Система дополнительного образования, как фактор становления социально-активной личности.docx
Система дополнительного образования учреждения СПО, как фактор становления
социальноактивной личности специалиста
Автор: Михни Т.М.
ГОУ СПО «Ноябрьский колледж
профессиональных и
информационных технологий»
ЯНАО Краткая аннотация:
Компетенции, приобретённые в процессе занятий в объединениях дополнительного
образования, позволяют будущим специалистам повысить свои профессиональные и
личные качества, расширить квалификационные возможности и подняться на новый, более
качественный уровень в становлении социальноактивной личности специалиста.
В Ноябрьском колледже профессиональных и информационных технологий создана
стройная, регулярно корректируемая система внеурочного дополнительного образования,
которая позволяет добиваться положительных результатов в социализации молодёжи,
выраженных в числе обучающихся, осознающих необходимость дополнительного
образования и успешно реализовавших свои социальные компетенции на практике. Оглавление
Введение стр. 4
Основная часть стр. 6
Заключение стр. 11
Список литературы стр. 12 Введение
Современный жизненный ритм и сложившаяся к настоящему времени социально
экономическая ситуация в стране, одним из показателей которых является укрепление
межпрофессиональных связей,
требуют от работников не только высокой
профессиональной подготовки, но и умения адаптироваться в новых социальных условиях.
Одним из условий реализации образовательной политики в России, новых
социальных требований к системе российского образования, определенных законом
Российской Федерации «Об образовании» и Национальной доктрине образования в
Российской Федерации до 2025 года является понимание того, что развивающемуся
обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые
могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя
их возможные последствия, способы к сотрудничеству, отличаются мобильностью,
динамизмом, конструктивностью, обладают развитым чувством ответственности за судьбу
страны.
В новых условиях развития общество детерминирует возрастающую роль социально
ценностной активности человека. Общество заинтересовано в направленном формировании
социальной активности личности, поскольку от этого зависит эффективное осуществление
ее социальных функций и ролей, что обеспечивает освоение и принятие индивидом
общественных ценностей и идеалов, развитие форм и способов их реализации в поведении,
в труде, образе жизни1.
В последнее время дополнительное образование в системе профессионального
образования не без оснований рассматривается как главный, ведущий фактор социального
и экономического прогресса личности. Причина такого внимания заключается в понимании
того, что наиважнейшей ценностью и основным капиталом современного общества
является человек, способный к поиску и освоению новых знаний и принятию
нестандартных решений. Сегодня молодому специалисту необходимо быстро находить
решения в сложившихся не только профессиональных, но и жизненных ситуациях, быть
готовым обучиться и быстро вникнуть в суть требований, предъявляемых профессией в
новых условиях, успешно овладеть всеми видами компетенций.
1 Норец А.И. Формирование социально активной личности студентов во внеаудиторной деятельности:
Магнитогорск, 2008. В результате изучения теоретической литературы были выдвинуты следующие
гипотезы исследования:
1. Наличие объединений дополнительного образования является непременным условием в
деятельности учреждений среднего и начального профессионального образования;
2. Студенты, получающие дополнительное образование, по окончании учебного
учреждения, легче адаптируются в самостоятельной жизни;
Целью данного исследования является поиск подтверждения выдвинутых гипотез
путём изучения опыта работы объединений дополнительного образования ГОУ СПО
«Ноябрьский колледж профессиональных и информационных технологий» ЯНАО.
Задачами исследования являются:
изучение уже имеющегося у учреждения опыта работы объединений
дополнительного образования;
вычленение наиболее эффективных методов применения навыков, полученных в
условиях дополнительного образования.
Данное исследование проводилось в три этапа с 2009 по 2011гг
Первый этап (20092010 учебный год) начальный. В этот период осуществлялись
первичные наблюдения за деятельностью объединений дополнительного образования «ГОУ
СПО «НКПиИТ» ЯНАО, была определена для исследования группа.
