С целью подготовки к обучающему эксперименту были разработа-
ны конспекты уроков по орфографическим темам, изучаемым в 3 клас-
се (программа 1-3). В ходе эксперимента мы пытались выяснить,
насколько эффективно и целесообразно применение алгоритмических
предписаний в начальных классах. На разных этапах формирования
орфографического навыка используются различные виды устного рас-
суждения по алгоритму.
СИСТЕМА УРОКОВ ПО ОБУЧЕНИЮ ОРФОГРАФИИ
НА РАЗЛИЧНЫХ СТАДИЯХ СВЕРТЫВАНИЯ АЛГОРИТМА
С целью подготовки к обучающему эксперименту были разработа
ны конспекты уроков по орфографическим темам, изучаемым в 3 клас
се (программа 13). В ходе эксперимента мы пытались выяснить,
насколько эффективно и целесообразно применение алгоритмических
предписаний в начальных классах. На разных этапах формирования
орфографического навыка используются различные виды устного рас
суждения по алгоритму.
Приведем конспект урока объяснения и первичного закрепления
материала.
Тема: "Правописание разделительного твердого знака".
Цель: 1) Ознакомление учащихся с правилом правописания ъ.
2) Составление алгоритма по правилу.
3) Обучение использованию алгоритма.
Ход урока.
I. Оргмомент.
II. Объяснение нового материала.
На сегодняшнем уроке мы узнаем, когда в словах пишется ъ.
Посмотрите на доску. Здесь записаны пары слов: обе
датьобъедать, селсъел. В первых из них ъ нет, во вторых есть.
Между какими частями слова он стоит? (между приставкой и корнем)
На какой звук оканчивается приставка согласный или
гласный? (на согласный).
С какой буквы начинается корень? (с гласной).
А теперь приведите несколько примеров слов с разделитель
ным ъ. (учитель записывает примеры на доске, выделяя приставку,
подчеркивая согласную в ней и гласную в корне).
Во всех этих словах есть приставки, которые оканчиваются
на согласный, и корень, который начинается с гласной "е", "е",
"ю", "я". А теперь скажите, когда же в словах пишется ъ?
Разделительный ъ пишется после приставок, оканчивающихся
на согласную, перед буквами "е", "е", "ю", "я".
Правильно. Это и есть наше правило. Прочитайте его на 116
странице. Кто может его повторить? (23 человека по желанию).
А теперь давайте наметим порядок применения нового прави
ла, чтобы на письме ничего не упустить, т.е. составим алгоритм.
Главное для нас знать, есть ли в слове приставка. Это будет наш
первый шаг. (Учитель пишет: 1. Есть приставка?)
Если ее нет, будем писать ъ?
Нет.
Правильно (на доске: Нет > ъ не пишется).
А если приставка есть, то какой она должна быть?
Она должна оканчиваться на согласную.
Правильно. Это наш второй шаг (на доске: Да. 2.Оканчивает
ся на согласную? )
Если она оканчиваются не на согласную, то будем ли мы
писать ъ ?
Нет. ( на доске: Нет > ъ не пишется )
А если в слове есть приставка и она оканчивается на
согласный, какое еще условие должно выполняться, чтобы мы смогли
написать ъ ?
Корень должен начинаться с буквы "е", "е", "ю", "я".
Правильно. Это наш третий шаг. ( на доске: Да. 3.После
приставки "е", "е", "ю", "я"? )
Если таких букв в начале корня нет, будем мы писать ъ ?
Нет. Правильно. ( на доске: Нет > ъ не пишется )
А если одна из этих букв есть?
ъ пишем.
Правильно. ( на доске: Да > ъ пишем )
На доске появляется запись:
АЛГОРИТМ ПУНКТЫ ПРАВИЛА
1. Есть приставка? После приставки,
| |
Да Нет
|
ъ не
пишется
2. Оканчивается на оканчивающейся на
согласную? согласную,
| |
Да Нет
|
ъ не
пишется
3. Есть после пиставки
буквы "е", "е", "ю", "я"? перед "е", "е", "ю", "я"
| |
Да Нет
| |
ъ ъ не
пишется пишется пишется ъ.
III. Первичное закрепление.
Попробуйте по этому алгоритму повторить правило и
разобрать несколько слов (слова на доске).
Чтобы вам было удобнее, я раздам карточки с записью нашего
алгоритма.
Первое слово "въехал". Есть ли в нем приставка?
