Система уроков по древнерусской литературе
Оценка 4.8

Система уроков по древнерусской литературе

Оценка 4.8
Разработки уроков
docx
русская литература
9 кл
03.04.2017
Система уроков по древнерусской литературе
В связи с глубокими изменениями в области идеологии, культуры общество начинает проявлять интерес к тем духовным ценностям, которые в течение долгого времени были вытеснены из нашего сознания. История показала, что они не могут быть заменены ни чем другим: это тот случай, когда свято место остаётся пусто. К таким ценностям относится вся древнерусская литература, которая развивалась на основе религиозных представлений наших предков. Религия оказала огромное влияние на искусство, и без знания её основ невозможно полноценное понимание многих явлений, например, литературы, даже современной , не говоря уже о классической. Тема «Древнерусская литература, изучаемая в 8 классе, позволяет ввести учеников в духовный мир древнерусского общества, показать влияние религиозных верований на формирование культуры, а также научить ребят обнаруживать и понимать их роль в художественных произведениях. Не в худой неведомой земле владычествовали, Но в русской, что ведома и слышима есть во всех концах земли. Митрополит Илларион Материал можно разбить на семь уроков: 1. «Слово о полку Игореве» - «прекрасный, благоухающий цветок славянской народной поэзии, достойный внимания, памяти и уважения» (В.Г.Белинский). 2. Памятники древней письменности. 3. Иконопись – отечественная гордость. 4. Внеклассное чтение. Древняя Русь в произведениях Д.Кедрина, В.Бокова, Е.Евтушенко. 5. Живая Русь в музыке С.Рахманинова и полотнах Н.Рериха. 6. Любить свое прошлое – наследовать красоту жизни (философская беседа у костра в степи). 7. Развитие речи. Домашнее сочинение по произведениям древнерусского искусства.
уроки.docx
В связи с глубокими изменениями в области идеологии, культуры общество  начинает проявлять интерес к тем духовным ценностям, которые в течение  долгого времени были вытеснены из нашего сознания. История показала,  что  они не могут быть заменены ни чем другим: это тот случай, когда свято место  остаётся пусто. К таким ценностям относится вся древнерусская литература,  которая развивалась на основе религиозных представлений наших предков.  Религия оказала огромное влияние на искусство, и без знания её основ  невозможно полноценное понимание многих явлений, например, литературы,  даже современной , не говоря уже о классической. Тема «Древнерусская литература, изучаемая в 8 классе, позволяет ввести  учеников в духовный мир древнерусского общества, показать влияние  религиозных верований на формирование культуры, а также научить ребят  обнаруживать и понимать их роль в художественных произведениях. Не в худой неведомой земле владычествовали, Но в русской, что ведома и слышима есть во всех концах земли. Митрополит Илларион Материал можно разбить на семь уроков: 1. «Слово о полку Игореве» ­ «прекрасный, благоухающий цветок  славянской народной поэзии, достойный внимания, памяти и уважения»  (В.Г.Белинский). 2. Памятники древней письменности. 3. Иконопись – отечественная гордость. 4. Внеклассное чтение. Древняя Русь в произведениях Д.Кедрина,  В.Бокова, Е.Евтушенко. 5. Живая Русь в музыке С.Рахманинова и полотнах Н.Рериха. 6. Любить свое прошлое – наследовать красоту жизни (философская  беседа у костра в степи). 7. Развитие речи. Домашнее сочинение по произведениям древнерусского  искусства. В качестве вступления к урокам по древней культуре нам  послужили страницы книги Евгения Осетрова «Живая древняя  Русь» (М.,1985) : «Стоит ли перечитывать рукописные книги,  рассматривать почерневшие от времени фрески в давно  заброшенных церквах, думать о волнистой линии орнамента, высеченного на замшелом камне? Есть ли смысл сохранять  бревенчатые избы, домотканые полотенца, расшитые красными  нитями, донца прялок, расписанные пестрыми красками, вальки,  украшенные загадочными геометрическими узорами? Человек не  подобен бабочке­однодневке, весело порхающей при солнце, не  знающей о том, что было вчера и что сулит ей завтра. В его  судьбе сплетаются в единый узел былое, нынешнее и завтрашнее.  Человек – сын времени и сын своей страны: чувство Родины  всегда неотделимо от чувства истории. Не случайно в годины  военных и иных лихолетий люди обращаются к памятным  страницам прошлого, ища в отшумевших веках поддержку,  ответы на загадки современности. В незабываемом сорок первом  году, когда смертельная опасность нависла над Отечеством,  Алексей Николаевич Толстой написал слова, исполненные  глубоко смысла: «Родина – это движение народа по своей земле  из глубины веков к желанному будущему…» Корни родословного древа русской культуры питают толщи столетий.  