Система взаимоотношений педагогов и родителей дошкольников
Оценка 4.9

Система взаимоотношений педагогов и родителей дошкольников

Оценка 4.9
doc
10.03.2022
Система взаимоотношений педагогов и родителей дошкольников
стстема взаимоотношений педагогов и родителей.doc

 

Педагог и родители: система взаимоотношений.

Психолого – педагогические правила и способы установления контактов с семьей.

 

    Среди многочисленных условий и факторов, влияющих на развитие и воспитание ребенка, по праву ведущим считается семья. Она является той единственной средой жизни и развития ребенка, в которой закладываются основы личности. Какую бы сторону развития ребенка мы не взяли, всегда окажется, что решающую роль на том или ином возрастном этапе играет семья.

   Работа с семьей – важное направление деятельности педагогического коллектива нашего учреждения, обеспечивающее рост качества воспитательно-образовательной деятельности.

Формы работы с родителями разнообразны:

индивидуальные: посещение семей воспитанников на дому, беседы с родителями в центре, дни консультаций родителей;

групповые: взаимная работа специалистов с родителями в Сетевых встречах; коллективные родительские собрания, родительские конференции по обмену опытом воспитания, консультации, вечера вопросов и ответов и т.д.

   Содержание всех форм работы учреждения с семьей заключается в организации активного воспитательного их взаимодействия, направленного на всестороннее развитие подрастающего поколения. 

         В качестве основных принципов деятельности педагога выступают:

- принцип индивидуального подхода к личности на основе безоговорочного признания ее уникальности и ценности;

- принцип профессионального взаимодействия педагога со взрослыми, имеющими отношение к ребенку.

         Задача индивидуального подхода – наиболее полное выявление индивидуальных способов развития, возможностей личности, укрепление ее собственной активности, раскрытие ее неповторимости.

         Задача педагога заключается в том, чтобы найти индивидуальные, специфические для воспитанника способы оптимального развития его интересов, способностей, его личности в целом, возможностей его самовоспитания и самоорганизации, и на этой основе определение программы дальнейшей работы с ним.

         Задача профессионального взаимодействия педагога с родителями воспитанников  – обеспечить педагогически целесообразные условия для развития личности.

  Система работы руководства учреждения, педагогов с семьей складывается годами путем отбора самых рациональных форм и методов и должна отвечать ряду требований, таких как:

целенаправленность деятельности всего педагогического коллектива;

повышение профессиональной квалификации, педагогической культуры;

выработка единых требований педколлектива к работе классного руководителя и учителя с родителями;

формирование действенной общественной родительской организации.

   Прежде чем перейти к характеристике основных форм индивидуальной работы педагогов с родителями воспитанников, необходимо остановиться на выявлении некоторых психолого-педагогических правил их взаимодействия и способах установления контактов с семьей.

   С. В. Астахова отмечает следующие правила установления контактов с семьей школьника:

Первое правило. В основе работы учреждения и педагога с семьей должны быть действия и мероприятия, направленные на укрепление и повышение авторитета родителей. Единственно правильная норма взаимоотношений педагога и родителей – взаимное уважение. Тогда и формой контроля становятся обмен опытом, совет и совместное обсуждение, единое решение, удовлетворяющее обе стороны. Ценность таких отношений в том, что они развивают и у педагогов, и у родителей чувство ответственности, требовательности, гражданского долга.

Второе правило. Доверие к воспитательным возможностям родителей, повышение уровня их педагогической культуры и активности в воспитании. Психологически родители готовы поддержать все требования, дела и начинания учреждения. Даже те родители, которые не имеют педагогической подготовки и высокого образования, с глубоким пониманием и ответственностью относятся к воспитанию детей.

Третье правило. Педагогический такт, недопустимость неосторожного вмешательства в жизнь семьи. Педагог – лицо официальное, но по роду своей деятельности он должен касаться интимных сторон жизни семьи. Хороший педагог в семье не чужой, в поисках помощи родители ему доверяют сокровенное, советуются. Какой бы ни была семья, какими бы воспитателями ни были родители, педагог должен быть всегда тактичным, доброжелательным. Все знания о семье он должен обращать на утверждение добра, помощи родителям в воспитании.

