека»

Слайд «Анализирующее скрещивание»

60'

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

III

Заключительный этап    

 (20мин)

1. Резюме урока, общие выводы

2. Контроль усвоения знаний

3. Рефлексия результатов

обучения:
- подведение итогов занятия:
- ответы на возможные вопросы

- отмечаются лучшие обучающиеся

 

4.Домашнее задание.

 

 

 

 

 

 

 

5.Задание к самостоятельной работе

  

 

 

Выявление соответствия поставленных и достигнутых целей, оценка эффективности занятия.

 

 

 

Организация подготовки студентов к следующему занятию.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Организует работу по закреплению первичных знаний.
Проведение фронтального опроса по изученной теме.

Оценивание ответов.

Оценка учебного занятия преподавателем.

Формулирует домашнее задание.

 

 

 

 

 

Проводит инструктаж по самостоятельной работе.

Объявляет задания.

 

 

Корректируют  свои знания. Участвуют в подведении итогов, анализируют занятие.

 

Отвечают на вопросы для закрепления знаний.

 

 

 

Записывают домашнее задание. Осмысление и уточнение полученного домашнего задания. Задают вопросы.

 

 

Вопросы для закрепления знаний (прилагаются).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Биология: учебник для студ. учреждений СПО / [Н.В. Чебышев, Г. Г. Гринева, и др.];

Заполнить таблицу «терминологический словарь».

5'

 

 

 

1-3'

 

1. Конспект изучаемой темы (прилагается)

2. Материалы методического обеспечения занятия:

2. 1. Вопросы актуализации опорных знаний (в течение занятия):

а) актуализация опорных знаний по вопросам исходного контроля:

- Кто является основоположником законов генетики?

- Какой метод изучения наследственности разработал Г. Мендель?

- Сколько генов отвечает за развитие одного признака?

- Сколько из этих генов находится в половых клетках?

- Что такое гаплоидный набор хромосом?

- Сколько хромосом уходит в гамету, из каждой пары гомологичных хромосом при мейозе?

б) иллюстрированный материал:

2.2. Презентация «Введение в генетику. Моногибридное скрещивание»

Слайды «Грегор Мендель»;

Слайд «Ученные- генетики»;

Слайд «Генетика –

наука о наследственности и изменчивости»

Слайд «Гибридологический метод»;

Слайд «Закономерности наследования признаков»;

Слайд «Гомозиготные, гетерозиготные и гемизиготные организмы»;

Слайд «Понятие о доминантности и рецессивности»;

Слайд «Понятие о генотипе, фенотипе»;

Слайд «Правило чистоты гамет»;

Слайд «I закон, или правило единообразия гибридов первого поколения»;

Слайд «II закон, или правило расщепления»

Слайд «Менделирующие признаки человека»

Слайд «Анализирующее скрещивание»

2. 3. Материалы методического обеспечения основного этапа занятия:

а) презентация занятия (прилагается);

2. 4. Материалы контроля для заключительного этапа:

Вопросы для закрепления знаний:

- Что изучает генетика?

- Что такое наследственность?

- Что такое наследование?

- Что такое изменчивость?

- Какие методы используют в генетике?

- В чем заключается сущность гибридологического метода? Возможно ли его

использование у человека?

- Дайте понятия ген, генотип, фенотип, гомозигота, гетерозигота, гемизигота.

- Закономерности наследования при моногибридном скрещивании.

- Понятие о доминантности и рецессивности, аллельных и неаллельных генах. 

2. 5. Материалы к самостоятельной работе студентов по теме занятия:

·              внеаудиторная самостоятельная работа студентов:

- Методические рекомендации к самостоятельной работе «Моногибридное скрещивание. Законы Грегора Менделя»

·               Заполнение словаря биологических терминов

Содержание темы занятия

План

1. Основные понятия генетики – генотип, фенотип, аллельные, неаллельные гены.

2. Доминантные и рецессивные признаки у людей.

3. Гомозиготные, гетерозиготные и гемизиготные организмы.

4. Генетические закономерности, открытые Г. Менделем.

5. Закон чистоты гамет.

6. Моногибридное скрещивание: закон единообразия гибридов 1 поколения,

7. Закон расщепления.

