Система развивающих игр по обогащению словаря детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
Оценка 5
Научные работы
doc
дефектология
Детсад
24.04.2017
В статье рассмотрена коррекционно-логопедическая работа по обогащению словаря воспитанников групп с ОНР старшего дошкольного возраста, которая благотворно воздействует на развитие речевой коммуникации в целом. Автор подчеркнул необходимость и важность своевременного развития устной речи детей как одного из показателей готовности к школьному обучению. В тексте определены этапы специально организованной образовательной деятельности дошкольников с нарушением речи по уточнению и расширению их словарного запаса через систему развивающих игр, создающих условия для полноценного общения и общего развития ребенка. Статья может быть интересна педагогам дошкольных учреждений.
С-ма развив. игр по обогащ.словаря1.doc
Система развивающих игр по обогащению словаря детей
старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
Трудно переоценить значение общего развития ребенка в дошкольном
возрасте. В отличие от всех последующих возрастных этапов именно в это
время закладывается фундамент для любых специальных знаний, умений,
отношения ребенка к окружающему миру.
Речь великий дар природы, благодаря которому люди получают широкие
возможности общения друг с другом. Речь объединяет людей в их
деятельности, помогает понять, формулирует взгляды и убеждения. Речь
оказывает человеку огромную услугу в познании мира.
Однако на появление и становление речи природа отводит человеку очень
мало времени ранний и дошкольный возраст. Именно в этот период создаются
благоприятные условия для развития устной речи, закладывается фундамент
для письменных форм речи (чтения и письма) и последующего речевого и
языкового развития ребёнка. Всякая задержка, любое нарушение в ходе
становления речи ребёнка отражаются на его деятельности и поведении. Плохо
начиная осознавать свой недостаток, становятся
говорящие дети,
молчаливыми, застенчивыми, нерешительными, затрудняется их общение с
людьми.
В целом уровень речевого развития современных детей дошкольников
можно охарактеризовать как крайне неудовлетворительный. С точки зрения
речевой патологии одним из наиболее распространённых нарушений является
общее недоразвитие речи (ОНР). Изучая отклонения речевого развития у детей
с нормальным слухом и интеллектом, профессор Р.Е.Левина впервые выделила
и описала особую категорию детей с проявлениями системной
несформированности всех языковых структур (фонетики, грамматики,
лексики), которую и обозначила термином «общее недоразвитие речи». Речевая запущенность ярко проявляется при поступлении детей в школу.
Здесь выявляются серьёзные речевые проблемы, которые затрудняют процесс
обучения, являются причинами дисграфии и дислексии. По данным
исследователей, в некоторых первых классах насчитывается до 85 90% детей
с различными речевыми нарушениями.
Актуальность данной темы значительна: 1. Развитая устная речь детей
дошкольного возраста это один из показателей готовности ребенка к
обучению в школе; 2. Введение нового Федерального государственного
в структуру основной
образовательного стандарта
общеобразовательной программы дошкольного образования, в котором
(ФГОС)
определена образовательная область «Речевое развитие» и как одно из ее
направлений «обогащение активного словаря»; 3. Заинтересованность со
стороны государства вопросами эффективного воспитания и развития детей
дошкольного возраста; 4. Неудовлетворительный уровень речевого развития
современных детей.
Проблема заключается в том, что по окончании дошкольного обучения
дети с ОНР не овладевают целевым ориентиром, в котором выражается
следующее достижение воспитанника: « … ребенок достаточно хорошо
владеет устной речью, может использовать речь для выражения своих мыслей,
чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения…»
без специально организованной образовательной деятельности.
Процесс развития устной речи затрудняют множественный лексические
нарушения у воспитанников. Бедность словаря мешает полноценному общению,
а следовательно, и общему развитию ребенка. И напротив, богатство словаря
является признаком хорошо развитой речи и показателем высокого уровня
умственного развития. Именно в значении слова «завязан узел того единства,
которое мы называем речевым мышлением» (Л.С. Выготский). Работу по обогащению словаря как одного из компонентов устной речи
следует строить через систему коррекционнологопедического воздействия,
включая взаимосвязь всех участников данных отношений (воспитанник,
родители, учительлогопед) и правильно созданную предметноразвивающую
среду.
Коррекционнологопедическая работа по обогащению словаря
воспитанников, которая проводится поэтапно:
I этап – уточнение лексического значения слов;
II этап – развитие умения воспитанников употреблять антонимы,
синонимы и многозначные слова в устной речи;
III этап – формирование обобщающей функции речи.
