Предложенная тема для педагогического совета включает описание модели работы школы с одаренными учащимися. Описаны основные компоненты, этапы работы с одаренными учащимися. Показано, что работа с такими детьми - это двусторонний процесс: школа - дом, дом - школа. В работе приведены условия успешной работы с одаренными учащимися.
работа с одаренными детьми.docx
СИСТЕМА РАБОТЫ С ОДАРЁННЫМИ ДЕТЬМИ В НАЧАЛЬНОЙ
ШКОЛЕ
Стрельбовская Елена Николаевна,
учитель начальных классов МБОУ «Гимназии № 4 г. Пушкино»
Современное образование в качестве своей приоритетной цели ставит
признание личности ученика основным субъектом образования. Раскрытие и
реализация их способностей и талантов важны не только для одарённого ребёнка
как для отдельной личности, но и для общества в целом. Одарённые,
талантливые дети – это потенциал любой страны, позволяющий ей эффективно
развиваться и конструктивно решать современные экономические и социальные
задачи. В этой связи работа с одарёнными детьми является крайне необходимой.
Одним из направлений президентской инициативы «Наша новая школа»
является формирование разветвленной системы поиска и поддержки
талантливых детей, их сопровождения в течение всего периода становления
личности.
В основе федерального государственного образовательного стандарта
начального общего образования (ФГОС НОО) лежит системнодеятельностный
подход, который предполагает разнообразие организационных форм и учет
индивидуальных особенностей каждого обучающегося, обеспечивающих рост
творческого потенциала,
обогащение форм
воздействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности. Но
при этом следует отметить, что в настоящее время недостаточно отлажена
система развития детской одаренности в сфере образования. Деятельность
общеобразовательных учреждений в данном направлении требует планомерного,
системного подхода.
познавательных мотивов,
В настоящее время существуют две точки зрения: «все дети являются
одаренными» — «одаренные дети встречаются крайне редко». Сторонники
одной из них полагают, что «до уровня» одаренного можно развить практически
любого здорового ребенка при условии создания благоприятных условий. Для
других одаренность — уникальное явление, в этом случае основное внимание
уделяется поиску одаренных детей.
Модель работы с одаренными детьми в начальной школе включает в себя
следующие направления:
1. Координационное.
Организация работы коллектива.
Обеспечение нормативно – правовой базы.
Организация предметных кружков.
Ресурсное обеспечение.
Контроль и анализ деятельности.
2. Диагностическое. Формирование банка методического обеспечения для выявления
одарённых детей.
Проведение диагностики одарённых детей
Создание банка данных одарённых детей.
Создание системы психологического сопровождения одарённых детей.
3. Кадровое.
Повышение квалификации педагогов (курсы, мастеркласс, МО, создание
творческих групп).
Мотивация педагогов (оказание методической и финансовой помощи
педагогам.)
4. Развивающее.
Создание образовательной среды для развития одарённых детей.
Организация внеклассных занятий по углубленному изучению предметов.
Создание условий для участия в олимпиадах, интеллектуальнотворческих
мероприятиях.
Использование системы информационно – коммуникационных технологий.
5. Информационное.
Привлечение внимания общественности, спонсоров, родителей к
проблемам одарённых детей (реклама, создание интернетсайта, выпуск
стенгазет).
Организация работы библиотеки.
Система работы с одаренными детьми включает в себя следующие
компоненты:
●
●
●
выявление одаренных детей;
развитие творческих способностей на уроках;
развитие способностей во внеурочной деятельности (олимпиады,
конкурсы, индивидуальная работа);
создание условий для всестороннего развития одаренных детей.
●
На 1 этапе учитель начинает работу с одарёнными учащимися с
диагностики одарённости. Диагностика одаренности должна служить не целям
отбора, а быть средством для наиболее эффективного обучения и развития
одаренного ребенка. Методики диагностики должны быть направлены на то,
чтобы помочь систематизировать собственные представления педагогов и
родителей об умственных и творческих способностях детей. Параметры, по
которым проводится оценка, определяют основные мыслительные операции и их
характеристики мышления, наблюдаемые в ходе взаимодействия с ребенком.