8. Менделирующие признаки человека. Особенности проявления законов Менделя.

Изложение нового материала.

Человека всегда волновал вопрос «Как передаются наследственные признаки?».  Многие ученые объяснить передачу наследственных признаков не могли.

Еще с глубокой древности человек начал подмечать, что потомство похоже на родителей. Уже тогда люди старались  получать, например, телят от самой удойной коровы, сеять семена растений, давших самый высокий урожай. Люди понимали, что в потомках сочетаются признаки предков. Это нашло отражение даже в пословицах «От худого семени не жди доброго племени». Но закономерности, по которым те или иные признаки передаются потомкам оставались тайной. Среди ученых в середине XIX века прочно утвердилось мнение: «Что закон наследственности заключается в том, что никакого закона наследственности нет».

Давайте немного подробнее узнаем о жизни Г. Менделя из сообщения, которое нам подготовила Рогозина Алина. На слайде показывается портрет ученого.

 

Как вы помните из наших прошлых бесед Мендель ставил свои опыты на растении горох огородный.  А почему именно горох? И что сделало горох таким  удачным объектом?

1. самоопыляемое растение, т.е. цветок закрыт, следовательно, исключается попадание чужой пыльцы.

2. дает много семян, Мендель был математиком и зная теорию вероятности понимал, что для достоверных результатов нужно большое количество материала.

3. легко выращивать

Закономерности наследования признаков, выделенные Менделем принято формулировать в виде законов, носящих его имя. Их три, с двумя из которых мы сейчас познакомимся.

Физминутка.

Для  иллюстрации первого закона Менделя давайте воспроизведем ход рассуждений ученого. Он брал горох гомозиготный по генотипу.

Данное скрещивание двух организмов, отличающихся друг от друга по одной паре признаков, называется моногибридным скрещиванием.

При таком скрещивании прослеживается наследование только двух вариантов одного признака, развитие которого обусловлено парой аллельных генов.

Мендель рассмотрел признак цвета семян, причем взаимоисключающие варианты желтый и зеленый. Все остальные признаки во внимание не  принимал.

 

Составим схему скрещивания:

     желт        зел

 Р: ♀АА   ×    ♂аа

 

Овал: АОвал: а G:                   

 

 


 F1:        Аа

              желт.

Т.е. из схемы  мы видим, что если скрестить растения гороха с зелеными и желтыми семенами, то у всех полученных потомков (гибридов) семена будет желтыми. Значит, из каждой пары наследуемых признаков проявляется только один. Второй признак как бы исчезает и не  развивается.

Преобладание у гибрида признака одного из родителей Мендель назвал доминированием, а признак доминантным, а противоположный, т.е. подавляемый- рецессивным.

Назовите доминантный признак (желтый), а рецессивный (зеленый).

Мы видим, что в первом поколении проявилось единообразие. Отсюда первый закон Менделя и получил название «Закон единообразия первого поколения» или доминирование.

Сформулировать его можно следующим образом: при скрещивании двух гомозиготных организмов, отличающихся по одной паре альтернативных признаков, все первое поколение будет единообразным и нести признак одного из родителей.

 

 

Если потомков первого поколения, одинаковых по изучаемому признаку, скрестить между собой, то во втором поколении признаки обоих родителей проявляются в определенном числовом соотношении.

        желт                          зел

F1:    ♀АА     ×     ♂аа

Овал: А Овал: а Овал: А Овал: а
 


G:                                             расщепление по генотипу: 1:2:1

                                                         расщепление по фенотипу: 3:1

 

 

    F2:   АА     Аа      Аа    аа

            желт.          желт.         желт.      зел.

 

    Мы с вами видим, что наблюдается расщепление. т.е. часть потомства несет доминантный признак (3/4 особей), а часть потомства рецессивный (1/4 особей).

     Второй закон Менделя можно сформулировать  следующим образом: гибриды первого поколения при дальнейшем размножении расщепляются. Наблюдается расщепление по фенотипу 1:3, по генотипу 1:2:1.

 

     На основе полученных результатов Мендель высказал гениальную догадку, которая была подтверждена всем развитием науки генетики. Это главный вывод из всех его работ. Он таков: гаметы с генетической точки зрения чисты, т.е. несут только один ген из аллельной пары.

