доклад на тему «СИСТЕМА ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ УЧАЩИХСЯ СЕЛЬСКОЙ ШКОЛЫ» был представлен на районной экологической конференции в год экологии.. В данном докладе озвучивается проблема ухудшения качества среды обитания человека. В решении проблем охраны окружающей среды важнейшая роль принадлежит образованию. Уже с самого раннего возраста каждый живущий на Земле человек должен знать к чему приводит беспечное отношение к окружающей среде;Экологическое воспитание на селе
система экологического воспитания в селе.doc
«СИСТЕМА ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ УЧАЩИХСЯ
СЕЛЬСКОЙ ШКОЛЫ»
Среди современных проблем, которые стоят перед мировым
сообществом, особенно выделяется одна – проблема ухудшения качества
среды обитания человека. Она носит глобальный характер и волнует людей
всех стран. В решении проблем охраны окружающей среды важнейшая роль
принадлежит образованию. Уже с самого раннего возраста каждый живущий
на Земле человек должен знать к чему приводит беспечное отношение к
окружающей среде; он должен знать о заболеваниях, вызванных загрязнением
среды; о генетических отклонениях; о гибели животных и растений; об
уменьшении плодородия почвы; об исчерпаемости запасов питьевой воды и
других негативных изменениях среды обитания. И не только знать, но и
Не секрет, что
ощущать личную ответственность за ее состояние.
современная молодежь зачастую хорошо осведомлена об
экологических проблемах, но не уверена в возможностях их
решения и не знает, как это можно сделать. Часто преобладают
потребительские взгляды на природу,
низок уровень восприятия
экологических проблем как личностно значимых, недостаточно развита
потребность фактически участвовать в природоохранной работе.
На этих идеях основана разработанная в нашей школе комплексно
целевая программа «Экология и ты», охватывающая учебновоспитательный
процесс по всей вертикали с 1 по 9 класс.
Целью программы является формирование нового экоцентрического
мировоззрения, нового отношения к природе, новой материальной, духовной
культуры на основе соответствующих знаний.
Для достижения этой цели использовались основные принципы
экологического образования:
принцип целостности окружающей среды;
принцип межпредметных связей;
принцип регионального и глобальных подходов;
принцип направленности;
принцип непрерывности.
В течение нескольких лет экологическое образование реализуется в нашей
школе через такие дисциплины как окружающий мир, биология, география,
химия,
«Юный эколог», «Биоэтика» «Экология растений»,
«Экология животных», «Экология человека», «Геоэкология», Факультатив
«Экология и краеведение», Элективный курс «Химия и сельское хозяйство» ,
Курсы Кружки «Природа родного края», «Юные исследователи природы», «Юный
натуралист». Изучение данных предметов формирует экологическое
мировоззрение школьника.
На уроках работаем по формированию базового уровня знаний,
умений и навыков учащихся. В своей работе используем различные формы
обучения, активизирующие познавательную деятельность школьников: урок
аукцион, беседа за круглым столом, урокисследование, урокпутешествие,
урокэкскурсия, и методы: словесные (работа с учебной и дополнительной
литературой, рисунками, схемами, таблицами), кейстехнологии , ИКТ
технологии, практические работы, наблюдения, опыты (демонстрационные,
внеклассные, проведенные на пришкольном учебноопытном участке), а также
методы программированного обучения.
Научить школьников применять знания на практике способствует
внеклассная и внеурочная работа, Цель этой работы формирование у
подрастающего поколения бережного отношения к окружающей среде,
природе своего края, воспитание потребностей, направленных на соблюдение
здорового образа жизни,
вовлечение школьников в проектно
исследовательскую деятельность по охране окружающей среды.
Основные направления внеклассной и внеурочной работы:
экологопросветительская деятельность;
практическая деятельность;
исследовательская работа;
организация работы по формированию здорового образа жизни.
Ежегодно планируем экологическую работу, которая имеет
общественную значимость, ориентацию на местные природные условия,
придерживаясь календаря Экологического марафона «Тамбовский край –
территория экологической культуры» Для реализации запланированной
деятельности используются различные формы работ:
массовые: недели экологии (сентябрь, апрель), международные
экологические акции: День птиц», «День Земли», «Марш парков», «Сохраним
первоцветы», «День отказа от курения», «День воды», «День борьбы со
СПИДом», «День борьбы с наркоманией», «День охраны окружающей среды»,
«Хранители воды», «Мобильные технологии в экологии», «Зеленая весна», и
«Зеленая Россия», Дни защиты от экологической опасности» и т.д., выставки
урожая; групповые: экскурсии в природу «Положительное и отрицательное влияние
антропогенных факторов», «Взаимосвязи организмов и неживой природы»,
«Сезонные изменения в жизни живых организмов» и др;
классные часы: «Как сделать наш дом безопасным», «Экологический
светофор», «В мире этикеток», «Полна чудес могучая природа», «Птицы
наши друзья», «Лесная аптека на службе человека», «Красная книга
Тамбовской области» и многие другие;
игровые: устные журналы «Наши природные лекари», «Экологический
бумеранг», КВН «Птичий калейдоскоп», ролевые игры «Вода удивительное
вещество», «Значение зелёных растений», «Курение и здоровье», «Суд над
сигаретой», «Три ступени, ведущие вниз», праздник «День Земли» и др.;
практическая деятельность: акция «Покормите птиц зимой» , изготовление
кормушек и организация подкормки птиц, проведение акций «Очистим
планету от мусора», «Сделаем наши реки и родники чистыми», «Сирень
Победы», посадка деревьев, кустарников на пришкольной территории,
оформление клумб, рабаток, озеленение кабинетов и коридоров школы,
создание школьной экологической тропы ;
пропаганда и разъяснение идей охраны природы: выпуск газеты «Наша
деревня глазами односельчан», организация работы экологической почты в
деревне Чичерино по актуальным проблемам села (замусоривание, охрана
редких растений Тамбовской области), оформление экологического уголка о
правилах поведения в природе, выпуск школьных экологических газет:
«Глобальные экологические проблемы», «Курильщик сам себе могильщик»,
«Валеологический вестник» и др., конкурсы плакатов, рисунков на
природоохранную тему.
