Систематизация и обобщение знаний по теме «Деепричастие»
Выполнила:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Инженерно-технологический лицей» Елабужского муниципального района Республики Татарстан
г. Елабуга
Щербакова Наталия Викторовна
Цели урока:
I. Образовательные:
1. Обобщение и систематизация сведений о деепричастии и деепричастном обороте.
2. Повторение орфограмм, связанных с написанием гласных в корнях с чередованием.
3. Повторение орфограмм, связанных с правописанием НЕ с деепричастиями, глаголами.
4. Употребление деепричастных оборотов в речи.
5. Активизация словаря учащихся.
6. Повторение фразеологизмов.
7. Закрепление умения находить деепричастные обороты и ставить знаки препинания при них; умения отличать деепричастия от наречий.
II. Воспитательные:
1. воспитание любви и уважения к русскому языку посредством дидактического материала (форма урока, задания занимательного характера), воспитание чувства такта, умение слушать учителя, умение анализировать и обобщать. воспитание толерантного отношения друг к другу
2. Формирование навыков контроля и самоконтроля.
3. Формирование познавательной деятельности в коллективе и сотрудничества в решении поисковых задач.
III. Развивающие:
1. Развитие умения логически излагать свои мысли, используя литературный язык.
2. Развитие умения аргументировать, доказывать.
3. Расширение кругозора, познавательного интереса.
4. Развитие умения выделять главное, сравнивать, обобщать, структурировать.
Повторение и обобщение общих сведений о деепричастии.
Все дети в той или иной мере повторяют своих родителей. Деепричастие не исключение. Самая близкая её родня — Глагол и Наречие.
Деепричастие унаследовало признаки Глагола и Наречия.
Что же конкретно есть у деепричастия от глагола и наречия?
Ребята, а вы знаете, когда родилась елочка?
В России стали украшать новогодний праздник зеленой елкой только в XVIII в. А раньше наши предки встречали Новый год под цветущей вишней. Вишневое дерево выращивали в домах и в парках. Делали так, что вишня расцветала к новогоднему вечеру. Вырастить вишневое деревце зимой было делом нелегким, поэтому и вспоминали о вечнозеленой елке.
Оказывается, около 180 лет. Он родился в первой половине XIX в. Сначала Дед Мороз выглядел не таким добрым, как сейчас. На елку приходил злой и страшный дед с розгой в руках. Подарков от него никто не ждал; и родители пугали этим дедом непослушных детей. Потом Дед Мороз подобрел, а в XX в. совсем изменился - и характером, и внешним видом. Он веселит нас, приносит нам подарки, и все его любят и ждут.
Объяснительный диктант
(не)отправленное письмо
(не)дожидаясь ответа
никем (не)замеченный
(не)дошёл до ручья
(не)беспокоясь о себе
(не)зная дороги
(не)глубокая, но узкая река
Объяснительный диктант
неотправленное письмо
не дожидаясь ответа
никем не замеченный
не дошёл до ручья
не беспокоясь о себе
не зная дороги
неглубокая, но узкая река
Как пишется НЕ с деепричастиями?
Роберт Саути «Лодорский водопад»
Кипя,
Шипя,
Журча,
Ворча,
Струясь,
Крутясь,
Сливаясь,
Вздымаясь,
Вздуваясь,
Мелькая, шурша,
Резвясь и спеша,
Скользя, обнимаясь,
Делясь и встречаясь,
Ласкаясь, бунтуя, летя,
Играя, дробясь, шелестя,
Блистая, взлетая, шатаясь,
Сплетаясь, звеня, клокоча,
Взвиваясь, вертясь, грохоча,
Морщинясь, волнуясь, катаясь,
Бросаясь, меняясь, воркуя, шумя,
Взметаясь и пенясь, ликуя, гремя,
Дрожа, разливаясь, смеясь и болтая,
Катясь, извиваясь, стремясь, вырастая,
Вперёд и вперёд убегая в свободолюбивом задоре, -
Так падают бурные воды в сверкающем, быстром Лодоре!
Какой художественный эффект достигается использованием такого количества деепричастий?
Картина водопада становится зримой, образной, озвученной. Образ водопада изменчив: покорный, бунтующий, спокойный и резвый. Деепричастия характеризуются с разных сторон: по цвету, звуку, движению
Какие художественные приемы для создания образа водопада использует поэт? Что они придают тексту?
Графические средства выразительности: стихотворение записано в виде пирамиды, чтобы подчеркнуть сходство с потоком воды; звукопись помогает нам услышать извержение водопада; преобладают шипящие звуки : шипя, шурша, морщинясь, дрожа
Найдите в тексте деепричастия, которые обозначают добавочные действия (работа в парах по времени)
1 ряд – по слуховым впечатлениям
2 ряд – зрительным впечатлениям
3 ряд - по движению
всем – аналогии с человеческими качествами
Роберт Саути «Лодорский водопад»
Кипя,
Шипя,
Журча,
Ворча,
Струясь,
Крутясь,
Сливаясь,
Вздымаясь,
Вздуваясь,
Мелькая, шурша,
Резвясь и спеша,
Скользя, обнимаясь,
Делясь и встречаясь,
Ласкаясь, бунтуя, летя,
Играя, дробясь, шелестя,
Блистая, взлетая, шатаясь,
Сплетаясь, звеня, клокоча,
Взвиваясь, вертясь, грохоча,
Морщинясь, волнуясь, катаясь,
Бросаясь, меняясь, воркуя, шумя,
Взметаясь и пенясь, ликуя, гремя,
Дрожа, разливаясь, смеясь и болтая,
Катясь, извиваясь, стремясь, вырастая,
Вперёд и вперёд убегая в свободолюбивом задоре, -
Так падают бурные воды в сверкающем, быстром Лодоре!
Физкультминутка:
Тихо встаньте, оглянитесь
И друг другу улыбнитесь,
Руки вытянув вперед,
Посмотрите вправо, влево,
А теперь их поднимите,
А сейчас наоборот.
Подбоченясь, вы присядьте,
Поклонившись, встаньте в ряд,
Лихо топните ногой
Да притопните другой
Мы, играя, отдыхали,
Деепричастия считали.
Сколько их вам назвала,
Кто ответит мне, друзья?
???
4
Начальнику отдела «Грамотность» бригадира грузчиков Недосмотрова И.И.
Объяснительная записка.
При транспортировке ящика «Предложения с деепричастными оборотами» грузчиками Расхлябовым П.П. и Лентяйкиным Г.И. было допущено его опрокидывание. Чтобы скрыть эту оплошность, они быстро собрали рассыпавшиеся части предложений. По причине неграмотности это было сделано ими неверно.
Резолюция на этом документе была такова: «Принять меры по приведению содержимого ящика в исходное состояние».
Посмотрите на зимний лес и составьте предложения, используя существительные, записанные на доске, и деепричастные обороты.
I Вариант II Вариант
Деревья Тропинка
Небо Воздух
Вьюга Снег
Сугробы Снежинки
Цифровой диктант
Если Вы согласны с моим утверждением, поставьте «1», если нет – «0».
Утверждения:
Деепричастие - самостоятельная часть речи.
Деепричастный оборот выделяется запятыми, только когда стоит после определяемого слова.
Деепричастия бывают совершенного и несовершенного вида.
НЕ с деепричастиями всегда пишется раздельно.
Деепричастие и деепричастный оборот являются обстоятельством.
Деепричастия совершенного вида отвечают на вопрос ЧТО ДЕЛАЯ?
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.