     Это было названо правилом  «чистоты гамет»: при образовании половых клеток в каждую гаметы попадает только один ген из аллельной пары.

 

Закрепление изученного материала.

 

Для закрепления изученного материала давайте сначала вместе решим задачи на законы Менделя.

 Решение генетической задачи на моногибридное скрещивание.

Задача. По рисунку определите доминантный и рецессивный признаки. Составьте условие задачи и решите ее. (Решение задачи запишите в рабочем листе) Слайд  .

 Условие задачи. При скрещивании крыс (черной самки и черного самца) потомство насчитывало 198 черных и 71 белых особей. Определить генотип родителей и потомства.

Доминантный признак – черная окраска шерсти,

 рецессивный – белая окраска, т.к. черных крыс больше, чем белых. Определим генотип родительских особей – они являются гетерозиготами (Вв), т.к. в их потомстве произошло расщепление 3 : 1

 Запишем схему скрещивания: Р: Вв х Вв

                                  G: В и в х В и в

                                  F: ВВ, Вв, Вв, вв (3 черн. : 1 бел.)

 

Ответ: Р – Вв; F – 1 ВВ, 2 Вв, 1 вв

 

На столах лежат задания.

1 блок

2 блок

3 блок

1. Какие типы гамет образуют растения, имеющие генотипы:

    а) ВВ

    б) Вв

    в) вв

2. У человека карий цвет глаз К доминирует над голубым   к . Какой цвет глаз у людей, имеющих следующие генотипы:

    а) Кк

    б) кК

    в) КК

    г) кК

 

У крупного рогатого скота черная масть доминирует над красной. Каким будет потомство у гомозиготной  коровы и красного быка?

При скрещивании растения, выросшего из черного семени с белосеменным получены черные семена. Можно ли определить генотип материнского растения?

4 блок

5 блок

6 блок

Равномерная окраска арбузов наследуется как рецессивный признак. Какое потомство получится от скрещивания двух гетерозиготных растений с полосатыми плодами?

У супругов, страдающих дальнозоркостью, родился ребенок с нормальным зрением. Известно, что ген дальнозоркости доминирует над геном нормального зрения. Какова  вероятность появления в этой семье ребенка с дальнозоркостью?

У человека ген длинных ресниц доминирует над геном коротких ресниц. Женщина с длинными ресницами, у отца которой ресницы были короткими, вышла замуж за мужчину с короткими ресницами. Выясните какова вероятность рождения в данной семье ребенка с длинными реницами.

 

 

 Подведение итогов.

Достигли мы поставленных задач и цели урока? Выставить и обосновать оценки.

Домашнее задание.

      Биология: учебник для студ. учреждений СПО / [Н.В. Чебышев, Г. Г. Гринева, и др.]; стр. 124-141. Придумать и решить задачи на 1 и 2 законы Менделя, взяв альтернативные.

Рефлексия. 

 Мысленно воспроизведите весь урок сначала. Вспомните свои ощущения? Все ли получилось? Что вызвало затруднения? Как вы можете это исправить? Чем глубже вы изучаете предмет, тем больше вопросов у вас возникает. И на сегодняшнем уроке по теме: мы постарались ответить на часть из них. Задавайте вопросы, ищите ответы на них. И может быть ваши имена тоже будут стоять рядом с именами известных ученых – генетиков, таких как Мендель, Четвериков, Морган, Чермак, Де Фриз, Корренс и другие. Генетика ждет вас. Ей нужны умные, энергичные и талантливые ученые.

 

Студентам предлагаются высказывания  великих людей:

Аристотель: «Познание начинается с удивления»;

Конфуций: «Три пути ведут к знанию: путь размышления - это путь самый благородный; путь подражания - это путь самый легкий и путь опыта- это путь самый горький»;

Мольер: «Как приятно знать, что ты что- то узнал»;

Сократ: «Я знаю, что я ничего не знаю».

Предлагается выбрать для себя одно из высказываний в качестве девиза прошедшего урока.

 Спасибо за урок. До свидания. Желаю удачи! Удачи в изучении биологии!

