«Система организации правового просвещения при подготовке к конкурсам»
Оценка 4.6

«Система организации правового просвещения при подготовке к конкурсам»

Оценка 4.6
Руководства для учителя +1
docx
Междисциплинарный 3
Взрослым
30.03.2018
«Система организации правового просвещения при подготовке к конкурсам»
Из опыта работы, представленном на областном семинаре – практикуме по теме: «Формирование правовых знаний детей и юношества при подготовке к конкурсу творческих работ обучающихся «Конвенция о моих правах». Показана система работы в школе по правовому просвещению, которая помогает формировать социальную зрелость школьников; чувство собственного достоинства, уважение к себе; отрицательное отношение к унижению, оскорбительному обращению; протест против любых проявлений насилия, стремление защитить свою честь; вера в добро, в справедливость.
! обл. семинар.docx
Муниципальное  казенное  общеобразовательное учреждение «Болоховский центр образования №1» муниципального образования Киреевский район Областной семинар – практикум  «Формирование правовых знаний детей и юношества при подготовке к конкурсу творческих работ обучающихся «Конвенция о моих правах» Из опыта работы  по теме: «Система организации правового просвещения при подготовке к конкурсам».                                                       Автор: учитель истории и обществознания                                                    МКОУ «Болоховский центр образования №1»                                                      Рукавицына Ирина Геннадьевна. сентябрь 2016 год      Мы, взрослые, работающие в системе общего и дополнительного образования, прекрасно   осознаём   и   понимаем,   что   проблема   формирования   правовой культуры   учащихся   приобретает   всё   большую   актуальность   в   современном мире.           Правовое   образование   ­  неотъемлемая   часть   общей   культуры   молодого гражданина, условие формирования правосознания. И хотя начинается правовое воспитание с раннего детства,  но   наиболее оптимальным для его реализации является подростковый возраст, так как это пора самоутверждения, активного формирования социальных интересов и жизненных идеалов.           Жизнь   в   гражданско­правовом   обществе   формирует   правовое   сознание, независимо от того, происходит ли это стихийно или целенаправленно в рамках правового образования. Я убеждена, что правовое образование является залогом того, что право станет регулятором жизни подростка, а не помехой на его пути реализации личных задач.          В основе  воспитательной  системы нашего  образовательного учреждения МКОУ   «Болоховский   центр   образования   №1»     лежит   понимание   того,   что приобретенные   знания   должны   способствовать   формированию   гражданско­ правовой   компетентности   подростков,   навыков   и   установок   правомерного поведения,     а   этому   способствует     целенаправленное   правовое   просвещение детей и подростков.  Очевидно,   что правовое образование это система знаний интегративного характера, оно рассматривается и как учебный предмет и как межпредметная   и   внеурочная   форма   организации     деятельности,   которая способствует демократическому поведению всех участников образовательного процесса   ­   педагогов,   учеников,     родителей.   Поэтому   работа   по   правовому просвещению   и   воспитанию   носит   систематический   характер   и   проводится всеми методическими объединениями нашего центра в комплексе.   придерживаемся следующих аспектов:  1)   в   начальной   школе   закладываем   основные   моральные   ценности,   нормы поведения,   а   на   второй   ступени   (основная   школа)     формируем   уважения   к закону, праву, правам других людей и ответственности перед обществом;  2)учим подростков  основам демократии, так как она не знакома не только со своими обязанностями, но и правами;             Планируя   работу   по   формированию   правовой   компетенции,   мы 3) о законе стараемся говорить увлекательно. Сухая информация не доходит ни до ума, ни до сердца детей; 4) обязательно учитываем возрастные особенности подростков; 5)используем различные инновационные технологии системно­деятельностного подхода; 6)   применяем   творческие   формы,   которые   активизируют   познавательную деятельность и воздействуют на сознание и поведение подростков; 7) правоохранительных органов.       