Систематизация материала "Методы генетики"

  • Контроль знаний
  • docx
  • 03.07.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Генетика - наука об изменчивости и наследственности организмов. Этот раздел биологии достаточно сложен для понимания. Чтобы разобраться в нём и запомнить основное содержание, необходимо проводить систематизацию материала, используя дополнительные источники информации. В данной работе представлен материал о методах, с помощью которых изучают закономерности наследственности и изменчивости у человека и других организмов.
Иконка файла материала Методы генетики.docx
МБОУ «Карагайская СОШ № 2» с. Карагай, Пермский край   Систематизация материала  по теме  «Методы генетики» 10­11 класс, УМК любой   Автор: Трефилова Раиса Поликарповна, учитель биологии, МБОУ «Карагайская СОШ № 2» Карагай – 2018В   теме   "Генетика"   любого   УМК   по   биологии   учащиеся   изучают   методы,   с   помощью которых   производятся   генетические   исследования.   Таблица   "Методы   генетики" предназначена для подготовки учащихся к ЕГЭ и ВПР, способствует систематизации и обобщению знаний учащихся, содержит материал, который отсутствует в учебниках, но встречается в КИМах.  Цель: Систематизация материала по теме «Методы генетики» для подготовки к ЕГЭ и ВПР.  Задачи: Систематизировать материал о методах генетики в форме таблицы. Организовать работу с биологическими терминами. Мотивировать учащихся к успешному выполнению заданий генетики»  Материал адресован учителям биологии и учащимся 10­11 классов.  «Методы     ВПР     ЕГЭ   теме по на и         Дополнительный материал по теме «Методы  генетики»   Название метода 1. Клинико­ генеалогический (предложен Ф.Гальтоном в 1865 г.)   Объект и методика исследований Составление   и   анализ родословных, характера   и   типа наследования признаков.  2. Гибридологический метод Основной метод  генетики 3. Популяционно­ генетический метод 4. Близнецовый   метод (Ф.Гальтон, 1876 г.) Изучение генетического   состава популяций, частот различных   генов   и генотипов в популяциях.       Сравнение частоты сходства   по   ряду пар признаков однояйцевых и разнояйцевых близнецов.     Возможности метода и область применения     типа               в генов.   частот   изучение определения Определение наследования Определение сцеплённого признаков, типа наследования, взаимодействия   Прогноз вероятности   проявления   изучаемого признака   в   потомстве.   Используется   в медико­генетическом консультировании. Система   скрещиваний,   позволяющая проследить   ряду   поколений наследование   признака   и   выявить новообразования генетической 1. структуры   человеческих   популяций,   т.е. встречаемости вычисление наследственных   признаков   (в   т.ч. болезней) в различных местностях, среди разных   рас   и   народностей,   степени гетерозиготности и полиморфизма. 2. особенностей взаимодействия   факторов,   влияющих   на распределение наследственных признаков в   различных   человеческих   популяциях, что   позволяет   определить   адаптивную ценность конкретных генотипов. Разграничение   роли   наследственности   и среды   в   развитии   различных   признаков   физиологических, (морфологических, поведенческих   и   др.).   Позволяет определить   роль   генетического   вклада   в наследование сложных признаков, а также оценить влияние воспитания и обучения. Установление   5. Цитогенетический Строение   метафазных 1.Изучение   нормального   кариотипа,метод хромосом   и   их морфологические особенности  6. Биохимический метод Пробы   крови   или амниотической (околоплодной) жидкости       для   микроскопическое изучение структуры и числа хромосом. 2. Точная диагностика наследственных  заболеваний, вызываемых хромосомными  мутациями. 3.Определение последствий воздействия  мутагенов. Используется в медико­генетическом  консультировании. 1. Выявление   болезней   обмена   веществ, обнаружение изменений в биохимических параметрах организма. 2. Выявление   гетерозиготных   носителей рецессивных генов. 3. Массовые   просеивающие   программы применяют   для   диагностики   у новорожденных   таких   заболеваний   как фенилкетонурия, врожденный гипотиреоз, муковисцидоз, галактоземия. Например, диагностики фенилкетонурии   кровь   новорожденных берут на 3­5 день после рождения. Капли крови помещают на хроматографическую или   фильтровальную   бумагу   и пересылают   в   лабораторию   для определения   Для определения   врожденного   гипотиреоза   в крови   ребенка   на   3   день   жизни определяют тироксина. Просеивающая   программа   массовой диагностики   наследственных   болезней применяются   не   только   среди новорожденных.   