Конспект открытого урока А.П. Чехов "Хамелеон"
            
        
                    
                
                    Открытый урок по литературе
Учитель: Байганина Е.М.
Класс: 9 «Б»
Тема урока
 
Цели и задачи  урока: 
Образовательная: 
 : А.П. Чехов «Хамелеон»
проанализировать   сатирические   черты   рассказа   Чехова   «Хамелеон»,   раскрыть   смысл   названия
произведения;
выявить   стилевые   особенности   сатирических   произведений   Чехова   на   примере   рассказа
«Хамелеон», учить видеть меткость чеховского слова, авторское отношение к лицемерию; 
 формировать умение осознанного восприятия текста, понимания и решения поставленных в нём
проблем;
способствовать развитию навыка анализа художественного произведения; 
развивать умение подбирать цитаты из текста литературного произведения по заданной теме.
Коррекционная, развивающая:  
развивать образное и ассоциативное мышление, навыки выразительного чтения; 
 формировать умения раскрывать личностное отношение к описываемым фактам, критически их
осмысливать, выражать собственное понимание событий, характеров персонажей; 
Воспитательная:  
способствовать   формированию   чётких   нравственных   критериев,   жизненных   позиций,   неприятие
«хамелеонства»; 
способствовать воспитанию интереса к литературе через работу с текстом;
Формы   организации   учебной   деятельности   на   уроке:  индивидуальная,   парная,   групповая,
фронтальная.
Оборудование урока: мультимедийная презентация, учебники литературы, индивидуальные карточки для
учеников. 
Тип урока: обобщающий
I. Организационное начало урока.
Предполагаемые ответы
Ход урока.
Я слышу хорошо(плохо)
Сейчас урок русской литературы.
2. Организационные фразы.  
здравствуйте, садитесь
как слышите?
какой сейчас урок?
3.Установка на произношение: слушайте 
внимательно, говорите правильно, следите за 
звуками.
Послушайте, что будем делать.
будем работать с текстом
будем рассуждать
будем анализировать произведение
будем делать выводы
II. Работа по теме урока.
Друзья мои, я очень рада 
Войти в приветливый наш класс,
И для меня уже награда
Диф. 
обучение.
II,I  помощь 
учителя
III – 
самостоятельно
II,I – с помощью 
учителя
III  
самостоятельноУлыбки ваших милых глаз.
Я знаю, каждый в классе гений,
Но без труда талант не впрок,
Скрестите шпаги ваших мнений 
Мы вместе сотворим урок.
Инсценировка:
 