В связи с тем, что игровая деятельность у дошкольников является
ведущей, то система развивающих игр должна стать составной частью каждого
логопедического занятия (фронтального, подгруппового, индивидуального),
проводимого с детьми. Каждая игра адаптируется под изучаемую тему.
I. Игры, направленные на уточнение лексического значения слова:
1.
Настольные игры «Лото»,
«Домино»,
«Парные картинки»,
«Кубики». Цель обогащение предметного словаря, развитие логического
мышления.
Данные игры являются одним из эффективных способов обогащения
словаря детей. Проводя игру, воспитанникам объяснялось её правило. В
процессе игры (например, с разрезными картинками) сначала рассматривались
целые картинкиобразцы, уточнялось: «Что нарисовано на картинке?», «Как
можно назвать их одним словом?», «Где растут фрукты?», «Что можно сделать
из фруктов?» После уточнения шло объяснение: «Вот пред вами маленькие
картинки, на каждой нарисована только часть фрукта, вы должны сложить
целую картинку, каждый свою. Вспомните, какого цвета слива, какие у неё
листья, и подберите необходимые картинки». По такому же принципу дети
собирали картинки из кубиков. 2. Игра «Чудесный мешочек». Цель обогащение предметного словаря (в
процессе игры обратить внимание на правильность грамматического
оформления слов).
3. Игра «Что не так?». Цель обогащение предметного словаря, обращая
особое внимание на слова, обозначающие обобщенные понятия, развивать
слуховое внимание.
Инструкция: «Правильно ли я называю домашних животных: корова,
лошадь, белка, собака, курица, ворона, заяц?» Дошкольники исправляют
ошибки.
4. Игра «Меморина». Цель обогащение и активизация словарного запаса;
развитие памяти,
коммуникативной функции детей.
слухового внимания,
мыслительных процессов,
Принцип игры: найти пары одинаковых или похожих предметов (или
сюжетов) из данных 816 карточек (в зависимости от возраста и развития
ребёнка). Карточки разложены на столе изображением вниз, что как раз и
создавало эффект неожиданности. Игроки по очереди открывали карточки.
Если картинки оказывались разными, то карточки опять переворачивались.
Если же картинки оказывались одинаковыми (или похожими), то открывший их
получал фишку. Ставилась задача: стараться запомнить изображения и 2 раза
одну карточку не открывать. В конце игры, подсчитав фишки, определялся
победитель.
5. Игра «Путаница». Цель обогащение предметного словаря, обращая
особое внимание на слова, обозначающие обобщенные понятия; закреплять
названия частей целого предмета.
6. Игра «Подбери слово». Цель обогащение и уточнение активного
словаря (подбор подходящих слов к названным определениям, словам
действиям).
Мокрый; тяжёлый; радостный.
Светит; пишет; висит. 7. Игра «Кто как кричит». Цель – учить детей подбирать словадействия
по способу подачи голоса.
8. Игра «Запомни и назови». Цель развитие активного словаря детей.
9. Игра «Часть целое». Цель обогащение предметного словаря,
закрепление названия частей целого предмета или объекта.
Описание. Детям называют части предмета или объекта, а они
догадываются, о каком предмете идёт речь и называют его. Например, корень,
ствол, ветки – дерево; спинка, ножки, сиденье – стул; крылья, клюв, хвост –
птица и т.д.
10. Игра «Какой?» Цель развитие словаря признаков.
11. Игра «Исправь ошибку». Цель развитие глагольного словаря,
логического мышления (Повар лечит, а врач готовит. И т.д.).
12. Игра «Снежный ком». Цель развитие активного словаря,
закрепление «новых» слов в связной речи.
Описание. Детям предлагается с «новыми» словами составить
словосочетания, предложения, рассказ.
II. Игры, направленные на
развитие умения воспитанников
употреблять антонимы, синонимы и многозначные слова в устной речи.
Подбор игр осуществляется с нарастающей сложностью, так как игра
основной вид деятельности ребёнка дошкольного возраста, через неё он
познаёт окружающий мир, овладевает родным языком, а правильно и интересно
организованная игра способствует не только развитию и исправлению речи, но
и развитию личности в целом:
1. Игры «Скажи подругому» (с волшебной палочкой) и «Кто скажет
иначе?» (с мячом). Цель введение в речь синонимов разных частей речи.
Дети вставали в круг и, отвечая, передавали друг другу волшебную
палочку или мяч.
Бой битва, сражение. Бояться — пугаться, страшиться, робеть. Горевать печалиться, грустить.
