Ф.И.О. |
Пономарева Светлана Леонидовна |
Название представляемой работы |
Английский язык в системе Л.В. Занкова |
Место работы, должность |
МОУ СОШ № 59, учитель английского языка.
|
Педагогический стаж, стаж работы по системе Л.В. Занкова |
Педагогический стаж - 17 лет, 5 лет. |
Учебники, по которым велась работа (название, автор, год выпуска). |
Spotlight 2, Starlight 3 (В. Эванс Д. Дули Ю. Ваулина |
Адрес электронной почты |
Sarschool59@mail.ru
|
Интерес к учению появляется
только тогда, когда есть вдохновение,
рождающееся от успеха.
В. А. Сухомлинский
Система начального обучения академика Л. В. Занкова нацелена на общее развитие всех учащихся. Для занковской системы обучения характерно более широкое содержание образования. Оно достигается за счет включения в учебный план новых предметов.
Современные политико- экономические условия нашей страны требуют от подрастающего поколения владения иностранным языком на высоком уровне.
Почему возникла необходимость ввести иностранный язык в учебный план начальной школы? Готовы ли дети, только что научившиеся читать и писать на родном, русском языке, изучать иностранный?
Этот вопрос изучается давно. Признано, что ранний возраст предпочтителен для занятий иностранным языком.
В новой модернизированной школе иностранный язык предлагается изучать со 2 класса. Это является признанием объективно существующего социального интереса к изучению иностранных языков и подтверждением важности предмета для реализации перспективных задач развития личности, таких как рост среднего уровня образованности, повышения требований к общей культуре.
Каковы же преимущества систематического обучения детей иностранному языку в младшем школьном возрасте:
1. Изучение иностранных языков в данном возрасте полезно всем детям, независимо от их стартовых способностей, поскольку они оказывают:
- бесспорное положительное влияние на развитие психических функций ребенка- памяти, внимания, мышления, восприятия, воображения и др.
- стимулирующее влияние на общие речевые способности ребенка, которое положительно сказывается также и на владении родным языком.
2. Раннее обучение иностранным языкам дает большой практический эффект в качестве владения первым иностранным языком, создавая базу для продолжения его изучения в основной школе, а также открывает возможности для обучения второму иностранному языку.
3. Неоспорима воспитательная и информативная ценность раннего обучения иностранным языкам, которая проявляется в более раннем вхождении ребенка в общечеловеческую культуру через общение на новом для него языке. При этом постоянное обращение к опыту ребенка, учет его менталитета, способа восприятия им действительности, позволяют детям лучше осознать явления собственной национальной культуры в сравнении с культурой стран изучаемого языка.
4. Введение иностранного языка в число предметов, изучаемых в начальной школе, расширяет спектр гуманитарных предметов, изучаемых на данном этапе, и делает начальное образование более радостным, притягательным для детей.
За последние десятилетия в отечественной практике накоплен значительный опыт по обучению детей младшего школьного возраста. Выполняя заказ общества авторы выпустили большое количество учебников по английскому языку. Одним из лучших являются учебники “Spotlight”,Starlight авторов Вирджинии Эванс, Джени Дули. Серия этих учебников обеспечивает преемственность начальной и основной средней школы. Этот учебно-методический комплект рекомендуется для работы в классах, обучающихся по системе академика Л. В. Занкова.
Учащиеся начальной школы характеризуются большой восприимчивостью к изучению языков, Что позволяет им овладевать основами общения на новом для них языке с меньшими для них затратами времени и усилий по сравнению с учащимися других возрастных групп. У детей данного возраста хорошо развита долговременная память, они способны запоминать материал большими частями, блоками. Изучение английского языка способствует развитию речевых способностей младших школьников, что положительно влияет на развитие речи учащихся на родном языке, в частности, умении слушать партнера и моделировать собственную интонацию в зависимости от цели высказывания (утверждение, вопрос, отрицание), планировать элементарное монологическое высказывание. Изучение английского языка позволяет расширить словарный запас младшего школьника на родном языке за счет так называемых “интернациональных слов” и т. д.
Одним из приоритетов начального образования признается развитие личностных качеств и способностей ребенка в процессе приобретения им опыта разнообразной деятельности: учебно-познавательной, практической, социальной. Курс “Spotlight” и “Starlight” содержит как коммуникативные задания, которые обеспечивают приобретение учащимися опыта практического применения английского языка в различно социально- ролевом и ситуативном контексте, так и задания учебно-познавательного характера. Деятельностный характер предмета иностранный язык позволяет сочетать речевую деятельность на английском языке с другими видами деятельности (игровой, познавательной, художественной и др.), формирует общеучебные умения и навыки.