  
Участвуют: 
Калинин В.  полицейский надзиратель Очумелов. 
Гаршин А.  городовой Елдырин. 
Попов К.  золотых дел мастер Хрюкин.
ребята, вы узнали кто это?
верно, это герои именно этого произведения.
/слайд 1/
1. Работа над содержанием.
 Сегодня мы завершаем работу над этим 
произведением.
 Скажите, о каком событии повествует рассказ? 
 Кто является героями рассказа?
 С какой целью Чехов пишет о столь незначительном 
событии?
/слайд 2/
 Обратимся к названию рассказа. /слайд 3/
Слово «хамелеон» не встречается в рассказе. Почему 
же возник такой заголовок? Кто такой хамелеон?
Какая особенность есть у этой ящерицы?
Для чего она это делает?
Какое отношение имеет эта ящерица к произведению 
Чехова? Почему автор назвал свой рассказ именно 
так?
Да, узнали. 
Это герои из произведения А.П. 
Чехова «Хамелеон».
Героями рассказа являются люди 
ничем не примечательные, 
обыкновенные. 
Событие, о котором рассказывает 
Чехов, тоже бытовое, обыденное  
человека укусила собака.
II,I – с помощью 
учителя; по 
вопросам
III – 
самостоятельно
Бытовая сцена для Чехова – лишь 
повод, чтобы поговорить о вполне 
серьёзных вещах. 
Чехов рисует картину нравов, его 
интересуют мотивы поведения 
людей. 
Писатель исследует, как проявляют 
себя люди в зависимости от 
обстоятельств
Это ящерица.
Она меняет цвет кожи.
Чтобы защитить себя от врагов. 
Чтобы быть незаметной.
Потому что, Чехов сравнивает 
поведение главного героя 
Очумелова с хамелеоном.
Очумелов меняет своё мнение так 
же, как хамелеон  меняет свой цвет 
кожи.
/слайд 4/
Работа с текстом.
Заполнение таблицы.
Найдите в тексте подтверждение этих слов. И 
фразы, которые произносит Очумелов относительно 
собаки.
/заполняется таблица, слайд 5/
Шесть раз полицейский надзирательПрочитав эти строчки, вы убедились, что Очумелов, 
меняя своё мнение, и напоминает нам именно 
хамелеона.
меняет свое поведение, показывая 
свою сущность
Сколько раз меняет своё мнение Очумелов?
А сейчас давайте обратимся к словарям и посмотрим 
толкование слова хамелеон. 
1) Хамелеон – семейство ящериц, приспособленных к 
древесному образу жизни, способных менять окраску 
тела.
2) Хамелеон  беспринципный человек, постоянно 
меняющий свои взгляды в зависимости от ситуации. 
Какое из этих значений использует Чехов? (прямое 
или переносное?)
Но только ли Очумелова можно назвать хамелеоном?
/слайд 7/
/слайд 6/
Чем заканчивается рассказ? 
А вот если бы эта собака оказалась обычной 
дворовой. Как вы думаете, что бы с ней сделали?
А что бы сделал с собакой ТЫ?
Вернёмся опять к названию рассказа.
Какие черты характера присущи человекухамелеону?
Вам нравится Очумелов? Хотели бы вы быть 
похожими на него?
Значит с этими качествами надо бороться и 
искоренять их. Перед вами решето с конфискованным 
крыжовником. Но вместо крыжовника мы конфискуем
те пороки, которые есть у наших героев и которых, 
конечно же, не должно быть у нас с вами. Напишите на
листочках те недостатки, которые наиболее точно 
характеризуют Очумелова, и положите их в решето. 
(Гаршин)
А в жизни, вы каких больше людей встречаете, с 
какими качествами?
Вот перед вами дерево нравственности.
Сейчас напишите  на листочках те качества, которые 
должны быть с вами всегда. Т.е. подберите антонимы к
тем отрицательным качествам, которые мы выбросили.
/Листочки наклеиваются на дерево/
Пусть это дерево станет для вас своеобразным 
кодексом нравственности. 
Чехов использует переносное 
значение этого слова.
В соответствии с поведением 
Очумелова меняется и поведение 
Хрюкина. 
Поведение Хрюкина тоже меняется. 
Толпу, собравшуюся на площади, 
тоже можно назвать хамелеоном.
В конце рассказа мы видим, что 
собака принадлежит не генералу, а 
его брату, и генеральский повар 
Прохор уводит её домой.
Мнения детей.
Лицемерие, беспринципность, 
двуличие, фальшивость, 
ложь, подхалимство, 
грубость, хамство, высокомерие, 
неискренность, враньё.
Нет! Совсем не нравится! 
Я не хотел бы быть похожим на 
Очумелова.
Честность, порядочность, 
принципиальность, 
прямолинейность, искренность,
доброта, уважение к другим, 
неравнодушие, справедливость, 
нравственность, правдивость, 
прямота, открытость.Как можно чаще обращайтесь к нему, подпитывайте 
его хорошими и добрыми качествами и следите за тем,
чтобы не появлялись вокруг него сорнякипороки. 
Ребята, когда вы читали этот рассказ, вам было 
смешно, вы смеялись. 
 Но посмотрите на образ Очумелова. Ведь мы пришли 
с вами к выводу, что он обладает отрицательными 
качествами.  Почему же вам было смешно?! Сейчас мы
с вами это определим. 
 Приступая к работе над этим произведением, мы 
узнали, что рассказ «Хамелеон» юмористический.  А 
что такое юмор? Вам известно это понятие?
А есть ещё такое понятие, как САТИРА.
/слайд 8/
 Эти два понятия объединяет смех, но функции у них 
разные. Если юмор – это весёлая, но безобидная 
насмешка, не задевающая достоинства человека, то 
сатира  это безжалостное обличение пороков. Смех в 
сатире заставляет обратить внимание на мельчайшие, 
но не менее важные детали, это смех не ради 
развлечения.
/При обсуждении понятий ЮМОР и САТИРА
используется  диаграмма Вена/
А теперь подумайте и скажите, рассказ «Хамелеон» 
юмористический или всётаки больше сатирический?
Над кем смеётся автор?
Особенность творчества Чехова заключается в том, 
что «мир для него смешон и печален одновременно», а 
в произведениях писателя сочетаются юмор и сатира.
2. Рефлексия.
Мы с вами проанализировали героев рассказа и их 
поведение. Вы поняли разницу между ЮМОРОМ и 
САТИРОЙ. 
Скажите, теперь изменился ли ваш взгляд на этот 
рассказ и его героев?
Правильно ребята, лицемерие и подхалимство совсем 
не смешная тема.
А сейчас послушаем, какое сообщение приготовили 
нам наши девочки.
III. Подведение итогов урока.
Итак, мы закончили работу над произведением А.П. 
Чехова «Хамелеон».
К каким выводам мы пришли? 
Да, известно. 
Это беззлобный смех.
Это безобидная насмешка.
Это добрая шутка.
Сатира всегда унижает, обижает 
того, о ком  идёт речь, указывает на 
его недостатки, высмеивает их, а 
юмор – это нечто безобидное, чтото
вроде обычной шутки.
Я думаю, что это сатирический 
рассказ.
Больше сатирический, потому что 
автор высмеивает отрицательные 
качества человека.
Да, изменился. Это смешной 
рассказ, но тема совсем не смешная.
Я понял, что быть двуличным – 
плохо.
А я понял, что в любой ситуации 
надо иметь своё мнение.
Алексеева Г. Фомкина К.
Мы пришли к выводу что: 
хамелеонство – это лицемерие и 
двуличие, и что это отрицательные 
качества человека;
что, этот  рассказ больше 
II,I – с помощью 
учителя; по 
вопросам
III – 
самостоятельноДомашнее задание:
И я надеюсь, что вы найдёте время их прочитать. Это 
и будет вашим домашним заданием.
сатирический, и автор высмеивает в 
нём человеческие пороки;
мы узнали, что у Чехова есть много 
других замечательных рассказов.
КГУ "Костанайская специальная школаинтернат №3 для детей с особыми
образовательными потребностями"
Самоанализ открытого урока в 9 "Б" классе
Тема: А.П. Чехов «Хамелеон»
подготовила и провела: Байганина Е.М.г. Костанай
2017 год