Конспект открытого урока А.П. Чехов "Хамелеон" (9 класс, русская литература)

  • Работа в классе
  • Разработки уроков
  • docx
  • 27.03.2017
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Открытый урок Чехов Хамелеон.docx
Открытый урок по литературе Учитель: Байганина Е.М. Класс: 9 «Б» Тема урока   Цели и задачи  урока:  Образовательная:   : А.П. Чехов «Хамелеон» проанализировать   сатирические   черты   рассказа   Чехова   «Хамелеон»,   раскрыть   смысл   названия произведения; выявить   стилевые   особенности   сатирических   произведений   Чехова   на   примере   рассказа «Хамелеон», учить видеть меткость чеховского слова, авторское отношение к лицемерию;   формировать умение осознанного восприятия текста, понимания и решения поставленных в нём проблем; способствовать развитию навыка анализа художественного произведения;  развивать умение подбирать цитаты из текста литературного произведения по заданной теме.      Коррекционная, развивающая:   развивать образное и ассоциативное мышление, навыки выразительного чтения;   формировать умения раскрывать личностное отношение к описываемым фактам, критически их осмысливать, выражать собственное понимание событий, характеров персонажей;  Воспитательная:     способствовать   формированию   чётких   нравственных   критериев,   жизненных   позиций,   неприятие «хамелеонства»; способствовать воспитанию интереса к литературе через работу с текстом; Формы   организации   учебной   деятельности   на   уроке:  индивидуальная,   парная,   групповая, фронтальная. Оборудование урока: мультимедийная презентация, учебники литературы, индивидуальные карточки для учеников.  Тип урока: обобщающий I. Организационное начало урока. Предполагаемые ответы Ход урока. ­Я слышу хорошо(плохо) Сейчас урок русской литературы. 2. Организационные фразы.   ­здравствуйте, садитесь ­как слышите? ­какой сейчас урок? 3.Установка на произношение: слушайте  внимательно, говорите правильно, следите за  звуками. ­Послушайте, что будем делать. ­будем работать с текстом ­будем рассуждать ­будем анализировать произведение ­будем делать выводы II. Работа по теме урока. Друзья мои, я очень рада  Войти в приветливый наш класс, И для меня уже награда Диф.  обучение. II,I ­ помощь  учителя III –  самостоятельно II,I – с помощью  учителя III ­  самостоятельноУлыбки ваших милых глаз. Я знаю, каждый в классе гений, Но без труда талант не впрок, Скрестите шпаги ваших мнений  Мы вместе сотворим урок. Инсценировка:      Участвуют:  Калинин В. ­ полицейский надзиратель Очумелов.  Гаршин А. ­ городовой Елдырин.  Попов К. ­ золотых дел мастер Хрюкин. ­ребята, вы узнали кто это? ­верно, это герои именно этого произведения. /слайд 1/ 1. Работа над содержанием. ­ Сегодня мы завершаем работу над этим  произведением. ­ Скажите, о каком событии повествует рассказ?  ­ Кто является героями рассказа? ­ С какой целью Чехов пишет о столь незначительном  событии? /слайд 2/ ­ Обратимся к названию рассказа. /слайд 3/ Слово «хамелеон» не встречается в рассказе. Почему  же возник такой заголовок? Кто такой хамелеон? ­Какая особенность есть у этой ящерицы? ­Для чего она это делает? ­Какое отношение имеет эта ящерица к произведению  Чехова? Почему автор назвал свой рассказ именно  так? Да, узнали.  Это герои из произведения А.П.  Чехова «Хамелеон». Героями рассказа являются люди  ничем не примечательные,  обыкновенные.  Событие, о котором рассказывает  Чехов, тоже бытовое, обыденное ­  человека укусила собака. II,I – с помощью  учителя; по  вопросам III –  самостоятельно Бытовая сцена для Чехова – лишь  повод, чтобы поговорить о вполне  серьёзных вещах.  Чехов рисует картину нравов, его  интересуют мотивы поведения  людей.  Писатель исследует, как проявляют  себя люди в зависимости от  обстоятельств Это ящерица. Она меняет цвет кожи. Чтобы защитить себя от врагов.  Чтобы быть незаметной. Потому что, Чехов сравнивает  поведение главного героя  Очумелова с хамелеоном. Очумелов меняет своё мнение так  же, как хамелеон  меняет свой цвет  кожи. /слайд 4/ Работа с текстом. Заполнение таблицы. ­Найдите в тексте подтверждение этих слов. И  фразы, которые произносит Очумелов относительно  собаки. /заполняется таблица, слайд 5/ Шесть раз полицейский надзиратель­Прочитав эти строчки, вы убедились, что Очумелов,  меняя своё мнение, и напоминает нам именно  хамелеона. меняет свое поведение, показывая  свою сущность ­Сколько раз меняет своё мнение Очумелов? ­А сейчас давайте обратимся к словарям и посмотрим  толкование слова хамелеон.  1) Хамелеон – семейство ящериц, приспособленных к  древесному образу жизни, способных менять окраску  тела. 2) Хамелеон ­ беспринципный человек, постоянно  меняющий свои взгляды в зависимости от ситуации.  ­Какое из этих значений использует Чехов? (прямое  или переносное?) ­Но только ли Очумелова можно назвать хамелеоном? /слайд 7/ /слайд 6/ ­Чем заканчивается рассказ?  ­А вот если бы эта собака оказалась обычной  дворовой. Как вы думаете, что бы с ней сделали? А что бы сделал с собакой ТЫ? ­Вернёмся опять к названию рассказа. ­Какие черты характера присущи человеку­хамелеону? ­Вам нравится Очумелов? Хотели бы вы быть  похожими на него? ­Значит с этими качествами надо бороться и  искоренять их. Перед вами решето с конфискованным  крыжовником. Но вместо крыжовника мы конфискуем те пороки, которые есть у наших героев и которых,  конечно же, не должно быть у нас с вами. Напишите на листочках те недостатки, которые наиболее точно  характеризуют Очумелова, и положите их в решето.  (Гаршин) ­А в жизни, вы каких больше людей встречаете, с  какими качествами? ­Вот перед вами дерево нравственности. ­Сейчас напишите  на листочках те качества, которые  должны быть с вами всегда. Т.е. подберите антонимы к тем отрицательным качествам, которые мы выбросили. /Листочки наклеиваются на дерево/ ­Пусть это дерево станет для вас своеобразным  кодексом нравственности.  Чехов использует переносное  значение этого слова. В соответствии с поведением  Очумелова меняется и поведение  Хрюкина.  Поведение Хрюкина тоже меняется.  Толпу, собравшуюся на площади,  тоже можно назвать хамелеоном. В конце рассказа мы видим, что  собака принадлежит не генералу, а  его брату, и генеральский повар  Прохор уводит её домой. Мнения детей. Лицемерие, беспринципность,  двуличие, фальшивость,  ложь, подхалимство,  грубость, хамство, высокомерие,  неискренность, враньё. Нет! Совсем не нравится!  Я не хотел бы быть похожим на  Очумелова. Честность, порядочность,  принципиальность,  прямолинейность, искренность, доброта, уважение к другим,  неравнодушие, справедливость,  нравственность, правдивость,  прямота, открытость.­Как можно чаще обращайтесь к нему, подпитывайте  его хорошими и добрыми качествами и следите за тем, чтобы не появлялись вокруг него сорняки­пороки.  ­Ребята, когда вы читали этот рассказ, вам было  смешно, вы смеялись.  ­ Но посмотрите на образ Очумелова. Ведь мы пришли  с вами к выводу, что он обладает отрицательными  качествами.  Почему же вам было смешно?! Сейчас мы с вами это определим.  ­ Приступая к работе над этим произведением, мы  узнали, что рассказ «Хамелеон» юмористический.  А  что такое юмор? Вам известно это понятие? ­А есть ещё такое понятие, как САТИРА. /слайд 8/ ­ Эти два понятия объединяет смех, но функции у них  разные. Если юмор – это весёлая, но безобидная  насмешка, не задевающая достоинства человека, то  сатира ­ это безжалостное обличение пороков. Смех в  сатире заставляет обратить внимание на мельчайшие,  но не менее важные детали, это смех не ради  развлечения. /При обсуждении понятий ЮМОР и САТИРА используется  диаграмма Вена/ ­А теперь подумайте и скажите, рассказ «Хамелеон»  юмористический или всё­таки больше сатирический? ­Над кем смеётся автор? ­Особенность творчества Чехова заключается в том,  что «мир для него смешон и печален одновременно», а  в произведениях писателя сочетаются юмор и сатира. 2. Рефлексия. ­Мы с вами проанализировали героев рассказа и их  поведение. Вы поняли разницу между ЮМОРОМ и  САТИРОЙ.  ­Скажите, теперь изменился ли ваш взгляд на этот  рассказ и его героев? ­Правильно ребята, лицемерие и подхалимство совсем  не смешная тема. ­А сейчас послушаем, какое сообщение приготовили  нам наши девочки. III. Подведение итогов урока. ­Итак, мы закончили работу над произведением А.П.  Чехова «Хамелеон». ­К каким выводам мы пришли?  Да, известно.  Это беззлобный смех. Это безобидная насмешка. Это добрая шутка. Сатира всегда унижает, обижает  того, о ком  идёт речь, указывает на  его недостатки, высмеивает их, а  юмор – это нечто безобидное, что­то вроде обычной шутки. Я думаю, что это сатирический  рассказ. Больше сатирический, потому что  автор высмеивает отрицательные  качества человека. Да, изменился. Это смешной  рассказ, но тема совсем не смешная. Я понял, что быть двуличным –  плохо. А я понял, что в любой ситуации  надо иметь своё мнение. Алексеева Г. Фомкина К. Мы пришли к выводу что:  хамелеонство – это лицемерие и  двуличие, и что это отрицательные  качества человека; что, этот  рассказ больше  II,I – с помощью  учителя; по  вопросам III –  самостоятельноДомашнее задание: ­И я надеюсь, что вы найдёте время их прочитать. Это  и будет вашим домашним заданием. сатирический, и автор высмеивает в  нём человеческие пороки; мы узнали, что у Чехова есть много  других замечательных рассказов. КГУ "Костанайская специальная школа­интернат №3 для детей с особыми образовательными потребностями" Самоанализ открытого урока в 9 "Б" классе Тема: А.П. Чехов «Хамелеон» подготовила и провела: Байганина Е.М.г. Костанай 2017 год