Система дополнительного образования, как фактор становления социально-активной личности
Оценка 4.8

Система дополнительного образования, как фактор становления социально-активной личности

Оценка 4.8
Научно-исследовательская работа
docx
воспитательная работа
Взрослым
12.04.2018
Система дополнительного образования, как фактор становления социально-активной личности
Текстовой документ
Система дополнительного образования, как фактор становления социально-активной личности.docx
Система дополнительного образования учреждения СПО, как фактор становления социально­активной личности специалиста              Автор: Михни Т.М.       ГОУ СПО «Ноябрьский колледж            профессиональных и            информационных  технологий»            ЯНАО Краткая аннотация: Компетенции, приобретённые в процессе занятий в объединениях дополнительного образования,   позволяют     будущим   специалистам   повысить   свои   профессиональные   и личные качества, расширить квалификационные возможности  и подняться на новый, более качественный  уровень в становлении социально­активной личности специалиста.  В Ноябрьском колледже профессиональных и информационных технологий создана стройная, регулярно корректируемая система внеурочного дополнительного образования, которая   позволяет   добиваться   положительных   результатов   в   социализации   молодёжи, выраженных   в   числе   обучающихся,   осознающих   необходимость   дополнительного образования и успешно реализовавших свои социальные компетенции на практике. Оглавление Введение                                                                                                                  стр. 4 Основная часть                                                                                                        стр. 6 Заключение                                                                                                              стр. 11 Список литературы                                                                                                 стр. 12 Введение Современный жизненный ритм и сложившаяся к настоящему времени социально­ экономическая ситуация в стране, одним из показателей которых является   укрепление межпрофессиональных   связей,   требуют   от   работников   не   только   высокой профессиональной подготовки, но и умения адаптироваться в новых социальных условиях. Одним   из   условий   реализации   образовательной   политики   в   России,   новых социальных   требований   к   системе   российского   образования,   определенных   законом Российской   Федерации   «Об   образовании»   и   Национальной   доктрине   образования   в Российской   Федерации   до   2025   года   является   понимание   того,   что   развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их   возможные   последствия,   способы   к   сотрудничеству,   отличаются  мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладают развитым чувством ответственности за судьбу страны. В новых условиях развития общество детерминирует возрастающую роль социально ценностной активности человека. Общество заинтересовано в направленном формировании социальной активности личности, поскольку от этого зависит эффективное осуществление ее   социальных   функций   и   ролей,   что   обеспечивает   освоение   и   принятие   индивидом общественных ценностей и идеалов, развитие форм и способов их реализации в поведении, в труде, образе жизни1. В   последнее   время   дополнительное   образование   в   системе   профессионального образования не без оснований рассматривается как главный, ведущий фактор социального и экономического прогресса личности. Причина такого внимания заключается в понимании того,   что   наиважнейшей   ценностью   и   основным   капиталом   современного   общества является   человек,   способный   к   поиску   и   освоению   новых   знаний   и   принятию нестандартных   решений.   Сегодня   молодому   специалисту   необходимо   быстро   находить решения в сложившихся не только профессиональных, но и жизненных ситуациях, быть готовым обучиться и быстро вникнуть в суть требований, предъявляемых профессией в новых условиях, успешно овладеть всеми видами компетенций. 1 Норец А.И. Формирование социально активной личности студентов во внеаудиторной деятельности:   ­Магнитогорск, 2008. В результате изучения теоретической литературы были выдвинуты следующие  гипотезы исследования: 1. Наличие объединений дополнительного образования является непременным условием в  деятельности учреждений среднего и начального профессионального образования; 2. Студенты, получающие дополнительное образование, по окончании учебного  учреждения,  легче адаптируются в самостоятельной жизни; Целью данного исследования является поиск подтверждения выдвинутых гипотез путём   изучения   опыта   работы   объединений   дополнительного   образования   ГОУ   СПО «Ноябрьский колледж профессиональных и информационных технологий» ЯНАО. Задачами исследования являются: ­   изучение   уже   имеющегося   у   учреждения   опыта   работы   объединений дополнительного образования; ­ вычленение наиболее эффективных методов применения навыков, полученных в условиях дополнительного образования. Данное исследование проводилось в три этапа с 2009 по 2011гг  Первый этап (2009­2010 учебный год) ­ начальный. В этот период осуществлялись первичные наблюдения за деятельностью объединений дополнительного образования «ГОУ СПО «НКПиИТ» ЯНАО, была определена для исследования группа.   