Да, приставка "в".
Обозначим ее. Следующий шаг: оканчивается ли она на
согласный?
Да.
Подчеркнем ее.
Последний шаг: есть ли после приставки "е", "е", "ю", "я"?
Да, буква "е".
Подчеркнем ее. Значит пишем ъ ?
Да.
А теперь попробуйте по алгоритму рассказать, как мы будем
писать следующее слово "объявление".
Теперь выполним упражнение 317. Вставим пропущенные буквы,
пользуясь алгоритмом. При этом выделяем приставку, подчеркиваем
согласную в ней одной чертой и гласную в корне двумя чертами.
Следуюшее упражнение 318. Выполните его, не пользуясь кар
точкой. Но если забудете, можете подсмотреть. ( Учитель проверяет
правильность и осознанность выполнения ).
IV. Подведение итогов урока. Какое новое правило мы узнали?
(Учащиеся рассказывают формулировку правила.)
Что мы сделали, чтобы лучше запомнить правило ?
(составили по нему алгоритм)
Какой первый шаг в нем ?
(Узнать, есть ли в слове приставка.)
Если есть, то какой второй шаг ?
(Узнать, оканчивается ли она на согласную.)
Если да, то какой третий шаг ?
(Узнать, стоит ли после приставки одна из букв "е", "е",
"ю", "я".)
Если стоит, то пишем ъ ?
(Да.)
Д/з: правило на стр.116, упр.319. Оценки за урок.
В ходе экспериментальной работы были определены следующие
ступени свертывания алгоритма:
1 ступень полное рассуждение;
2 ступень частичное сжатие;
3 ступень максимальное сжатие.
В решении орфографической задачи выделяется:
1) нахождение орфограммы и определение ее типа;
2) определение порядка решения задачи в общем виде, его
модель;
3) сама проверка данного случая;
4) запись проверенного слова, словосочетания.
Первый пункт не подлежит свертыванию в начальных классах.
Эту ступень можно сократить только в формулировках. От ученика
достаточно требовать лишь одного слова или письменного сокращения
(разделительный ъ), а не полного названия правила.
Второй пункт подлежит наибольшему сокращению. Он может сов
меститься с проверкой.
Свертывание третьего пункта происходит постепенно.
Приведем фрагмент урока, в котором происходит частичное
сжатие алгоритма:
На сегодняшнем уроке мы попробуем определять орфограмму
"Разделительный ъ " более быстрее, чем раньше. Для этого упростим
рассуждение по алгоритму. Рассуждаем так: "ОБ.ЯВЛЕНИЕ"; раздели
тельный ъ или ь ?
"ОБъ" приставка на согласную, перед "я", следовательно,
пишем ъ : ОБъЯВЛЕНИЕ.
(Затем 23 человека рассуждают таким образом вслух.)
Для закрепления выполним упражнение. Орфограмму выделим
графически: обозначим приставку, согласную в ней подчеркнем одной
чертой, гласную в корне двумя.
Если навык применения данного правила возможно отработать до
автоматизма, то можно переходить к стадии максимального сжатия
(3я ступень). Это возможно, если стадия частичного сжатия учащи
мися усвоена полностью.
Приведем фрагмент урока, где рассуждение по алгоритму
достигает стадии максимального сжатия:
На сегодняшнем уроке мы еще больше облегчим себе работу по
алгоритму орфограммы "Разделительный ъ ". Рассуждаем так:
"ОБъЯВЛЕНИЕ", приставка "ОБ", "Б", дальше "Я", значит, ъ. Пишем:
ОБъЯВЛЕНИЕ.
Разберем слово "СъЕХАЛ" поновому (23 ученика рассуждают
вслух).
А теперь сделаем упражнение, рассуждая вслух.Таким образом, при помощи максимального сжатия алгоритма
навык пользования правилом доводится до автоматизма.
Результаты экспериментальной работы таковы:
из 22 учащихся с контрольным словарным диктантом, содержащим
20 слов на правило правописания разделительного ъ, справились 20
учеников, что составляет 95%.
Качество знаний 75%; "отлично" получили 30% (6 учеников),
"хорошо" 45% (9 учеников), "удовлетворительно" 20% (5
учеников), "неудовлетворительно" 5% (2 ученика).
Работа с алгоритмами способствовала развитию логичности
высказываний учащихся; сознательному усвоению правила, помогала
слабым ученикам успешно пользоваться правилом