Система экологического воспитания детей младшего школьного возраста
Оценка 4.8

Система экологического воспитания детей младшего школьного возраста

Оценка 4.8
Руководства для учителя
docx
воспитательная работа
1 кл—4 кл
08.04.2018
Система экологического воспитания детей младшего школьного возраста
Данный материал посвящен воспитанию экологической культуры младших школьников. В статье приводятся примеры из работы учителя по воспитанию бережного отношения к природе, к своему краю, к своей Родине. Материал можно использовать учителям начальных классов в работе экологического и патриотического направления. Статья сопровождается фотографиями из архива класса и газетные вырезки, посвященные участию в акции "Посади дерево" группы экологов класса .Статья по проблемам экологического воспитания младших школьников.
Система экологического воспитания детей младшего 1.docx
Система экологического воспитания детей младшего школьного возраста "Нет большего преступления, чем насиловать, уродовать, извращать природу. Природа, неповторимая во Вселенной колыбель жизни, ­ это и мать, родившая, вскормившая, воспитавшая нас, и поэтому относиться к ней нужно, как к своей матери, ­ с высшей степенью нравственной любви".                                                                                                                              Ю. Бондарев Мошкина Нина Геннадьевна Учитель начальных классов Муниципальное бюджетное  общеобразовательное  учреждение «Средняя школа №5  г.Дубны Московской области» school5@uni­dubna.ru nina.teacher@mail.ru Доклад ориентирован на учителей начальных классов для организации внеурочной работы по  воспитанию экологической культуры у младших школьников.                          1. Задачи экологического воспитания младших школьников. Содержание:                                         2. Методы и формы работы по воспитанию  экологической культуры (из опыта работы).                                          3.  Заключение.            Развитие человечества напрямую связано с развитием природы. На данном этапе   развития   общества,   вопросы   взаимодействия   природы   и   человека превратились в глобальную экологическую проблему, возросло негативное влияние человека на природу. Своим потребительским отношением к окружающему миру человечество уже нанесло природе непоправимый ущерб и вред        Практическое   осуществление   идей   охраны   природы   во   многом   зависит   от природоохранительного   просвещения   населения.  Особая   ответственность   за   его выполнение   ложится   и   на   общеобразовательные   школы.   Варварское   отношение некоторых   людей   к   природе   –   результат   определённого   воспитания   в   детстве. Убедительны   слова   В.А.Сухомлинского:   «К   тому,   кто   был   глух   к   природе   с детства, кто в детские годы не подобрал выпавшего из гнезда птенца, не открыл для   себя   красоты   первой   весенней   травы,   к   тому   потом   с   трудом   достучится чувство прекрасного, а может быть, и простая человечность». Он придавал особое значение   влиянию   природы   на   нравственное   развитие   ребенка.   Чтобы   ребенок научился понимать природу, чувствовать ее красоту, нужно прививать ему это качество с раннего детства. Следовательно,   воспитание   экологической   культуры   –   актуальнейшая   задача современной школы. В условиях разностороннего глубочайшего экологического кризиса усиливается значение экологического образования в начальной школе как ответственного этапа в становлении развитии личности ребенка.              Младший школьный возраст в жизни ученика является началом основного ответственного периода для воспитания патриотизма, гражданственности. Человек не   может   расти   и   развиваться,   не   взаимодействуя   с   окружающей   природной сферой.       В Государственном образовательном стандарте указывается на формирование целостного   взгляда   на   природную   среду   и   место   человека   в   ней,   воспитание правильного отношения  к среде  обитания при изучении  курса природоведения. Выделены основные экологические понятия, изучаемые в курсе природоведения начальной школы – живые организмы, среда обитания, условия роста и развития, человек и природа, охрана природы.  Исходя из этих требование, я планирую внеурочную работу так, чтобы средствами различных   форм  и  методов   работы  по  формированию  экологической   культуры школьников, краеведческих материалов помочь ребятам раскрыться, реализовать себя. На уроках, во время экскурсий и походов мы наблюдаем, беседуем, анализируем, сопоставляем.  Мы вместе думаем над тем, что можно сделать, чтобы сохранить нашу   планету,   вместе   делаем   выводы   о   связи   между   состоянием   природы   и здоровьем   человека.   