Система развивающих игр по обогащению словаря детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
Оценка 5

Система развивающих игр по обогащению словаря детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Оценка 5
Научные работы
doc
дефектология
Детсад
24.04.2017
Система развивающих игр по обогащению словаря детей  старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
В статье рассмотрена коррекционно-логопедическая работа по обогащению словаря воспитанников групп с ОНР старшего дошкольного возраста, которая благотворно воздействует на развитие речевой коммуникации в целом. Автор подчеркнул необходимость и важность своевременного развития устной речи детей как одного из показателей готовности к школьному обучению. В тексте определены этапы специально организованной образовательной деятельности дошкольников с нарушением речи по уточнению и расширению их словарного запаса через систему развивающих игр, создающих условия для полноценного общения и общего развития ребенка. Статья может быть интересна педагогам дошкольных учреждений.
С-ма развив. игр по обогащ.словаря1.doc
Система развивающих игр по обогащению словаря детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи Трудно   переоценить   значение   общего   развития   ребенка   в   дошкольном возрасте. В отличие от всех последующих возрастных этапов именно в это время   закладывается   фундамент   для   любых   специальных   знаний,   умений, отношения ребенка к окружающему миру.   Речь ­ великий дар природы, благодаря которому люди получают широкие возможности   общения   друг   с   другом.   Речь   объединяет   людей   в   их деятельности,   помогает   понять,   формулирует   взгляды   и   убеждения.   Речь оказывает человеку огромную услугу в познании мира.  Однако на появление и становление речи природа отводит человеку очень мало времени ­ ранний и дошкольный возраст. Именно в этот период создаются благоприятные условия для развития устной речи, закладывается фундамент для   письменных   форм   речи   (чтения   и   письма)   и   последующего   речевого   и языкового   развития   ребёнка.   Всякая   задержка,   любое   нарушение   в   ходе становления речи ребёнка отражаются на его деятельности и поведении. Плохо   начиная   осознавать   свой   недостаток,   становятся говорящие   дети, молчаливыми,   застенчивыми,   нерешительными,   затрудняется   их   общение   с людьми.  В целом уровень речевого развития современных детей ­ дошкольников можно охарактеризовать как крайне неудовлетворительный. С точки зрения речевой патологии одним из наиболее распространённых нарушений является общее недоразвитие речи (ОНР). Изучая отклонения речевого развития у детей с нормальным слухом и интеллектом, профессор Р.Е.Левина впервые выделила и   описала   особую   категорию   детей   с   проявлениями   системной несформированности   всех   языковых   структур   (фонетики,   грамматики, лексики), которую и обозначила термином «общее недоразвитие речи». Речевая запущенность ярко проявляется при поступлении детей в школу. Здесь выявляются серьёзные речевые проблемы, которые затрудняют процесс обучения,   являются   причинами   дисграфии   и   дислексии.   По   данным исследователей, в некоторых первых классах насчитывается до 85­ 90% детей с различными речевыми нарушениями.  Актуальность   данной   темы   значительна:   1.  Развитая   устная   речь   детей дошкольного   возраста   ­   это   один   из   показателей   готовности   ребенка   к обучению   в   школе;   2.   Введение   нового   Федерального   государственного   в   структуру   основной образовательного   стандарта общеобразовательной   программы   дошкольного   образования,   в   котором (ФГОС)   определена   образовательная   область   «Речевое   развитие»   и   как   одно   из   ее направлений   ­  «обогащение   активного   словаря»;   3.   Заинтересованность   со стороны государства вопросами эффективного воспитания и развития детей дошкольного возраста; 4.  Неудовлетворительный  уровень речевого  развития современных детей. Проблема заключается в том, что по окончании дошкольного обучения дети   с   ОНР   не   овладевают   целевым   ориентиром,   в   котором   выражается следующее   достижение   воспитанника:   «   …   ребенок   достаточно   хорошо владеет устной речью, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения…» без специально организованной образовательной деятельности. Процесс   развития   устной   речи   затрудняют   множественный   лексические нарушения у воспитанников. Бедность словаря мешает полноценному общению, а следовательно, и общему развитию ребенка. И напротив, богатство словаря является   признаком   хорошо   развитой   речи   и   показателем   высокого   уровня умственного развития. Именно в  значении  слова «завязан узел того единства, которое мы называем речевым мышлением» (Л.С. Выготский). Работу по обогащению словаря как одного из компонентов устной речи следует   строить   через   систему   коррекционно­логопедического   воздействия, включая   взаимосвязь   всех   участников   данных   отношений   (воспитанник, родители,  учитель­логопед)  и правильно  созданную предметно­развивающую среду.      Коррекционно­логопедическая   работа   по   обогащению   словаря воспитанников, которая проводится поэтапно: I этап – уточнение лексического значения слов; II  этап   –   развитие   умения   воспитанников   употреблять   антонимы, синонимы и многозначные слова в устной речи; III этап – формирование обобщающей функции речи.  