Второй   этап  (2010­2011   учебный   год)   ­   экспериментально­аналитический. Изучался   опыт       и   основные   направления   деятельности   объединений   дополнительного образования   колледжа,   исследовалась   их   популярность   у   учащихся   первого   и   пятого курсов   обучения,   разрабатывалась   модель   формирования   социально   активной   личности студентов   и   учащихся,   определялись   и   реализовывались   педагогические   условия, необходимые для успешной реализации модели.  Третий этап  (сентябрь­ноябрь 2011­2012 учебного года) ­ обобщающий. Он был посвящен   обработке,   систематизации   и   интерпретации   полученных   данных;   результаты исследования предложены для внедрения в практику работы объединений дополнительного образования учреждения. Основная часть  Возникнув   одновременно   с   образовательным   процессом,   система   объединений дополнительного   образования   ГОУ   СПО   «Ноябрьский   колледж   профессиональных   и информационных   технологий»   ЯНАО   к   настоящему   времени   имеет   сформированную структуру (Приложение 1), которая год от года варьирует свои основные направления деятельности, придерживаясь потребностей и интересов обучающихся.  К   моменту   начала   первого   этапа   исследования   в   учреждении     были   заложены,   теоретическая   и наряду   с   деятельностью   сорока   трёх   предметных   кружков,   технологическая   базы   объединений   дополнительного   образования,   осуществлялось краткосрочное и долгосрочное планирование деятельности объединений, были разработаны и   согласованы     учебные   программы,   а   также   ­   примерные   графики   проведения мероприятий.  Шёл активный процесс  взаимодействия всех формирований  Ноябрьского колледжа профессиональных   и   информационных   технологий,   направленный   на   воспитание социально­активных специалистов на ступенях начальной и средней   профессиональной подготовки. Целями   данного   взаимодействия   являлись   создание   условий   для   максимального удовлетворения потребностей обучающихся в объединениях по интересам и формирование самых разных компетенций. Задачами: ­ определение  специфики объединений дополнительного образования колледже; ­формирование   базы     данных   по   формам   работы   объединений   дополнительного образования; ­ проведение системного анализа полученной информации и выработка собственных методов и приёмов работы объединений, работа с партнерами;  ­   работа   с   социальными   педагогами   и   педагогами­организаторами   колледжа   по вопросам   поиска   новых   направлений   деятельности   в   процессе   создания   сферы дополнительного образования. Большое внимание уделялось: ­   поиску   средств   повышения   эффективности   работы   объединений   дополнительного образования     современных   экономических   условиях   (повышение   колледжа   в   квалификации руководителей, создание материальных баз объединений, поиск социальных партнёров, готовых взаимодействовать без привлечения финансовых средств); ­созданию условий объективного формирования социально­активных жизненных позиций, способствующих повышению уровня самореализации молодёжи; ­ созданию новых ресурсов развития объединений дополнительного образования; ­ процессу интеграции активного образа жизни в повседневную действительность; ­   поиску   способов   сглаживания   остроты   общественных   и   социальных   противоречий (проведение   профилактической   работы   со   студентами   и   учащимися   без   перехода   на конкретные личности). В   целях   формирования   политики   системы   дополнительного   образования,   в колледже   ежегодно   проводились   анкетирования   всех   первокурсников   для   выявления потребностей и интересов учащихся. В   2009­2010   учебном   году   в   колледже   работало   четырнадцать   объединений дополнительного образования (Приложение 2). В общей сложности во всех объединениях занималось   216   человек,   что   составляло   19,4%   от   всей   численности   обучающихся   в колледже.   Данные   цифры   говорят   о   том,   что   на   начальном   этапе   исследования дополнительное образование в стенах ГОУ СПО «НКПИиТ» ЯНАО получал почти каждый пятый студент.  Необходимо   отметить,   что   программами   вышеперечисленных   объединений предусмотрены такие аспекты, как приобретение новых навыков и умений, осуществление межпредметных связей, проведение тренингов на сплочение коллективов и выявление их лидеров.   Все   вместе,   эти   условия   позволяют   молодёжи   расширять   свой   кругозор, проявлять   свои,   возможно   скрытые,   качества,   учиться   взаимодействовать   с   другими людьми, открывают перед участниками объединений дополнительного образования новые возможности и перспективы развития. На   данном   этапе   была   выделена   для   наблюдения   группа   653   (специальность Изобразительное искусство и черчение) насчитывала 14 девушек ­ студенток четвёртого курса. К моменту начала проведения исследования будущие педагоги уже определились в собственных потребностях и интересах, наметили планы на будущее, приняли решения по поводу собственной карьеры по окончании колледжа. В   2009­2010   учебном   году   занятость   студенток   данной   группы   в   объединениях дополнительного образования  составляла 78, 6% и выглядела следующим образом: ­ интеллектуальный клуб «Умники» ­ 2 чел (Сирома Александра и Здебская Вера); ­ клуб КВН «Гости» ­ 1 чел (Ярина Маргарита); ­ вокальное объединение «Созвездие» ­ 3 чел (Гехова Фатима, Свельева Ольга и Кириленко Диана); ­ объединение по интересам «Школа ведущих» ­3 чел (Здебская Вера, Кутергина Ольга и Коротина Татьяна); ­ спортивная секция по волейболу – 2 чел (Алиева Барият и Столярова Елена). Свой выбор направлений деятельности студентки обосновали следующим образом: ­ деятельность в данном направлении развивает мои профессиональные навыки – 48,7%; ­   деятельность   в   данном   направлении   привлекает   меня   своей   новизной   и актуальностью – 21,4%; ­ деятельность в данном направлении соответствует моим интересам – 15,7%; ­ деятельность в данном направлении помогает укрепить моё здоровье – 14,2%. Анализ   предпочтений   обучающихся   показывает,   что   будущие   учителя   ИЗО   и черчения   выбрали   в   основном   творческие   направления   деятельности.   