Знать свое прошлое, историю государства необходимо, чтобы стать  настоящим человеком, истинным сыном своего народа. После знакомства с особенностями общественной жизни России X­XVII  столетий, историей открытия «Слова о полку Игореве», была организована работа над произведением методом комментированного чтения, в ходе  которого особое внимание уделили реальным фигурам князя Игоря  Северского и хана Кончака, образам автора – великого гуманиста эпохи,  Бояна – певца русской земли. В заключении состоялась итоговая беседа.  Вот вопросы к одному из ее вариантов: 1.Как автор «Слова…» оценил исторические события? Каким человеком он  вам представляется? 2.Как в слове «братие» отразилось идейное содержание поэмы? 3.Автор знал об ослаблении Киевской Руси и ее феодальной раздробленности, но в поэме он не упоминает отдельных княжеств. Как вы думаете, почему? 4. «Слово…»посвящено военному походу князя Игоря, но кто же главный  герой поэмы? 5.Как относится автор к Игорю? 6.Почему «золотое слово» Святослава переходит в монолог автора? 7.Почему, описывая битву, автор использует слова, характерные для описания труда пахаря: «Земля костьми посечена», «кровью польяна», «тугою  взыдоша»? 8.Какими чертами наделяет автор природу? Почему он олицетворяет родину с красной от крови ковыльной степью? Рассмотрите репродукцию картины М.А.Врубеля «Шестикрылый Серафим».  По библейскому преданию этот ангел – быстрый сокол – воплощает в себе  мужество, отвагу, бескорыстие. Какое символическое значение приобретает в  поэме образ сокола? Почему автор называет Игоря и Всеволода  «шестикрыльцами – соколами»? 8. Кто она – Ярославна? 9. Что вам кажется актуальным, непреходящим, вечным в «Слове…»  сегодня? Интересным для ребят был урок, в котором они принимали участие как  исследователи.  Каждая из пяти групп, на которые разделился класс,  получила свою тему для работы: 1.Опера А.П.Бородина «Князь Игорь», вызванная к жизни «Словом о полку Игореве». 2. «Слово…» в живописи. 3.Поэтические переложения «Слова о полку Игореве». 4. «Слово…» сражается в годы Великой Отечественной войны. 5. Непреходящее значение произведения в духовных поисках человечества. Обращаясь к опере Бородина «Князь Игорь» , ребята отметили её  демократический, национальный, народный характер. В музыкальных  звуках русской эпической оперы отразилось и зловещее затмение, и  прощание Игоря с народом, и плач Ярославны, и половецкие пляски, и  народное торжество по поводу возвращения Игоря из плена.  Прослушивание фрагментов «Князя Игоря» позволило учащимся сделать  вывод о том, что в опере звучат две стихии: стихия русской народной  жизни и стихия Востока, их объединяют звуки набата, которые как бы  напоминают о том, что все люди – дети человечества, дети одной матери­ Земли. Исследование «Слово…» в живописи» заставило ребят обратиться к  работам художников, его иллюстрировавших. Полотна В.Васнецова  «Вещий Боян» и «После побоища Игоря Святославовича с половцами»  восприняты ими как гимн мужеству русских воинов, тех, кто любил  русскую землю и пал в битве за отчий край в ковыльной степи, густо  политой кровью. Большое впечатление произвели на учащихся гравюры  художника В.Фаворского. Они помогли ребятам открыть замечательную  поэтичность Ярославны, глубину характеров гоев «Слова…». Интересными были сообщения ребят о поэтических переложениях  «Слова…»в замечательных переводах В.Жуковского, А.Майкова, Н.  Заболоцкого. Исследование «Слово…» сражается в годы Великой Отечественной войны  послужило толчком для раздумий ребят об источнике патриотизма,  мужестве, самоотверженности. Тоненькая книга с текстом древнерусской  поэмы, по свидетельствам писателей­ фронтовиков Е.Осетрова и И  Новикова, вдохновляла бойцов на битву с фашистами в годы Великой  Отечественной войны. Идейным стержнем исследования пятой группы стала мысль о том, что это дошедшее до нас из глубины веков страстное обращение древнего писателя сегодня приобрело значение нравственного ориентира для человеческой   цивилизации. Диалектика общественного развития такова, что без  прошлого не может быть настоящего и будущего.