В   связи   с   тем,   что   игровая   деятельность   у   дошкольников   является ведущей, то система развивающих игр должна стать составной частью каждого логопедического   занятия   (фронтального,   подгруппового,   индивидуального), проводимого с детьми. Каждая игра адаптируется под изучаемую тему. I. Игры, направленные на уточнение лексического значения слова: 1.   Настольные   игры «Лото»,   «Домино»,   «Парные   картинки», «Кубики». Цель   ­   обогащение   предметного   словаря,   развитие   логического мышления. Данные   игры   являются   одним   из   эффективных   способов   обогащения словаря   детей.   Проводя   игру,   воспитанникам   объяснялось   её   правило.   В процессе игры (например, с разрезными картинками) сначала рассматривались целые картинки­образцы, уточнялось: «Что нарисовано на картинке?», «Как можно назвать их одним словом?», «Где растут фрукты?», «Что можно сделать из фруктов?» После уточнения шло объяснение: «Вот пред вами маленькие картинки, на  каждой  нарисована  только  часть  фрукта, вы   должны  сложить целую картинку, каждый свою. Вспомните, какого цвета слива, какие у неё листья, и подберите необходимые картинки». По такому же принципу дети собирали картинки из кубиков. 2. Игра «Чудесный мешочек». Цель ­ обогащение предметного словаря (в процессе   игры   обратить   внимание   на   правильность   грамматического оформления слов). 3. Игра «Что не так?». Цель ­ обогащение предметного словаря, обращая особое   внимание   на   слова,   обозначающие   обобщенные   понятия,   развивать слуховое внимание. Инструкция:   «Правильно   ли   я   называю   домашних   животных:   корова, лошадь,   белка,   собака,   курица,   ворона,   заяц?»   Дошкольники   исправляют ошибки.  4. Игра «Меморина». Цель ­ обогащение и активизация словарного запаса; развитие   памяти, коммуникативной функции детей.   слухового   внимания,   мыслительных   процессов, Принцип   игры:   найти   пары   одинаковых   или   похожих   предметов   (или сюжетов)   из   данных   8­16   карточек   (в   зависимости   от   возраста   и   развития ребёнка).   Карточки   разложены   на   столе   изображением   вниз,   что   как   раз   и создавало   эффект   неожиданности. Игроки  по   очереди  открывали   карточки. Если   картинки   оказывались   разными,   то   карточки   опять   переворачивались. Если же картинки оказывались одинаковыми (или похожими), то открывший их получал фишку. Ставилась задача: стараться запомнить изображения и 2 раза одну карточку не открывать. В конце игры, подсчитав фишки, определялся победитель.  5. Игра «Путаница».  Цель ­ обогащение предметного словаря, обращая особое   внимание   на   слова,   обозначающие   обобщенные   понятия;   закреплять названия частей целого предмета. 6.   Игра «Подбери   слово».  Цель   ­   обогащение   и   уточнение   активного словаря   (подбор   подходящих   слов   к   названным   определениям,   словам­ действиям). Мокрый; тяжёлый; радостный.  Светит; пишет; висит. 7. Игра «Кто как кричит». Цель – учить детей подбирать слова­действия по способу подачи голоса. 8. Игра «Запомни и назови». Цель ­ развитие  активного словаря детей. 9.   Игра «Часть   ­   целое».  Цель   ­   обогащение   предметного   словаря, закрепление названия частей целого предмета или объекта.     Описание.   Детям   называют   части   предмета   или   объекта,   а   они догадываются, о каком предмете идёт речь и называют его. Например, корень, ствол, ветки – дерево; спинка, ножки, сиденье – стул; крылья, клюв, хвост – птица и т.д. 10. Игра «Какой?» Цель ­ развитие словаря признаков.  11.   Игра «Исправь   ошибку».   Цель   ­   развитие   глагольного   словаря, логического мышления (Повар лечит, а врач готовит. И т.д.). 12.   Игра «Снежный   ком».  Цель   ­   развитие   активного   словаря, закрепление «новых» слов в связной речи.            Описание.   Детям   предлагается   с   «новыми»   словами   составить словосочетания, предложения, рассказ. II.  Игры,   направленные   на  развитие   умения   воспитанников употреблять   антонимы,   синонимы   и   многозначные   слова   в   устной   речи. Подбор   игр   осуществляется   с   нарастающей   сложностью,   так   как   игра   ­ основной   вид   деятельности   ребёнка   дошкольного   возраста,   через   неё   он познаёт окружающий мир, овладевает родным языком, а правильно и интересно организованная игра способствует не только развитию и исправлению речи, но и развитию личности в целом:   1. Игры «Скажи по­другому» (с волшебной палочкой) и «Кто скажет иначе?» (с мячом). Цель ­ введение в речь синонимов разных частей речи. Дети   вставали   в   круг   и,   отвечая,   передавали   друг   другу   волшебную палочку или мяч. Бой ­ битва, сражение. Бояться — пугаться, страшиться, робеть. Горевать ­ печалиться, грустить. Заглядеться ­ залюбоваться, засмотреться. 2. Игра «Упрямые дети». Цель – обогащение словаря­антонимов. Детям сообщалось, что они вдруг стали упрямыми и должны говорить всё наоборот. Например, если они услышат слово «открыл», то должны сказать «закрыл». 3.   Игра «Скажи   наоборот».   Цель   –   обогащение   словаря   ­   антонимов. Взрослый произносил фразу с эпитетом, ребёнок повторял её, называя антоним эпитета.   