Это   обусловлено характером будущей профессии, поскольку учитель должен не только досконально знать преподаваемый предмет, но и быть всесторонне развитой, творческой личностью. На момент начала второго этапа исследования, в  2010­2011 учебном году к числу формирований дополнительного образования в ГОУ СПО «НКПиИТ» ЯНАО добавилась секция   по   айкидо   (руководитель   –   О.В.   Цапаев).   Руководителями   же   остальных объединений были произведены корректировка учебных программ и обновление списочных составов объединений с учётом того, что старшие курсы  закончили обучение в колледже, а на смену им пришли первокурсники.  В общей сложности, в объединениях дополнительного образования колледжа занималось 20,2% учащихся и студентов. Деятельность   всех   формирований   по   интересам   строилась   на   принципах   так называемой «замещающей» педагогики, способствующей замене в сознании формируемого профессионала «сомнительных ценностей» активным освоением навыков здорового образа жизни и позитивных социальных ролей. В   целях   выявления   интереса   к   деятельности   объединений   дополнительного образования у учащихся первого курса, определения конкретных примеров применения студентами полученных в ходе кружковой работы навыков, а также вычленения наиболее эффективных навыков, полученных в условиях дополнительного образования, в  ноябре 2010 года нами была определена  для исследования ещё одна группа. Группа 1031к (специальность Программное обеспечение вычислительной техники и автоматизированных   систем)   насчитывала   28   человек   учащихся   первого   курса,   23   из которых   –   юноши.   Данная   группа   была   включена   в   исследование   в   связи   с   тем,   что обучение на преподавателей  ИЗО и черчения в колледже прекращено и подобрать группу, аналогичную первой не представлялось возможным. Несмотря   на   то,   что   учащиеся   первого   курса   ещё   только   начали   обучение   и находились   в   состоянии   адаптации   к   новым   условиям,   их   занятость   в   объединениях дополнительного образования колледжа составляла 46,4%: ­ музейный кружок «Музей истории профшколы ЯНАО» ­ 1 чел (Тимохин Алексей); ­ объединение по интересам «Имидж» ­ 1 чел (Панина Яна); ­ интеллектуальный клуб «Умники»­ 1 чел (Резванов Эдуард); ­ литературное объединение «Увлечённые люди» ­ 1 чел (Никитенко Дмитрий); ­ спортивная секция  по художественной гимнастике «Грация» ­ 2 чел (Голяка Светлана и Куприй Кристина); ­ объединение по интересам «Школа ведущих» ­ 2 чел (Кравченко Светлана и Клыгин Александр); ­ спортивная секция по волейболу – 2 чел (Рылов Александр и Соколов Роман); ­ спортивная секция  по баскетболу­1 чел (Тихонов Виталий); ­ спортивная секция по айкидо – 1чел (Свитнев Евгений). Свой   выбор   направлений   деятельности   в   дополнительном   образовании   учащиеся первого курса пояснили следующим образом: ­ деятельность в данном направлении соответствует моим интересам – 47,9%; ­деятельность   в   данном   направлении   привлекает   меня   своей   новизной   и актуальностью – 32,8%; ­ деятельность в данном направлении помогает укрепить моё здоровье – 19,3%; ­ деятельность в данном направлении развивает мои профессиональные навыки – 0%. На данном этапе исследования нами было проведено анкетирование (Приложение 3) в   группах   653   и   1031к,   основной   целью   которого   стало   выявление   наиболее предпочтительных, на взгляд обучающихся, для среднего и начального профессионального образования направлений деятельности объединений дополнительного образования.  Результатом анкетирования стали показатели, приведённые в Приложении 4. Исходя из представленных   данных, можно сделать вывод, что учащиеся первого курса пока мало задумываются над проблемой расширения собственного кругозора и   о необходимости   поиска   возможностей   самореализации   в   направлениях   дополнительного образования,   деятельность   которых   перекликается   с   будущей   профессией.   Основными причинами, по которым ребята посещают кружки, являются  личный интерес и увлечения. Необходимость  расширения   спектра  собственных    способностей  возникает   у студентов выпускных   групп,   перед   которыми   вскоре   встанет   вопрос   трудоустройства.   Студенты пятого курса,  являясь  уже более профессионально сформированными  людьми,  видят в дополнительном образовании массу возможностей в области получения дополнительных знаний и умений. Третий,   обобщающий,   этап   исследования   дал   ответ   на   последний   вопрос.   