Организуя  внеклассную работу по правовому просвещению, мы исходим из того, что оно должно базироваться на:  проводим   родительские   лектории,собрания,   встречи   с   сотрудниками  знании   и   соблюдении   Конституции   РФ,   законов   и   международных правовых актов, а также основных правовых актов субъектов РФ;  уважении к символам Российской Федерации;  убеждении следования правилам толерантного совместного проживания и общения граждан, невзирая на их этнические, религиозные, социальные, идеологические, политические и другие различия;  освоении современной системы социально­правовых ценностей, развитие качеств и навыков, позволяющих следовать этим ценностям, отстаивать их, сохранять и передавать последующим поколениям;  наличии гражданской позиции, знаний и компетенций, достаточных для защиты своих прав, свобод и законных интересов.  Поэтому ежегодно наши традиционные мероприятия включают:     1) информационные сообщения о знаменательных датах правового характера (дни   принятия   Конституции   РФ,   Всеобщей   декларации   прав   человека, Конвенции о правах ребенка и т.д.);    2) проведение школьного и участие в муниципальном   этапе Всероссийской олимпиады по обществознанию;    3)декаду правовых знаний, в рамках которой мы проводим: ­   в 4­6 классах: классный час «Права детей – забота государства»,   игра­ путешествие «Права детей», игра­викторина «Сказка ложь, да вней намёк. Права   литературных   героев»,   тематические   беседы,  конкурсы   рисунков   и плакатов на правовую тематику.  (На доступных примерах ребята  знакомятся со своими правами и обязанностями. На примерах литературных героев и героев сказок определяют какие права Декларации и Конвенции нарушены( на этом этапе уже идёт работа по подготовке к конкурсу «Конвенция о моих правах») ); ­ в 7­9 классах: классный час «Ваши права», устный правовой журнал «Одежда прав   шьётся   на   подкладке   обязанностей»,     час   размышлений   «Чтобы достойно жить», конкурс «Робинзонада», заочная викторина «Знаешь ли ты Работая   над   проблемой   по   повышению   правовой   культуры   будущих свой паспорт?»  целью которых является формирование активной гражданской позиции,  инициативы и ответственности. ­   обсуждение   д/ф  «Информационная   безопасность:   сетевые   угрозы психическому и физическому здоровью детей». ­   в   рамках программы «СВЕТОЧ» (совесть, верность, единство, творчество, Отечество, честь) мы проводили   такие мероприятия, как  «Овеянные славой герб наш и флаг», «Символика Тулы, Тульского края, Киреевского района и города Болохово». ­   в   рамках   акции   «Подросток   и   закон»   помимо   правовых   бесед,  с   целью профилактики   правонарушений   проводятся   встречи   с   работниками правоохранительных   органов,   КДН,   ТОДБ,   работниками   здравоохранения. Затрагиваются   вопросы   правовой   ответственности   несовершеннолетних   и   её особенностях,  влияния пагубных привычек на организм подростка.        Уделяется внимание наглядной агитации: была представлена тематическая выставка «Подросток и закон». Методическую помощь в подборке материала и проведении   мероприятий   акции   оказала   ДШБ   и   ТОДБ.   К   проведению мероприятий я  привлекаю учащихся  9 класса, которые проводят в 4­8 классах правовые  игры, устные журналы, с использованием презентаций.    избирателей, мы проводим следующие мероприятия: ­ в 5­7 классах деловую игру «Выборы в лесную думу». Ее цель показать смысл и значение  демократических  выборов,  особенностей  предвыборной   кампании, процедуры голосования в демократическом обществе.   ­ в 8­9 классах деловые игры «Мы будущие избиратели», «Выборы в истории человечества». Целью данных мероприятий является знакомство с российским законодательством о выборах, повышение  электоральной культуры молодежи. ­  в 8­9  классах  проводим  анкетирование  по  теме: «Стоит  ли  голосовать?» Писали эссе по теме: «Мои наказы депутату». ­ для изучения   практических навыков     участия в процедуре голосования и изучения вопросов местного самоуправления я провела в школе внеклассное мероприятие «О жалованной грамоте городам» – 1785г. История развития местного   самоуправления»,   также   проходил   урок   в   кабинете   Главы администрации МО г. Болохово, на котором исполняющий обязанности Главы муниципального   образования     рассказал   об   организации   местного самоуправления и ответил на вопросы детей.      Т.к. правовое образование носит  интегративный  характер, то наши учащиеся принимают   участие   в   литературных   конкурсах,   где   пишут   эссе   по   правовой тематике;   в     рамках   правовых   конкурсов   активно   выбирают   номинацию   по созданию   рисунков,   где   предлагается   изобразить   реализацию   своих   прав. Например,   по   теме:   «Конвенция   о   моих   правах»,    «День   местного самоуправления   глазами   детей»   и   становятся   победителями   и   призерами конкурсов.            