Например,   взрослый   говорил:   «Я   вижу   высокий   дом».   Ребёнок отвечал: «Я вижу низкий дом». 4. Игра «Угадай слово». Цель – обогащение словаря­антонимов.  Детям   предлагается   закончить   предложение,   а   затем   повторить   его полностью:  Дуб большой, а рябина ... Сосна высокая, а куст ... Пчела летает, а гусеница... Дорога широкая, а тропинка ... Опёнок съедобный, а мухомор ... III. Игры на формирование обобщающей функции речи:  1. Игра «Четвертый лишний» Распознаем мы сейчас, что же лишнее у нас. Цель ­ закрепление умения детей выделять общий признак в словах, развивать способность к обобщению. Описание.   Логопед,   бросая   мяч   ребенку,   называет   4   слова   и   просит определить,   какое   слово   лишнее.   Например,   день,   ночь,   утро,   весна.   Дети, бросая мяч обратно, называют лишнее слово. 2.   Игра­пазл  «Обобщение».   Цель   ­   закрепление   обобщающих   понятий, развитие произвольности внимания, логического мышления, мелкой моторики. 3. Игра «Назови одним словом». Цель ­ закрепление обобщающих понятий. Таким образом, ребенок с общим недоразвитием речи овладевает целевым ориентиром: «… хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания,   может   использовать   речь   для   выражения   своих   мыслей,   чувств   и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения…», только при  создании:   1)   условий   развития,   открывающих   возможности   для   его позитивной   социализации,   личностного   развития,   развития   инициативы   и творческих   способностей,   на   основе   сотрудничества   со   взрослыми   и сверстниками   и   соответствующими   возрасту   и   видам   деятельности;   2) развивающей   образовательной   среды,   которая   представляет   собой   систему условий социализации и индивидуализации детей.  Использование   данной   методики   способствует   расширению   словарного запаса, а так же благотворно воздействует на развитие речевой коммуникации дошкольников в целом. Эффективность комплекса позволяет рекомендовать его использование педагогам дошкольных общеобразовательных учреждений. Список литературы 1. Гризик Т.И. Речевое развитие современного ребёнка.// Детский сад от А  Я. №2 (14) 2005.­ 4с. 2. Громова О.Е. Инновации ­ в логопедическую практику /Методическое  пособие для дошкольных образовательных учреждений.­ М.: ЛИНКА­ПРЕСС,  2008г.­232с. 3. Кобзарева Л.Г., Резунова М.П., Юшина Г.Н. система упражнений по  коррекции письма и чтения детей с ОНР/ Практическое пособие для логопедов.  ­ Воронеж: ЧП Лакоценин С.С., 2006.­ 217с. 4. Кондратенко И.Ю. Формирование эмоциональной лексики у  дошкольников с общим недоразвитием речи.: Монография. ­ СПб.: КАРО, 2006.  ­ 240с. (48). 5. Лосев П.Н. Коррекция речевого и психического развития детей 4­7 лет:  Планирование, конспекты занятий, игры, упражнения. ­М.: ТЦ. Сфера, 2005.  ­112с. 6. Приказ от 17 октября 2013 г. № 1155 об утверждении Федерального  государственного образовательного стандарта дошкольного образования. 7. Сековец. Л.С. Коррекция нарушений речи у дошкольников: Часть  Обучение детей с общим недоразвитием речи в условиях ДОУ. ­ М.: АРКТИ,  2006. ­368 с. 8. Смирнова Л.Н.Логопедия в детском саду. Занятия с детьми 5­6 лет с  общим недоразвитием речи: Пособие для логопедов, дефектологов и  воспитателей. ­ М.: «Мозаика­ Синтез»,2006. ­ 80с. 9. Ушакова О.С. Актуальные проблемы развития речи детей дошкольного возраста. // Детский сад от А до Я. №2 (14) 2005,­ 9с.

Система развивающих игр по обогащению словаря детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Система развивающих игр по обогащению словаря детей  старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Система развивающих игр по обогащению словаря детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Система развивающих игр по обогащению словаря детей  старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Система развивающих игр по обогащению словаря детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Система развивающих игр по обогащению словаря детей  старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Система развивающих игр по обогащению словаря детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Система развивающих игр по обогащению словаря детей  старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Система развивающих игр по обогащению словаря детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Система развивающих игр по обогащению словаря детей  старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Система развивающих игр по обогащению словаря детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Система развивающих игр по обогащению словаря детей  старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Система развивающих игр по обогащению словаря детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Система развивающих игр по обогащению словаря детей  старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Система развивающих игр по обогащению словаря детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Система развивающих игр по обогащению словаря детей  старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Система развивающих игр по обогащению словаря детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Система развивающих игр по обогащению словаря детей  старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
24.04.2017