         Четвертое правило. Жизнеутверждающий, мажорный настрой в решении проблем воспитания, опора на положительные качества ребенка, на сильные стороны семейного воспитания, ориентация на успешное развитие личности. Формирование характера воспитанника не обходится без трудностей, противоречий и неожиданностей. Известно, что существуют десятки способов решения педагогической задачи, но только один из них является верным в данных конкретных условиях. И поэтому должен быть взгляд на педагогику как на науку об общих законах эффективного воздействия на личность, а не как на рецептурный указатель.

   Итак, установление контактов с родителями, с семьей воспитанника – первостепенная задача в работе педагога.

   Индивидуальная работа с родителями разнообразна. Индивидуальное общение, если оно продумано учителем, как правило, результативно. Преимуществом индивидуальной работы является то, что, находясь наедине с психологом, родители откровеннее рассказывают ему о своих проблемах, затруднениях, радостях и т.д.

   В педагогической литературе различными авторами называются следующие формы - индивидуальной работы с родителями:

- посещение семьи на дому;

- анкетирование или тестирование;

- беседа;

- консультации, в процессе которых родители получают ответы на интересующие их вопросы;

- индивидуальные приглашения родителей для участия на родительских собраниях, для проведения бесед и т.д.;

- привлечение родителей к выполнению разовых поручений;

- индивидуальная работа с родителями воспитанников, имеющих проблемы в учебе, пропуски занятий по уважительным или неуважительным причинам;

индивидуальная коррекционная работа с детьми и др.

Рассмотрим их подробнее.

         Одной из форм установления контактов с семьей является посещение семьи воспитанника. 

   К посещению нужно готовиться. Эта подготовка заключается в определении самого интересного, положительного в детях. Но это ценное нужно осмыслить и оценить так, чтобы похвала прозвучала психологически тонко и педагогически правильно.

При посещении семьи происходит зна­комство с условиями жизни ребенка. Педагог беседует с родите­лями о его характере, интересах и склонностях, об отношении к родителям, к школе, информирует родителей об успехах их ре­бенка, дает советы по организации выполнения домашних зада­ний и т.д.

Анкетирование и тестирование проводится с целью выяснения:

- состава семьи, семейных традиций, характера работы каждого члена семьи, кто из членов семьи оказывает большее влияние на ребенка;

- наличия рабочего уголка учащегося, его интересов, склонностей и увлечений;

- отношений с братьями и сестрами, общего культурного уровня семьи, стиля отношений в ней, степени участия родителей в воспитании детей;

- поиска путей сотрудничества семьи и учреждения, конкретной помощи.

Беседа в воспитательном арсенале педагога имеет огромное значение. Беседу лучше всего использовать в целях предупреждения конфликтных ситуаций, для налаживания взаимоотношений между родителями и детьми, между отдельными педагогами и семьей. Использовать беседу в работе с родителями необходимо и для того, чтобы наладить доверительную атмосферу, выявить трудные точки соприкосновения в конфликтных ситуациях. Результаты беседы не должны становиться гласными, если кто-то из участников беседы этого не хочет. В беседе педагог должен больше слушать и слышать, а не увлекаться назидательными советами.

   По мнению И. М. Марковской, беседа с родителями, с одной стороны,  дает возможность последним найти правильный подход к детям, а с другой – способствует более эффективной работе специалиста, ведь часто разговор с родителями помогает найти правильный подход к ребенку, так как близкие хорошо знают своего ребенка и могут многое подсказать.

   Родительские тренинги. Это активная форма работы с родителями, которые хотят изменить свое взаимодействие с собственным ребенком, сделать его более открытым и доверительным. В родительских тренингах должны участвовать оба родителя. От этого эффективность тренинга возрастает, и результаты не заставляют себя ждать. Тренинг проводится с группой, состоящей из 12-15 человек. Родительские тренинги будут успешными, если все родители будут активно в них участвовать и регулярно их посещать. Чтобы тренинг был результативен, он должен включить в себя 5-8 занятий.