Диагностическая методика не исключает возможности использования
классических психодиагностических методик,
должна
рассматриваться, как одна из составных частей общего с психологом комплекта
методик. На этапе диагностики использую тест – анкету Ф.Татла, Л.Беккера;
методику «Карта одаренности», которая успешно может быть использована не
только педагогами, но и родителями. Наблюдение, общение с родителями,
олимпиады, конкурсы, фестивали, соревнования также позволяют выявить
напротив,
а, одаренных детей в комфортной атмосфере присущей данному ребенку.
Педагогу следует учитывать и другие ярко проявляемые характеристики
большинством одарённых учащихся. В основном эти характеристики на
начальном этапе обучения в школе могут быть следующие: психическая
неустойчивость и стрессы; зависть со стороны других учащихся;
самовлюблённость, эгоизм, повышенная потребность во внимании со стороны
окружающих; завышенная или заниженная самооценка; трудности в общении с
другими детьми. А также изучение условий и истории развития учащихся в
семье, его увлечения, сведения о семье, о раннем развитии ребёнка, его интересы
способности, на основе наблюдения, изучения психологических особенностей
речи, памяти, логического мышления. Наблюдение за школьниками проводится
во время урочной и внеурочной деятельности. Оно позволяет выявить
наклонности, способности и интересы учащихся. Для создания мотивации
использую следующие приёмы: рейтинг учащихся; «почетное место в классе»;
классные часы по самоопределению; создание портфолио с последующей
презентацией. Диагностика дает наглядное представление о том, в каком
направлении следует вести дальнейшую работу с одаренным ребенком.
Исследователи, работавшие с методиками выявления одарённости ребёнка
предупреждают о том, что одним тестом ответить на вопрос о наличии у того
или иного учащегося характеристик одарённости сложно, нужна кропотливая
работа с личностью, её особенностями и проявлениями, в тоже время единой
комплексной диагностики, которая наверняка выявляла бы одарённого ребёнка,
тоже не существует.
На 2 этапе происходит сохранение и развитие одаренности. Ирония
судьбы заключается в том, что каждый человек рождается с богатейшими
творческими способностями. Все маленькие дети – прирожденные строители,
ученые, музыканты и поэты. Но уже в ранние годы мы начинаем сдерживать свои
творческие порывы. Обычно это происходит в начальной школе, где на
творчество набрасывается узда традиционного образования.
Урочная деятельность. К ней относятся следующие виды деятельности:
проблемноразвивающее обучение; проектноисследовательская деятельность;
игровые технологии (деловые игры и путешествия); информационно
коммуникативные технологии для удовлетворения познавательной мотивации;
развития способностей (разноуровневые тесты, презентации, тренажёры);
творческие и нестандартные задания. Урок для них особенно интересен, когда
имеет место поисковая и исследовательская ситуация, импровизация. Классно
урочная система обучения, являясь хорошим стимулом для средних учащихся,
становится часто тормозом для одарённых. Поэтому я выбираю систему
обучения, педагогические технологии, методы, использую приёмы обучения,
оптимальные для каждого школьника и для развития способностей одарённых
детей. На этом этапе урочная и внеурочная работа строится таким образом,
чтобы ребёнок мог проявить свои возможности в самых разных сферах деятельности, и направлена на развитие творческих и познавательных
способностей учащихся. Основная задача учителя – так построить весь учебно
воспитательный процесс и его психологическое обеспечение, чтобы учесть
любые индивидуальные особенности детей, поддержать ребенка и развить его
способности, подготовить почву для того, чтобы эти способности были
реализованы. Учитель должен помнить, что нет одинаковых детей: у каждого
есть чтото свое, чтото, что выделяет его из общей массы и делает уникальным.
У одного это способность быстро и без ошибок решать математические задачи,
у другого способность к рисованию, у третьего – золотые руки, у четвертого
предрасположенность к спортивным успехам, у пятого – организаторские
способности. На уроках предусматриваю множество возможностей для
реализации личностноориентированного и дифференцированного подхода к
обучению младших школьников. Детям предоставляется возможность
самостоятельно делать «открытия» в результате специально организованных
опытов и наблюдений над речью. Секрет успеха в том, что на уроке использую
форму общения «ученик ученик», которая помогает детям повысить
собственную самооценку, «научив» своего сверстника. В организации такой
работы проявляется коммуникативно–деятельностная направленность обучения.