Серьезная функциональная экологическая грамотность школьников
формируется и складывается путем активного участия в исследовательской и
практикоориентированной деятельности и, в особенности, с выходом их на
практические природоохранные дела.
Не случайно исследовательская
деятельность стала активно применяться в образовательном и воспитательном
процессе как наиболее эффективный способ вовлечения учащихся в
творческую, созидательную деятельность.
Поэтому организуем и проводим в нашей школе индивидуальные и
коллективные конкурсы природоохранных и оздоровительных проектов,
внедряем в практику исследовательской деятельности учащихся проектные
технологии , принимаем активное участие ,а так же
неоднократно становились победителями и призёрами во Всероссийских, региональных, и
муниципальных этапах природоохранных конкурсов «Здоровье и здоровый
образ жизни», «Гимн воде!», «Подрост», «Юные исследователи окружающей
среды», «Юннат», «Зелёная планета», «Мир науки», «Вторая жизнь ненужных
вещей», научнопрактических конференциях «Грани творчества», «Путь в
науку», «Первые шаги в науку», «Человек и природа».
Наши успехи объясняются тем, что мы большое внимание в своей
деятельности уделяем мониторингу окружающей среды в микрорайоне
нашего села. В определение понятия экологический мониторинг мы
включаем, прежде всего, комплексную систему регулярных длительных
наблюдений в пространстве и во времени, дающую информацию о состоянии
окружающей среды с целью оценки и прогноза изменений состояния биосферы
или её отдельных компонентов под влиянием антропогенных воздействий.
Проводить мониторинг нам помогает современное оборудование кабинетов
биологии и химии. Организация исследовательской деятельности учащихся
осуществляется в школьном научном обществе «Поиск»
За три года мы провели следующие мониторинги:
Экологический мониторинг атмосферного воздуха.
1. Исследование атмосферных осадков (снегового покрова, дождя)
2.Анализ запыленности атмосферы и состава пылевых отложений Изучение
лишайникового покрова стволов деревьев
3. Определение автотранспортной нагрузки
Экологический мониторинг почв
1.Методика пробоотбора и подготовки проб почвы к анализу
2.Определение влажности почвы
3.Определение кислотности почв и сухого остатка
4.Качественное определение химических элементов в почве
5.Определение биологической активности почв
6.Определение кислотности почв по растенияминдикаторам .
Экологический мониторинг водных объектов
1. Определение органолептических и физических показателей воды реки
Бурначки, и о родников
2. Определение гидрохимических показателей проб воды
Исследование видового состава птиц .
Наши эксперименты и наблюдения являются основой
исследовательских проектов. Огромную помощь в формировании и развитии навыков личности
учащихся оказывает учебноопытный участок. Опытническая работа на
учебноопытном пришкольном участке повышает качество знаний по
естественнонаучным дисциплинам, развивает у школьников познавательный
интерес, способствует совершенствованию практических умений и навыков.
Площадь нашего учебноопытного участка равна 1,5га, в его территорию
входят различные отделы, среди которых есть дендрарий, экологический и
цветник. В экологическом отделе закладываем и проводим опыты различной
тематики, которые реализуют образовательные программы школьного курса
экологии и химии:
влияние удобрений на сроки созревания и урожайность томатов;
влияние гуминовых удобрений на рост, развитие и урожайность лука;
влияние способов внесения нитрофоски под картофель на урожайность
данной культуры;
влияние условий на цветение и вегетативное размножение георгинов;
влияние кислотности почвы на урожай овощей;
сортоиспытание моркови и др. результаты и наблюдения тоже являются
большим стимулом для выполнения исследовательских проектов.
агротехника выращивания на черноземах топинамбура и кукурузы
Экологическое образование и воспитание учащихся не заканчивается с
окончанием учебного года, а продолжается и в летние месяцы. Вот уже много
лет в школе организуется работа лагеря труда и отдыха с дневным пребыванием детей. Лагерь работает в две смены. Согласно Уставу школы
каждый учащийся с 5 по9 класс на базе лагеря проходит летнюю трудовую
практику на учебноопытном участке. Целью работы летнего пришкольного
лагеря является вовлечение детей в сельскохозяйственную деятельность для
их личностного становления через систему образовательных и воспитательных
мероприятий, приёмов и методов. Учащиеся школы приобрели теоретические
и практические навыки по агротехнике выращивания овощей и цветов,
заложили и провели опыты,
осуществили проект по дизайну клумб,
вырастили и сдали в школьную столовую овощи. Территория школы всё лето
была ухоженной, чистой, особенно красивыми были клумбы.
В настоящее время каждый человек, независимо от его специальности,
должен быть экологически образован. Только в этом случае он может реально
оценить последствия своей практической деятельности. Именно школа
призвана развивать у молодежи ответственное отношение к природе.
Данная система непрерывного экологического образования и воспитания
подведения итогов
получила
положительную оценку на церемонии
Экологического марафона «Тамбовский край – территория экологической
культуры» мы награждены дипломами « За эффективную организацию
мероприятий по итогам экологического марафона 20132015гг и значимый
вклад в экологическое воспитание и образование молодежи.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.