Статья посвящена коррекционно-развивавающего обучения в общеобразовательных школа. В статье описываются проблемы в обучении детей с особыми потребностями, описана помощь при работе с такими детьми. Статья раскрывает все виды и формы коррекционного обучения, как правильно распределить и организовать классы компенсирующего обучения.
Актуальность, цели и задачи организации коррекционноразвивающего
обучения в общеобразовательных учреждениях.
Одной из наиболее острых проблем современной педагогики остается
проблема стойкой неуспеваемости и трудностей школьной адаптации.
Понятие «школьная неуспеваемость» в современной дидактике не
выделяется как самостоятельное. Определение неуспеваемости дается как
антипод успеваемости. Под успеваемостью понимается «степень усвоения
знаний, умений, навыков, установленных учебной программой, с точки зрения
их полноты, сознательности и прочности».
В работах одних авторов отмечается, что неуспеваемость приходится в
значительной мере на 1й и 2й классы начальной ( 1й) ступени обучения.
Другие авторы, как наиболее уязвимые в плане возникновения
неуспеваемости, выделяют 6й и 9й классы, то есть основную (2ю) степень
обучения.
Большинство известных ученых сходится во мнении , главной причиной
неуспеваемости на основной ступени обучения являются недостаточно
освоенные знания, умственные умения и навыки учебной деятельности на
начальных этапах обучения.
Среди учащихся, испытывающих стойкие трудности в обучении и
адаптации к школе, особое место занимают дети, не имеющие выраженных
сенсорных отклонений, а также грубых нарушений интеллектуального и
речевого развития.
Количество детей, которые уже в начальных классах по различным
причинам оказываются не в состоянии за отведенное время и в необходимом
объеме усвоить программу, колеблется, по данным разных авторов, от 20% до
30%. Увеличение числа таких детей отмечается во всем мире, и проблема их
обучения стала одной из наиболее актуальных психологопедагогических
проблем. В зависимости от подхода к изучению таких детей в разных странах
применяются разные понятия для обозначения этих нарушений развития. В
конце 60х годов американские педагоги и психологи стали использовать
термин «дети со специфическими трудностями в обучении», чтобы
подчеркнуть отсутствие у таких детей какихлибо других значительных
физических или психических недостатков, которые также вызывают
затруднения в обучении.
В России такую категорию детей называют «дети с ограниченными
возможностями развития» (ОВР). Недостаточное формирование способностей
к усвоению знаний у этих учащихся сочетается с ослабленным нервно
психическим или соматическим здоровьем. Трудности в обучении могут быть
обусловлены незрелостью эмоциональноличностной сферы, снижением
уровня развития познавательной деятельности или сочетанием тех и других
неблагоприятных факторов. Значительную роль в неуспеваемости детей
играет неблагоприятная ситуация развития, в частности – отсутствиестимуляции развития познавательной деятельности в сензитивные периоды
дошкольного детства.
Однако нормативноправовую базу в документах Министерства
образования получили два вида классов для детей с трудностями в обучении в
общеобразовательной школе классы выравнивания и классы
компенсирующего обучения. Классы выравнивания создаются для детей с
более стойкими отклонениями в развитии, классифицируемыми психологами
и дефектологами как «задержка психического развития». Дети в такие классы
направляются с 1го или 2го года обучения по решению медико
педагогической комиссии (МПК) или психологомедикопедагогическими
консультациями (ПМПК). Срок обучения в начальном звене школы в этих
классах на один год больше, чем в обычных.
Классы компенсирующего обучения создаются для детей с сохранным
интеллектом, не имеющих противопоказаний для обучения по
общеобразовательным программа ( «дети риска»). В этих классах дети учатся
год в год со своими сверстниками из обычных классов, что позволяет, в
случае необходимости, переводить ребенка из класса компенсируюшего
обучения в обычный, и наоборот.