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

В ходе работы над проектом я больше узнала о жизни ученого – Грегора Менделя, этот выдающийся ученый положил начало одной из самых важных наук в биологии в наши дни. Он был не признан при жизни, но это мешало ему продолжать проводить опыты, а нам по праву считать его отцом генетики. Я еще раз изучила все, что было представлено в курсе 9 класса, таким образом, углубив и освежив свои знания.

Задания, подобранные по разным уровням сложности, позволяют практиковаться, как тем, кто собирается сдавать экзамен по биологии, а возможно, и связать свою дальнейшую жизнь с этим увлекательным предметом, так и простым ученикам, проходящим данную тему исключительно на уроках в ознакомительных целях.

Эти знания позволили мне более глубоко познакомиться с данным материалом, и применять его в нестандартных ситуациях. Поиск новой информации из различных печатных источников, а также в сети Интернет расширил мои знания по биологии.

Во время составления продукта, я также расширила свои знания, узнав виды методических пособий и их назначение. Выбрав наиболее подходящий под заданную тему вид, отобрала задачи, решить которые можно несколькими способами. Разработала макет и составила методическое пособие по теме: «Решение генетических задач с использованием интеллект-карт».

Таким образом, я получила удобное и наглядное методическое пособие, которым смогу пользоваться, как я, так и другие школьники при подготовке к контрольным или экзаменам, или же просто, чтобы освежить в памяти данную тему.

 

 

 

 

Список использованной литературы

Основная:

1.Биология: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования /

[Н. В. Чебышев, Г. Г. Гринева, Г. С. Гузикова и др.]; под редакцией академика Чебышева. – 9-е изд., – М.: Издательский центр «Академия», 2014. – 448 с.

2.Биология: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования/ [В. М. Константинов, А. Г. Резанов, Е. О. Фадеева; под ред. В. М.

Константинова. – 8-е изд., стер. – М. : Издательский центр «Академия»,

2014. 320 с.

3. Биология. Современный курс. 3-е изд., испр. и доп. / Под ред. А.Ф. Никитина. - СПб.: СпецЛит, 2008. - 494с

4. Биология. 10-11 классы: учеб. Для общеобразоват. организаций с прил. на электрон. носителе: базовый уровень / Л. Н. Сухорукова, В. С. Кучменко, Т. В. Иванова. – М. : Просвещение, 2014. – 127 с.

Дополнительная:

1. Беляев Д.К. Общая биология: учеб. для 10-11 кл. общеобразоват. учрежд. /Д.К.Беляев, П.М. Бородин, Н.Н. Воронцов и др. – 4-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 2004. – 304с.

2. Биология. В 2-х книгах. / Под редакцией профессора В.Н. Ярыгина. Рекомендовано Министерством образования Российской Федерации в качестве учебника для студентов медицинских специальностей. М: «Высшая школа». 2001.

3. Гребенник Л.А. Тесты по биологии: пособие для учащихся и абитуриентов /Л.А. Гребеник и др. Под ред. В.П. Иванова. – Ростов н/Д: Феникс, 2006. – 283с.

4. Козлова Т.А. Биология в таблицах. 6-11 классы: справочное пособие /авт-сост. Т.А.Козлова, В.С. Кумченко. – 7-е изд., стер. – М.: Дрофа, 2005. – 234с.

5. Мамонтов С.Г., Захаров В.Б. Общая биология. Для средних специальных учебных заведений. – М.: «Академия (совместно с ВШ)». 2001.

Интернет-ресурсы

1. Методическая служба. Электронные ресурсы по биологии

http://metodist.lbz.ru/iumk/biology/er.php

2. Мультиурок сайты учителей https://multiurok.ru/biogen/

3. Газета «Биология» издательского дома Первое сентября http://bio.1september.ru

4. Презентации по биологии http://mirbiologii.ru/

5. Вся биология – современная биология, научные обзоры, новости науки

http://www.sbio.info/

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложения.

Приложение 1

Краткое содержание темы занятия

Тема «Введение в генетику. Моногибридное скрещивание»

Введение в генетику человека

Генетика – наука о наследственности и изменчивости. Наследственностью называется свойство организмов повторять в ряду поколений сходные признаки. Сохраняются и передаются не сами признаки, а генетическая информация о признаках, закодированная в ДНК. Редупликация молекул ДНК является основой наследственности. Наследственность объясняет сохранение видов во времени и пространстве.