На примере группы 653, специальность ИЗО и черчение, к окончанию исследования удалось проследить насколько выпускники могут применить знания, полученные в дополнительном образовании, на практике. По окончании колледжа, девушки продолжили свою карьеру следующим образом: 42,8% ­ работают в учреждениях дошкольного образования города; 28,6% ­ получают высшее образование по специальности в ВУЗах России; 14,3% ­ работают в системе Управления по делам семьи и молодёжи города; 14,3% ­ воспитывают собственных детей. В итоге получилось, что 57,1% выпускниц группы заняты в сферах, где основное внимание уделяется работе с детьми. Именно там девушки и могут реализовать навыки, полученные   в   объединениях   дополнительного   образования:   ­   умение   подбирать   и систематизировать литературный материал, знание основ постановки концертных номеров, приёмы работы в команде, владение мастерством сценической речи, умение организовать и провести мероприятие.  Закончив   обучение   в   ГОУ   СПО   «НКПиИТ»   ЯНАО,   молодые   специалисты, благодаря имеющимся умениям, легко адаптировались к новым условиям работы. Кроме того,   в   будущем,   опыт   педагогической   работы,   полученный   за   годы   обучения,   всегда окажет им добрую услугу и станет надёжной опорой в любой сфере деятельности. В   2011­2012   учебном   году   в   системе   дополнительного   образования   колледжа произошли   изменения.   После   оценки   сложившейся   ситуации,   исходя   из   необходимости расширения   спектра   объединений   дополнительного   образования,   к   числу   уже существующих   добавились   объединения,   направленные   на   воспитание   социальной активности молодёжи: объединение «КРУГ» (руководитель Г.В. Генина» и «Мир вокруг нас»   (руководитель   А.В.   Финюк).   В   рамках   данных   объединений   ведётся   работа   по формированию гражданской позиции учащихся, воспитанию толерантности, умению подать руку   помощи.   Новые   объединения   включили   в   свой   состав   немалое   количество ребят(19,4%),   относящихся   к   группе   риска.   В   общей   сложности,   в   данный   период объединениями дополнительного образования колледжа охвачены 21,7% обучающихся, что даёт положительную динамику развития системы. Учащиеся группы 1031к, на начало 2011­2012 учебного года не изменили своего отношения   к   формированиям   дополнительного   образования.   Это   говорит   о   том,   что руководителям   кружков   необходимо   искать   новые   способы   привлечения   молодёжи, обновлять   формы   работы,   адаптировать   тематику   занятий   к   современным   условиям   и интересам потенциальных участников.  Заключение  В   результате   проведённого   исследования,   выдвинутые   гипотезы   подтвердились. Мы   выяснили,   что   объединения   дополнительного   образования   помогают   обучающимся раскрыть   свои   скрытые   способности,   учат   адаптироваться   в   социуме,   дают   импульс   к дальнейшему   саморазвитию,   и   ребята,   посещающие   данные   формирования,   благодаря полученным умениям и знаниям, легче адаптируются в окружающем мире. Учащиеся и студенты учреждений профессионального образования играют в жизни общества большую роль, так как они представляют собой ту социальную группу, которая несет   в   себе   огромные   потенциальные   возможности   будущего.   Обучение   и   воспитание молодежи является важным средством ее социального развития, способом приобщения к будущей   профессиональной   деятельности.   В   связи   с   этим   проблема   воспитания   посредством   объединений общественной   активности   студенческой   молодежи   дополнительного   образования   приобретает   исключительную   значимость   в   деятельности учреждений НПО и СПО2. Для   повышения   роли   объединений   дополнительного   образования   ГОУСПО «НКПиИТ» ЯНАО в формировании социально­активной личности обучающихся, развития форм   молодежного   досуга   и   формирования   его   посредством   в   социально­культурной жизни   общества   были   разработаны   следующие   рекомендации:   максимально   учитывать интересы обучающихся, 2 Ануфриев Е.А. Социальный статус и активность личности: Личность как объект и субъект социальных  отношений. М., 2009 проводить   в   рамках   объединений   мероприятия,   направленные   на   популяризацию деятельности, использовать в работе объединений последние достижения науки и техники, изучать и адаптировать к собственным условиям опыт других учреждений НПО и СПО ЯНАО   и   России,   активнее   привлекать   молодёжь   к   формированию   новых   направлений деятельности.  В качестве обобщающего вывода можно сказать, что сегодня необходимо прививать учащимся понимание важности и необходимости собственной занятости в объединениях дополнительного образования, создавать условия для развития всех без исключения ребят.  Молодежи   необходимо   помогать   с   формированием   новых   компетенций, обеспечивающих наличие навыков устойчивого положения в обществе и на производстве. Список литературы: 1. Актуальные психологические проблемы становления личности в современном мире: Материалы Всероссийской научно­практической конференции /Под ред. С.Н.  Крыгиной, Н.Н. Крыгиной, О.А. Копцевой. ­Магнитогорск: МаГУ, 2010. 2. Ануфриев Е.А. Социальный статус и активность личности: Личность как объект и  субъект социальных отношений. М., 2009. 3. Арефьева Г.С. Социальная активность. М.: Просвещение, 2007.  4. Бабанский Ю.К. Комплексный подход в воспитании. Избр. пед. труды. М., 1989. ­  560 с. Кон, И.С. Психология юношеского возраста. / И.С. Кон. — М.: Просвещение,  2007. 5. Брушлинский А.В. Психология субъекта в изменяющемся обществе. ­М., 2006. 6. Газман О.Л. Неклассическое воспитание: От авторитарной педагогики к педагогике  свободы.: МИРОС, 2008.  7. Гасфорд И.А. Социализация подростков в современныхусловиях.: Дис. канд. пед.  наук. ­М., 2006. 8. Норец А.И. Формирование социально активной личности студентов во  внеаудиторной деятельности:  ­Магнитогорск, 2008.

