Система мер по предупреждению неуспеваемости учеников
Оценка 4.9

Система мер по предупреждению неуспеваемости учеников

Оценка 4.9
Руководства для учителя
docx
администрации
Взрослым
20.01.2017
Система мер по предупреждению неуспеваемости учеников
Успешная учеба в школе-залог увлекательного учения. Если ученик успешен, проявляет интерес к учению, то он, как правило, с удовольствием идет в школу. В отличие от успешных учеников, неуспевающие ученики не любят школу, тяжело переносят время на уроке. Поэтому к ним должны применяться особые методы и приемы, которые позволят чувствовать себя не хуже всех и учиться без системных проблем.
система мер по предупреждению неуспеваемости.docx
Методы стимулирования учащихся в целях предупреждения отставания и неуспеваемости 1­ая группа. Посредством содержания (содержательные).   Использование,   показ,   подчеркивание   различных   элементов, 1.   Особый   подход   к   содержанию   учебного   материала,   характеру   его преподнесения: а) эмоционально­образный (эмоциональный, наглядно­образный, увлеченный); б) аналитический (разъяснительный, логический, проблемный); в) деловой; г) необычный. 2. привлекательных сторон содержания: а) важность отдельных частей; б) трудность, сложность (простота, доступность); в) новизна, познавательность материала; г) историзм, современные достижения науки; д) интересные факты, противоречия, парадоксы. 3. Задание с интересным содержанием, занимательными вопросами. 4. Показ значимости знаний, умений: а) общественной; б) личностной. 5. Межпредметные связи. 2­ая группа. Посредством организации деятельности (организационные). 1. Целевая установка на работу, ее краткая характеристика, постановка задач. 2.   Предъявление   требований   к   учащимся.   По   содержанию:   к   дисциплине, работе;   по   форме:   развернутые,   свернутые   (указания,   замечания,   мимика), алгоритмы; единые и индивидуально­групповые, общие и детальные, прямые и косвенные. 3. Характер деятельности (копирующий, репродуктивный, творческий). 4. Создание ситуаций различного характера: интеллектуального (проблемная, поисковая,   с   дискуссии,   противоречия);   игрового   (познавательной   игры, соревнования), эмоционального (успеха, увлеченности темой). 5. Анализ ошибок и оказание необходимой помощи. 6. Контроль над деятельностью учащегося (тщательный, беглый), взаимо­ и самоконтроль, оценка. 7.   Четкое   использование   ТСО,   наглядности,   дидактических   материалов, красочных пособий. 3­я группа. Посредством воспитательных взаимодействий в плане общения, отношения, внимания (социально­психологические) 1. Демонстрирование достижений  в развитии личности, проявление доверия к силам и возможностям учащихся. 2. Проявление личного отношения учителя к ученику, классу, высказывание собственного мнения. 3.   Проявление   учителем   собственных   качеств,   данных   личности   (в   плане общения,   эрудиции,   отношение   к   предмету,   деловых   качеств   и   т.д.)   и побуждение учащихся к подобным направлениям. 4.   Организация   сотрудничества   в   коллективе   (взаимопроверка,   обмен мнениями, взаимопомощь). Оптимальная система мер  по оказанию помощи неуспевающему школьнику 1.   Планирование   учебной   деятельности   (планирование   повторения   и выполнения минимума упражнений для ликвидации пробелов, алгоритмизация учебной деятельности по анализу и устранению типичных ошибок и пр.). 2. Инструктирование в ходе учебной деятельности. 3.Стимулирование   учебной   деятельности   (поощрение,   создание   ситуаций успеха, побуждение к активному труду и др.). 4.Диагностирование     учебной   деятельности   (более   частый   опрос   ученика, проверка   всех   домашних   заданий,   активизация   самоконтроля   в   учебной деятельности и др.). 5.Организация  взаимопомощи. 6. Организация дополнительных занятий с учеником. Меры предупреждения неуспеваемости ученика 1.Всестороннее повышение эффективности каждого урока. 2.Формирование   познавательного   интереса   к   учению   и   положительных мотивов. 3.Индивидуальный подход к учащемуся. 4.Специальная система домашних заданий. 5.Усиление работы с родителями. 6.Привлечение ученического актива к работе по повышению ответственности ученика за учение. Система работы по формированию положительного отношения к учению у неуспевающих школьников Формируемые отношения Отношение к содержанию учебного материала Отношение к процессу учения (усвоения знаний) Отношение к себе, своим силам 1 этап 2 этап 3 этап 4 этап Наиболее легкий занимательный материал независимо от его важности, значимости Действует  учитель­ ­ученик только воспринимает Занимательный материал, касающийся сущности изучаемого Существенный, важный, но не привлекательный материал Ведущим остается Ведущим становится учитель, ученик ученик, учитель участвует в отдельных участвует в отдельных звеньях процесса звеньях процесса Ученик действует самостояте льно Поощрение Поощрение Поощрение успехов в учебе, не требующей усилий Отношение к учителю Подчеркнутая объективность, (коллективу) нейтралитет успеха к работе, успеха в работе, требующих некоторых усилий требующее значительных усилий Доброжелатель­ ность, внимание, личное расположение, Использование суждения наряду с доброжелатель­ ностью, помощью помощь, сочувствие и др.   