К ней относятся следующие виды
деятельности: предметные недели; олимпиады и конкурсы по предметам;
театрализованная деятельность, факультативы.
Внеурочная деятельность.
На 3 этапе взаимодействие учителя с одаренным ребенком должно быть
направлено на оптимальное развитие способностей, иметь характер помощи,
поддержки, быть недирективным. Работа педагога с одаренными детьми – это
сложный и никогда не прекращающийся процесс. Для учителя, работающего с
одаренными детьми, очень важно иметь не только широкий круг интересов,
знаний и умений, творческое, нетрадиционное, личное мировоззрение, но и
убежденность, внутреннюю уверенность и настойчивость. Педагогам начальных
классов можно порекомендовать следующие подходы к организации обучения
одарённого ребёнка, соответствующих требованиям новых ФГОС:
1. Поручать одарённому ребёнку выполнение более сложных по уровню
(творческих) заданий в момент, когда идёт доработка учебного материала
другими учащимися. Он не будет отвлекать внимание учителя на себя и, в тоже
время, сможет заниматься интересным и полезным для него делом. Нужно
научить управлять одарённого ребёнка процессом своего обучения и не
задерживать его продвижение вперёд, когда другие отстали.
2. Соединять для выполнения учебных заданий, учащихся с разными
типами одарённости. Это необходимо для того, чтобы школьники могли
контактировать с равными себе по уровню способностей, помогать преодолевать
проблемы друг другу в областях, в которых они менее сильны, а также
осваивать менее для них доступные способы учебной работы посредством,
указанного сотрудничества. 3.Учитывая, что новые ФГОС предлагают, как
основу способов обучения деятельностный подход, при котором одарённые учащиеся быстрее, чем другие дети в классе будут видеть предполагаемый
результат учебного труда, их можно будет назначить консультантами,
проектировщиками учебного процесса при освоении наиболее сложного
учебного материала в помощь другим не таким одарённым детям в классе.
4. Зная о том, что одарённые дети имеют проблемы с завышенной или
заниженной самооценкой, можно давать им задания на разработку критериев
оценки результатов конкретной деятельности.
5. Учащимся с интеллектуально академической одарённостью, успешно
осваивающим учебную программу можно не задавать домашних заданий на
тренинг, а вместо этого предлагать творческие задания с учётом интересов
конкретных учащихся.
6. Результаты труда одарённого ребёнка обязательно должны быть
оценены педагогом, так как для детей данной категории – это имеет достаточно
большое значение.
7. Не стоит бояться хвалить и высоко оценивать результаты труда этих
детей за из соображений «воспитания зазнайства», одарённым дети, несмотря
на то, что многие достижения им даются легко, высокие оценки всё равно
заслужили.
Развитие одаренного ребенка представляет собой двусторонний процесс:
«дом – школа, школа – дом». Как бы мы ни рассматривали роль и вес природно
обусловленных факторов или влияния целенаправленного воспитания и
обучения на развитие личности и одаренности ребенка, значение семьи является
решающим. Даже, казалось бы, неблагоприятные условия оказываются
относительно безразличными для развития способностей. Особенно важно для
становления личности одаренного ребенка, прежде всего повышенное внимание
родителей. Как правило, в семьях одаренных детей, отчетливо наблюдается
высокая ценность образования, при этом часто весьма образованными
оказываются и сами родители. Это обстоятельство является благоприятным
фактором, в значительной мере, обусловливающим развитие высоких
способностей ребенка. Родители одаренных детей проявляют особое внимание к
школьному обучению своего ребенка, выбирая для него учебники или
дополнительную литературу и советуясь с учителем, как их лучше изучать.