Ряд педагогических коллективов в разных областях России осуществляют
коррекционноразвивающее обучение, не выделяя детей со специфическими
трудностями в обучении в отдельные классы. Коррекционноразвивающая
работа с ними проводится учителями, психологами, логопедами и другими
специалистами индивидуально или в небольших группах за счет школьного
компонента Базисного учебного плана и консультативных часов групп
продленного дня, организации разнообразной развивающей деятельности в
различных кружках эстетической, прикладной и профессиональной
направленности. Одной из форм дифференцированного обучения являются
классы педагогической поддержки. Такое название классы для детей риска
получают тогда, когда они первично создаются в среднем звене школы.
Практические работники школ испытывают значительные трудности в
организации обучения этой категории детей. Это связано с необходимостью
использования при их смежных с педагогикой дисциплин: психологии,
медицины, социологии, коррекционной педагогики.
Основываясь на положительном опыте работы классов выравнивания и
классов компенсирующего обучения, можно утверждать, что при
соответствующей организации обучения, создающей оптимальные условия для
развития личности, и своевременном выявлении возникающих у ребенка
проблем можно получить хорошие результаты. Так, 5060% детей с ОВР
после окончания начальной школы ( с дополнительным годом обучения)
готовы к обучению в массовых классах и после перевода в 5е классы
обучаются в нормативные сроки, успешно заканчивая 9й класс. В других
случаях дети могут продолжать обучение в плоть до 9го класса только в
условиях специального класса выравнивания, если задержка психическогоразвития имеет более стойкие формы ( церебральноорганического
происхождения).
Выбор наиболее эффективных способов организации учебно
воспитательного процесса для детей с трудностями в обучении зависит от
многих условий. Важнейшим из них является своевременное выявление таких
детей, а также выявления причин , обусловивших эти трудности.
Для четкого определения задач коррекционной работы необходимо
проводить диагностику причин , вызывающих у детей трудности в обучении.
Коррекционноразвивающее обучение должно осуществляться в единстве с
этой диагностикой. Обычно в практике работы школы эти причины
практически не учитываются. Внимание учителя, как правило,
концентрируется на неуспеваемости, несформированности того или иного
навыка или умения. Причины, вызывающие трудности, зачастую непонятны
учителю, поэтому и подходы к их коррекции неадекватны.
Недиффиринцырованный неоднородный состав учащихся таких классов не
позволяет осуществить коррекционноразвивающее обучение в нормативные
сроки в соответствии с Примерным положении о классах компенсирующего
обучения.
Коррекция индивидуальных недостатков развития осуществляется на
индивидуальногрупповых занятиях, специально выделенных для этой цели.
Это могут быть занятия способствующие коррекции недостатков памяти,
внимания, развитию мыслительной деятельности, закреплению в речи
поставленных логопедом звуков, обогащению и систематизации словаря; но
могут быть и предметной направленности. Значительное место также
занимают логопедические занятия для детей, имеющих речевые нарушения.
Большой помощью в деле подготовки специалистов и для повышения их
квалификации является подготовка специалистов , программа курсов
которых включает в себя изучение клинической и психологопедагогической
характеристик учащихся, изложение теории и методик специального
коррекционного обучения, описание системы индивидуальнокоррекционной
работы по компенсации недостатков развития.
Делая вывод, можно сказать, что бы коррекционноразвивающее обучение
было дифференцированно в общеобразовательных учреждениях необходимо
провести комплексную работу по следующим направлениям:
1. Взаимодействие дошкольных и школьных образовательных
учреждений общего и специального (коррекционного) типов и
параллельных консультивнодиагностических служб на основе
комплексного подхода к решению таких задач.
2. Построение модели общего и индивидуализированного
коррекционноразвивающего педагогического процесса для детей с
трудностями в обучении.3. Обеспечение непрерывности реабилитационного процесса в
среднем звене на основе разработки разноуровневого содержания
обучения детей.
4. Интеграция детей в общество путем усиления трудовой и
профессиональнотрудовой подготовки в среднем звене.
5. Повышение квалификации учителей общеобразовательных
учреждений и их переподготовка.
Список литературы:
1. «Справочник руководителя и учителя начальной школы» Родничок,
1999год., город Тула
2. http://studopedia.org/836133.html