Система работы с одаренными детьми на уроках биологии и во внеурочное время.
Оценка 4.7
Документация
docx
биология
Взрослым
07.01.2019
Отмечаю,одарённость – стечение трёх характеристик: интеллектуальных способностей, превышающих средний уровень, креативности и настойчивости. У нас много талантливых детей, но необходимо активизировать усилия педагогов для их привлечения на сторону биологической науки. На самом деле, работа с одарёнными или талантливыми детьми диктует определённые требования к личности педагога:
- желание работать нестандартно,
- поисковая активность, любознательность;
- знание психологии подростка и психологии одарённых детей;
- готовность педагога к работе с одарёнными детьми.
В деревни таких звездочек мало,выбирать не приходится.
моё.docx
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 8»
СЕЛА ГРУШЕВСКОГО АЛЕКСАНДРОВСКОГО РАЙОНА СТАВРОПОЛЬСКОГО
КРАЯ
Система работы с одаренными детьми на уроках биологии и во внеурочное время.
Учитель биологии:
Горгосова Любовь Николаевна Общение с одаренными детьми требует от учителя гибкости мышления, творчества,
профессионализма, позволяет чувствовать себя свободным в рамках школьной программы,
предполагает творческую деятельность учителя и ученика.
Ж. Брюно
Человеческое мышление, способность к творчеству – величайшие из даров природы.
Даром этим природа отмечает каждого человека, но свои дары природа поровну не делит и
когото награждает больше, а когото меньше. Одарённым принято называть того, чей дар
явно превосходит некие средние возможности, способности большинства.
Что такое одарённость? Это подарок судьбы, расположение звёзд при рождении или
божественная тайна?
Одарённость – стечение трёх характеристик: интеллектуальных способностей,
превышающих средний уровень, креативности и настойчивости. Одарённый человек,
словно яркая звёздочка на небосклоне, требующая к себе особого внимания. Необходимо
заботиться о нём, чтобы он превратился в красивую, полную сил звезду.
Одарённость человека – это маленький росточек, едва проклюнувшийся из земли и
требующий к себе огромного внимания. Необходимо холить и лелеять, ухаживать за ним,
сделать всё необходимое, чтобы он вырос и дал обильный плод.
Проблема одаренности в настоящее время становится все более актуальной. Это, прежде
всего, связано с потребностью общества в людях, обладающих нестандартным мышлением,
вносящих новое содержание в производственную и социальную жизнь, умеющих ставить и
решать новые задачи, относящиеся к будущему. В последнее время акценты с технических
областей знаний смещаются на научные исследования в области живой природы, и это не
удивительно, так как появляются новые болезни, существует огромное количество
проблем в области экологии. Биологические знания приобретают все большего значения и
в развитии народного хозяйства. Поэтому человечество должно понимать, что наступил век
биологии. У нас много талантливых детей, но необходимо активизировать усилия
педагогов для их привлечения на сторону биологической науки. К сожалению, существует
множество проблем на пути решения этого вопроса: 1).Биологические специальности, по
мнению многих родителей, не престижны в настоящее время;2).Проблемы с
трудоустройством выпускников ВУЗов (работа в основном в школах).
Поэтому детей, которых интересуют биологические дисциплины, необходимо так увлечь,
заинтересовать, чтобы в дальнейшем он пошел именно по этому направлению. Всегда
нужно помнить, что мы, взрослые, должны быть для ребенка и плодородной почвой, и
живительной влагой, и теплым солнышком, согревающим цветок детской души. Именно
тогда раскроются уникальные способности, данные каждому ребенку от рождения. Ктото
сказал: «Судьба ребёнка зависит от опыта и взглядов конкретного педагога, традиций ОУ,
жизненных амбиций родителей». На самом деле, работа с одарёнными или талантливыми
детьми диктует определённые требования к личности педагога:
желание работать нестандартно,
поисковая активность, любознательность;
знание психологии подростка и психологии одарённых детей;
готовность педагога к работе с одарёнными детьми.
Не творческий учитель не сможет воспитать творческого ученика. Меняется жизнь –
меняется школа, чем быстрее меняется школа, тем быстрее и основательнее изменения в
жизни. Вызов времени требует инноваций. В Федеральном компоненте государственного стандарта отмечается: "участие школьников в проектной деятельности, в организации и
проведении учебноисследовательской работы”; творческое решение учебных и
практических задач; создание собственных произведений, проектов, в том числе с
использованием мультимедийных технологий. Другими словами, от школы ждут не
"нашпигованных” знаниями выпускников, а людей, способных на протяжении всей жизни
добывать и применять новые знания, следовательно, быть социально мобильными. К школе
предъявляются сегодня высокие требования. А что значит для родителей и общества
“хорошая школа”?