Второй этап (20102011 учебный год) экспериментальноаналитический.
Изучался опыт и основные направления деятельности объединений дополнительного
образования колледжа, исследовалась их популярность у учащихся первого и пятого
курсов обучения, разрабатывалась модель формирования социально активной личности
студентов и учащихся, определялись и реализовывались педагогические условия,
необходимые для успешной реализации модели.
Третий этап (сентябрьноябрь 20112012 учебного года) обобщающий. Он был
посвящен обработке, систематизации и интерпретации полученных данных; результаты
исследования предложены для внедрения в практику работы объединений дополнительного
образования учреждения. Основная часть
Возникнув одновременно с образовательным процессом, система объединений
дополнительного образования ГОУ СПО «Ноябрьский колледж профессиональных и
информационных технологий» ЯНАО к настоящему времени имеет сформированную
структуру (Приложение 1), которая год от года варьирует свои основные направления
деятельности, придерживаясь потребностей и интересов обучающихся.
К моменту начала первого этапа исследования в учреждении были заложены,
теоретическая и
наряду с деятельностью сорока трёх предметных кружков,
технологическая базы объединений дополнительного образования, осуществлялось
краткосрочное и долгосрочное планирование деятельности объединений, были разработаны
и согласованы
учебные программы, а также примерные графики проведения
мероприятий.
Шёл активный процесс взаимодействия всех формирований Ноябрьского колледжа
профессиональных и информационных технологий, направленный на воспитание
социальноактивных специалистов на ступенях начальной и средней профессиональной
подготовки.
Целями данного взаимодействия являлись создание условий для максимального
удовлетворения потребностей обучающихся в объединениях по интересам и формирование
самых разных компетенций.
Задачами:
определение специфики объединений дополнительного образования колледже;
формирование базы данных по формам работы объединений дополнительного
образования;
проведение системного анализа полученной информации и выработка собственных
методов и приёмов работы объединений, работа с партнерами;
работа с социальными педагогами и педагогамиорганизаторами колледжа по
вопросам поиска новых направлений деятельности в процессе создания сферы
дополнительного образования.
Большое внимание уделялось:
поиску средств повышения эффективности работы объединений дополнительного
образования
современных экономических условиях (повышение
колледжа в
квалификации руководителей, создание материальных баз объединений, поиск социальных
партнёров, готовых взаимодействовать без привлечения финансовых средств); созданию условий объективного формирования социальноактивных жизненных позиций,
способствующих повышению уровня самореализации молодёжи;
созданию новых ресурсов развития объединений дополнительного образования;
процессу интеграции активного образа жизни в повседневную действительность;
поиску способов сглаживания остроты общественных и социальных противоречий
(проведение профилактической работы со студентами и учащимися без перехода на
конкретные личности).
В целях формирования политики системы дополнительного образования, в
колледже ежегодно проводились анкетирования всех первокурсников для выявления
потребностей и интересов учащихся.
В 20092010 учебном году в колледже работало четырнадцать объединений
дополнительного образования (Приложение 2). В общей сложности во всех объединениях
занималось 216 человек, что составляло 19,4% от всей численности обучающихся в
колледже. Данные цифры говорят о том, что на начальном этапе исследования
дополнительное образование в стенах ГОУ СПО «НКПИиТ» ЯНАО получал почти каждый
пятый студент.
Необходимо отметить, что программами вышеперечисленных объединений
предусмотрены такие аспекты, как приобретение новых навыков и умений, осуществление
межпредметных связей, проведение тренингов на сплочение коллективов и выявление их
лидеров. Все вместе, эти условия позволяют молодёжи расширять свой кругозор,
проявлять свои, возможно скрытые, качества, учиться взаимодействовать с другими
людьми, открывают перед участниками объединений дополнительного образования новые
возможности и перспективы развития.