Они   могут   быть организованны   для   выявления   тех болезней,   которые   распространены   в каких либо группах населения. Например, в   США   организована   просеивающая биохимическая программа по выявлению гетерозиготных   носителей   идиотии   Тей­ Сакса   (она   чаще   встречается   среди евреев­ашкенази).   На  Кипре  и   в  Италии организовано биохимическое исследование   гетерозиготных   носителей талассемии. 4. Широкое нашел биохимический   метод   в   перинатальной диагностике   врожденных   пороков развития.   Биохимические   методы включают   определение   уровня   альфа­ фетопротеина, хорионического   фенилаланина. уровень   применениегонадотропина   в   сыворотке   крови беременной.   Эти   методы   являются выявления просеивающими врожденных   развития. Например,   при   дефектах   невральной трубки плода повышается уровень альфа­ фетопротеина. 1. Установление для   пороков тканевой причин         несовместимости. 2. Определение   наследования   факторов иммунитета. 7. Иммуногенетический метод Факторы иммунитета и тканевой совместимости 3. Изучение   разнообразия   и   особенностей 8. Генная инженерия Использование природных искусственно созданных генов.   или 9. Онтогенетический метод Изучение   проявления гена   в   процессе онтогенеза.             (клеток), инженерия организмов вмешиваться наследования тканевых антигенов. Совокупность   приёмов,   методов   и технологий   получения   рекомбинантных РНК   и   ДНК,   выделения   генов   из организма     осуществления манипуляций   с   генами,   введения   их   в другие   организмы   и   выращивания искусственных   после удаления выбранных генов из ДНК. Генная инженерия служит для получения желаемых   качеств   изменяемого   или генетически модифицированного организма.   В   отличие   от   традиционной селекции,   в   ходе   которой   генотип подвергается изменениям лишь косвенно, позволяет генная непосредственно в генетический аппарат, применяя технику молекулярного клонирования. Примерами применения   генной   инженерии   являются получение генетически модифицированных   сортов   зерновых   производство   человеческого культур, путём   инсулина использования генномодифицированных бактерий,   производство   эритропоэтина   в   культуре клеток   В   постнатальный   период,   например, происходит генов определяющих   развитие   вторичных половых развитие наследственных   заболеваний   (сахарного диабета,   миопатии Дюшена).   В   этот   же   период   происходит генов. выключение Репрессируются   активности   генов, связанных   с   выработкой   меланина   (в   близорукости, признаков, включение многих   новых10. Математический анализ  11. Молекулярно­ генетические методы Использование математических методов в генетике. Предназначены   выявления особенностей структуре ДНК.     для в результате происходит поседение волос). Не   происходит   синтеза   эластазы (вследствие   чего   появляются   морщины), подавляется   выработка   гаммаглобулинов (поэтому повышается восприимчивость к бактериальным инфекциям). Статистическая   обработка   полученных данных. Молекулярно­генетические     методы используются для диагностики более 300 наследственных   болезней:   гемофилии, гемоглобинопатий,   митохондриальных болезней, муковисцидоза и т.д.     находят ДНК­технологии свое применение   для   расшифровки   генома человека,   в   судебной   медицине,   для определения отцовства и степени родства, для анализа клеток красного мозга донора и   реципиента   при   трансплантации органов. Источники информации: 1. Кириленко   А.А.   Биология.   Сборник   задач   по   генетике.   Базовый   и   повышенный уровни ЕГЭ: учебно­методическое пособие. – Ростов н/д: Легион, 2009. 2. Богданова   Т.Л.,   Солодова   Е.А.   Биология:   справочник   для   старшеклассников   и поступающих в ВУЗы/ Т.Л.Богданова, Е.А.Солодова. – 3­е изд.­М.: АСТ­ПРЕСС ШКОЛА, 2008. 3. Учебник по биологии, УМК любой. 4. http://studopedya.ru/1­104572.html     генетика человека 5. https://ru.wikipedia.org/wiki/Генетическая_инженерия  6. http://samzan.ru/85941 генетический метод