СИСТЕМА УРОКОВ ПО ОБУЧЕНИЮ ОРФОГРАФИИ

  • Раздаточные материалы
  • doc
  • 26.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

С целью подготовки к обучающему эксперименту были разработа- ны конспекты уроков по орфографическим темам, изучаемым в 3 клас- се (программа 1-3). В ходе эксперимента мы пытались выяснить, насколько эффективно и целесообразно применение алгоритмических предписаний в начальных классах. На разных этапах формирования орфографического навыка используются различные виды устного рас- суждения по алгоритму.
Иконка файла материала СИСТЕМА УРОКОВ ПО ОБУЧЕНИЮ ОРФОГРАФИИ.doc
СИСТЕМА УРОКОВ ПО ОБУЧЕНИЮ ОРФОГРАФИИ          НА РАЗЛИЧНЫХ СТАДИЯХ СВЕРТЫВАНИЯ АЛГОРИТМА      С целью подготовки к обучающему эксперименту были разработа­ ны конспекты уроков по орфографическим темам, изучаемым в 3 клас­ се (программа 1­3).  В ходе эксперимента  мы  пытались  выяснить, насколько  эффективно  и целесообразно применение алгоритмических предписаний в начальных классах.  На разных  этапах  формирования орфографического  навыка используются различные виды устного рас­ суждения по алгоритму.      Приведем конспект урока объяснения и первичного  закрепления материала.      Тема: "Правописание разделительного твердого знака".      Цель: 1) Ознакомление учащихся с правилом правописания ъ.            2) Составление алгоритма по правилу.            3) Обучение использованию алгоритма.                         Ход урока.      I. Оргмомент.     II. Объяснение нового материала.      ­ На сегодняшнем уроке мы узнаем, когда в словах пишется ъ.      ­ Посмотрите  на  доску.  Здесь  записаны  пары  слов:  обе­ дать­объедать, сел­съел. В первых из них ъ нет, во вторых ­ есть. Между какими частями слова он стоит? (между приставкой и корнем)      ­ На какой  звук  оканчивается  приставка  ­  согласный  или гласный? (на согласный).      ­ С какой буквы начинается корень? (с гласной).      ­ А  теперь приведите несколько примеров слов с разделитель­ ным ъ.  (учитель записывает примеры на доске,  выделяя приставку, подчеркивая согласную в ней и гласную в корне).      ­ Во всех этих словах есть приставки,  которые  оканчиваются на согласный, и корень, который начинается с  гласной  "е",  "е", "ю", "я". А теперь скажите, когда же в словах пишется ъ?      ­ Разделительный  ъ пишется после приставок,  оканчивающихся на согласную, перед буквами "е", "е", "ю", "я".      ­ Правильно. Это и есть наше правило. Прочитайте его на  116 странице. Кто может его повторить? (2­3 человека по желанию).      ­ А  теперь давайте наметим порядок применения нового прави­ ла,  чтобы на письме ничего не упустить,  т.е. составим алгоритм. Главное для нас знать,  есть ли в слове приставка.  Это будет наш первый шаг. (Учитель пишет: 1. Есть приставка?)      ­ Если ее нет, будем писать ъ?      ­ Нет.      ­ Правильно (на доске: Нет ­> ъ не пишется).      ­ А если приставка есть, то какой она должна быть?      ­ Она должна оканчиваться на согласную.      ­ Правильно. Это наш второй шаг (на доске: Да. 2.Оканчивает­ ся на согласную? )      ­ Если она оканчиваются не на  согласную,  то  будем  ли  мы писать ъ ?      ­ Нет. ( на доске: Нет ­> ъ не пишется )      ­ А если в  слове  есть  приставка  и  она  оканчивается  на согласный, какое еще условие должно выполняться, чтобы мы  смогли написать ъ ?      ­ Корень должен начинаться с буквы "е", "е", "ю", "я".      ­ Правильно. Это наш третий шаг. (  на  доске:  Да.  3.После приставки ­ "е", "е", "ю", "я"? )      ­ Если таких букв в начале корня нет, будем мы писать ъ ?      ­ Нет.­ Правильно. ( на доске: Нет ­> ъ не пишется )      ­ А если одна из этих букв есть?      ­ ъ пишем.      ­ Правильно. ( на доске: Да ­> ъ пишем )      На доске появляется запись:             АЛГОРИТМ               ПУНКТЫ ПРАВИЛА      1. Есть приставка?            После приставки,           |       |          Да      Нет                   |                  ъ не                пишется      2. Оканчивается на            оканчивающейся на         согласную?                 согласную,           |        |          Да       Нет                    |                   ъ не                 пишется      3. Есть после пиставки         буквы "е", "е", "ю", "я"?   перед "е", "е", "ю", "я"           |         |          Да        Нет           |         |          ъ        ъ не       пишется пишется пишется ъ.      III. Первичное закрепление.      ­  Попробуйте  по  этому  алгоритму  повторить   правило   и разобрать несколько слов (слова на доске).      ­ Чтобы вам было удобнее, я раздам карточки с записью нашего алгоритма.      ­ Первое слово "въехал". Есть ли в нем приставка?      ­ Да, приставка "в­".      ­ Обозначим  ее.  Следующий  шаг:  оканчивается  ли  она  на согласный?      ­ Да.      ­ Подчеркнем ее.      ­ Последний шаг: есть ли после приставки "е", "е", "ю", "я"?      ­ Да, буква "е".      ­ Подчеркнем ее. Значит пишем ъ ?      ­ Да.      ­ А теперь попробуйте по алгоритму рассказать, как мы  будем писать следующее слово ­ "объявление".      ­ Теперь выполним упражнение 317. Вставим пропущенные буквы, пользуясь алгоритмом.  При этом выделяем приставку,  подчеркиваем согласную в ней одной чертой и гласную в корне двумя чертами.      ­ Следуюшее упражнение 318. Выполните его, не пользуясь кар­ точкой. Но если забудете, можете подсмотреть. ( Учитель проверяет правильность и осознанность выполнения ).      IV. Подведение итогов урока.­ Какое новое правило мы узнали?      (Учащиеся рассказывают формулировку правила.)      ­ Что мы сделали, чтобы лучше запомнить правило ?      (составили по нему алгоритм)      ­ Какой первый шаг в нем ?      (Узнать, есть ли в слове приставка.)      ­ Если есть, то какой второй шаг ?      (Узнать, оканчивается ли она на согласную.)      ­ Если да, то какой третий шаг ?      (Узнать, стоит ли после приставки одна  из  букв  "е",  "е", "ю", "я".)      Если стоит, то пишем ъ ?      (Да.)      Д/з: правило на стр.116, упр.319. Оценки за урок.      В ходе экспериментальной работы  были  определены  следующие ступени свертывания алгоритма:      1 ступень ­ полное рассуждение;      2 ступень ­ частичное сжатие;      3 ступень ­ максимальное сжатие.      В решении орфографической задачи выделяется:      1) нахождение орфограммы и определение ее типа;      2) определение порядка  решения  задачи  в  общем  виде,  его модель;      3) сама проверка данного случая;      4) запись проверенного слова, словосочетания.      Первый пункт  не  подлежит  свертыванию в начальных классах. Эту ступень можно сократить только в  формулировках.  От  ученика достаточно требовать лишь одного слова или письменного сокращения (разделительный ъ), а не полного названия правила.      Второй пункт подлежит наибольшему сокращению.  Он может сов­ меститься с проверкой.      Свертывание третьего пункта происходит постепенно.      Приведем фрагмент  урока,  в  котором  происходит  частичное сжатие алгоритма:      ­ На сегодняшнем уроке мы  попробуем  определять  орфограмму "Разделительный ъ " более быстрее, чем раньше. Для этого упростим рассуждение по алгоритму.  Рассуждаем так: "ОБ.ЯВЛЕНИЕ"; раздели­ тельный ъ или ь ?      ­ "ОБъ­" ­ приставка на согласную, перед "я", следовательно, пишем ъ : ОБъЯВЛЕНИЕ.      (Затем 2­3 человека рассуждают таким образом вслух.)      ­ Для  закрепления  выполним упражнение.  Орфограмму выделим графически: обозначим приставку, согласную в ней подчеркнем одной чертой, гласную в корне двумя.      Если навык применения данного правила возможно отработать до автоматизма,  то  можно  переходить к стадии максимального сжатия (3­я ступень). Это возможно, если стадия частичного сжатия учащи­ мися усвоена полностью.               Приведем  фрагмент  урока,  где  рассуждение  по   алгоритму достигает стадии максимального сжатия:      ­ На сегодняшнем уроке мы еще больше облегчим себе работу по алгоритму  орфограммы  "Разделительный  ъ  ".   Рассуждаем   так: "ОБъЯВЛЕНИЕ", приставка "ОБ­", "Б", дальше "Я", значит, ъ. Пишем: ОБъЯВЛЕНИЕ.      ­ Разберем слово "СъЕХАЛ" по­новому (2­3 ученика  рассуждают вслух).      ­ А теперь сделаем упражнение, рассуждая вслух.Таким образом, при  помощи  максимального  сжатия  алгоритма навык пользования правилом доводится до автоматизма.      Результаты экспериментальной работы таковы:      из 22 учащихся с контрольным словарным диктантом, содержащим 20 слов на правило правописания разделительного ъ, справились  20 учеников, что составляет 95%.      Качество знаний­ 75%; "отлично" получили 30%  (6  учеников), "хорошо"­  45%  (9   учеников),   "удовлетворительно"­   20%   (5 учеников), "неудовлетворительно"­ 5% (2 ученика).      Работа  с  алгоритмами  способствовала  развитию  логичности высказываний учащихся; сознательному усвоению  правила,  помогала слабым ученикам успешно пользоваться правилом