Система средств, форм, методов воспитания в целостном педагогическом процессе
Оценка 4.8
Интерактивная доска +1
pptx
воспитательная работа +1
Взрослым
01.06.2018
Система средств, форм, методов воспитания в целостном педагогическом процессе.Средства, формы, методы составляют движущий механизм реализации деятельности участников педагогического процесса, за счет чего и происходит формирование личности (Н.Д. Хмель).Методы воспитания - это способы взаимосвязанной деятельности воспитателей и воспитуемых, направленных на решение задач воспитания.
Способы - конкретные действия участников педагогического процесса для стимулирования активной деятельности учащихся, направленные на достижение целей воспитания.
Методический прием - это частное выражение метода. По отношению к методу он носит подчиненный характер.
«Никакое средство педагогическое, даже общепринятое, каким обычно у нас считается и внушение, и объяснение, и беседа, и общественное воздействие, не может быть признано всегда абсолютно полезным. Самое хорошее средство в некоторых случаях обязательно будет самым плохим» (А.С.Макаренко).Система средств, форм, методов воспитания в целостном педагогическом процессе
Система средств, форм, методов воспитания в целостном педагогическом процессе.pptx
Система средств, форм, методов воспитания в целостном педагогическом процессе
Система средств, форм,
методов воспитания в
целостном педагогическом
процессе
Система средств, форм, методов воспитания в целостном педагогическом процессе
• Средства, формы, методы составляют движущий
механизм реализации деятельности участников
педагогического процесса, за счет чего и
происходит формирование личности (Н.Д. Хмель).
Система средств, форм, методов воспитания в целостном педагогическом процессе
Система средств, форм, методов воспитания в целостном педагогическом процессе
Система средств, форм, методов воспитания в целостном педагогическом процессе
•Методы воспитания - это способы
взаимосвязанной деятельности
воспитателей и воспитуемых, направленных
на решение задач воспитания.
•Способы - конкретные действия участников
педагогического процесса для
стимулирования активной деятельности
учащихся, направленные на достижение
целей воспитания.
•Методический прием - это частное
выражение метода. По отношению к методу
он носит подчиненный характер.
Система средств, форм, методов воспитания в целостном педагогическом процессе
• Ведущей формой организации обучения является
урок. Развитие педагогических технологий в
последние годы значительно обогащает формы
обучения: практикуются конференции, диспуты,
учебные встречи, дебаты и др., то есть формы,
которые до сих пор считались внеучебными.
Система средств, форм, методов воспитания в целостном педагогическом процессе
• Рассказ на этическую тему чаще всего
используется в младших и средних классах. Это
яркое эмоциональное изложение фактов и событий,
имеющих нравственное содержание.
• В повседневной практике в воспитательном
процессе часто применяется разъяснение. Это
метод эмоционально-словесного воздействия на
воспитанников. Важная черта разъяснения,
отличающая его от рассказа - ориентированность
воздействия на данную группу детей или
отдельную личность, как правило, по поводу какой-
то отрицательной ситуации.
• Внушение, незаметно влияя на психику детей,
создает установки и мотивы деятельности.
Применяется оно в виде совета, напоминания,
пожелания .
Система средств, форм, методов воспитания в целостном педагогическом процессе
• В практике воспитания иногда применяют такой
метод, как увещевание (в сочетании с
разъяснением и внушением). Опора на
положительное в ребенке, похвала, обращение к
чувству собственного достоинства и чести, стыда
создают необходимые предпосылки
положительного применения увещевания.
• Этическая беседа - метод систематического и
последователь-ного обсуждения нравственных
проблем, предполагающий участие обеих сторон -
учащихся и учителей. Беседа отличается от
рассказа, инструктажа тем, что учитель побуждает
детей к высказыванию суждений, точек зрения,
оценок. Беседа строится на принципах равноправия
и сотрудничества.
Система средств, форм, методов воспитания в целостном педагогическом процессе
• Диспут - это более сложный метод формирования
сознания, убеждений, идеалов, ценностных
ориентации. Диспут - это спор, в процессе которого
выявляются разные мнения на волнующие
учащихся темы.
• Пример - метод, основанный на силе внушения.
Сила примера основана на подражании детей,
подростков, юношей каким-либо идеалам. Здесь
могут быть стремления от бессознательного
подражания к преднамеренному; от копирования
образа к выработке собственной линии; от
подражания игрового к подражанию в жизни; от
внешнего подражания к внутреннему.
Система средств, форм, методов воспитания в целостном педагогическом процессе
• Деятельность педагога-воспитателя, отмечал А.С.
Макаренко, это прежде всего деятельность
организатора. С помощью данной группы методов
можно так организовать жизнедеятельность детей,
что постепенно будет накапливаться
положительный опыт поведения, отношений,
общения.
Одним из ведущих
методов этой группы
является упражнение,
сущность которого
состоит в многократном
выполнении требуемых
действий, доведении их
до автоматизма, в
результате чего у
школьника
складываются навыки и
привычки, которые
являются ядром того
или другого
личностного качества.
Система средств, форм, методов воспитания в целостном педагогическом процессе
• В процессе выполнения упражнений может быть
использован метод требований. Этот метод
стимулирует или тормозит определенную
деятельность воспитанника и тем самым
формирует личностные качества. По форме
предъявления требования могут быть прямыми и
косвенными.
• В основе метода поручений также лежит
универсальный метод упражнения. Поручения в
школе могут быть различны: посетить больного
товарища, изготовить игрушки для малышей и т.д.
• Разновидностью упражнений, приучения может
быть метод воспиты вающих ситуаций. Хотя
воспитательный процесс и состоит из ряда
педагоги ческих ситуаций, но в целях его
эффективности педагоги могут создавать
специальные ситуации. При этом важно, чтобы
ситуация была естественной.
Система средств, форм, методов воспитания в целостном педагогическом процессе
• Поощрения направлены на эмоциональное
подкрепление положительных действий, поступков
школьников. Успехи, замеченные и поощренные
другими, вызывают чувства удовлетворения,
радости и поэтому стимулируют деятельность.
• К числу стимулирующих методов следует отнести
соревнование. Этот метод направлен на
удовлетворение естественной потребности
школьников к соперничеству и приоритету. Среди
своих одноклассников, соревнуясь между собой,
учащиеся усваивают опыт общественного
поведения, развивают нравственные качества.
Система средств, форм, методов воспитания в целостном педагогическом процессе
• Среди древнейших методов воспитания наказание
- наиболее известный, но и трудный в применении.
В современной педагогике и практике существуют
противоречивые мнения о целесообразности
наказания учащихся за проступки: от воспитания
без наказания до их ужесточения. Наказание в
современной школе, в условиях демократизации,
гуманизации отношений между учителями и
учащимися приобретает особую остроту.
Система средств, форм, методов воспитания в целостном педагогическом процессе
•«Никакое средство педагогическое,
даже общепринятое, каким обычно у
нас считается и внушение, и
объяснение, и беседа, и общественное
воздействие, не может быть признано
всегда абсолютно полезным. Самое
хорошее средство в некоторых случаях
обязательно будет самым плохим»
(А.С.Макаренко).
Система средств, форм, методов воспитания в целостном педагогическом процессе
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.