Родительский тренинг проводится, как правило, психологом школы, который дает возможность родителям на время ощутить себя ребенком, пережить эмоционально еще раз детские впечатления.

   С большим интересом родители выполняют такие тренинговые задания, как «детские гримасы», «любимая игрушка», «мой сказочный образ», «детские игры», «воспоминания детства», «фильм о моей семье».

   Очень значимым направлением деятельности педагога с семьёй воспитанника является коррекционная работа. Главным назначением коррекционной работы является оказание родителям психолого-педагогической помощи и поддержки в решении проблемных ситуаций семейного воспитания. К таким проблемным ситуациям можно отнести кризисы адаптации к школьному обучению, раннее половое созревание детей, нестабильность положения ребенка в семье, потеря родителей или близких людей, развод родителей.

        В коррекции специалиста вне меньшей степени нуждаются и неблагополучные семьи, а также семьи, где ребенка воспитывает один из супругов или бабушка с дедушкой.

Актуальным остается взаимодействие учреждения и семьи в решении проблемы преодоления неуспеваемости детей. Ведь учеба – главный труд учащегося. Совместное обсуждение проблемы позволяет установить истинные причины неуспеваемости учащихся. Но к вопросам, связанным с успеваемостью и посещаемостью, нужно подходить предельно тщательно и осторожно. В арсенал педагога могут быть включены памятки родителям: «Как обеспечить учащимся успех в учебной деятельности», «Рекомендации преподавателей, работающих в группе», «Советы и рекомендации психолога», «Диагностика причин слабой успеваемости», информация о которой сообщается родителям в индивидуальном порядке или в обобщенной форме.

  Итак, индивидуальным формам работы принадлежит ведущая роль в работе с родителями. Преимуществом индивидуальной работы является то, что, находясь наедине с психологом, родители откровеннее рассказывают ему о своих проблемах, затруднениях, радостях и т.д.

  Формы индивидуальной работы разнообразны: посещение семьи ребенка; анкетирование или тестирование; беседа; консультации, в процессе которых родители получают ответы на интересующие их вопросы; индивидуальные приглашения родителей для участия в родительских собраниях, для проведения бесед и т.д.;   привлечение семей к планированию и проведению учебно-воспитательного процесса; обсуждение с родителями состояния дел ребенка; индивидуальная работа с родителями детей , имеющих проблемы в учебе, пропуски занятий по уважительным или неуважительным причинам; выражение благодарности родителям за воспитание детей, успешно обучающихся и активно участвовавших в жизни учреждения; родительские тренинги; индивидуальная коррекционная работа с одаренными детьми и др.

    В основе эффективного сотруднического взаимодействия семьи и педагога должны лежать принципы взаимного доверия и уважения, поддержки и помощи, терпения и терпимости по отношению друг к другу.

 

 

 

 


Педагог и родители: система взаимоотношений

Педагог и родители: система взаимоотношений

Первое правило. В основе работы учреждения и педагога с семьей должны быть действия и мероприятия, направленные на укрепление и повышение авторитета родителей

Первое правило. В основе работы учреждения и педагога с семьей должны быть действия и мероприятия, направленные на укрепление и повышение авторитета родителей

При посещении семьи происходит зна­комство с условиями жизни ребенка

При посещении семьи происходит зна­комство с условиями жизни ребенка

Рекомендации преподавателей, работающих в группе», «Советы и рекомендации психолога», «Диагностика причин слабой успеваемости», информация о которой сообщается родителям в индивидуальном порядке или в обобщенной форме

Рекомендации преподавателей, работающих в группе», «Советы и рекомендации психолога», «Диагностика причин слабой успеваемости», информация о которой сообщается родителям в индивидуальном порядке или в обобщенной форме
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
10.03.2022