Родителям предлагается позитивно и внимательно воспринимать эксцентричные
поступки и идеи своих талантливых детей, поддерживать их стремление к
самостоятельности и независимости. В случае конфликтов ребёнка с учителями
и сверстниками рекомендуется оказывать ему необходимую помощь. Разрешать
эти конфликты желательно во многих случаях путём перевода ребёнка в
специальную школу для одарённых детей, где он не будет чувствовать себя на
особом положении и легче сможет адаптироваться. Многие авторы советуют с
раннего возраста приучать одарённого ребёнка "нормально" реагировать на
неудачи, способствовать тому, чтобы он не только принимал участие в занятиях,
в которых не преуспевает, но даже получал удовольствие от этого. Считается,
что таким образом удаётся ослабить болезненную реакцию незаурядных детей на неудачу. Взрослым следует учить таких детей справляться с их завышенными
ожиданиями в отношении собственных возможностей.
Условия успешной работы с одаренными детьми:
1.Организацию данной работы, безусловно, необходимо начинать
с планирования. В планировании необходимо отразить диагностику одаренности
и наметить задачи и формы работы с одаренными учащимися.
эффективного
функционирования
2.Создание подсистемы диагностики одаренности учащихся школы и
организация
системы.
Расширение и совершенствование деятельности психологической службы в
школе. Включение проблемы работы с одаренными детьми как приоритетного
направления в систему научнометодической и опытноэкспериментальной
работы учителей школы. Создание и постоянное совершенствование школьной
методической системы и предметных подсистем работы с одаренными
учащимися.
этой
3.Осознание важности этой работы каждым членом коллектива школы и
усиление в связи с этим внимания к проблеме формирования положительной
мотивации к учению. Включение в работу с одаренными учащимися в первую
очередь учителей, обладающих определенными качествами: являться личностью,
продуктивно реагирующей на вызов, умеющей воспринимать критику и не
страдать от стресса при работе с людьми более способными и знающими, чем он
сам. Взаимодействие учителя с одаренным ребенком должно быть направлено на
оптимальное развитие способностей, иметь характер помощи, поддержки, быть
не директивным.
Ожидаемые результаты такой работы:
реализация творческого потенциала детей: занятия в кружках, секциях,
призовые места в олимпиадах, положительная динамика продвижения учащихся.
методические результаты: создание банка данных, включающих сведения
о детях с различными типами одарённости; разработка и реализация программ
поддержки и развития одарённых детей, создание системы взаимодействия с
основной школой, родителями учащихся; использование системы диагностик
для выявления и отслеживания различных типов одарённости; разработка
системы подготовки педагогов для целенаправленной работы с детьми;
обобщение и систематизация материалов педагогической практики.
Таким образом, задача семьи состоит в том, чтобы вовремя увидеть,
разглядеть способности ребенка, а задача школы — поддержать ребенка и
развить его способности, подготовить почву для того, чтобы эти способности
были реализованы.
«Если школьник с первого класса подготовлен к тому, что он должен
учиться создавать, придумывать, находить оригинальные решения, то
формирование личности будет проходить на основе обогащения её
интеллектуального профиля…Обучая детей творческому мышлению, мы
обогащаем их не только интеллектуально, но и личностно». (Р.Дж. Стернберг, Е.
Григоренко). Литература.
1.
Гильбух Ю.З. Внимание: одаренные дети — М.: ИЧП «Издательство
Магистр», 2000. — 68 с. 7.
2.
Дереклеева Н.И. Научноисследовательская работа в школе – М.:
Вербум – М, 2001. – 48 с.
3.
Савенков А.И. «Одаренный ребенок в массовой школе». Библиотека
журнала «Директор школы» №12001 г., М. «Сентябрь» 2001 г.
4.
ОГБУ ДПО «Костромской областной институт развития
образования» «Выявление и сопровождение обучения одаренных учащихся
начальной школы в условиях введения ФГОС» do.gendocs.ru
5.
Панютина Н.И. система работы образовательного учреждения с
одаренными детьми (http://www.uchmag.ru/)
Система работы с одаренными детьми
Система работы с одаренными детьми
Система работы с одаренными детьми
Система работы с одаренными детьми
Система работы с одаренными детьми
Система работы с одаренными детьми
Система работы с одаренными детьми
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.