Изменчивость – х=явление противоположное наследственности и заключается в изменении наследственных задатков.

Возникает изменчивость под влиянием внешней среды (мутации) и в результате комбинативной изменчивости.

Новые свойства организма проявляются только благодаря изменчивости, но она лишь тогда играет роль в эволюции, когда появившиеся изменения сохраняются в последующих поколениях, т.е. наследуются.

Этапы развития генетики

I этап характеризуется изучением наследственности на уровне организмов.

Ознаменовался открытием Г. Менделем законов наследования, которые отражены в его докладе "Опыты над растительными гибридами" (1865г).

Его законы не были поняты и только в 1900г. тремя учеными: де Фриз (Голландия), Чермак (Австрия), Корренс (Германия) – были вновь переоткрыты независимо друг от друга, с этого года началось развитие генетики как науки.

II этап характеризуется изучением наследственности на клеточном уровне (цитогенетика).

1910-1911гг. Томас Морган установил, что хромосомы являются наследственным аппаратом; гены располагаются в хромосомах в линейном порядке, образуя группу сцепления. Эти положения являются основой хромосомной теории, созданной им.

III этап отражает достижения молекулярной биологии. Сформулирована теория: 1 ген – 1 фермент – 1 признак (Бидл, Татум,1948 г.). Все наши признаки определяются через синтез белков – гласит теория.

1944 год О. Эвери и др. выяснили, что ДНК отвечает за наследственность организмов.

1953 год Д. Уотсон и Ф. Крик создают структурную модель ДНК в форме двойной спирали.

1956 год А. Леван и Джо-Хин Тьо обнаружили 46 хромосом в клетках человека, что вызвало бурное развитие цитогенетики человека.

 

Элементарными единицами наследственности являются гены. Место положения гена в хромосоме называется локусом.

В соматических клетках все хромосомы парные. Гены, находящиеся в одних и тех же локусах гомологичных хромосом образуют аллель и называются аллельными. Следовательно, за один признак отвечает два гена (мать, отец).

Они могут комбинироваться самым различным образом:

 

А А Организм гомозиготный по доминантному признаку

Генотип АА

Фенотип – кареглазый

 

А а Организм гетерозиготный

Генотип Аа

Фенотип – кареглазый

а а Организм гомозиготный по рецессивному признаку

Генотип аа

Фенотип – светлоглазый

Организмы, у которых в гомологичных хромосомах одинаковые гены одного аллеля (АА, аа) называются гомозиготными, у которых разные (Аа) - гетерозиготные.

У гетерозиготных организмов чаще всего проявляется признак одного из аллельных генов.

Ген, признак которого проявляется в гетерозиготном состоя¬нии, называется доминантным геном. Ген, действие которого подавлено в гетерозиготном состоянии, называется рецессивным геном и проявляется он только в гомозиготном состоянии (аа).

Генотип - совокупность генов организма в диплоидном наборе хромосом. Генотип определяет развитие данного организма.

Фенотип - это конкретное внешнее проявление генотипа.

Гибридологический метод

Законы Г. Менделя являются основой современной генетики. Он впервые доказал, что признаки не появляются вновь, а передаются из поколения в поколение. Он впервые использовал разработанный им метод, получивший название гибридологического анализа.

Положения:

Учитывается не весь комплекс признаков у родителей и гибридов, а анализируются альтернативные (взаимоисключающие) признаки.

Проводится точный количественный учет каждого признака.

Прослеживается не только I поколение от скрещивания, но и последующие.

Скрещивание, в котором родительские особи исследуются по одной наследственно отличающийся паре признаков (желтый - зеленый), называется моногибридным, по двум – дигибридным, по многим - полигибридным.

Правило чистоты гамет

Т.к. все хромосомы в соматических клетках парные, то и генотипическую формулу по одному признаку следует записывать двумя буквами АА, Аа, аа. Причем, один ген в паре отцовский, другой - материнский.