Увертюра русской  литературы  «Слово о полку Игореве» дает нам ответы на вечные вопросы:  в чем смысл бытия, что такое крепость духа, готовность к подвигу,  справедливость, добро, человечность? На следующих уроках мы познакомились с древними памятниками  письменности – «Словом о погибели русской Земли», «Повестью о разорении  Рязани Батыем», «Словами …» Серапиона Владимирского, повестью «Чудо  Георгия о змие». Для обобщающей беседы учащимся были предложены  следующие вопросы: 1.Почему «Слово о погибели русской Земли» можно считать гимном русской  земле и плачем по ней? 2.Что роднит «Слово о погибели русской Земли» со «Словом о полку  Игореве»? 3. можно ли считать, что в «Повести о разорении Рязани Батыем» нащли  выражение самоотверженность, мужество, патриотизм народа? 4.Чем близка княгиня Евпраксия  Ярославне? 5.Как вы понимаете слова: «Рекой течет кровь христианская»? Каково их  значение в раскрытии идеи повести? 6.Почему икона чудотворца Николы стала называться «Заразской»? 7. Что заставило очевидца татаро­монгольского ига Серапиона  Владимирского обратиться к собратьям своим с призывом очистить душу от  скверны? 8.Что открыли вы для себя в этом произведении? В чем его актуальность? 9.Почему имя Георгия Победоносца было популярным в народе? Как  выражена в повести  «Чудо Георгия о змие» идея торжества добра над злом?  Что остается в этом произведении непреходящим? 10. В чем заключается художественная и нравственная ценность произведений древней русской литературы? Логическим продолжением предшествующих занятий стали уроки,  посвященные искусству иконы. Лейтмотивом их стала мысль о том, что время разрушения храмов прошло, теперь, когда обращаемся  к духовной истории,  каждый  грамотный  человек должен владеть основами понимания иконописи  так же, как и основами понимания живописи, музыки, других видов  искусства. Далее следует лекция учителя. Слово «икона» происходит от греческого «эйкон», что значит «изображение»,  «образ». В широком смысле  ­ это изображения Иисуса Христа, Богоматери,  святых, сцен из Священного писания. Культ иконы зародился во II в.н.э. и  утвердился в  православновосточной  ветви христианства, а иконопись берет  истоки в эллинистической портретной живописи. Искусство иконописи  приникает на Русь с введением христианства. Первые привезенные иконы  были писаны византийскими мастерами. А первый известный нам  древнерусский художник – это монах Киево –Печерского монастыря Алипий,  умерший в 1114 году. В средние века икона – не только часть храмового  убранства, но и непременная принадлежность каждого дома, где главным  становится «красный кут»­ угол с изображениями Бога, святых и лампадкой  перед ними. Иконы можно было увидеть на воротах домов, на дверях  конюшен, у колодцев, под навесами на столбах у перекрестков дорог. Древние мастера писали, как правило, на досках. Писали красками,  приготовленными на яичном желтке. Готовая работа покрывалась олифой.  Глубоко символичен цвет: золотистый – означает божественное сияние, синий  – цвет небесного купола, на котором обитает Бог. Зеленый – символизирует   надежду, белый – чистоту, духовное совершенство, красный – кровь,  страдание, черный – ад, смерть. Белый цвет коня, на котором сидит  сражающийся со змием Георгий, указывает на высокий нравственный смысл  деяний этого воина. Сине –зеленоватые одежды ангелов «Троицы» А.Рублева  вселяют надежду на то, что люди могут жить идеалами добра, красоты,  справедливости. Многие иконы написаны по конкретному историческому  поводу, прославляют конкретных исторических деятелей, церковных или  светских. Например, после Куликовской битвы была написана знаменитая  Богоматерь Донская, прославившая историческое деяние. Князья Борис и  Глеб, покорно принявшие смерть от старшего брата, стали первыми русскими  святыми. У истоков древнерусской иконописи стояла византийская школа.  Византийская икона отличалась условным золотистым фоном, изысканной  световой гаммой, изящным линейным рисунком. Её образы монументальны,  торжественны, выражают возвышенные идеи. К этой школе относится  знаменитая Богоматерь Владимирская, привезенная в Киев из  Константинополя в начале XII века. Но отвлеченный язык византийского искусства не отвечал запросам русичей.  