На данном этапе была выделена для наблюдения группа 653 (специальность
Изобразительное искусство и черчение) насчитывала 14 девушек студенток четвёртого
курса. К моменту начала проведения исследования будущие педагоги уже определились в
собственных потребностях и интересах, наметили планы на будущее, приняли решения по
поводу собственной карьеры по окончании колледжа.
В 20092010 учебном году занятость студенток данной группы в объединениях
дополнительного образования составляла 78, 6% и выглядела следующим образом:
интеллектуальный клуб «Умники» 2 чел (Сирома Александра и Здебская Вера);
клуб КВН «Гости» 1 чел (Ярина Маргарита); вокальное объединение «Созвездие» 3 чел (Гехова Фатима, Свельева Ольга и
Кириленко Диана);
объединение по интересам «Школа ведущих» 3 чел (Здебская Вера, Кутергина
Ольга и Коротина Татьяна);
спортивная секция по волейболу – 2 чел (Алиева Барият и Столярова Елена).
Свой выбор направлений деятельности студентки обосновали следующим образом:
деятельность в данном направлении развивает мои профессиональные навыки –
48,7%;
деятельность в данном направлении привлекает меня своей новизной и
актуальностью – 21,4%;
деятельность в данном направлении соответствует моим интересам – 15,7%;
деятельность в данном направлении помогает укрепить моё здоровье – 14,2%.
Анализ предпочтений обучающихся показывает, что будущие учителя ИЗО и
черчения выбрали в основном творческие направления деятельности. Это обусловлено
характером будущей профессии, поскольку учитель должен не только досконально знать
преподаваемый предмет, но и быть всесторонне развитой, творческой личностью.
На момент начала второго этапа исследования, в 20102011 учебном году к числу
формирований дополнительного образования в ГОУ СПО «НКПиИТ» ЯНАО добавилась
секция по айкидо (руководитель – О.В. Цапаев). Руководителями же остальных
объединений были произведены корректировка учебных программ и обновление списочных
составов объединений с учётом того, что старшие курсы закончили обучение в колледже, а
на смену им пришли первокурсники. В общей сложности, в объединениях дополнительного
образования колледжа занималось 20,2% учащихся и студентов.
Деятельность всех формирований по интересам строилась на принципах так
называемой «замещающей» педагогики, способствующей замене в сознании формируемого
профессионала «сомнительных ценностей» активным освоением навыков здорового образа
жизни и позитивных социальных ролей.
В целях выявления интереса к деятельности объединений дополнительного
образования у учащихся первого курса, определения конкретных примеров применения
студентами полученных в ходе кружковой работы навыков, а также вычленения наиболее
эффективных навыков, полученных в условиях дополнительного образования, в ноябре
2010 года нами была определена для исследования ещё одна группа. Группа 1031к (специальность Программное обеспечение вычислительной техники и
автоматизированных систем) насчитывала 28 человек учащихся первого курса, 23 из
которых – юноши. Данная группа была включена в исследование в связи с тем, что
обучение на преподавателей ИЗО и черчения в колледже прекращено и подобрать группу,
аналогичную первой не представлялось возможным.
Несмотря на то, что учащиеся первого курса ещё только начали обучение и
находились в состоянии адаптации к новым условиям, их занятость в объединениях
дополнительного образования колледжа составляла 46,4%:
музейный кружок «Музей истории профшколы ЯНАО» 1 чел (Тимохин Алексей);
объединение по интересам «Имидж» 1 чел (Панина Яна);
интеллектуальный клуб «Умники» 1 чел (Резванов Эдуард);
литературное объединение «Увлечённые люди» 1 чел (Никитенко Дмитрий);
спортивная секция по художественной гимнастике «Грация» 2 чел (Голяка Светлана и
Куприй Кристина);
объединение по интересам «Школа ведущих» 2 чел (Кравченко Светлана и Клыгин
Александр);
спортивная секция по волейболу – 2 чел (Рылов Александр и Соколов Роман);
спортивная секция по баскетболу1 чел (Тихонов Виталий);
спортивная секция по айкидо – 1чел (Свитнев Евгений).