Половые же клетки (гаметы) имеют гаплоидный набор хромосом, т.е. непарный, т.к. при образовании половых клеток в процессе мейоза гомологичные хромосомы, образующие пары, расходятся в разные гаметы:

Генотип P: Аа

Гаметы G: А; а

Это явление Мендель назвал чистотой гамет, т.е. гамета имеет только один ген из пары аллельных.

Закон единообразия I поколения

Г. Мендель взял чистолинейный горох, дающий желтые семена и скрестил его с чистолинейным горохом, дающим зеленые семена:

P AA x aa

G А; а

F1 Aa

желтые

Гибриды I поколения оказались с желтыми семенами (фенотипически единообразные). Причем, в F1 – проявился желтый цвет, следовательно, он доминантный.

При скрещивании гомозиготных особей, отличающихся друг от друга по одной паре признаков, все потомство в I поколении единообразно по фенотипу (желтые) и по генотипу (Аа).

Закон расщепления

Мендель взял гибриды I поколения и скрестил их между собой:

F1 Aа x Аa

G А, а; А, а

FAА, Аа, Аа, аа

Желтый, желтый, желтый, зеленый

При скрещивании двух гетерозиготных особей, т.е. гибридов I поколения, анализируемых по одной паре признаков в потомстве наблюдается расщепление по фенотипу 3 : 1 по генотипу 1 (АА) : 2 (Аа) : 1 (аа).

Признаки, которые наследуются по законам Менделя, называются менделирующими. Все менделирующие признаки контролируются моногенно, т.е. одним геном.

Анализирующее скрещивание

При полном доминировании гетерозиготные особи (Аа) фенотипически сходны с доминантными гомозиготами (АА). Генотип особей с доминантными признаками можно установить путем анализирующего скрещивания.

Анализирующим называется скрещивание особи с неизвестным генотипом (АА или Аа), имеющий доминантный фенотип, с рецессивной гомозиготой (аа) с целью установить по расщеплению признаков в потомстве генотип анализируемой особи.

Если в анализирующем скрещивании все потомство обладает доминантными признаками, то анализируемая особь образует гаметы, несущие только доминантные аллели, и является гомозиготной(АА):

Р ♀ АА х ♂ аа

G А; а

F1 Аа, аа

1 : 1

Если же в потомстве наблюдается расщепление по фенотипу в отношении 1:1, то анализируемая особь образует два типа гамет (А и а) и является гетерозиготной (Аа):

Р ♀ Аа х ♂ аа

G А, а; а

F1 Аа, аа

1 : 1


 

 



 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 2.

Генетическое лото

У вас на столах есть карточки  2 –х видов: на одних написаны термины, на других – формулировка терминов. Вы должны правильно составить пары, т.е. найти соответствие.   После выполнения задания группами – проверка.

1.Участок молекулы ДНК, отвечающий за один признак.

А. Генотип

 

2.Участок хромосомы, в котором расположен ген.

Б.Фенотип

3.Гены, расположенные в одних и тех же локусах гомологичных хромосом, контролирующие разви­тие альтернативного признака.

В. Наследственность

4.Совокупность наследственных (внутренних) признаков организма.

Г. Ген

 

2.                 5.Зигота (особь), имеющая одинаковые аллели данного гена и не дающая в потомстве расщепление по данному признаку.

Д. Аллельные гены

6.Зигота (особь), имеющая два разных аллеля по данному гену.

Е. Доминирование

7.Совокупность признаков и свойств, проявляющихся при взаимодействии генотипа и среды.

Ж. Локус

 

8.Явление преобладания признака

З. Гетерозигота

9.Противоположный доминантному, внешне исчезающий признак

И.Гомозигота

10.Свойство организмов передавать свои признаки и особенности развития следующим поколениям

К. Рецессивный

 

 

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 3.

Рабочий лист

 Генетические термины

 1.Наука о наследственности и изменчивости организмов –___________________.

 2. Свойства организмов передавать наследственные признаки от родителей к потомству -__________________________.

 3. Свойства организмов приобретать новые признаки в процессе онтогенеза - _______________________.

 4.Участок молекулы ДНК, отвечающий за первичную структуру белка – ______.

5. Совокупность генов организма –___________________.

6. Совокупность внешних и внутренних признаков организма –______________. 7.Система скрещиваний (гибридизация) в ряду поколений, дающая возможность анализировать наследование отдельных свойств и признаков организмов - ______________________ метод.