1. Это школа, где хорошо учат по всем предметам, а по окончании дети легко поступают в
вузы.
2. В этой школе должны преподавать высококвалифицированные и интеллигентные
педагоги.
3. В школе должны быть свои традиции.
4. Школа должна давать современное образование.
5. В хорошей школе уважают личность ребенка, с ним занимаются не только на уроках, но и
в системе дополнительного образования.
Именно поэтому так важно определить основные задачи и направления работы с
одаренными детьми в системе дополнительного образования.
Однако, прежде, чем говорить о работе с одаренными детьми, необходимо определиться о
чем, собственно, я буду вести речь.
Терминология, используемая при характеристике познавательных возможностей
учащихся, включает такие понятия как способности, талант, одаренность, гениальность.
Способностями
называют индивидуальные особенности личности, помогающие ей успешно заниматься
определенной деятельностью.
Талантом
называют выдающиеся способности, высокую степень одаренности в какойлибо
деятельности. Чаще всего талант проявляется в какойто определенной сфере.
Гениальность
– высшая степень развития таланта, связана она с созданием качественно новых,
уникальных творений, открытием ранее неизведанных путей творчества.
Одаренность – значительное по сравнению с возрастными нормами опережение в
умственном развитии либо исключительное развитие специальных способностей
(музыкальных, художественных и др.).
Категории одаренных детей:
1.С высокими общими интеллектуальными способностями.
2.С признаками специальной, умственной одаренности в определенной области наук и
конкретными способностями.
3.С высокими творческими (художественными) способностями
4.Учащиеся, не достигающие по какимто причинам успехов в учении, но обладающие
яркой познавательной активностью, оригинальностью мышления.
Массовая школа обычно сталкивается с проблемой раннего выявления и развития
способностей ученика ,поэтому учитель должен выявлять одаренных и талантливых
детей ,наблюдая и анализируя особые успехи и достижения ученика, диагностировать
потенциальные возможности его, создавать банк и актуализировать данные по талантливым
и одаренным детям. Поэтому, рассуждая о системе работы с одаренными детьми, хотелось
бы подчеркнуть мысль о работе со всеми детьми, то есть о максимальном развитии умений,
навыков, познавательных способностей.
Жизнь требует от школы подготовки выпускника, способного адаптироваться к
меняющимся условиям, коммуникабельного и конкурентоспособного. Именно это имел в виду психолог и писатель Г.Томпсон, говоря: « Способности – объяснение вашего успеха».
Цель работы с одаренными учащимися: организация деятельности учащихся по
приобретению глубоких знаний для решения познавательных и практических задач;
формирование исследовательских умений, развитие системного мышления.
Задачи работы с одаренными детьми:
1.При изучении основного и дополнительного материала по предмету развить творческие
способности и гибкость мышления.
2.Стимулировать проявления познавательной деятельности.
3. Используя различные приёмы и методы обучения, способствовать реализации
познавательного и мотивационного потенциала учащихся.
4. Развить исследовательские навыки и умения.
Формы работы с одаренными учащимися:
Проектноисследовательская деятельность
Разноуровневое обучение
Интеллектуальные марафоны, предметные недели
Олимпиады, конкурсы, соревнования
Занятия в творческих объединениях
Ведение портфолио достижений
Факультативы, курсы по выбору
Работа по индивидуальным планам, траекториям
Методы работы:
Анкетирование, опрос
Собеседование
Тестирование
Анализ литературных источников
Творческие работы
Проектный метод
Метод прогнозирования
Метод исследования проблемы
Учитель всегда невольно стремиться к тому, чтобы выбрать самый для себя удобный
способ преподавания.
Только тот способ преподавания верен, которым довольны ученики»
/Л.Н.Толстой/.
Сегодня перед каждым учителем какой бы предмет он ни преподавал, поставлены задачи
формирования нового человека, повышения его творческой активности. Традиционные
методы обучения направлены на совершенствование информационнорецептурной системы
обучения, они не дают возможности в полной мере развивать интеллектуальный потенциал
личности, в ней продолжает господствовать не мыследеятельностный, а традиционный
знаниевоинформационно рецептурный подход, адресованный к памяти ученика, и не
собирающий личностные образования в природосообразную целостную систему.
А для нынешнего времени важно понять, что вооружая знаниями, необходимо воспитать
интеллектуально развитую личность, стремящуюся к познанию. И когда я вижу, что
интерес к учению у детей падает, дети с трудом познают изучаемый программный
материал, я делаю для себя важный вывод: необходима квалифицированная мотивационная
деятельность учителя, путём включения в активную учебнопознавательную деятельность
учащихся.