Постепенно   мои   ученик   начинают   понимать,   что   природа беззащитна перед человеком и, если мы не будем её беречь, то станем свидетелями угасания   жизни   на   нашей   прекрасной   планете. Элементы   экологического образования в начальных и средних классах имеют место на уроках окружающего мира, русского языка и литературного чтения, математики, трудового обучения, изобразительного искусства. И, конечно же, большую пользу  для экологического воспитания имеет правильно организованная внеурочная работа. Основной задачей экологического образования является не столько усвоение экологических знаний, сколько   обучение   решению   экологических   проблем,   которое   должно   быть направлено   на   достижение   конкретных   положительных   изменений   в   состоянии окружающей среды.  «Человека не может не занимать природа. Он связан с ней тысячью неразрывных нитей. Он ­ хозяин её», ­ говорил И.С.Тургенев. Ведущей   целью   моей   работы   является   создание   условий   для   формирования экологической культуры личности младшего школьника. Для достижения поставленной цели необходимо было решить следующие задачи: ­воспитывать   экологически   культурную   личность   через   углубленные   знания   по краеведению и основам экологии; ­раскрывать творческий потенциал и развивать разносторонние способности детей; ­формировать познавательный интерес и интеллектуальное развитие школьников; ­содействовать   формированию   экологической   культуры,   умению   публично выступать, участвовать в обсуждении, выдвигать идеи; ­прививать навыки исследовательской работы. Я коротко поделюсь опытом своей работы в этом направлении.               На начальном  этапе  дети  учатся различать живую  и неживую  природу, предметы труда человека, учатся устанавливать связь между живой и неживой природой. Здесь, конечно, уместны экскурсии в лес, на водоем, на луг, где можно увидеть   состояние   природы   в   различное   время   года,   сравнить,   поделиться впечатлениями, а потом зарисовать то, что увидели во время экскурсии. На следующем этапе разговор идет о животных, чем питаются, как строят себе жилища,   как  зимуют,  кто  нуждается   в  помощи.  Ежегодно  проводится  проекты «Помоги птицам», который осуществляется в зимнее время. Суть его – в создании и организации регулярной работы птичьей «столовой» в ближней лесной зоне. Мы вместе   с   детьми   продумываем,   где   лучше   разместить   «столовую»   и   какие кормушки   сделать   для   пернатых.   Учащиеся   вместе   с   родителями   поочередно ведут наблюдение за «столовой» и дежурят: подправляют кормушки, насыпают корм.   Например,   Суть следующего направления – сохранение природных ресурсов. Для этого мы организовываем   экскурсию   на   предприятия.   экскурсия   на водонасосную станцию нашего города, где ребята увидели своими глазами, какие этапы очистки нужно пройти воде, чтобы ее можно было пить. Услышали цифры расхода воды на одного человека, увидели цистерны, где хранится питьевая вода на случай аварии. Узнали, сколько воды вытекает за сутки из испорченного крана. Наблюдали за тем, как и где можно экономить воду, чтобы не потерять лишние граммы   драгоценного   источника.   Завершающим   моментом   стал   экологический проект «Капля море бережет», на котором мои ученики осознали необходимость водосбережения.    Ежегодно ребята собирают сотни килограммов макулатуры, что таким образом, мы сохраняем наши леса. В этом году наша группа экологов сажала деревья в городе. Чтобы сохранить леса, родители  с ребятами  вырастили  из  семян саженцы  берез, рябины и  даже сосен, которые предполагаем высадить весной в лесопарковой зоне Проводя классные часы и видеоуроки по экологии, создаем свои плакаты «Береги планету, человек!».  Очень   впечатлил   моих   учеников   документальный   фильм   о   мусоре  и   его переработке. В нем основатель «Сферы экологии» Антон Кузнецов рассказывает о сортировке отходов. Попутно идет рассказ об утилизации отходов в Германии, Франции и других странах. Мы решили провести исследование в своем классе и узнать, сколько семей собирают мусор раздельно. Результаты огорчили – только 10%! Этим летом начали исследование – прибили к фанере различные материалы из пластика, стекла, полиэтилена, металла, газету, картон, листья капусты. Один раз в месяц раскапываем, делаем фотографии и записываем изменения, которые произошли за месяц. Сделали вывод – природные материалы почву обогащают, а вот   изделия   из   пластмассы,   стекла   и   металла   совершенно   не   поддаются разложению, т.