 8. Потомство от скрещивания двух особей с различными наследственными признаками называют _______________ , а отдельную особь –______________. 9. Организмы, которые из поколения в поколение дают один и тот же признак - ______________________________.

10. Скрещивание двух организмов отличающихся друг от друга по одной паре альтернативных признаков -_________________________.

11. Контрастные, взаимоисключающие признаки - _________________________. 12.Гены, отвечающие за развитие одного признака, называют _______________. 13.Если в организме два одинаковых аллельных гена, то такие организмы называют __________________________, если же аллельные гены разные, то – _________________________.

14. Признак, проявляемый у гибридов - ________________________, а подавляемый _____________________.

 Генетическая символика

 Родители (от латинского «парента» — родители) - ________ «Зеркало Венеры» — женская особь - _________ «Щит и копье Марса» — мужская особь - ________ Скрещивание - ________ . Потомство от лат. «филие» - ________. Гибриды первого поколения - _______ , гибриды второго поколения - ________ Гомозиготы -____________. Гетерозиготы - ________ Доминантные гены обозначаются буквами - _______________ Рецессивные гены обозначаются буквами _______________

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 4.

Работы Г. Менделя и их значение

Честь открытия основных закономерностей наследования признаков, наблюдающихся при гибридизации, принадлежит Грегору (Иоганну) Менделю (1822–1884) – выдающемуся австрийскому естествоиспытателю, настоятелю августинского монастыря Св.Фомы в г. Брюнне (ныне г. Брно в Чехии).

Главной заслугой Г. Менделя является то, что для описания характера расщепления он впервые применил количественные методы, основанные на точном подсчете большого числа потомков с контрастирующими вариантами признаков. Г. Мендель выдвинул и экспериментально обосновал гипотезу о наследственной передаче наследственных факторов. В его работах, выполнявшихся в период с 1856 по 1863 г., были раскрыты основы законов наследственности. Результаты своих наблюдений Г. Мендель изложил в брошюре «Опыты над растительными гибридами» (1865).

Мендель следующим образом формулировал задачу своего исследова­ния. «До сих пор,– отмечал он во «Вступительных замечаниях» к своей работе,– не удалось установить всеобщего закона образования и развития гибридов… Окончательное решение этого вопроса может быть достигнуто только тогда, когда будут произведены детальные опыты в различнейших растительных семействах. Кто пересмотрит работы в этой области, тот убедится, что среди многочисленных опытов ни один не был произведен в том объеме и таким образом, чтобы можно было определить число различных форм, в которых появляются потомки гибридов, с до­стоверностью распределить эти формы по отдельным поколениям и уста­новить их взаимные численные отношения».

Первое, на что Мендель обратил внимание, – это выбор объекта. Для своих исследований Мендель выбрал удобный объект – чистые линии (сорта) гороха посевного (Pisum sativum L.), различающиеся по одному или немногим признакам. Горох как модельный объект генетических исследований характеризуется следующими особенностями:

1. Это широко распространенное однолетнее растение из семейства Бобовые (Мотыльковые) с относительно коротким жизненным циклом, выращивание которого не вызывает затруднений.

2. Горох – строгий само­опылитель, что снижает вероятность заноса нежелательной по­сторонней пыльцы. Цветки у гороха мотылькового типа (с парусом, веслами и лодочкой); в то же время строение цветка гороха таково, что техника скрещивание растений относительно проста.

3. Существует множество сор­тов гороха, различающихся по одному, двум, трем и четырем наследуе­мым признакам.

Едва ли не самым существенным во всей работе было определение числа признаков, по которым должны различаться скрещиваемые расте­ния. Мендель впервые осознал, что, только начав с самого простого слу­чая – различия родителей по одному-единственному признаку – и посте­пенно усложняя задачу, можно надеяться распутать клубок фактов. Стро­гая математичность его мышления выявилась здесь с особенной силой. Именно такой подход к постановке опытов позволил Менделю четко пла­нировать дальнейшее усложнение исходных данных. Он не только точно определял, к какому этапу работы следует перейти, но и математически строго предсказывал будущий результат. В этом отношении Мендель стоял выше всех современных ему биологов, изучавших явления наследствен­ности уже в XX в.

