Для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья:
Организуется предоставление общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в государственных и муниципальных образовательных организациях по адаптированным основным общеобразовательным программам;
Создаются необходимые условия для коррекции нарушений развития и социальной адаптации, оказания ранней коррекционной помощи на основе специальных педагогических подходов, а также социального развития этих лиц, в том числе посредством организации инклюзивногообразования.
Цель дошкольной организации Цель школьной организации
Восстановление социального статуса, формирование устойчивой к травмирующим ситуациям личности, способной успешно интегрироваться в общество.
Восстановление социального статуса, формирование устойчивой к травмирующим ситуациям личности, способной успешно интегрироваться в общество.
Педагогические мероприятия с максимальной дифференциацией учреждений в зависимости от нозологии, задач трудовой и социальной адаптации.
Принципы Дошкольной и школьной организации
1.Гуманистической направленности социально-реабилитационного процесса. (Ценность личности человека).
2.Принцип единства диагностики и коррекции. (целостность оказания помощи в условиях соц-реаб.процесса).
3.Принцип нормативности развития ребенка. (последовательность сменяющих друг друга возрастных этапов в онтогенезе).
4.Принцип опоры на ведущую деятельность. (должен соответствовать ведущей деятельности, характерной для каждого возрастного этапа и психологическим возможностям, и ограничениям.
5.Принцип обучения деятельности. (овладение детьми различные виды деятельности. От простого к сложному).
6.Принцип развития. (условия для реализации не только свой интеллект, способности, активность, а, прежде всего, личность).
7.Принцип овладения культурой. (осваивает нормативные способы действий в окружающем мире и социальной среде).
8.Принцип опоры на положительные и сильные стороны личности ребенка.
9.Принцип психологической комфортности. (создание в социально-реабилитационном процессе доверительной, раскованной, стимулирующей активность ребенка атмосферы, с опорой на внутренние мотивы, мотивацию успешности.
Этапы дошкольной и школьной организации
Адаптационно-диагностический (выявление реабилитационного пространства у ребенка):
-определение реабилитационного потенциала;
-выбор оптимальных режимов коррекционно-воспитательной работы.
Коррекционный (осуществление комплексной реабилитации ребенка):
-организация и проведение психолого-педагогической, социально-медицинской и социальной реабилитации;
-обучение родителей основам реабилитации.
Интеграционный (определение путей интеграции ребенка в общество):
-оказание практической помощи в определении ребенка;
-подведение итогов реабилитации;
-выдача рекомендаций по реабилитации в домашних условиях.
Направление дошкольной организации
1.Организаторская деятельность.
А) Подготовительный аспект.
Деятельность, связанную с проектированием, планированием процесса социальной реабилитации, определением его содержания, целей и задач, условий, содержания и форм проведения коррекционных и развивающих занятий.
Б) Организационный аспект.
Педагогическое требование, задаются формы и деятельности и которые направлено на формирование у детей стремления к достижению цели реабилитации определенными средствами и способами.
2.Диагностика психического и личностного развития ребенка.
Цель-выяснение с помощью психодиагностических средств сущности индивидуально-психологических особенностей личности с целью оценки ее актуального состояния, прогноза дальнейшего развития и разработки рекомендаций, определяемых задачей обследования.
3.Развивающая и коррекционная деятельность.
А) Развивающая работа.
Реализация осуществляется путем включения ребенка в различные формы общения и деятельности.
Б) Психокоррекционная работа.
Решение конкретных проблем, связанных с вторичными нарушениями в развитии ребенка.
4.Просвещение и консультирование детей и подростков, родителей и сотрудников, участвующих в обсуждении детей с ограниченными возможностями.
А) Психолого-педагогическое просвещение.
Приобретение детьми определенных знаний и навыков, которые призваны помочь их успешно взаимодействовать с другими людьми, повысить мотивацию, активность.
Б) Консультирование.
Для детей школьного возраста, родителей и сотрудников.
5.Деятельность по охране здоровья и безопасной жизнедеятельности.
А) Охрана здоровья ребенка.
Осознание ребенка что результат выздоровления и развития находятся в зависимости от питания, состояние окружающей среды, наличия вредных привычек, психогигиенического навыков, физической тренированности организма.
Б) Оздоровительная работа
Развитие и укрепление физических сил и возможностей ребенка.
6.Социально-диспетчерская деятельность.
Получение детьми, родителями от специалиста по социальной реабилитации социальной и психологической помощи.
Направление школьной организации
1.Обучение и воспитание детей с недостатками умственного развития, физическими дефектами, нарушениями речи, слуха и зрения по специальным программам и учебным планам.
2.Профессионально-трудовое обучение и профессиональную ориентацию, направленную на подготовку к овладению специальностями, доступными для лиц этой категории.
3.Коррекция недостатков умственного и физического развития в процессе обучения, воспитательной работы, специальных занятий по исправлению дефектов общего и речевого развития, а также лечебно-профилактических мероприятий.
4.Дозированное учебно-воспитательные воздействие соответственно индивидуальным особенностям конкретного ученика.
5.Осуществление коррекции нарушений ориентировки в пространстве.
6.Знакомство с правилами ортопедического режима и строго следить за их выполнением.
7.Формирование навыков правильного пользования протезно-ортопедическими изделиями.
8.Выполнение назначений врачей.
9.Учитывать и контролировать особенности отношения ребенка к своему состоянию.
Работающие в специальных учреждениях врачи и педагоги-дефектологи выполняют сложные и ответственные задачи. Успех лечебно-воспитательных мероприятий во многом зависит от совместной работы специалистов с родителями и родственниками ребенка с ОВЗ.
Врач – педагог – родители и родственники ребенка с овз
Врач и педагог-дефектолог должны объяснить родителям или родственникам, что они могут проводить в домашних условиях те или иные лечебные и педагогические мероприятия. В домашних условиях можно делать массаж, лечебную физкультуру, проводить специальные логопедические и другие виды занятий.
Родителей или родственников ребенка с ОВЗ необходимо обучить проведению соответствующих лечебно-коррекционных мероприятий. Надо убедить родителей в том, что и в домашних условиях должно продолжаться преодоление имеющих у ребенка нарушений.
Список использованных источников
1. Акатова, Л.И. Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья. Психологические основы: Учеб.пособие для студ.высш.учеб.заведений. Москва.: ВЛАДОС, 2003. 368с.
2. Бадалян, Л.О. Невропатология. Учеб.для студ.высш.учеб.заведений/Л.О.Бадалян. 8-е изд.,стер. Москва.: Академия, 2013. 400с.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.