Система дополнительного образования, как фактор становления социально-активной личности

Система дополнительного образования, как фактор становления социально-активной личности

Система дополнительного образования, как фактор становления социально-активной личности

Система дополнительного образования, как фактор становления социально-активной личности

Система дополнительного образования, как фактор становления социально-активной личности

Система дополнительного образования, как фактор становления социально-активной личности

Система дополнительного образования, как фактор становления социально-активной личности

Система дополнительного образования, как фактор становления социально-активной личности

Система дополнительного образования, как фактор становления социально-активной личности

Система дополнительного образования, как фактор становления социально-активной личности

Система дополнительного образования, как фактор становления социально-активной личности

Система дополнительного образования, как фактор становления социально-активной личности

Система дополнительного образования, как фактор становления социально-активной личности

Система дополнительного образования, как фактор становления социально-активной личности

Система дополнительного образования, как фактор становления социально-активной личности

Система дополнительного образования, как фактор становления социально-активной личности

Система дополнительного образования, как фактор становления социально-активной личности

Система дополнительного образования, как фактор становления социально-активной личности

Система дополнительного образования, как фактор становления социально-активной личности

Система дополнительного образования, как фактор становления социально-активной личности

Система дополнительного образования, как фактор становления социально-активной личности

Система дополнительного образования, как фактор становления социально-активной личности

Система дополнительного образования, как фактор становления социально-активной личности

Система дополнительного образования, как фактор становления социально-активной личности
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
12.04.2018