Изучение иностранного языка хорошо влияет на изучение русского языка, т. к. совершенствуется фонематический слух, развивается речь, мышление, произвольное внимание и память, совершенствуется диалогическая и монологическая речь, развиваются творческие способности детей, их фантазии.
На уроках иностранного языка ребенок учится социальному взаимодействию; т. е. учится играть, работать вместе, находить и устанавливать контакт с партнером, адекватно реагировать на его желания, высказывания и т. п., также развиваются мотивационно- волевые качества ребенка: умение преодолевать трудности на пути к поставленной цели, умение правильно оценивать результаты собственных действий и действий своего товарища, правильно реагировать на замечания и оценки преподавателя, учиться соотносить свои желания и поступки с желаниями и поступками одноклассников.
На начальной ступени обучения происходит интенсивное накопление языковых средств, необходимых для решения широкого круга коммуникативных задач. Существенное влияние на эффективность процесса обучения оказывают динамика накопления языковых средств, последовательность и интенсивность их введения.
При изучении иностранного языка дети приобщаются к новому социальному опыту за счет проигрывания различных ролей в игровых ситуациях, типичных для семейного, бытового, учебного общения.
Со 2 по 4 класс учащиеся изучают следующие темы:
Я и моя семья.
Мир моих увлечений.
Я и мои друзья.
Совместные занятия.
Моя школа.
Мир вокруг меня.
Страна изучаемого языка.
Младшие школьники учатся вести диалог этикетного характера, диалог- расспрос, описывают картинки, фотографии, рисунки, животных, рассказывают о себе, о семье, о друге, о домашних животных о герое любимой сказки, передают содержание прочитанного, учат стихи, овладевают письменной речью (алфавит, слова, заполняют простую анкету, учатся писать поздравления, короткие личные письма)
За курс начальной школы продуктивный лексический минимум составляет не менее 500 лексических единиц. Все обучение идет быстрым темпом.
В результате обучения в начальной школе учащиеся должны уметь:
- понимать на слух речь учителя, одноклассников, основное содержание облегченных текстов с опорой на зрительную наглядность и языковую догадку
- вести этикетный диалог, элементарный диалог- расспрос в ситуациях повседневного общения в рамках отобранной тематики
- составлять краткие рассказы на изученные темы
- составлять небольшие описания предмета, картинки
- читать вслух текст, соблюдая правила произношения и основные интонационные модели
- читать про себя учебные тексты с полным пониманием и облегченные оригинальные тексты с пониманием основного содержания, пользуясь приемами ознакомительного и изучающего чтения
- писать краткое поздравление и личное письмо с (опорой на образец)
- заполнять краткую анкету о себе.
Главная задача – научить детей мыслить. На уроках ученики не стесняются выражать свои мысли, доказывать, слушать товарищей. Дети не боятся допустить ошибку в рассуждениях, они знают, что им всегда помогут. Я учу их применять в своих высказываниях такие фразы, как: «Я думаю. Я считаю (полагаю). Я советую. И т. д.
Методологическая цель урока по системе Л. В. Занкова – создание на уроке условий для проявления познавательной активности учеников. Для достижения этой цели используется много путей, основным из которых является создание проблемных ситуаций, при которых дети не получают знания в готовом виде, а самостоятельно открывают их, выступая в роли исследователя.
Развитию у школьников навыков исследовательской деятельности способствуют педагогические ситуации. Поэтому в процессе обучения целесообразно использовать такие ситуации, в которых ученик должен защитить свое мнение, приводить в его защиту аргументы, доказательства, использовать способы приобретения знаний и опыта, побуждающие школьников задавать вопросы учителю, товарищам, выяснять непонятное, углубляться в осмысление знаний. Это может быть рецензирование ответов одноклассников, когда учащиеся не только дают оценку ответа одноклассника, но и учатся высказывать собственное мнение по данной проблеме или ситуации.
При практической реализации исследовательского подхода в обучении необходимо применять разнообразные формы учебной работы. Одно из направлений – личный исследовательский проект. На начальном этапе это мини-проекты. В работе над проектами принимают все учащиеся. Они оформляют различные поздравительные открытки с надписями на языке, рисуют фамильное дерево, готовят сообщения о животных, проявляя при этом фантазию и творчество.
При переходе на среднюю ступень обучения повышается качество и объем выполненной работы. Конечно, не исключены ошибки, но от осознания того, что они создали, школьники испытывают удовлетворение и получают стимул к дальнейшему изучению языка.
Обучение иностранному языку с применением системы Л. В. Занкова приобретает личностный смысл, приводя в действие воспитательную стратегию становления индивидуальности, формирования своего «Я». При таком обучении слабые ученики не подтягиваются до уровня сильных, а раскрывают свои индивидуальные способности, независимо от того, считается он «сильным» или «слабым».
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.