е. засоряют почву и планету нашу в целом. Провели совместное собрание с родителями, где сами дети рассказывали, как важно раздельно собирать мусор и пищевые отходы. Теперь каждый из моих воспитанников знает, что необходимо очищать нашу землю от того мусора, который оставляют после себя взрослые. С этой целью проводим «Трудовой   десант»   в   лесную   зону   отдыха   и   детскую   площадку.   Сотни килограммов мусора было собрано моими ребятами этой осенью. Каждый ребенок чувствовал себя полезным нашей земле, нашему городу. «Сделаем город чище» ­ так назывался наш проект, который будет продолжен­ весной снова вооружимся перчатками, мешками и выйдем вновь на уборку территории. Хочется надеяться, что эта полезная работа будет продолжена и в старших классах. В октябре этого года мои ученики приняли участие в Международном конкурсе «Законы экологии», где нужно было в режиме онлайн за короткое время ответить на   15  вопросов,   связанных   с  экологией.   Из   10  человек   –  6   победителей   этого конкурса.    Природа – наш общий дом. А забота о доме – это и есть любовь к Родине. Природное окружение является одним из факторов, влияющих на патриотическое воспитание.   Любовь   к   природе   у   детей   не   приходит   сама   собой   –   ее   нужно пробудить. А любовь к родной природе ­ это часть любви к Родине, значит это часть патриотического воспитания.  «Берегите Землю. Берегите       Жаворонка в голубом зените.         Бабочку на крыльях повилики,          На тропинке солнечные блики,       На камнях играющего краба,           Над пустыней тень от баобаба,         Ястреба, парящего над полем,              Ясный месяц над речным покоем,          Ласточку, мелькающую в жите.     Берегите Землю! Берегите!»                                                     Михаила Дудин Список используемой литературы   В   дружбе   с   людьми   и   природой. [Текст]   / Букин   А.   П. А.П.Букин// Начальная школа­ 2004. № 5 ­ с. 11­14. Захлебный А.Н, Суравергина И.Т. Экологическое образование школьников во внеурочной работе. [Текст]/ А.Н. Захлебный, И.Т. Суравергина — М.,2004.­ 422с. Исаева Н.Н. Научить понимать и любить природу. [Текст] / Н.Н.Исаева // Начальная школа. ­ 2006.­№8.­с.13. Каплунович И.Я. Изучение личности учащихся и ученических коллективов. [Текст] / И.Я.Каплунович — М: ­ 2005,­432с. 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. Комов С. В. Введение в экологию: десять общедоступных лекций. Учебное пособие. [Текст] / С. В. Комов. — Екатеринбург: УрГУ, 2008. ­ 82с. Коробкин   В.   И.,   Передельский   Л.   В.   Экология.   [Текст]/   В.И.Коробкин, Л.В.Передельский— Ростов­на­Дону: Феникс, 2006. ­ 473с. Кузнецов   В.   Н.   Программы:   Экология.   [Текст]   /В.Н.Кузнецов   —   М.: Просвещение, 2006. ­ 176с. Колесникова   Г.И.   Экологические   экскурсии   с   младшими школьниками. [Текст] / Г.И.Колесникова // Начальная школа, ­ 2005, ­ №6.­с.13. Лось В. А. Экология: учебник. [Текст] / В. А. Лось. ­ М.: Издательство «Экзамен», 2006. ­ 520с. Николаева   С.Н.   Теория   и   методика   экологического   образования   детей. [Текст] / С.Н.Николаева — Учеб. Пособие.­ М.: Издательский центр «Академия», ­ 2006.­ 336 с. Симонова   Л.П.   О   перспективах   развития   экологического   воспитания   в начальной школе. [Текст] / Л.П.Симонова// Начальная школа, ­ 2006, ­ №2. ­с.8­9. Соколова   Н.   А.   Формирование   культуры   природолюбия   младших школьников. [Текст]/ Н.А.Соколова — Курган, ­ 2008.­ 213 с.  Утков П.Ю. Из опыта экологического образования и воспитания младших школьников.//НШ ­2002.­ №8.­с12­16.  Фадеева Г.А. Экологические сказки. Волгоград. Изд.: Учитель, 2003. Цветкова   И.В.   Экология   для   начальной   школы.   Ярославль:   Академия развития, 199   Интернет­ресурсы: https://infourok.ru/avtorskaya_rabota_ekologicheskoe_vospitanie_mladshih_shkolnikov ­122929.htm 1.

Система экологического воспитания детей младшего школьного возраста

Система экологического воспитания детей младшего школьного возраста

Система экологического воспитания детей младшего школьного возраста

Система экологического воспитания детей младшего школьного возраста

Система экологического воспитания детей младшего школьного возраста

Система экологического воспитания детей младшего школьного возраста

Система экологического воспитания детей младшего школьного возраста

Система экологического воспитания детей младшего школьного возраста

Система экологического воспитания детей младшего школьного возраста

Система экологического воспитания детей младшего школьного возраста

Система экологического воспитания детей младшего школьного возраста

Система экологического воспитания детей младшего школьного возраста
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
08.04.2018