Конспект открытого урока А.П. Чехов "Хамелеон" (9 класс, русская литература)
Оценка 4.8

Конспект открытого урока А.П. Чехов "Хамелеон" (9 класс, русская литература)

Оценка 4.8
Презентации учебные +2
docx
русская литература
9 кл
27.03.2017
Конспект открытого урока  А.П. Чехов "Хамелеон" (9 класс, русская литература)
Конспект открытого урока А.П. Чехов "Хамелеон"
Открытый урок Чехов Хамелеон.docx
Открытый урок по литературе Учитель: Байганина Е.М. Класс: 9 «Б» Тема урока   Цели и задачи  урока:  Образовательная:   : А.П. Чехов «Хамелеон» проанализировать   сатирические   черты   рассказа   Чехова   «Хамелеон»,   раскрыть   смысл   названия произведения; выявить   стилевые   особенности   сатирических   произведений   Чехова   на   примере   рассказа «Хамелеон», учить видеть меткость чеховского слова, авторское отношение к лицемерию;   формировать умение осознанного восприятия текста, понимания и решения поставленных в нём проблем; способствовать развитию навыка анализа художественного произведения;  развивать умение подбирать цитаты из текста литературного произведения по заданной теме.      Коррекционная, развивающая:   развивать образное и ассоциативное мышление, навыки выразительного чтения;   формировать умения раскрывать личностное отношение к описываемым фактам, критически их осмысливать, выражать собственное понимание событий, характеров персонажей;  Воспитательная:     способствовать   формированию   чётких   нравственных   критериев,   жизненных   позиций,   неприятие «хамелеонства»; способствовать воспитанию интереса к литературе через работу с текстом; Формы   организации   учебной   деятельности   на   уроке:  индивидуальная,   парная,   групповая, фронтальная. Оборудование урока: мультимедийная презентация, учебники литературы, индивидуальные карточки для учеников.  Тип урока: обобщающий I. Организационное начало урока. Предполагаемые ответы Ход урока. ­Я слышу хорошо(плохо) Сейчас урок русской литературы. 2. Организационные фразы.   ­здравствуйте, садитесь ­как слышите? ­какой сейчас урок? 3.Установка на произношение: слушайте  внимательно, говорите правильно, следите за  звуками. ­Послушайте, что будем делать. ­будем работать с текстом ­будем рассуждать ­будем анализировать произведение ­будем делать выводы II. Работа по теме урока. Друзья мои, я очень рада  Войти в приветливый наш класс, И для меня уже награда Диф.  обучение. II,I ­ помощь  учителя III –  самостоятельно II,I – с помощью  учителя III ­  самостоятельно Улыбки ваших милых глаз. Я знаю, каждый в классе гений, Но без труда талант не впрок, Скрестите шпаги ваших мнений  Мы вместе сотворим урок. Инсценировка:      Участвуют:  Калинин В. ­ полицейский надзиратель Очумелов.  Гаршин А. ­ городовой Елдырин.  Попов К. ­ золотых дел мастер Хрюкин. ­ребята, вы узнали кто это? ­верно, это герои именно этого произведения. /слайд 1/ 1. Работа над содержанием. ­ Сегодня мы завершаем работу над этим  произведением. ­ Скажите, о каком событии повествует рассказ?  ­ Кто является героями рассказа? ­ С какой целью Чехов пишет о столь незначительном  событии? /слайд 2/ ­ Обратимся к названию рассказа. /слайд 3/ Слово «хамелеон» не встречается в рассказе. Почему  же возник такой заголовок? Кто такой хамелеон? ­Какая особенность есть у этой ящерицы? ­Для чего она это делает? ­Какое отношение имеет эта ящерица к произведению  Чехова? Почему автор назвал свой рассказ именно  так? Да, узнали.  Это герои из произведения А.П.  Чехова «Хамелеон». Героями рассказа являются люди  ничем не примечательные,  обыкновенные.  