Свой выбор направлений деятельности в дополнительном образовании учащиеся
первого курса пояснили следующим образом:
деятельность в данном направлении соответствует моим интересам – 47,9%;
деятельность в данном направлении привлекает меня своей новизной и
актуальностью – 32,8%;
деятельность в данном направлении помогает укрепить моё здоровье – 19,3%;
деятельность в данном направлении развивает мои профессиональные навыки –
0%.
На данном этапе исследования нами было проведено анкетирование (Приложение 3)
в группах 653 и 1031к, основной целью которого стало выявление наиболее
предпочтительных, на взгляд обучающихся, для среднего и начального профессионального
образования направлений деятельности объединений дополнительного образования.
Результатом анкетирования стали показатели, приведённые в Приложении 4. Исходя из представленных данных, можно сделать вывод, что учащиеся первого
курса пока мало задумываются над проблемой расширения собственного кругозора и о
необходимости поиска возможностей самореализации в направлениях дополнительного
образования, деятельность которых перекликается с будущей профессией. Основными
причинами, по которым ребята посещают кружки, являются личный интерес и увлечения.
Необходимость расширения спектра собственных способностей возникает у студентов
выпускных групп, перед которыми вскоре встанет вопрос трудоустройства. Студенты
пятого курса, являясь уже более профессионально сформированными людьми, видят в
дополнительном образовании массу возможностей в области получения дополнительных
знаний и умений.
Третий, обобщающий, этап исследования дал ответ на последний вопрос. На
примере группы 653, специальность ИЗО и черчение, к окончанию исследования удалось
проследить насколько выпускники могут применить знания, полученные в дополнительном
образовании, на практике. По окончании колледжа, девушки продолжили свою карьеру
следующим образом:
42,8% работают в учреждениях дошкольного образования города;
28,6% получают высшее образование по специальности в ВУЗах России;
14,3% работают в системе Управления по делам семьи и молодёжи города;
14,3% воспитывают собственных детей.
В итоге получилось, что 57,1% выпускниц группы заняты в сферах, где основное
внимание уделяется работе с детьми. Именно там девушки и могут реализовать навыки,
полученные в объединениях дополнительного образования: умение подбирать и
систематизировать литературный материал, знание основ постановки концертных номеров,
приёмы работы в команде, владение мастерством сценической речи, умение организовать и
провести мероприятие.
Закончив обучение в ГОУ СПО «НКПиИТ» ЯНАО, молодые специалисты,
благодаря имеющимся умениям, легко адаптировались к новым условиям работы. Кроме
того, в будущем, опыт педагогической работы, полученный за годы обучения, всегда
окажет им добрую услугу и станет надёжной опорой в любой сфере деятельности.
В 20112012 учебном году в системе дополнительного образования колледжа
произошли изменения. После оценки сложившейся ситуации, исходя из необходимости
расширения спектра объединений дополнительного образования, к числу уже
существующих добавились объединения, направленные на воспитание социальной активности молодёжи: объединение «КРУГ» (руководитель Г.В. Генина» и «Мир вокруг
нас» (руководитель А.В. Финюк). В рамках данных объединений ведётся работа по
формированию гражданской позиции учащихся, воспитанию толерантности, умению подать
руку помощи. Новые объединения включили в свой состав немалое количество
ребят(19,4%), относящихся к группе риска. В общей сложности, в данный период
объединениями дополнительного образования колледжа охвачены 21,7% обучающихся, что
даёт положительную динамику развития системы.
Учащиеся группы 1031к, на начало 20112012 учебного года не изменили своего
отношения к формированиям дополнительного образования. Это говорит о том, что
руководителям кружков необходимо искать новые способы привлечения молодёжи,
обновлять формы работы, адаптировать тематику занятий к современным условиям и
интересам потенциальных участников.