 

КОМИТЕТ ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ И МОЛОДЕЖНОЙ

КОМИТЕТ ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ И МОЛОДЕЖНОЙ

Краткая аннотация урока: Девиз урока:

Краткая аннотация урока: Девиз урока:

Содержание 1. Аннотация……………………………………………………………………

Содержание 1. Аннотация……………………………………………………………………

Введение. На уроках биологии мы впервые столкнулись с такой темой, как «Генетика»

Введение. На уроках биологии мы впервые столкнулись с такой темой, как «Генетика»

Основная часть. Цели занятия :

Основная часть. Цели занятия :

Развитие познавательных способностей и активности студентов, творческой инициативы, самостоятельности, ответственности и организованности; ·

Развитие познавательных способностей и активности студентов, творческой инициативы, самостоятельности, ответственности и организованности; ·

Общими компетенциями(ОК):

Общими компетенциями(ОК):

Технология проведения занятия (хронокарта) № п/п

Технология проведения занятия (хронокарта) № п/п

Постановка учебных целей и мотивация занятия

Постановка учебных целей и мотивация занятия

План изложения теоретического материала: -

План изложения теоретического материала: -

Менделирующие признаки человека

Менделирующие признаки человека

Слайд «Менделирующие признаки человека»

Слайд «Менделирующие признаки человека»

III Заключительный этап (20мин) 1

III Заключительный этап (20мин) 1

Сколько генов отвечает за развитие одного признака? -

Сколько генов отвечает за развитие одного признака? -

Материалы контроля для заключительного этапа:

Материалы контроля для заключительного этапа:

Гомозиготные, гетерозиготные и гемизиготные организмы

Гомозиготные, гетерозиготные и гемизиготные организмы

Закономерности наследования признаков, выделенные

Закономерности наследования признаков, выделенные

Мы видим, что в первом поколении проявилось единообразие

Мы видим, что в первом поколении проявилось единообразие

Это было названо правилом «чистоты гамет»: при образовании половых клеток в каждую гаметы попадает только один ген из аллельной пары

Это было названо правилом «чистоты гамет»: при образовании половых клеток в каждую гаметы попадает только один ген из аллельной пары

Какие типы гамет образуют растения, имеющие генотипы: а)

Какие типы гамет образуют растения, имеющие генотипы: а)

И на сегодняшнем уроке по теме: мы постарались ответить на часть из них

И на сегодняшнем уроке по теме: мы постарались ответить на часть из них

Заключение В ходе работы над проектом я больше узнала о жизни ученого –

Заключение В ходе работы над проектом я больше узнала о жизни ученого –

Список использованной литературы

Список использованной литературы

Мамонтов С.Г., Захаров В.Б. Общая биология

Мамонтов С.Г., Захаров В.Б. Общая биология

Приложения. Приложение 1 Краткое содержание темы занятия

Приложения. Приложение 1 Краткое содержание темы занятия

II этап характеризуется изучением наследственности на клеточном уровне (цитогенетика)

II этап характеризуется изучением наследственности на клеточном уровне (цитогенетика)

А а Организм гетерозиготный

А а Организм гетерозиготный

Прослеживается не только I поколение от скрещивания, но и последующие

Прослеживается не только I поколение от скрещивания, но и последующие

При скрещивании гомозиготных особей, отличающихся друг от друга по одной паре признаков, все потомство в

При скрещивании гомозиготных особей, отличающихся друг от друга по одной паре признаков, все потомство в

G А; а F 1 Аа, аа 1 : 1

G А; а F 1 Аа, аа 1 : 1

Приложение 2. Генетическое лото

Приложение 2. Генетическое лото

Приложение 3. Рабочий лист

Приложение 3. Рабочий лист

Признак, проявляемый у гибридов - ________________________, а подавляемый _____________________

Признак, проявляемый у гибридов - ________________________, а подавляемый _____________________

Приложение 4. Работы Г. Менделя и их значение

Приложение 4. Работы Г. Менделя и их значение

Это широко распространенное однолетнее растение из семейства

Это широко распространенное однолетнее растение из семейства
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
20.04.2022