Событие, о котором рассказывает  Чехов, тоже бытовое, обыденное ­  человека укусила собака. II,I – с помощью  учителя; по  вопросам III –  самостоятельно Бытовая сцена для Чехова – лишь  повод, чтобы поговорить о вполне  серьёзных вещах.  Чехов рисует картину нравов, его  интересуют мотивы поведения  людей.  Писатель исследует, как проявляют  себя люди в зависимости от  обстоятельств Это ящерица. Она меняет цвет кожи. Чтобы защитить себя от врагов.  Чтобы быть незаметной. Потому что, Чехов сравнивает  поведение главного героя  Очумелова с хамелеоном. Очумелов меняет своё мнение так  же, как хамелеон  меняет свой цвет  кожи. /слайд 4/ Работа с текстом. Заполнение таблицы. ­Найдите в тексте подтверждение этих слов. И  фразы, которые произносит Очумелов относительно  собаки. /заполняется таблица, слайд 5/ Шесть раз полицейский надзиратель ­Прочитав эти строчки, вы убедились, что Очумелов,  меняя своё мнение, и напоминает нам именно  хамелеона. меняет свое поведение, показывая  свою сущность ­Сколько раз меняет своё мнение Очумелов? ­А сейчас давайте обратимся к словарям и посмотрим  толкование слова хамелеон.  1) Хамелеон – семейство ящериц, приспособленных к  древесному образу жизни, способных менять окраску  тела. 2) Хамелеон ­ беспринципный человек, постоянно  меняющий свои взгляды в зависимости от ситуации.  ­Какое из этих значений использует Чехов? (прямое  или переносное?) ­Но только ли Очумелова можно назвать хамелеоном? /слайд 7/ /слайд 6/ ­Чем заканчивается рассказ?  ­А вот если бы эта собака оказалась обычной  дворовой. Как вы думаете, что бы с ней сделали? А что бы сделал с собакой ТЫ? ­Вернёмся опять к названию рассказа. ­Какие черты характера присущи человеку­хамелеону? ­Вам нравится Очумелов? Хотели бы вы быть  похожими на него? ­Значит с этими качествами надо бороться и  искоренять их. Перед вами решето с конфискованным  крыжовником. Но вместо крыжовника мы конфискуем те пороки, которые есть у наших героев и которых,  конечно же, не должно быть у нас с вами. Напишите на листочках те недостатки, которые наиболее точно  характеризуют Очумелова, и положите их в решето.  (Гаршин) ­А в жизни, вы каких больше людей встречаете, с  какими качествами? ­Вот перед вами дерево нравственности. ­Сейчас напишите  на листочках те качества, которые  должны быть с вами всегда. Т.е. подберите антонимы к тем отрицательным качествам, которые мы выбросили. /Листочки наклеиваются на дерево/ ­Пусть это дерево станет для вас своеобразным  кодексом нравственности.  Чехов использует переносное  значение этого слова. В соответствии с поведением  Очумелова меняется и поведение  Хрюкина.  Поведение Хрюкина тоже меняется.  Толпу, собравшуюся на площади,  тоже можно назвать хамелеоном. В конце рассказа мы видим, что  собака принадлежит не генералу, а  его брату, и генеральский повар  Прохор уводит её домой. Мнения детей. Лицемерие, беспринципность,  двуличие, фальшивость,  ложь, подхалимство,  грубость, хамство, высокомерие,  неискренность, враньё. Нет! Совсем не нравится!  Я не хотел бы быть похожим на  Очумелова. Честность, порядочность,  принципиальность,  прямолинейность, искренность, доброта, уважение к другим,  неравнодушие, справедливость,  нравственность, правдивость,  прямота, открытость. ­Как можно чаще обращайтесь к нему, подпитывайте  его хорошими и добрыми качествами и следите за тем, чтобы не появлялись вокруг него сорняки­пороки.  ­Ребята, когда вы читали этот рассказ, вам было  смешно, вы смеялись.  ­ Но посмотрите на образ Очумелова. Ведь мы пришли  с вами к выводу, что он обладает отрицательными  качествами.  