Этапы урока   В   процессе за 1. контроля подготовленностью учащихся Профилактика неуспеваемости. Акценты в обучении   Специально   контролировать   усвоение   вопросов,   обычно вызывающих   у   учащихся   наибольшее   затруднение. Тщательно   анализировать   и   систематизировать   ошибки, допускаемые   учениками   в   устных   ответах,   письменных работах, выявить  типичные для класса и концентрировать внимание   на   их   устранении.   Контролировать   усвоение 2.   При   изложения нового материала. 3. В ходе самостоя­ тельной работы учащихся на уроке   4.   При   организации самостоятельной работы вне класса материала учениками, пропустившие предыдущие уроки. По окончанию   разделения   темы   или   раздела   обобщать   итоги усвоения   основных   понятий,   законов,   правил,   умений   и навыков школьниками, выявить причины отставания. Обязательно   проверять   в   ходе   урока   степень   понимания учащимися   основных   элементов   излагаемого   материала. Стимулировать   вопросы   со   стороны   учащихся   при затруднениях   в   усвоении   учебного   материала.   Применять средства   поддержания   интереса   к   усвоению   знаний. Обеспечивать разнообразие методов обучения, позволяющих всем учащихся активно усваивать материал. Подбирать  задания по наиболее существенным, сложным и трудным разделам учебного материала, стремясь меньшим числом   упражнений,   но   данных   в   определенной   системе, достичь   большего   эффекта.     Включать   в   содержание самостоятельной   работы   на   упражнение   по   устранению ошибок, допущенных при ответах и в письменных работах. Инструктировать   о   порядке   выполнения   работы. Стимулировать   постановку   вопросов   к   учителю   при затруднениях  в самостоятельной  работе. Умело оказывать помощь   ученикам   в   работе,   всемерно   развивать   их самостоятельность.   Учить   умениям   планировать   работу, выполняя ее в должном темпе и осуществлять контроль. Обеспечить   в   ходе   домашней   работы   повторения пройденного,   концентрируя   внимание   на   наиболее существенных   элементах   программы,   вызывающих   обычно наиболее   затруднения.   Систематически   давать   домашнее задание   по   работе   над   типичными   ошибками.   Четко инструктировать учащихся о порядке выполнения домашних работ,   проверять   степень   понимания   этих   инструкций слабоуспевающими   школьниками.   Согласовать   объем домашних заданий с другими учителями класса, исключая перегрузку, особенно слабоуспевающих учеников.   Оказание помощи неуспевающему ученику на уроке. Этапы урока Виды помощи в учении В процессе контроляСоздание   атмосферы   особой   доброжелательности   при за подготовленностью учащихся   При нового материала изложении ходе   В самостоятельной работы на уроке При   организации самостоятельной работы опросе Снижение   темпа   опроса,   разрешение   дольше   готовиться   у доски Предложения учащимся примерного плана ответа  Разрешение   пользоваться   наглядными   пособиями, помогающими излагать суть явления Стимулирование оценкой, подбадриванием, похвалой Применение мер поддержания интереса к слабоуспевающим с   вопросами,   выясняющими   степень   понимания   ими учебного материала Привлечение   их   в   качестве   помощников   при   подготовке приборов, опытов и т.д. Привлечение к высказыванию предложения при проблемном обучении, к выводам и обобщениям или объяснению сути проблемы, высказанной сильным учеником Разбивка   заданий   на   дозы,   этапы,   выделение   в   сложных заданиях   ряда   простых,   ссылка   на   аналогичное   задание, выполненное ранее Напоминание приема и способа выполнения задания Указание   на   необходимость   актуализировать   то   или   иное правило Ссылка   на   правила   и   свойства,   которые   необходимы   для решения задач, упражнений Инструктирование   о   рациональных   путях   выполнения заданий, требованиях к их оформлению Стимулирование слабоуспевающих Более тщательный контроль за их деятельностью, указание на ошибки, проверка, исправления Выбор для групп слабоуспевающих наиболее рациональной системы   упражнений,   а   не   механическое   увеличение   их числа Более   подробное   объяснение   последовательности выполнения задания Предупреждение о возможных затруднениях, использование карточек­консультаций,  карточек   с  направляющим   планом действий самостоятельных действий Методические рекомендации  по преодолению причин неуспеваемости, развития интереса к учению 1.   Считать   создание   классов   коррекции   наиболее   удачной   формой организации работы с неуспевающими учащимися. 2.   Учителям   школы   в   плане   каждой   темы   или   раздела   программы определять  перед учащимися учебную задачу, точно указав, что они должны иметь и уметь в процессе изучения данной темы. Желательно этот перечень знаний   и   умений   вывешивать   в   классе   или   дать   каждому   ученику   для повседневного пользования. 