Поскольку форма организации учебного процесса остаётся на уровне класспредмет урок, требуется переосмыслить как их соотношение, так и содержание этих отдельных звеньев
технологического процесса, что неизменно ведёт к изменению ценностей профессионально
педагогической культуры. Работаю биологом в 611классах. Школа маленькая ,чуть
больше 250 учащихся и конечно ,одарённых детей очень мало, а тех, кто работает со мной
единицы. Хотя выбираю такие формы работы с одарёнными детьми, чтобы во время
обучения ребята имели возможность попробовать свои силы в любых направлениях:
учебной, творческой, исследовательской .
Использую:
1.Индивидуальный подход на уроках и элементы дифференцированного обучения,
проведение нестандартных форм уроков.
2.Дополнительные занятия с одарёнными учащимися, подготовка к олимпиадам,
интеллектуальным играм, дискуссии, консультации по возникшим проблемам.
3.Участие в школьных и районных олимпиадах, всероссийском конкурсе «Юные
исследователи окружающей среды», олимпиаде «Созвездие», олимпиаде членов УПБ в
Аграрном университете города Ставрополя,
краевой научнопрактической конференции « Экологокраеведческие проблемы
Ставрополья», районном и краевом слёте ученических бригад.
4.Использование современных средств информации (Интернет, медиатека, компьютерные
игры по предметам, электронная энциклопедия).
Достижения детей в олимпиадах, конкурсах, исследовательской работе (данные из
реестра олимпиад разного уровня, конкурсов и т.д.)
Мои ученики принимают активное участие в школьных, районных и краевых
олимпиадах. На протяжении многих лет они являются победителями и призерами
районных и всероссийских научнопрактических конференций, интеллектуальных
конкурсов, акций, викторин экологобиологической направленности, слете ученических
производственных бригад среди учащихся средней школы.
Всероссийский конкурс «Юные исследователи окружающей среды»
Учебный год
Фамилия, имя
класс
предмет
резуль
тат
подтверж
дение
20102011
Попеляев
Константин
11
биология
1 место в крае
грамота
Учебный год
Фамилия, имя
класс
предмет
Резуль
тат
подтверж
дение 20092010
Пикалова Людмила
11
биология
2 место
Льгота на
поступление в
университет
грамота
Районный этап Всероссийской олимпиады школьников
Учебный год
2011/2012
2012/2013
2012/2013
Фамилия, имя
класс
Верёвкина Евгения
Верёвкина Евгения
Верёвкина Евгения
2013/2014
Верёвкина Евгения
9
10
10
11
предмет
биология
биология
экология
результат
1 место
1место
1место
экология
1 место
подтвердение
Приказ№674
Приказ№ 13
Приказ№ 13
Приказ№572
от 02.12.2013
Олимпиада членов УПБ в Аграрном университете города Ставрополя
Краевая научнопрактическая конференция Экологокраеведческие проблемы
Ставрополья».
Учебный год
20092010
Фамилия, имя
Пикалова Людмила
класс
11
результат
3 место
награда
грамота
Районный слёт ученических бригад.
Учебный год
Фамилия, имя
20092010
2010/2011
Пикалова Людмила
Луганская
Анастасия
2010/2011 Шеховцова Инна
Бородина Юлия
Верёвкина Евгения
2011/2012
2011/2012
2012/2013 Швеглер Елена
2012/2013 Шеховцова Анна
2012/2013
20132014
20132014
20132014
20132014
20132014
Исакова Елена
Исакова Елена
Верёвкина Евгения
Бородина Юлия
Бутова Александра
Абдулманапова
клас
с
11
11
11
9
9
11
8
10
11
11
11
10
10
конкурс
результат
награда
садоводов
2 место
овощеводов
2место
животноводов
3место
овощеводов
экологов
полеводов
животноводов
садоводов
садоводов
экологов
овощеводов
лесоводов
технологов
2 место
1место
3 место
3место
2 место
1место
2 место
3место
3место
2 место
грамота
грамота
грамота
грамота
грамота
грамота
грамота
грамота
грамота
грамота
грамота
грамота
грамота Маригет
20132014 Шеховцова Анна
20132014
Исакова Елена
животноводст
ва
9
11
животноводов
1место
садоводов
4место
грамота
диплом
И так далее
Система работы с одаренными детьми на уроках биологии и во внеурочное время.
Система работы с одаренными детьми на уроках биологии и во внеурочное время.
Система работы с одаренными детьми на уроках биологии и во внеурочное время.
Система работы с одаренными детьми на уроках биологии и во внеурочное время.
Система работы с одаренными детьми на уроках биологии и во внеурочное время.
Система работы с одаренными детьми на уроках биологии и во внеурочное время.
Система работы с одаренными детьми на уроках биологии и во внеурочное время.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.