Заключение
В результате проведённого исследования, выдвинутые гипотезы подтвердились.
Мы выяснили, что объединения дополнительного образования помогают обучающимся
раскрыть свои скрытые способности, учат адаптироваться в социуме, дают импульс к
дальнейшему саморазвитию, и ребята, посещающие данные формирования, благодаря
полученным умениям и знаниям, легче адаптируются в окружающем мире.
Учащиеся и студенты учреждений профессионального образования играют в жизни
общества большую роль, так как они представляют собой ту социальную группу, которая
несет в себе огромные потенциальные возможности будущего. Обучение и воспитание
молодежи является важным средством ее социального развития, способом приобщения к
будущей профессиональной деятельности. В связи с этим проблема воспитания
посредством объединений
общественной активности студенческой молодежи
дополнительного образования приобретает исключительную значимость в деятельности
учреждений НПО и СПО2.
Для повышения роли объединений дополнительного образования ГОУСПО
«НКПиИТ» ЯНАО в формировании социальноактивной личности обучающихся, развития
форм молодежного досуга и формирования его посредством в социальнокультурной
жизни общества были разработаны следующие рекомендации: максимально учитывать
интересы обучающихся,
2 Ануфриев Е.А. Социальный статус и активность личности: Личность как объект и субъект социальных
отношений. М., 2009 проводить в рамках объединений мероприятия, направленные на популяризацию
деятельности, использовать в работе объединений последние достижения науки и техники,
изучать и адаптировать к собственным условиям опыт других учреждений НПО и СПО
ЯНАО и России, активнее привлекать молодёжь к формированию новых направлений
деятельности.
В качестве обобщающего вывода можно сказать, что сегодня необходимо прививать
учащимся понимание важности и необходимости собственной занятости в объединениях
дополнительного образования, создавать условия для развития всех без исключения ребят.
Молодежи необходимо помогать с формированием новых компетенций,
обеспечивающих наличие навыков устойчивого положения в обществе и на производстве.
Список литературы:
1. Актуальные психологические проблемы становления личности в современном мире:
Материалы Всероссийской научнопрактической конференции /Под ред. С.Н.
Крыгиной, Н.Н. Крыгиной, О.А. Копцевой. Магнитогорск: МаГУ, 2010.
2. Ануфриев Е.А. Социальный статус и активность личности: Личность как объект и
субъект социальных отношений. М., 2009.
3. Арефьева Г.С. Социальная активность. М.: Просвещение, 2007.
4. Бабанский Ю.К. Комплексный подход в воспитании. Избр. пед. труды. М., 1989.
560 с. Кон, И.С. Психология юношеского возраста. / И.С. Кон. — М.: Просвещение,
2007.
5. Брушлинский А.В. Психология субъекта в изменяющемся обществе. М., 2006.
6. Газман О.Л. Неклассическое воспитание: От авторитарной педагогики к педагогике
свободы.: МИРОС, 2008.
7. Гасфорд И.А. Социализация подростков в современныхусловиях.: Дис. канд. пед.
наук. М., 2006.
8. Норец А.И. Формирование социально активной личности студентов во
внеаудиторной деятельности: Магнитогорск, 2008.
Система дополнительного образования, как фактор становления социально-активной личности
Система дополнительного образования, как фактор становления социально-активной личности
Система дополнительного образования, как фактор становления социально-активной личности
Система дополнительного образования, как фактор становления социально-активной личности
Система дополнительного образования, как фактор становления социально-активной личности
Система дополнительного образования, как фактор становления социально-активной личности
Система дополнительного образования, как фактор становления социально-активной личности
Система дополнительного образования, как фактор становления социально-активной личности
Система дополнительного образования, как фактор становления социально-активной личности
Система дополнительного образования, как фактор становления социально-активной личности
Система дополнительного образования, как фактор становления социально-активной личности
Система дополнительного образования, как фактор становления социально-активной личности
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.