Для русской церкви главными были не абстрактные вопросы богословского  характера, а конкретные, актуальные проблемы этики, поиски путей к добру и красоте. Новгородская щкола  сформировалась к концуXIV века, для нее  характерны сила и внутреннее напряжение образа в сочетании с простотой,  лаконичностью и выразительностью художественных средств. В XVвеке  на первый план выдвигается московская школа, вобравшая в себя  традиции многих других. Художники передают психологическую глубину  образов святых, многоплановость их внутреннего мира, сориентированную на  просветленность, самопожертвование, нравственную красоту. Характерные  принципы  этой  школы воплотил в своем искусстве Андрей Рублев. Конец XVI – начало XVII веков проходит под влиянием строгановской  школы. Строгановская икона имеет небольшие размеры, ее композиция,  характер росписи близки к книжной миниатюре. Таковы в самых общих чертах основные этапы развития иконописи. Сейчас  уже не приходится говорить о необходимости этих элементарных знаний для  культурного человека. Понимание произведений иконописи – это и понимание тех событий, которые нашли отражение в русской литературе, постижение  национального характера. Беседа по вопросам: 1.Почему икону можно считать синтезом живописи и слова? 2.В чем красота и одухотворенность Богоматери Владимирской? Какие  краски преобладают в иконе, какова их символика? Почему она не смотрит на младенца Иисуса? 3.Что нового внесли иконописцы в образ Богоматери Донской? 4.Что объединяет трех ангелов в «Троице» А..Рублева? 5.Что открыли вы для себя в произведениях иконописи? Что остается в них  непреходящим и вечным? Почему дороги они нашим современникам? Естественным звеном в изучении темы о древнерусской культуре был урок  внеклассного чтения по произведениям поэтов. Произведения Д.Кедрина  «Зодчие»,В.Бокова «Авдотья­ рязаночка», Е.Евтушенко «Сказка о русской  игрушке» должны прозвучать из уст учителя или хорошо подготовленных  ребят. Для  обобщающей беседы можно использовать следующие вопросы: 1.Что объединяет все эти три поэтические произведения? 2. Что восхищает нас в русских зодчих, героях поэмы Д.Кедрина? 3. какие черты русской женщины воплотил Боков в своей былине «Авдотья­ рязаночка»? Что роднит Авдотью с  Ярославной? Как жанр былины помогает  поэту воссоздать историю народа и Отечества? 4.Почему свое стихотворение Евгений Евтушенко назвал сказкой? Как поэтом раскрыто величие души русского народа? 5. какие чувства пробудили у вас стихи поэтов разных поколений,  обращенные к исторической памяти народа, над чем заставили задуматься? Уроки по древней культуре были бы неполными, если бы заключительным  аккордом на них не прозвучало творчество Н.К.Рериха и С.В.Рахманинова.  Полотна Н.Рериха «Прокопий праведный за неведомых молится», «Никола»,  «Изборск. Крест на Труворовом городище». Произведение  Рахманинова   «Литургия Иоанна Златоуста». Предпоследний урок по теме ­ это философская беседа в степи у костра.  Непринужденность обстановки располагает к откровенному разговору по  вопросам: 1.Согласны ли вы с тем, что любить прошлое – значит наследовать красоту  жизни? 2.А в чем, по­вашему, состоит красота жизни? 3.Может ли красота спасти мир от несчастий и зла? 4.Прочитаны страницы древнерусских книг…  Изменилось ли ваше  представление о милосердии, гармонии, счастье материнства, женственности,  мужестве, самоотверженности? 5. Правомерно ли отступление автора от исторической правды в «Слове о  полку Игореве»? 6. как вы относитесь к половцам? Они враги? 7. в чем вечность образа Ярославны? После урока­ консультации учащиеся пишут домашние сочинения. Вот  примерные темы: 1. Размышления над страницами «Слова о полку Игореве» 2. Кто она – Ярославна? 3. Певец и его слушатели. 4. Нравственные уроки в произведениях древнерусской литературы. 5. Киносценарий по мотивам  «Слова о полку Игореве».

Система уроков по древнерусской литературе

Система уроков по древнерусской литературе

Система уроков по древнерусской литературе

Система уроков по древнерусской литературе

Система уроков по древнерусской литературе

Система уроков по древнерусской литературе

Система уроков по древнерусской литературе

Система уроков по древнерусской литературе

Система уроков по древнерусской литературе

Система уроков по древнерусской литературе

Система уроков по древнерусской литературе

Система уроков по древнерусской литературе

Система уроков по древнерусской литературе

Система уроков по древнерусской литературе

Система уроков по древнерусской литературе

Система уроков по древнерусской литературе

Система уроков по древнерусской литературе

Система уроков по древнерусской литературе
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
03.04.2017