Большинство   мероприятий     и   проводятся   при   активном   участии Востриковой   Т.В.,   библиотекаря   ТОДБ.   Она   организует   выставки   книг, представляет презентации  и обзор литературе по правовой тематике.          Привлекать подростков к участию в конкурсах мне помогает  внеурочная деятельность,  так   как   в   её   рамках   можно   более   детально   освещать интересующие вопросы. Так в её рамках я провожу в 9 классе изучение курса предпрофильной     подготовки:   «Подросток   и   закон»,     и   «Правовой   багаж подростка».   Такие   занятия   направлены   на   углубление   правовых   знаний   и формирование   правовой   культуры,   они   способствуют   подготовке   молодого человека к социальному диалогу и сотрудничеству на основе соблюдения  прав человека   и   законов   нашей   страны.   Кроме   того,   названные   курсы предпрофильной   подготовки   способствуют   формированию   правовых компетенций,   социальной   активности,   умению   анализировать   правовые ситуации,   развивают   способности   выстраивать   своё   поведение   в   рамках имеющихся   прав,   свобод,   обязанностей.   Подростки   приобретают   умения   и навыки   публичных   выступлений,   проектно­исследовательской   деятельности, работы   в   группе,     анализа   правовых   документов,   публикаций   в   СМИ   и социальных сетях.  Всё это расширяет  правовой кругозор, оказывает помощь в подготовке   к   государственной   итоговой   аттестации,   а   также   обеспечивает успешности в обществе,  и, наконец,  способствует профилактике девиантного поведения подростков посредством формирования у них твердого убеждения, что прав не существует без обязанностей.      Курс позволяет использовать такие формы работы, когда можно высказывать свою   точку   зрения,   вступать   в   дискуссию,   проводить  беседы   с   элементами «мозгового штурма»( «Как не стать жертвой преступления»), диспуты ( н­р, «Права   и   обязанности.   Что   важнее?»,    «Проблемы   прав   человека   в современной  России»),  защита  проектов  («Портрет идеального политика»), проведение   "круглых   столов"   («Политические   дебаты»);    работа   в   малых группах, работа с законодательными актами, практикумы по анализу реальных правовых ситуаций, моделирование сюжетно­ролевых игр («Хочу спросить), т.е. своего   рода   "юридический   всеобуч".   Данная   работа   способствует заинтересованности   и   самообразованию   подростков,   позволяет   обсуждать личные проблемы. проектно­исследовательскую   деятельность.          В ходе правового просвещения я применяю современные образовательные технологии,   Это   позволяет организовать обучение с увлечением, поиском, созданием ситуаций успеха.        Я убеждена, что только тогда право защищает, когда полученные знания применяются знаний на практике. Поэтому и важен результат. А результатом вышеперечисленной   работы   я   считаю   активное   и   успешное   участие обучающихся в  муниципальных и региональных    правовых конкурсах. Среди них: 1.   Областной конкурс «Молодёжь против коррупции»,   2014 год эссе по теме: «Моё слово против коррупции», 2  место, Горина Т.­8 кл.; 2015   год­     исследовательская   работа   по   теме:   «Коррупция   –   это   болезнь общества или способ выживания в современном мире»,II место, Ковальчук М.­ 8 кл. 2. Муниципальный и областной этапы конкурса эссе « Я имею право», к 25­ летию Конвенции о правах ребёнка, 2 место, Горина Т.­ 8 кл.,2014 г.; 3.  Муниципальный этап областного конкурса презентаций «Ребёнок имеет право», в номинации компьютерные презентации, II место, 2012г. 4.  Муниципальный конкурс презентаций по темам: «Права и обязанности граждан РФ» и «Конвенция о правах ребёнка»,(Степанов   Д.,  Летягин   А.­ 8кл.), 2014 г.; 5.  Муниципальный этап   Всероссийской олимпиады по   обществознанию (Колесников Илья, ноябрь 2014 г.); 6.  Муниципальный   этап   областной   Фемиды», 1 место (Горина Т.), 2 место (Клепикова Д.), 2016 г. 7.  Последнее достижение ­ 3 командноеместо в марте 2016 г. на областной интеллектуальной игре  «Мои права – моё богатство»,      Повышенная правовая осведомленность уже не так пугает ребят. Они более активно   берутся   участвовать   в   конкурсах.   