3.   Приступая   к   изучению   какого­либо   вопроса,   понятия,   создать проблемную   ситуацию,   показывающую   необходимость   и   раскрывающую сущность  предстоящего   изучения.  Дальнейшее   изучение   следует   проводить как последовательное разрешение этой проблемной ситуации. 4.   Основу   обучения   должна   составлять   учебная   деятельность   самих учащихся.   Поэтому   главной   задачей   учителя   считать   организацию   и руководство   этой   деятельностью   и   не   подменять   деятельность   учащихся своей собственной. 5. Контроль и учет работы учащихся должны быть направлены главным образом   на   воспитание   у   них   положительной   мотивации   учебной деятельности, правильной самооценки и ответственности перед коллективом. 6. На основе текущего тематического учета организовать индивидуальное коррекционное обучение учащихся   для восполнения обнаруженных пробелов путем определения  учащимся индивидуальных заданий к конкретному сроку с последующей проверкой их выполнения. 7. Оценивание     деятельности учащихся должно быть главным образом качественным   в   форме   развернутой   характеристики   успехов   и   неудач учащихся и лишь затем ­ в форме отметки. 8. К работе по оценке учебной работы учащихся надо привлекать самих учащихся,   приобщать   их   к   самооценке,   с   коллективным   обсуждением   и обоснованием. 9. При организации учебной работы в классе и дома использовать формы коллективно­распределительной деятельности учащихся, организуя для этого различные временные микроколлективы. 10. Практиковать при этом дифференциацию форм и видов заданий и коллективную ответственность учащихся за их выполнение. 11. Каждому учителю школы постоянно выявлять наличие пробелов в знаниях и умениях учащихся, устанавливать, что мешает успешному усвоению новых понятий, теорий, а также осуществлению необходимых практических действий, выявлять наличие пробелов в навыках организации учебного труда, которые снижают темпы и эффективность учебной деятельности, и принимать меры по ликвидации этих недостатков. 13.   Организация   заседаний   руководителей   методических   объединений учителей по вопросам: ­ как обобщить свой опыт работы, ­ как спланировать работу по самообразованию, ­ как оценить эффективность своей работы, ­как внедрить опыт работы лучших учителей в свою деятельность. Система мер по совершенствованию учебно­воспитательного процесса с целью предупреждения неуспеваемости школьников. 1.   Организация   профилактики   типичных   причин   неуспеваемости, присущих определенным возрастным группам.   2.   Проектирование   тематики   педагогических   советов,   заседаний   по   вопросам,   связанным   с методических   советов,   объединений   предупреждением неуспеваемости учащихся. 3. Выявление  специфических для школы причин отставания  учащихся, организация  профилактической работы. 4. Ознакомление учителей с типичными причинами неуспеваемости, со способами   изучения   учащихся,   мерами   предупреждения   и   преодоления   их отставания в учении. 5. Обеспечение  единства действий всего педагогического коллектива по предупреждению   неуспеваемости   школьников   и   повышению   уровня   их воспитанности,   обращая   внимание   на   достижение   единства   обучения     и воспитания, установление межпредметных связей в обучении, координацию действий педагогов с учениками, активом, родителями и общественностью по месту жительства детей и др. 6.   Организация       ознакомления   с   учебными   возможностями   будущих первоклассников   и   проведение   в   необходимых   случаях   специальных корректирующих занятий. 7.   Определение     проблем     в   работе   учителей,     улучшение   практики самоанализа   учителями   своей   деятельности   и   их   последующего самообразования. 8.   Организация     контроля   над   реализацией   системы   мер   по предупреждению   эпизодической   и   устойчивой   неуспеваемости, осуществление специального контроля над работой с наиболее «трудными» школьниками, строгого учета  результатов этой работы. 9.   Обобщение   и   пропаганда     передового   опыта   работы   по предупреждению неуспеваемости.

Система мер по предупреждению неуспеваемости учеников

Система мер по предупреждению неуспеваемости учеников

Система мер по предупреждению неуспеваемости учеников

Система мер по предупреждению неуспеваемости учеников

Система мер по предупреждению неуспеваемости учеников

Система мер по предупреждению неуспеваемости учеников

Система мер по предупреждению неуспеваемости учеников

Система мер по предупреждению неуспеваемости учеников

Система мер по предупреждению неуспеваемости учеников

Система мер по предупреждению неуспеваемости учеников

Система мер по предупреждению неуспеваемости учеников

Система мер по предупреждению неуспеваемости учеников

Система мер по предупреждению неуспеваемости учеников

Система мер по предупреждению неуспеваемости учеников
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
20.01.2017