Почему же вам было смешно?! Сейчас мы с вами это определим.  ­ Приступая к работе над этим произведением, мы  узнали, что рассказ «Хамелеон» юмористический.  А  что такое юмор? Вам известно это понятие? ­А есть ещё такое понятие, как САТИРА. /слайд 8/ ­ Эти два понятия объединяет смех, но функции у них  разные. Если юмор – это весёлая, но безобидная  насмешка, не задевающая достоинства человека, то  сатира ­ это безжалостное обличение пороков. Смех в  сатире заставляет обратить внимание на мельчайшие,  но не менее важные детали, это смех не ради  развлечения. /При обсуждении понятий ЮМОР и САТИРА используется  диаграмма Вена/ ­А теперь подумайте и скажите, рассказ «Хамелеон»  юмористический или всё­таки больше сатирический? ­Над кем смеётся автор? ­Особенность творчества Чехова заключается в том,  что «мир для него смешон и печален одновременно», а  в произведениях писателя сочетаются юмор и сатира. 2. Рефлексия. ­Мы с вами проанализировали героев рассказа и их  поведение. Вы поняли разницу между ЮМОРОМ и  САТИРОЙ.  ­Скажите, теперь изменился ли ваш взгляд на этот  рассказ и его героев? ­Правильно ребята, лицемерие и подхалимство совсем  не смешная тема. ­А сейчас послушаем, какое сообщение приготовили  нам наши девочки. III. Подведение итогов урока. ­Итак, мы закончили работу над произведением А.П.  Чехова «Хамелеон». ­К каким выводам мы пришли?  Да, известно.  Это беззлобный смех. Это безобидная насмешка. Это добрая шутка. Сатира всегда унижает, обижает  того, о ком  идёт речь, указывает на  его недостатки, высмеивает их, а  юмор – это нечто безобидное, что­то вроде обычной шутки. Я думаю, что это сатирический  рассказ. Больше сатирический, потому что  автор высмеивает отрицательные  качества человека. Да, изменился. Это смешной  рассказ, но тема совсем не смешная. Я понял, что быть двуличным –  плохо. А я понял, что в любой ситуации  надо иметь своё мнение. Алексеева Г. Фомкина К. Мы пришли к выводу что:  хамелеонство – это лицемерие и  двуличие, и что это отрицательные  качества человека; что, этот  рассказ больше  II,I – с помощью  учителя; по  вопросам III –  самостоятельно Домашнее задание: ­И я надеюсь, что вы найдёте время их прочитать. Это  и будет вашим домашним заданием. сатирический, и автор высмеивает в  нём человеческие пороки; мы узнали, что у Чехова есть много  других замечательных рассказов. КГУ "Костанайская специальная школа­интернат №3 для детей с особыми образовательными потребностями" Самоанализ открытого урока в 9 "Б" классе Тема: А.П. Чехов «Хамелеон» подготовила и провела: Байганина Е.М. г. Костанай 2017 год

Конспект открытого урока А.П. Чехов "Хамелеон" (9 класс, русская литература)

Конспект открытого урока  А.П. Чехов "Хамелеон" (9 класс, русская литература)

Конспект открытого урока А.П. Чехов "Хамелеон" (9 класс, русская литература)

Конспект открытого урока  А.П. Чехов "Хамелеон" (9 класс, русская литература)

Конспект открытого урока А.П. Чехов "Хамелеон" (9 класс, русская литература)

Конспект открытого урока  А.П. Чехов "Хамелеон" (9 класс, русская литература)

Конспект открытого урока А.П. Чехов "Хамелеон" (9 класс, русская литература)

Конспект открытого урока  А.П. Чехов "Хамелеон" (9 класс, русская литература)

Конспект открытого урока А.П. Чехов "Хамелеон" (9 класс, русская литература)

Конспект открытого урока  А.П. Чехов "Хамелеон" (9 класс, русская литература)

Конспект открытого урока А.П. Чехов "Хамелеон" (9 класс, русская литература)

Конспект открытого урока  А.П. Чехов "Хамелеон" (9 класс, русская литература)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
27.03.2017