Умеют   подбирать   материал, анализировать правовые документы, аргументировать и отстаивать собственную позицию,   предоставлять   результаты   в   виде   выступлений,   эссе,   творческих   и исследовательских работ, проводить самооценку собственных знаний и умений, приобретать навыки организации труда. Например, когда готовились к конкурсу о коррупции, то изучали ФЗ РФ №273 – ФЗ от 25.12.2008 «О противодействии коррупции», узнали её признаки, виды, формы. Ребята подбирали материал о её проявлении   в   разных   странах,   в   том   числе   в   России   и   Тульской   области. Находили сведения о том, когда она появилась в истории, и как с ней боролись и продолжают оценивать сейчас. Согласились с мнением, что «Коррупция должна   правовой   олимпиады   «Колесо быть не просто незаконной. Она должна стать неприличной». Лучшие работы были отправлены на конкурс.           Готовясь   к   конкурсу  «Мои   права   –   моё   богатство»,   учитывая   возраст участников,   провели   ознакомительные   беседы   с   правовыми   терминами, документами(Конвенцией   о   правах   ребёнка),   провели   игры,   выявив   более сильных   учащихся.  Контакт   с   учащимися   был   установлен.   Дети   были заинтересованы предстоящим занятием, узнали более чётко поставленные цели и задачи предстоящей деятельности.   ­   В системе воспитательной работы школы реализуется программа «С законом на «ты», где главным   из направлений работы является гражданско­правовое воспитание. ­ При активном участии учащихся был оформлен уголок правовых знаний «Мой правовой  статус». Который  призван  решать  следующие   задачи:  осуществлять правовое просвещение по злободневным, актуальным для детей,  темам; давать советы и рекомендации специалистов; подсказывать выход из затруднительных, часто   встречающихся   ситуаций.   Среди   рубрик   уголка:   «Это   должен   знать каждый», «Помни,  что   ты  –  несовершеннолетний», «Правовой   калейдоскоп», «Мой правовой статус» и др.       В процессе работы я обращаю внимание на то, чтобы подростки  помнили: чем больше они будут знать о своих правах и обязанностях, тем меньше будет вероятность попадания в сложную жизненную ситуацию. Отмечаю, что если Вы будете   достойно   и   с   пониманием   выполнять   свои   обязанности,   пользоваться своими правами разумно и добросовестно, с добрыми намерениями и уважением к   чужим   правам,   только   тогда   Вы   сможете   рассчитывать   на   такое   же правомерное ответственное поведение других людей.          В итоге отмечу, что система работы   в школе по правовому просвещению помогает формировать социальную зрелость школьников; чувство собственного достоинства,   уважение   к   себе;   отрицательное   отношение   к   унижению, оскорбительному   обращению;   протест   против   любых   проявлений   насилия, стремление защитить свою честь; вера в добро, в справедливость.          Дети ­ это особая социально­демографическая группа населения, тонкий социальный   барометр,   чутко   реагирующий   на   экологические,   экономические, политические и социальные изменения и неблагополучия в обществе. В связи с этим, на современном этапе развития нашего общества очень важно, чтобы не только взрослые знали о правах детей, но и главное, чтобы сами дети знали свои права. Чем раньше школьники начнут изучать вопросы, связанные с правом, тем более подготовленными они войдут во взрослую жизнь.

«Система организации правового просвещения при подготовке к конкурсам»

«Система организации правового просвещения при подготовке к конкурсам»

«Система организации правового просвещения при подготовке к конкурсам»

«Система организации правового просвещения при подготовке к конкурсам»

«Система организации правового просвещения при подготовке к конкурсам»

«Система организации правового просвещения при подготовке к конкурсам»

«Система организации правового просвещения при подготовке к конкурсам»

«Система организации правового просвещения при подготовке к конкурсам»

«Система организации правового просвещения при подготовке к конкурсам»

«Система организации правового просвещения при подготовке к конкурсам»

«Система организации правового просвещения при подготовке к конкурсам»

«Система организации правового просвещения при подготовке к конкурсам»

«Система организации правового просвещения при подготовке к конкурсам»

«Система организации правового просвещения при подготовке к конкурсам»

«Система организации правового просвещения при подготовке к конкурсам»

«Система организации правового просвещения при подготовке к конкурсам»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
30.03.2018