Заглядеться залюбоваться, засмотреться.
2. Игра «Упрямые дети». Цель – обогащение словаряантонимов.
Детям сообщалось, что они вдруг стали упрямыми и должны говорить всё
наоборот. Например, если они услышат слово «открыл», то должны сказать
«закрыл».
3. Игра «Скажи наоборот». Цель – обогащение словаря антонимов.
Взрослый произносил фразу с эпитетом, ребёнок повторял её, называя антоним
эпитета. Например, взрослый говорил: «Я вижу высокий дом». Ребёнок
отвечал: «Я вижу низкий дом».
4. Игра «Угадай слово». Цель – обогащение словаряантонимов.
Детям предлагается закончить предложение, а затем повторить его
полностью:
Дуб большой, а рябина ...
Сосна высокая, а куст ...
Пчела летает, а гусеница...
Дорога широкая, а тропинка ...
Опёнок съедобный, а мухомор ...
III. Игры на формирование обобщающей функции речи:
1. Игра «Четвертый лишний» Распознаем мы сейчас, что же лишнее у нас.
Цель закрепление умения детей выделять общий признак в словах, развивать
способность к обобщению.
Описание. Логопед, бросая мяч ребенку, называет 4 слова и просит
определить, какое слово лишнее. Например, день, ночь, утро, весна. Дети,
бросая мяч обратно, называют лишнее слово.
2. Играпазл «Обобщение». Цель закрепление обобщающих понятий,
развитие произвольности внимания, логического мышления, мелкой моторики.
3. Игра «Назови одним словом». Цель закрепление обобщающих понятий. Таким образом, ребенок с общим недоразвитием речи овладевает целевым
ориентиром: «… хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и
желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и
желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения…», только
при создании: 1) условий развития, открывающих возможности для его
позитивной социализации, личностного развития, развития инициативы и
творческих способностей, на основе сотрудничества со взрослыми и
сверстниками и соответствующими возрасту и видам деятельности; 2)
развивающей образовательной среды, которая представляет собой систему
условий социализации и индивидуализации детей.
Использование данной методики способствует расширению словарного
запаса, а так же благотворно воздействует на развитие речевой коммуникации
дошкольников в целом. Эффективность комплекса позволяет рекомендовать
его использование педагогам дошкольных общеобразовательных учреждений.
Список литературы
1. Гризик Т.И. Речевое развитие современного ребёнка.// Детский сад от А
Я. №2 (14) 2005. 4с.
2. Громова О.Е. Инновации в логопедическую практику /Методическое
пособие для дошкольных образовательных учреждений. М.: ЛИНКАПРЕСС,
2008г.232с.
3. Кобзарева Л.Г., Резунова М.П., Юшина Г.Н. система упражнений по
коррекции письма и чтения детей с ОНР/ Практическое пособие для логопедов.
Воронеж: ЧП Лакоценин С.С., 2006. 217с.
4. Кондратенко И.Ю. Формирование эмоциональной лексики у
дошкольников с общим недоразвитием речи.: Монография. СПб.: КАРО, 2006.
240с. (48).
5. Лосев П.Н. Коррекция речевого и психического развития детей 47 лет:
Планирование, конспекты занятий, игры, упражнения. М.: ТЦ. Сфера, 2005.
112с. 6. Приказ от 17 октября 2013 г. № 1155 об утверждении Федерального
государственного образовательного стандарта дошкольного образования.
7. Сековец. Л.С. Коррекция нарушений речи у дошкольников: Часть
Обучение детей с общим недоразвитием речи в условиях ДОУ. М.: АРКТИ,
2006. 368 с.
8. Смирнова Л.Н.Логопедия в детском саду. Занятия с детьми 56 лет с
общим недоразвитием речи: Пособие для логопедов, дефектологов и
воспитателей. М.: «Мозаика Синтез»,2006. 80с.
9. Ушакова О.С. Актуальные проблемы развития речи детей дошкольного
возраста. // Детский сад от А до Я. №2 (14) 2005, 9с.
Система развивающих игр по обогащению словаря детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
Система развивающих игр по обогащению словаря детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
Система развивающих игр по обогащению словаря детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
Система развивающих игр по обогащению словаря детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
Система развивающих игр по обогащению словаря детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
Система развивающих игр по обогащению словаря детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
Система развивающих игр по обогащению словаря детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
Система развивающих игр по обогащению словаря детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
Система развивающих игр по обогащению словаря детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.